Совокупный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение совокупного спроса.
Задачами курсовой работы:
- дать понятие совокупного спроса;
- определить факторы совокупного спроса – ценовые и неценовые;
- охарактеризовать компоненты совокупного спроса;
- проанализировать динамику и структуру совокупного спроса в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение 5
1 Совокупный спрос: сущность, элементы и факторы 7
1.1 Понятие и кривая совокупного спроса 7
1.2 Факторы совокупного спроса 9
1.2.1 Ценовые факторы совокупного спроса 9
1.2.2 Неценовые факторы 12
2 структура совокупного спроса 17
2.1 Компоненты совокупного спроса 17
2.2 Динамика совокупного спроса в Республике Беларусь 18
Заключение 23
Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota (1).docx

— 141.53 Кб (Скачать файл)

1) потребители ощущают  возросшее богатство, что стимулирует  спрос на потребительские товары;

2) снижение процентных  ставок стимулирует спрос на  инвестиционные товары;

3) понижение обменного  курса национальной валюты стимулирует  чистый экспорт.

Взаимодействие этих стимулов предопределяет отрицательный наклон кривой совокупного спроса.

Важно иметь в виду, что кривая совокупного спроса (подобно любым другим кривым спроса) изображается «при прочих равных условиях». В частности, при объяснении причин отрицательного наклона кривой совокупного спроса предполагалось, что уровень предложения денег остается постоянным. Иными словами, было рассмотрено, как изменение уровня цен воздействует на спрос на товары и услуги, считая количество денег в экономике постоянным. Как будет видно, изменение объема денежной массы приводит к сдвигу кривой совокупного спроса. Сейчас же нужно помнить о том, что каждая конкретная кривая совокупного спроса изображается для конкретно заданного количества денег.

 

1.2.2 Неценовые  факторы

 

Ситуацию, когда изменяется лишь уровень цен, а иные факторы остаются устойчивыми, можно изобразить как движение от одной точки к другой по кривой совокупного спроса. Однако если одно или несколько условий изменяются, то кривая совокупного спроса перемещается. Эти условия называются неценовыми факторами ценового спроса. Графически влияние неценовых факторов представлено смещением кривой совокупного спроса вправо, когда спрос увеличивается, и влево, когда он уменьшается (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 - Перемещение кривой совокупного спроса

Источник: [7,c.213]

 

В экономической литературе встречаются различные классификации неценовых факторов совокупного спроса. Ряд авторов  делит неценовые факторы на три группы.

К первой группе относятся политико-экономические факторы, находящиеся под контролем правительства страны. Это прежде всего монетарная и фискальная политика.

Ко второй группе относятся такие внешние факторы, как объем производства в зарубежных странах, динамика стоимости активов и цен на ресурсы и т.п.

А третью группу, составляют ожидания потребителей и предпринимателей.

Так же при рассмотрении вопроса о неценовых факторах совокупного спроса выделяют значимость финансово-бюджетной политики государства, которая воздействует на изменения в государственных закупках, уровень налогообложения [2,c.110].

Таким образом, можно составить следующую классификацию неценовых факторов совокупного спроса.

Во-первых, к неценовым детерминантам относятся потребительские расходы, которые зависят от благосостояния потребителей; их ожиданий, связанных с прогнозом будущего дохода; задолженности потребителей, а также налогообложения их прибыли.

Благосостояние потребителя состоит из материальных и финансовых активов. При увеличении их реальной стоимости потребители будут больше расходовать на приобретение товаров, а это приведет к увеличению совокупного спроса и тем самым к смещению кривой спроса вправо. С уменьшением реальной стоимости активов кривая сдвинется влево. Также кривая сдвинется влево при неблагоприятном прогнозе потребителя своего будущего дохода. Поскольку, если люди ожидают, что их реальные доходы возрастут, то они будут больше расходовать на покупки из имеющегося текущего дохода, а это также приведет к увеличению совокупного спроса и, следовательно, к смещению кривой вправо. В противном случае при неблагоприятном прогнозе совокупный спрос уменьшится.

Влияние задолженности потребителя на совокупный спрос обусловлено тем, что значительные долги сокращают текущее потребление и тем самым приводят к снижению совокупного спроса и, следовательно, к сдвигу кривой спроса влево.

Что касается налогов, то высокие налоги на доход приводят к снижению совокупного спроса, а низкие подоходные налоги, наоборот, повышают его. Это объясняется тем, что когда правительство сокращает налоги, то реальные доходы потребителя увеличиваются, и часть прироста направляется на сбережения, а другая – расходуется на приобретение потребительских товаров. Так как уменьшение уровня налогообложения означает возрастание потребительских расходов, то кривая совокупного спроса сдвигается вправо, а ужесточение налогов ведет к снижению расходов потребителей и смещению кривой совокупного спроса влево.

Однако в данном случае значение имеет устойчивость изменений в налогообложении. Если потребители ожидают долгосрочного сокращения налогов, они оценивают дополнительный доход как существенную прибавку к своим финансовым ресурсам и, следовательно, значительно увеличат расходы. В этом случае сокращение налогов оказывает существенное воздействие на совокупный спрос. Напротив, если потребители оценивают изменения в налогообложении как временные, они посчитают прибавку к своим финансовым ресурсам незначительной, следовательно расходы возрастут несущественно. В этом случае влияние сокращения налогообложения на совокупный спрос невелико [10,c.96].

Во-вторых, также детерминируют изменение кривой совокупного спроса различные формы инвестиционных расходов. К этим формам относятся:

- изменение процентных  ставок. Любое их изменение, не  связанное с уровнем цены, сократит  инвестиционные расходы, приведет  к уменьшению совокупного спроса  и смещению кривой спроса влево. Понижение процентных ставок  даст противоположные результаты  и смещение кривой вправо;

- ожидаемые прибыли от  инвестиций, которые при благоприятном  прогнозе будут способствовать  росту совокупного спроса, а при  неблагоприятном – его уменьшению;

- налоги с предприятий. Совокупный спрос снизится, если  налоги возрастут, и увеличится, когда они понизятся;

- новые технологии, которые  обычно приводят к увеличению  инвестиционных расходов, а тем  самым к росту совокупного  спроса;

- избыточные мощности. Поскольку  у предприятий нет стимула  к наращиванию дополнительных  мощностей, то, как правило, это приводит  к понижению совокупного спроса  и, следовательно, к увеличению инвестиционных  расходов, ибо даже существующие  используются не полностью. В  данном случае неизбежно уменьшение  совокупного спроса.

В третьих, совокупный спрос детерминируется также государственными расходами, поскольку увеличение последних приведет к росту совокупного спроса, а понижение – к его увеличению. При этом следует отметить, что величина сдвига совокупного спроса является отличной от изменений в государственных закупках. Это обусловлено такими двумя макроэкономическими эффектами, которые называют «эффект мультипликатора» и «эффект вытеснения». Вследствие первого из них сдвиг совокупного спроса может оказаться большим, чем изменения в государственных расходах, а вследствие второго – смещение совокупного спроса может быть меньшим. Эффект мультипликатора предполагает, что следствием бюджетно-финансовой политики государства может быть большее, в сравнении с изменением объема государственных закупок, увеличение совокупного спроса. Однако экономическая политика государства может сопровождаться другим, действующим в противоположном направлении эффектом. Увеличение государственных расходов стимулирует спрос на товары и услуги, но оно же вызывает повышение процентной ставки, следствием чего становится сокращение спроса на товары и услуги. Уменьшение спроса, вызванное повышением процентной ставки, вследствие бюджетной экспансии, называется эффектом вытеснения. Таким образом, когда правительство страны принимает решение об увеличении государственных расходов, совокупный спрос на товары и услуги возрастает, но величина прироста определяется соотношением значений эффектов мультипликатора и вытеснения [1,c.95].

В-четвертых, совокупный спрос зависит от расходов на чистый экспорт, поскольку с увеличением экспорта повышается и совокупный спрос, а с уменьшением он понижается.

В-пятых, совокупный спрос детерминируется и национальными доходами стран-экспортеров, так как с увеличением такого дохода торговые партнеры увеличивают закупки за границей и тем самым способствуют увеличению совокупного спроса в другой стране. Уменьшение национального дохода стран-экспортеров дает противоположный результат. Влияние национальных доходов других стран на совокупный спрос данной страны обусловлено тем, что ускорение экономического роста в других странах увеличивает доходы граждан и фирм этих государств, которые могут приобретать больше товаров и услуг как отечественного, так и зарубежного производства. Таким образом, экспорт страны увеличивается с улучшением положения деловой активности ее торговых партнеров, и кривая совокупного спроса перемещается вправо.

В-шестых, на совокупный спрос влияет изменение валютных курсов. Если, например, курс на собственную валюту возрастает, то страна может закупать больше иностранных товаров, а это ведет к росту совокупного спроса. Падение курса на собственную валюту делает потребителей менее материально обеспеченными, поэтому они уменьшат закупку товаров и услуг.

Таким образом, конкретные факторы совокупного спроса относят к ценовым или неценовым в зависимости от причин, вызывающих их изменение. Поскольку, например, чистый экспорт страны может увеличиться вследствие как снижения внутренних цен, так и снижения курса национальной валюты. В данной главе рассмотрены все изменения совокупного спроса, которые не связаны с уровнем установившейся цены, они имеют место при вполне определенной фиксированной цене и поэтому носят неценовой характер.

 

 

 

 

 

2 структура совокупного спроса

 

2.1 Компоненты совокупного спроса

 

Совокупный спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную.

Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает потребность в товарах и услугах. Его структура может быть представлена: во-первых, определенными видами продуктов и услуг непроизводственного потребления, удовлетворяющими личные и иные непроизводственные потребности; во-вторых, совокупностью всех средств производства и производственных услуг (научные исследования и разработки, направленные на совершенствование технологии; обслуживающая производство информация; связь и т. д.).

Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике [8,c.163].

В структуре совокупного спроса можно выделить 4 макроэкономических субъекта, влияющих на объем спроса:

  1. совокупный спрос домохозяйств – потребительский спрос (C);
  2. спрос фирм на инвестиции (I);
  3. спрос на товары и услуги со стороны государства (G);
  4. чистый экспорт (Xn) – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары.

Чтобы определить объем совокупного спроса, необходимо определить объём спроса каждого из этих субъектов. Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится больше половины объёма конечного совокупного спроса. Потребительский спрос или расходы изменяются медленно, относительно стабильны. Другие компоненты совокупного спроса более динамичны, например инвестиционный спрос, их изменения вызывают колебания экономической активности.

Из структуры совокупного спроса выделяют формулу:  AD = C + I + G + Xn.

В правой части она содержит те же слагаемые, что и формула основного макроэкономического тождества (ВНП по расходам). Их отличие заключается в том, что AD – это расходы, которые намерены сделать хозяйствующие субъекты, а не фактические расходы, которые уже сделаны в течение года.

2.2 Динамика совокупного спроса в Республике Беларусь

 

Для анализа динамики совокупного спроса Республики Беларусь необходимо проанализировать важнейшие его компоненты, такие как ВВП, инфляция, уровень инвестиций, доходы населения, уровень государственных расходов.

В таблице 2.1 представлена динамика валового внутреннего продукта Республики Беларусь за 2012-2014 гг.

Таблица 2.1 – Динамика ВВП Республики Беларусь за 2012-2014 гг.

Показатель

2012 год

2013 год

2014 год

Абсолютное отклонение, +/-

Темп роста, %

2013г. к 2012г.

2014 г. к 2013г.

2013г. к 2012г.

2014 г. к 2013г.

Валовой внутренний продукт, млрд.руб.

530356

649111

778456

118755

129345

122,4

119,9

Валовой внутренний продукт на душу населения, тыс.руб.

56036

68573

82163

12537

13590

122,4

119,8


Источник: собственная разработка на основании [16]

Информация о работе Совокупный спрос