Виды эластичности спроса и значение для экономической политики фирм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

Содержание работы

1 Теоретические основы эластичности по спросу
Введение…………………………………………………..………….……..……3
1.1 Определение эластичности и ее свойства………………………….………4
1.2 Эластичность спроса…………………………………………………….…..5
1.3 Факторы ценовой эластичности спроса……………………………………6
1.4 Дуговая эластичность………………………………………………………..7
1.5 Эластичность спроса по доходу…………………………………………….7
1.6 Перекрестная эластичность…………………………………………………8
1.7 Эластичность спроса на ресурсы………………………………………….10
1.8 Использование анализа эластичности для изучения поведения потребителя………………………………………………………………………11
1.9 Разработка стратегии предприятия………………………………………...14
2 Практическое применение знаний эластичности по спросу
2.0 Эластичность и налоговое бремя…………………………………………..16
2.1 Государственные цены и эластичность……………………………………19
2.2 Применение теории эластичности…………………………………………21
2.3 Практическое применение эластичности в рыночной экономике………24
Заключение……………………………………………………………………...30
Список используемой литературы………………...……………………………32

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 580.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное  учреждение высшего профессионального  образования

 

«ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра “Экономическая теория”

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине “Экономическая теория”  на тему

“Виды эластичности спроса и значение для экономической политики фирм”

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                                                          студент гр.

 

Проверил:                                                                                                           преподаватель         Шереметов Д.А

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2007

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1 Теоретические  основы эластичности по спросу

Введение…………………………………………………..………….……..……3

1.1 Определение эластичности и ее свойства………………………….………4

 1.2 Эластичность спроса…………………………………………………….…..5

 1.3 Факторы ценовой эластичности спроса……………………………………6

1.4 Дуговая эластичность………………………………………………………..7

1.5 Эластичность спроса  по доходу…………………………………………….7

1.6 Перекрестная эластичность…………………………………………………8

1.7 Эластичность спроса  на ресурсы………………………………………….10

1.8 Использование анализа  эластичности для изучения поведения  потребителя………………………………………………………………………11

1.9 Разработка стратегии  предприятия………………………………………...14

2 Практическое применение знаний эластичности по спросу

2.0 Эластичность  и налоговое бремя…………………………………………..16

2.1 Государственные  цены и эластичность……………………………………19

2.2 Применение  теории эластичности…………………………………………21

2.3 Практическое  применение  эластичности в рыночной экономике………24

Заключение……………………………………………………………………...30

Список используемой литературы………………...……………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 В  данной  курсовой работе рассматриваются   кривые спроса и предложения  и направление их изменения.  Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним  почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а следовательно, почему они пересекаются в той или иной точке.

Эластичность  – одна из самых важных категорий  экономической науки.  Впервые  она была введена в экономическую  теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить,  как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда:  возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Поэтому понятие  эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

 

 

 

 

1.1 Определение эластичности и ее свойства.

 

Мера реакции  одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность - важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов (цены, дохода и др.). Это показатель степени чувствительности, реакции потребителей к изменениям цены товара.

Факторы, влияющие на эластичность:

1 наличие хороших заменителей товаров

2 удельный вес в бюджете потребителя

3 размер дохода

4 качество товаров

5 размеры запаса

Свойства эластичности:

  1. Эластичность и ценовые интервалы. Эластичность варьируется в зависимости от  выбранного ценового интервала. Для кривых спроса обычно эластичность оказывается более значительной в верхнем левом углу графика по сравнению с правым нижним.  Это арифметическое свойство единиц измерения эластичности. Это связано с первоначальным количеством и ценой, от  которых ведется отсчет.
  2. Эластичность и наклон кривой спроса. Внешний вид графика не может служить надежным основанием для суждения  об эластичности спроса. Наклон кривой спроса зависит от абсолютных  изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело  с процентными изменениями цены и количества.

Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса.

Эластичность определяется на заданном интервале. Определение  ее на  некотором другом интервале может быть таким же или измениться в зависимости от формулы спроса.

1 Линейная кривая спроса. Эластичность интервалов цен и количества спроса неодинакова на всей прямой, отображающей спрос. Эластичность изменяется по мере движения вниз по кривой спроса.

2 Кривая спроса постоянной эластичности. Кривая спроса может быть представлена нелинейно. Кривая может иметь такую форму, что эластичность может быть постоянной на любом произвольно взятом интервале.

 

 

1.2 Эластичность спроса.

 

Ценовая эластичность спроса

Эластичность  спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько  изменится в процентном отношении  величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

Если обозначить цену Р, а  величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен:

где DQ — изменение величины спроса, DP — изменение цены, %; "Р" в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.

Аналогично  можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине. Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

Например, снижение цены стирального  порошка на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен:

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

При коэффициенте эластичности, равном 1, говорят о  единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит такому же количественному изменению величины спроса:

На участках эластичного спроса снижение цены и  рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса — к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.

 

1.3 Факторы ценовой эластичности спроса.

 

  1. Заменяемость.

Чем больше хороших  заменителей данного продукта  предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность спроса на продукт зависит от того,  насколько узко определены границы этого продукта.

  1. Удельный вес в доходе потребителя.

Чем больше места  занимает товар в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем  выше эластичность спроса  на него.

  1. Предметы роскоши и предметы необходимости.

Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши обычно эластичен.

  1. Фактор времени.

Спрос на продукт  более эластичен, чем длиннее  время для принятия решений. Это зависит от привычек потребителя, долговечности продукта.

 

 

 

1.4 Дуговая эластичность.

 

Во избежание  возможных ошибок при измерении  эластичности спроса, сопряженных с  неадекватными показателями эластичности, получаемыми для одних и тех  же точек, в зависимости от направления изменения цены, т.е. ее повышения или понижение, используют расчет дуговой эластичности, которая выражает эластичность спроса между двумя точками как процентное выражение изменения средней цены и среднего объема спроса.

Исходя из вышеизложенного можно записать следующую формулу:

где E - дуговая  эластичность; Q - изменение объема спроса, DР - изменение цены; Qср - средний объем производства; Рср - средняя цена.

На эластичность спроса влияет целый ряд факторов. Это прежде всего динамика доходов населения, наличие у данного товара заменителей, удельный вес цены товара в доходе потребителя, срок (отрезок времени), необходимый для принятия решения о покупке.

 

 

 

1.5 Эластичность спроса по доходу.

 

Существует и эластичность спроса по доходу. По мере увеличения доходов возрастают потребности в услугах и товарах. Отсюда очевидно, что доход воздействует на спрос и появляется необходимость в определении этой зависимости с помощью такого показателя, как эластичность спроса по доходу (Ед). Последняя исчисляется как отношение процентного изменения количества продукции, на которую предъявлен спрос, к процентному изменению дохода:

где DQ — процентное изменение спроса; DI— процентное изменение дохода.

Особенность эластичности спроса по доходу состоит в том, что она меняет свой знак для некоторых товаров. Для товара, спрос на который с ростом цен падает, эластичность отрицательная. К таким товарам относят товары низкого качества, недиетические продукты питания, крахмалосодержащие продукты и др. Качественные товары имеют положительную эластичность.

 

1.6 Перекрестная эластичность.

 

Заслуживает внимания и перекрестная (взаимная) эластичность спроса, которая выражает степень чувствительности спроса на определенный товар к изменению цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности показывает, на сколько процентов изменится спрос на данный товар при изменении цены другого товара на 1%:где DQX— относительное изменение спроса на товар X, DPY— относительное изменение цены на товар Y. Знак коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, являются ли товары взаимозаменяемыми, взаимодополняющими или нейтральными друг к другу. Эти варианты рассмотрены  на рис.1

 


 

 

Кривая В (E < 0) характеризует отрицательную перекрестную  эластичность: с ростом цены товара У объем спроса на товар Х сокращается, и наоборот. В этом случае товары являются взаимодополняющими: например, автомобиль и бензин, фотоаппарат и  пленки к нему, магнитофон и кассеты.   Кривая С (E > 0) отражает положительную перекрестную  эластичность: при росте цены товара У объем спроса на товар Х Увеличивается, т.е. происходит как бы переключение спроса с товара У на товар X. В таком случае товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), например, автобус и метро, конфеты и торты, кофе и чай.

Кривая D (E= 0) выражает нулевую или близкую к нулевой перекрестную эластичность: изменение цены товара У никак или очень мало отражается на спросе на товар X. Такие товары называются независимыми, или нейтральными, например, рост цен на шляпы вряд ли отразится на спросе на ботинки. Следовательно, понятие эластичности спроса весьма полезно при изучении реакции потребителей под воздействием тех или иных факторов. В зависимости от степени эластичности спроса предприниматели могут прогнозировать и определять поведение своих предприятий.

 

 

1.7 Эластичность спроса на ресурсы.

 

Эластичность  спроса на ресурсы определяют три  фактора:

Первый —  эластичность спроса на готовую продукцию: чем она выше, тем более эластичным будет и спрос на ресурс. Когда повышение цены на товар вызывает значительное падение спроса на него, потребность в ресурсах уменьшается. В случае, когда, напротив, спрос на изготовляемую с помощью данных ресурсов продукцию неэластичен, неэластичен и спрос на ресурсы.

Второй фактор — замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на них высока, если в случае повышения цены существует возможность их замены  другими ресурсами (например, бензина  — дизельным топливом) или внедрения более совершенной технологии (благодаря которой, к примеру, уменьшается потребность в бензине).

Информация о работе Виды эластичности спроса и значение для экономической политики фирм