Виды цен и их взаимосвязь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Цена как экономическая категория.……………………………... 5
1.1 Сущность и экономическая роль цены………………………………… 5
1.2 Функции цены …………………………………………………………… 11
Глава 2. Виды цен и их взаимосвязь……………………………………...... 19
2.1 Факторы, влияющие на уровень цен…………………………………... 19
2.2 Виды цен по степени учета в них затрат и прибыли………………… 24
2.3 Виды цен (тарифов) в зависимости от степени самостоятельности предприятия…………………………………………………………………... 26
2.4 Виды цен по времени их действия……………………………………… 29
Заключение…………………………………………………………………… 30
Библиография………………………………………………………………… 32

Файлы: 1 файл

Курсовая!.docx

— 59.17 Кб (Скачать файл)

     Функция цены как средства рационального  размещения производства проявляется  в том, что с помощью механизма  цен происходит перелив капиталов  и ресурсов в секторы экономики  и виды производства с более высокой  нормой прибыли. В планово-административной экономике вопросы размещения производства и торговли (какие предприятия  строить, сколько производить товаров и каких, какое количество магазинов открыть, что в них продавать и по каким ценам) решало государство. В условиях свободного рынка каждый предприниматель сам определяет сферу своей деятельности, руководствуясь возможностью получения прибыли, и это определяется на основе цены. Таким образом и происходит переток капиталов, который осуществляет само предприятие под воздействием конкуренции и спроса. Эта функция цены будет играть важную роль в рыночной системе и должна получать все большее развитие, но чтобы цена выполняла эту функцию, необходимо определенное условие – стабильность экономики. В настоящее время в России при высокой инфляции, низкой конкуренции, монополизме предприятий возможности перелива капиталов ограничены. Предприниматели избегают инвестиций в производство из-за несовершенства налоговой системы и инфляционных процессов, обесценивающих денежные средства, так как отдача в этой сфере требует длительного времени, и предпочитают заниматься торгово-посреднической деятельностью, обеспечивающей быстрый оборот вложений. Именно поэтому сфера торговли была наиболее популярной в 90-е годы. По мере стабилизации экономики эта функция цены будет играть все большую роль.

     Информационная  функция состоит в том, что  цена выступает как основной носитель информации и для производителей (продавцов), и для потребителей (покупателей). Данные о ценах, известия об их изменениях являются сигналом к действию или  бездействию субъектов рыночной экономики – предприятий, населения.

     Функции цены тесно взаимосвязаны и взаимодействуют. Стимулирующая функция усиливает  функцию балансирования спроса и  предложения, так как способствует производству товаров, пользующихся спросом. Распределительная функция взаимодействует  с функцией цены как средства рационального  размещения производства, способствуя  распределению ресурсов. Стимулирующая  и перераспределительная функции  взаимосвязаны, так как обе предполагают дифференциацию чистого дохода в цене. В конечном итоге все функции цены направлены на то, чтобы объединять интересы производителя и потребителя, обеспечивать им условия реализации их интересов.

 

      Глава 2. Виды цен

 

     Система цен характеризует взаимосвязь  и взаимоотношение различных  видов цен, состоит из элементов, в качестве которых рассматриваются  как конкретные цены, так и определенные их группы.

     В системе цен каждая отдельная  цена и каждая группа цен находится  во взаимосвязи со всеми другими  ценами. Стоит только внести изменения  в уровень одной цены, как это  повлечет за собой изменения в  целом ряде цен. Это обусловлено  единым процессом формирования затрат на производство, взаимосвязью и взаимозависимостью всех элементов рыночного механизма  хозяйствования и всех субъектов, действующих  на рынке.

     В зависимости от признака, положенного  в основу классификации, можно рассматривать  различные классификации цен.

     Цены  классифицируются по различным признакам. Каждый вид цены имеет определенный состав элементов (составляющих цены) и структуру (отношение отдельных  элементов к общему уровню цены). На уровень цены влияют различные  факторы.

     2.1 Факторы, влияющие на уровень цен

 

     Наиболее  общим принципом классификации  всех цен, действующих в рыночной экономике, является деление на фиксированные, регулируемые и свободные в зависимости  от степени вмешательства государства  в процессе их формирования.

     Фиксированные – это цены, уровень (величина) которых устанавливается органами ценообразования или другими государственными органами (Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления). Фиксированные цены указывают в соответствующих документах, и их изменение является нарушением законодательства. Как правило, оговаривают и срок действия таких цен. В России они применяются по очень ограниченному кругу сырья, продукции, услуг (нефть, газ, коммунальные услуги).

     Регулируемые – это цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, но при этом их уровень регулируется государственными органами прямыми методами путем введения ограничения изменения уровня цены или каких-либо ее элементов. К регулируемым относятся: предельные цены, по которым установлена максимальная величина, то есть они не могут быть выше указанного уровня; минимальные цены, когда определен их нижний предел, то есть цена должна быть выше. В России такие цены применяются при реализации водки и ликероводочной продукции крепостью выше 28 процентов.

     Свободные (рыночные) цены освобождены от непосредственного  ценового вмешательства государственных  органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка и являются равновесными ценами, при которых  объем спроса равен объему предложения.

     Государство может влиять на изменение свободных  цен путем воздействия на конъюнктуру  рынка – изменение спроса и  предложения и их соотношение. Например, необходимо установить более высокую  цену на какую-нибудь группу товаров  в целях стимулирования производства – государство может пойти  на предоставление налоговых льгот  или снижение налогов потребителям этой группы товаров. Это приведет к  расширению спроса и соответственно к повышению цен. Аналогично можно  способствовать снижению цен12.

     Совершенно  свободные цены бывают только в теории, а реальная цена на рынке в любом  случае подвергается определенному  воздействию государства (налоговое  законодательство, таможенная (торговая) политика и т. д.), но оно носит  косвенный характер.

     Уровень, соотношение и изменение цен  на товары зависят от множества факторов, различающихся происхождением, мерой влияния, сферой и временем действия, степенью зависимости от предприятия и др. Некоторые из них действуют только в сферах производства, сбыта, товародвижения, потребления, рекламы либо одновременно в нескольких сферах; отдельные факторы подлежат регулированию предприятием, другие не зависят от него; одни действуют кратковременно, другие — продолжительное время.

     Рассмотрим  наиболее важные факторы, влияющие на уровень цен. Затраты производства - один из наиболее важных факторов. Конкретная зависимость цен от затрат производства будет различной в условиях разных типов рынка: в условиях монопольного рынка высокий уровень затрат обусловливает высокую (монопольную) цену; в условиях конкурентной среды  влияние затрат производства на цену снижается, но возрастает значение снижения затрат для получения прибыли.

     Затраты производства могут изменяться в  результате повышения цен на сырье, комплектующие изделия, энергоносители, тарифов на железнодорожные перевозки, заработной платы, затрат на рекламу  и т. п. На эти изменения предприятия  могут реагировать по-разному: переложить повышение затрат производства на потребителя, т. е. повысить цены на продукцию (работы, услуги), что характерно для монополистов; частично компенсировать дополнительные затраты повышением цен или оставлять  цены на прежнем уровне, но при этом получать меньшую прибыль, либо искать пути снижения затрат.

     На  изменение цен существенно влияют монополии. Степень монополизации  рынка находится в обратной зависимости  от количества продавцов: чем их меньше, тем больше степень монополизации, и наоборот. Монополизм продавцов позволяет назначать высокие цены.

     Чем выше степень монополизации продавцов, тем выше цены. Монополизм покупателей  обусловливает низкие цены. Чем выше степень монополизации покупателей, тем больше тенденция к снижению цен. Монопольные цены могут ограничиваться различными способами13. Отметим некоторые из них:

     Наличие конкуренции.

     Конкуренция бывает производственная и рыночная. Производственную конкуренцию можно рассматривать как внутриотраслевую (экономическое соперничество между товаропроизводителями, работающими в одной отрасли) и межотраслевую. Рыночная конкуренция — это конкуренция между продавцами и между покупателями под влиянием соотношения спроса и предложения на тот или иной товар.

     И та и другая конкуренция может  быть ценовой и неценовой. Ценовая  конкуренция отображает соперничество  предприятий в положении на рынке, в объемах продаж товаров, в получении  прибыли посредством снижения цен  на товары без изменения их качества или сокращения затрат производства.

     Неценовая конкуренция использует разные способы: повышение качества продукции, производство новых ее видов, предоставление различных услуг, условий продажи и др.

     Государственное регулирование цен, в частности  антимонопольное законодательство цены в большой степени зависят от инфляции - процесса обесценивания денег, вызываемого повышением цен на основные группы реализуемых товаров и услуг.

     Инфляция  сопровождается, как правило, переполнением каналов денежного обращения избыточным количеством денег, не обеспеченных соответствующим увеличением товарной массы или повышением качества, потребительной стоимости товаров (свойства товара удовлетворять какие-либо потребности, т. е. его полезности).

     Инфляция  приводит к повышению цен и  общему падению покупательной способности. Бывают периоды ускоренного увеличения денежной массы в обращении и  повышения цен на товары и периоды  с относительно умеренным развитием  инфляционных процессов. Исходя из этого различают инфляцию умеренную (ползучую) и ускоренную (галопирующую).

     Умеренная инфляция (2-3%) в периоды оживления экономических процессов может отражать здоровое повышение спроса на сырье, материалы, оборудование, рабочую силу и т. д. и является стимулом для расширения производства и незначительного повышения цен на товары.

     В периоды экономических неурядиц, депрессий и спадов инфляция превращается в разрушительную силу, приводящую к уменьшению объема продаж, в некоторых  случаях — к ухудшению качества товаров, появлению дефицита, что  в конечном счете обусловливает  повышение цен.

     Инфляция  в виде повышения цен охватывает различные товарные группы, отдельные  товары и услуги. Поэтому ее влияние  на социальные слои населения, различающиеся  структурой потребления и удельным весом расходов на товары и услуги, различно. Публикуемые статистические данные о размере инфляции могут  не полностью отражать ее реальные масштабы.

     Это зависит от методологии подсчета индексов цен потребляемых товаров  для различных групп населения. Кроме рассмотренных факторов, влияющих на уровень цен, существуют также  другие, которые нужно учитывать  при разработке ценовой политики предприятия (фирмы).

     К ним относятся сезонные колебания  цен, характерные для товаров  сельскохозяйственного производства (зерна, фруктов, овощей и т. п.) и некоторых  промышленных товаров (при создании сезонных запасов сырья, угля, мазута на зимний период); повышение спроса на отдельные группы товаров перед  праздниками (торговля может реагировать  на изменение спроса повышением цен  с последующим их снижением); влияние  на колебание цен форс-мажорных обстоятельств (засухи, землетрясения, аварий, военных  действий, забастовок и т. п.). К факторам, влияющим на уровень цен, можно отнести  и каналы сбыта товаров: чем больше звеньев товародвижения, тем выше цены14.

     Количество  звеньев товародвижения в меньшей  степени влияет на цену производителя  и в большей - на конечную цену товара.

     2.2 Виды цен по степени учета в них затрат и прибыли

 

     В зависимости от каналов движения товаров от производителя к потребителю  и учета в цене затрат на производство и сбыт, а также прибыли цены подразделяются на оптовые и розничные. Различают оптовые цены на продукцию  производственно-технического назначения и на предметы народного потребления.

     Оптовые цены на продукцию производственного  назначения имеют широкую сферу  действия и являются конечными, а  на товары народного потребления - промежуточными. Их сфера действия сужена рамками отдельных отраслей (подотраслей) и производств, так как на рынке непосредственные потребители приобретают их по рыночным конечным ценам.

Информация о работе Виды цен и их взаимосвязь