Валютный рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

Валютный рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами валютных ресурсов. Необходимо иметь в виду, что практика функционирования современных валютных рынков в зарубежных странах не может быть полностью адаптирована к российским условиям и возможностям. Для их активного развития в России должна быть проделана огромная подготовительная и организационная работа на уровне государственных структур, предпринимателей, финансистов, специалистов и консультантов.

Содержание работы

1.Введение.
2.Определение валютного рынка.
3. Функции валютного рынка.
4.Валютные операции.
4.1. Классификация валютных операций.
5.Валютный курс.
5.1.валютный курс и его разновидности.
5.2.Равновесный валютный курс.
5.3.Эластичность спроса и предложения иностранной валюты. Условие Маршалла-Лернера. Джей-кривая.
5.4.Выбор режима валютного курса.
5.5.Фпкторы влияющие на величину валютного курса.
5.6.Причины колебания валютного курса.
6.Становление и развитие валютного рынка в России.
6.1. Регулирование валютного рынка.
6.2.Взаимоотношение субъектов валютного рынка.
7. Понятие валютного рынка и его инфраструктура.
8.Биржа как элемент

Файлы: 1 файл

Валютный рынок.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

За истекшие годы произошли  резкое снижение доли биржевого оборота, перемещение основного объема валютных операций на межбанковский рынок, уменьшение значения биржи как основной курсообразующей площадки. Это сокращение компенсировалось увеличением сделок между коммерческими банками.

Уменьшение доли бирж в общероссийском валютном обороте  объяснялось более высокими темпами  роста межбанковских валютных операций. Снижению доли биржевого валютного  рынка в пользу межбанковского способствовала политика финансовой стабилизации, в результате которой курс рубля приобретал предсказуемую динамику. Валютно-финансовый кризис 1998 г., нарушивший эту динамику, привел к замораживанию межбанковского рынка и вернул валютную торговлю на ММВБ.

По решению совета директоров Банка России с 29.06.99 г. специальная  торговая сессия отменена и осуществлен  переход к торговле на утренней единой торговой сессии (ЕТС). Все коммерческие банки, имеющие валютные лицензии БР (их свыше 600), получили возможность свободно покупать и продавать на этой сессии иностранную валюту как по поручению клиентов, так и от своего имени и за свой счет.

На обеих сессиях  операции с валютой производятся в системе электронных лотовых  торгов (СЭЛТ). Каждый банк указывает курс, по которому он готов купить или продать валюту, а также объем продажи или покупки.

Рынок форвардных операций в России возник в ноябре 1993 г., когда  отдельные КБ стали заключать  со своими клиентами договоры по покупке  и продаже долларов США на срок. Он формировался в основном как клиентский рынок и наиболее значительный масштабов достиг в 1994 г. На нем работало около 30 банков Москвы. В дальнейшем рынок форвардных контрактов периодически то расширялся, то сужался в зависимости от характера кредитно-денежной политики властей и изменения конъюнктуры валютного рынка. По данным ММВБ, в среднем еженедельный оборот колебался в пределах 80-200 млрд. долларов.

С введением в 1995 г. валютного  коридора и установлением жесткого контроля БР над динамикой валютного курса объемы операций на форвардном рынке заметно сократились. Однако в 1996 г. этот рынок вновь существенно активизировался. Основной причиной этого стал допуск нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг. Объектом сделок фьючерсного валютного рынка являются срочные контракты на поставку валюты, имеющие стандартные величины и сроки исполнения. На этом рынке порядок заключения сделок, гарантия выполнения взятых обязательств и окончательные расчеты обеспечиваются соответствующим расчетным механизмом. Фьючерсный рынок возник в России вслед за введением с июля 1991 г. единого плавающего валютного курса рубля. Первые операции по фьючерсным валютным контрактам были проведены на Московской Товарной бирже (МТБ) в октябре 1992 г. (дневной оборот - 60 млн. долларов).

Легальный рынок наличной иностранной валюты возник в России в 1992 г., когда граждане получили право  осуществлять валютные операции на основе Указа Президента «О либерализации  внешнеэкономической деятельности»  от 15.11.91 г. Впервые российские граждане смогли выбирать, в какой форме лучше держать сбережения - в наличных рублях, в рублевых вкладах в банках, в наличной иностранной валюте или на валютных счетах в уполномоченных банках.

Валютный рынок стал первым по времени возникновения - и поначалу оставался практически единственным - сегментом рынка ссудных капиталов России. Объем этого рынка постоянно возрастал и в 1995 г. превысил уровень 1992 г. в 12-13 раз. Однако в 1996 г. объем операций сократился против 1995 г. в 1,6-1,7 раза, до 190-240 млн. долларов в среднем за день.

Непомерное разбухание рынка ГКО-ОФЗ, обусловленное сохранением  крупного дефицита федерального бюджета, привело к превращению этого  рынка в хрупкую финансовую пирамиду. Дело закономерно завершилось обрушением этой пирамиды, возникновением практически ситуации дефолта. Это нашло свое выражение в принятии Правительством в августе 1998 г. решения о принудительном обмене им финансовых обязательств со сроком погашения до конца 1999 г. на новые ценные бумаги со сроком погашения три-пять лет. Крушение рынка государственных обязательств, а также резкое снижение уровня капитализации фондовых ценностей вернули структуру финансового рынка России на несколько лет назад. Валютный рынок на какое-то время снова оказался единственным эффективно действующим сегментом этого рынка.

Постоянные операции с государственными ценными бумагами - характерная особенность современных  мировых финансовых рынков; они используются центральными банками в качестве инструмента регулирования денежного предложения. Поэтому этот рынок должен восстановиться и в России. Что касается валютного рынка, то его роль будет оставаться весьма существенной. Этот рынок прошел пору младенчества и с точки зрения его насыщенности средствами телекоммуникации и обработки информации, квалификации участников, объема и видов валютных сделок, взаимосвязи с денежным рынком приобрел достаточно цивилизованные формы. Более того, принятие Россией обязательств по расширению конвертируемости рубля для нерезидентов открывает перспективу не только роста объема операций на валютном рынке, но и более тесной его интеграции в структуру мирового валютного рынка.

Финансовый кризис августа 1998 г. стал своего рода рубежом в  развитии российского валютного  рынка. Есть основания говорить о двух периодах в истории валютного рынка - до и после финансового кризиса.

До финансового кризиса  развитие валютного рынка шло  во многом стихийным путем. ЦБ РФ проводил в целом мягкую, корректирующую политику, уделяя основное внимание организации, развитию инфраструктуры и либерализации рынка. Такая политика способствовала значительному росту объема операций на валютном рынке, расширению спектра инструментов валютного рынка, высокой активности КБ, усложнению инфраструктуры валютного рынка, вовлечению в валютные операции широкого круга КБ, превращению валютного рынка в ключевой сегмент российского финансового рынка. Вместе с тем слабостью такой политики был недостаточный контроль и надзор со стороны БР за операциями КБ на валютном рынке.

После финансового кризиса пересмотреть свою валютную политику на рынке БР заставила крайне тяжелая ситуация, которая сложилась после августовского финансового кризиса. Объемы операций на ММВБ упали до 30 млн. долларов в день. На межбанковском рынке операции с валютой не проводились: банки не доверяли друг другу. Колебания курса от одной торговой сессии до другой составляли от 9 до 18 руб., что объясняется резким сокращением предложения валюты на рынке. Экспортеры и импортеры теряли ориентацию в своей внешнеэкономической деятельности. Экспортеры отказывались переводить валютную выручку из-за ненадежности российских банков. Банки же не желали продавать валюту, опасаясь дальнейшего падения курса рубля.

Критическая ситуация на рынке потребовала от ЦБ жестких  и неординарных действий. Прежде всего БР отступил от политики либерализации, приняв целый ряд мер по ужесточению контроля за операциями на рынке.

Во-первых, БР пошел на девальвацию  рубля, отказавшись от валютного  коридора. После трехкратного снижения курса рубля изменилось соотношение между текущим курсом рубля на валютном рынке и реальным - паритетом покупательной способности. Текущий курс рубля на валютном рынке понизился в большей степени, чем снизилась его покупательная способность на внутреннем рынке. Благодаря девальвации изменились условия торговли - соотношение экспортных и импортных цен. Внешнеторговые операции стали более выгодны для импортеров.

Во-вторых, на протяжении сентября 1998 г. - июня 1999 г. БР ввел более десятка  ограничений на операции, связанные  с валютными операциями КБ. Так, 16 сентября 1998 г. введено требование обязательной продажи 50%-ной экспортной валютной выручки только на межбанковских валютных биржах. До этого экспортеры могли продавать установленную часть валютной выручки как на межбанковском рынке, так и на биржевом. Цель введенного требования состояла в том, чтобы ужесточить контроль за продажей экспортной валютной выручки в силу того, что на биржевом рынке есть возможность проконтролировать факт продажи установленной экспортной выручки.

Действия БР после финансового кризиса августа 1998 г. оцениваются по-разному его участниками. Тем не менее нельзя не признать, что в этот период были решены первоочередные задачи, связанные с восстановлением валютного рынка: 
-обеспеченно относительное равновесие спроса и предложения на валютном рынке и устранена угроза неконтролируемых изменений курса рубля. За девять месяцев 1999 г. курс доллара на валютном рынке повысился на 25% при инфляции в 32,4%; 
- созданы условия для поддержания уровня валютных резервов и мобилизации валютных средств для обслуживания внешнего долга. 
- усилена роль валютного рынка в обслуживании внешнеторговых связей. В настоящее время около 60% операций на биржевом рынке непосредственно связаны с обслуживанием операций по экспорту и импорту; 
- ограничены спекулятивные возможности КБ; 
- ужесточен контроль за бегством капитала из страны.

 

Нынешняя ситуация на валютном рынке требует либерализации  валютного законодательства. С 2007 года начнет действовать новый закон  о валютном контроле. Новый законопроект одобрил в ноябре 2003 Совет Федерации. При требуемом большинстве в 90 голосов "за" проголосовали 103 сенатора. Закон должен быть подписан президентом России и вступит в силу через полгода после официального опубликования. Считается, что документ носит либеральный характер. В нем, в частности, максимально исключена возможность ввода ограничений на валютном рынке со стороны Центробанка или правительства. В ходе рассмотрения законопроекта в Госдуме из него были исключены почти все текущие и часть капитальных операций, по которым кабинет министров или Центробанк РФмогут вводить ограничения. Фактически у монетарных властей осталось два - правда, очень мощных - рычага воздействия на трансграничные потоки капитала. Во-первых, в законе закреплено право Центробанка потребовать от инвесторов при вывозе средств за рубеж зарезервировать до 100% вывозимого объема на срок до двух месяцев. Во-вторых, при ввозе капитала допускается возможность депонирования до 20% средств на срок до одного года. Таким образом, срок действия всех ограничительных норм - 1 января 2007 г. После этой даты все ограничения утратят силу, если, конечно, законодатели не сочтут необходимым вновь подправить закон. Но пока вероятность этого не рассматривается даже чисто гипотетически. Снятие ограничительных мер на валютные операции капитального характера и означает полную свободную конвертируемость.

 

5.1. Регулирование валютного рынка

Основополагающими понятиями  валютного рынка являются валютное регулирование и валютный контроль. Рассмотрев основные принципы регулирования  валютных операций и функции, выполняемые органами и агентами валютного контроля можно получить полное представление об операциях совершаемых в целом, как на внешнем, так и на внутреннем валютном рынках.

В истории валютного  регулирования в послереволюционной России условно можно выделить четыре этапа.

Первый  этап - до 1986 года - обладал всеми характерными чертами валютной монополии государства. В это время имела место полная централизация валютных доходов от экспорта, который в свою очередь был монополизирован государством, от имени и за счет которого на мировых рынках выступали государственные внешнеторговые объединения. Выручка от экспорта в иностранной валюте концентрировалась на счетах одного банка-монополиста, обслуживающего все международные расчеты СССР - Внешторгбанка СССР (позднее Внешэкономбанка). Использование доходов от экспорта, сумм привлеченных валютных кредитов и накопленных золото-валютных резервов осуществлялось на основе планового распределения средств государством в лице Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР в соответствии с потребностями регионов и отраслей. Валютные планы государства (источники и объемы поступлений, направления и с-уммы расходов) утверждались в составе народнохозяйственных планов Верховным Советом СССР. Министерства, ведомства, предприятия, местные органы власти расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных им лимитов в процессе исполнения соответствующих смет. Практически полная изолированность внутреннего товарного и денежного рынка от мировых рынков товаров, услуг и капиталов (что проявлялось, например, в уровне курса рубля к иностранным валютам, который к началу 80-х годов практически не отражал экономических и ценовых пропорций, а служил лишь инструментом пересчета внешнеторговых цен в рубли для ведения учета в национальной валюте); централизация управления валютными ресурсами государства; минимальное число непосредственных участников внешнеэкономической, прежде всего внешнеторговой деятельности, обслуживаемых в основном через один банк-хранитель единой валютной "копилки" государства, - все это объективно не требовало систем валютного регулирования, характерных для стран с рыночной экономикой на различных этапах их развития. В целом это было не регулирование как таковое, а, прямое администрирование, государственное "командование".

Второй  этап развития валютного рынка в России нача-лся в 1986 году децентрализацией внешнеэкономической деятельности, когда сначала сотни, а затем практически все субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, учреждения, организации) получили право прямого выхода на внешние рынки. Была установлена и стала развиваться система так называемых "валютных отчислений", когда поступления в иностранной валюте делились в определенных пропорциях между государством и непосредственным производителем (владельцем) экспортной продукции. Предприятия, поставлявшие товары (работы, услуги) на экспорт, стали получать в свое распоряжение иностранную валюту, зачисляемую в "валютные фонды" (на балансовые и внебалансовые валютные счета, позднее - только балансовые). Число участников внешнеэкономической деятельности и разнообразие форм их участия в осуществлении этой деятельности существенно возросли в -1987-1988 годах с началом бурного развития совместного (с участием иностранного капитала) предпринимательства на территории страны.

Другой качественный скачок в процессе интеграции в мировую  экономику был сделан начавшейся широкомасштабной реформой банковской системы. Появилось большое число  независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов. В течение нескольких лет отсутствовал специальный орган валютного регулирования (его роль, наряду с другими функциями, фактически выполняла Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР), и источниками валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР, а также издаваемые в их развитие нормативные акты министерств и ведомств. Нарушение "планового" характера валютных отношений страны с внешним миром, быстрое расширение круга предприятий-участников внешнеэкономических связей и банков, осуществляющих их валютное обслуживание, привели к пониманию необходимости специального законодательного регулирования валютных отношений, создания единых правил совершения валютных операций, придания функций органа валютного регулирования одному из органов государственного управления. Это послужило основанием для разработки в 1990 году проекта специального закона о валютном регулировании.

С вступлением в силу в марте 1997 года Закона СССР ''0 валютном регулировании" начался третий этап развития валютного регулирования в стране. На уровне закона впервые в юридическую пра-ктику были введены такие понятия валютного регулирования как "валютные ценности", "валюта СССР", "иностранная валюта", "резиденты", "нерезиденты", "валютные операции-", "текущие валютные операции", "валютные операции, связанные с движением капитала".

Информация о работе Валютный рынок