Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 02:16, шпаргалка

Описание работы

Основными функциями экономической теории являются:
• Познавательная – позволяет расширять наши познания в области сложных экономических процессов в постоянно меняющемся мире.

Файлы: 1 файл

Микроэкономика ответы.doc

— 732.50 Кб (Скачать файл)

1. Основные функции экономической  теории и методы ее изучения.

2. Микро-, макроэкономика, мировая  экономика.

3. Собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование  обязанностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения.

4. Конкуренция и ее  виды.

5. Экономические блага  и их классификации, полные и  частичные взаимодополняемость  и взаимозамещение благ.

6. Кругообороты благ  и доходов.

7. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей).

8. Экономические ограничения: граница производственных возможностей.

9. Краткосрочный и долгосрочный  периоды в экономическом анализе.

10. Метод сравнительной  статики, показатели эластичности.

11. Потребности и их  классификация. Закон возрастающих  потребностей.

12. Факторы производства  и плата за их использования.

13. Кривая производственных  возможностей.

14. Альтернативные издержки  и закон возрастающих альтернативных  издержек.

15. Собственность как  экономическая и юридическая  категория.

16. Субъекты и объекты собственности. Формы собственности.

17. Основные экономические  проблемы (что производить, как производить, для кого производить, сколько  производить, способна ли система  адаптироваться).

18. Экономическая система  и ее типы (традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика).

19. Закон предложения, закон  спроса, равновесие, рынок, равновесная  цена.

20. Излишки потребителя  и производителя.

21. Теории поведения потребителя  и производителя (предприятия).

26. Производственная функция.

27. Факторы производства. Рабочая сила, физический капитал.

28. Рынки факторов производства. Рента, заработная плата.

29. Бюджетное ограничение, кривые безразличия.

30. Эффект дохода и  эффект замещения.

31. Понятие предприятия; классификация, внешняя и внутренняя среда, диверсификация, концентрация и централизация производства.

32. Валовые выручка и  издержки; прибыль бухгалтерская  и экономическая, чистый денежный  поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности.

33. Переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности.

34. Отдача от масштаба  производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная).

35. Понятие рынка как  экономической категории. Структура  рынка.

36. Рынок и его функции.

37. Инфраструктура рынка.

38. Товар и его классификация.

39. Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, воздействующие  на спрос.

40. Предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы, воздействующие  на предложение.

41. Рыночное равновесие  и его нарушение.

42. Дефицит и избыток  на товарном рынке.

43. Эластичность спроса.

44. Эластичность предложения.

45. Полезность и ее  виды. Закон убывающей предельной  полезности.

46. Издержки производства  и их классификация.

47. Издержки производства в долговременном периоде.

48. Основные формы предпринимательской  деятельности и их классификация.

49. Управление акционерными  компаниями. Фондовая биржа.

53. Прибыль. Нормальная прибыль, бухгалтерская прибыль, экономическая  или чистая прибыль. Закон убывающей отдачи.

54. Экономические законы  и экономические категории.

55. Экономическая эффективность: понятие, эффективность по Парето; измерение эффективности производства  и потребления благ. Эффективность  на микроуровне.

 

 

1.Основные функции экономической теории и методы ее изучения.

Основными функциями экономической теории являются:

  • Познавательная – позволяет расширять наши познания в области сложных экономических процессов в постоянно меняющемся мире.
  • Методологическая – дает теоретическую основу для исследований в прикладных экономических науках.
  • Практическая – позволяет сделать правильный выбор при проведении государственной политики.
  • Прогностическая – делает возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития.

Экономическая наука использует разнообразные приемы познания окружающей действительности, важнейшими из которых являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей.

Синтез – это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое.

Индукция – метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему.

Дедукция– метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному.

Аналогия – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные.

Метод научной абстракции. Он состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного.

 

2. Микро-, макроэкономика, мировая  экономика

Микроэкономика - это часть экономической теории, в которой изучаются маломасштабные экономические процессы на уровне предприятий, организаций, учреждений, домашних хозяйств и других хозяйственных единиц (субъектов экономики), а также закономерности формирования и функционирования отдельных рынков и эффективность распределения и использования ресурсов, поведение потребителей и отдельных производителей, формирование издержек производства и цен на товары и факторы производства.

Макроэконо́мика — наука, изучающая функционирование экономики в целом, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений. Впервые термин был употреблён Рагнаром Фришем 14 августа 1934 года. Основателем современной макроэкономической теории считается Джон Мейнард Кейнс

Мировая экономика – многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений.В целом мировую экономику можно определить как совокупность национальных хозяйств и негосударственных структур, объединенных международными отношениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование  обязанностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора  оптимального решения.

 

Как экономическая категория собственность существует независимо от воли и сознания людей. Связи между субъектами и объектами собственности раскрываются в категориях «владение», «пользование», «распоряжение», выступающих одновременно и как юридические (правовые), и как экономические категории.

 Владение – это физическое обладание вещью.

Пользование – означает применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по усмотрению и желанию пользователя.

Распоряжение – высший способ реализации отношений между объектом и субъектом собственности. Распоряжение предполагает право и возможность поступать по отношению к объекту любым желаемым образом вплоть до передачи другому субъекту.

Таким образом, категория «собственность» отражает возможности субъекта собственности по распоряжению ее объектами. В отличие от нее хозяйствование как экономическая категория относится к процессу, а не к состоянию. В этом ее основное отличие от категории «собственность», характеризующей именно состояние. Хозяйствование – это процесс целесообразного использования благ субъектами. Поэтому для анализа экономического поведения четко различаются собственник и хозяйствующий субъект.

 Хотя теоретически  категории «собственность» и  «хозяйствование» различаются как  состояние и процесс, в реальной  жизни между собственником фактора  производства и хозяйствующим субъектом (фирмой, предприятием) таких границ может и не быть. Более того, собственники факторов производства обязательно выступают в качестве хозяйствующих субъектов, например, при принятии решения об использовании своей собственности – в процессе собственного хозяйствования или через передачу их в пользование другим хозяйствующим субъектам с получением за это соответствующей платы.

Если собственник фактора производства принимает решение о передаче своей собственности другому хозяйствующему субъекту, то он получает факторный доход (заработную плату, прибыль, процент или ренту). При этом в качественном аспекте факторный доход представляет собой плату собственнику фактора за передачу права его использования хозяйствующему субъекту, в количественном аспекте он является результатом взаимодействия спроса и предложения.

 В качестве примера  соединения собственности и хозяйствования  выступает обыкновенная акция. Она  является, с одной стороны, носителем  права голоса собственника при  принятии хозяйственного решения, например, о распределении непосредственного результата (прибыли), а с другой – права на получение дивиденда как результата хозяйственной деятельности.

 

4. Конкуренция и ее  виды

Конкуренция - (от лат. concurrere - сталкиваться) - борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Совершенная конкуренция.

Рассмотрим характерные черты совершенной конкуренции.

-Основной чертой чисто конкурентного  рынка является наличие большого  числа независимо действующих  продавцов. Примером служат рынки  сельскохозяйственных товаров, фондовая  биржа

-Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт.

-На совершенно конкурентном  рынке отдельные фирмы осуществляют  незначительный контроль над  ценой продукции. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы - свободно покидать совершенно конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий - законодательных, технологических, финансовых и других

Несовершенная конкуренция.

В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Монополия есть отрасль, состоящая из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; следовательно, фирма и отрасль - синонимы.

Олигополия - рыночная структура, при которой большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции.

Неценовая конкуренция

При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства продукта, его техническая надежность, высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.

Ценовая конкуренция - конкуренция, связанная с непосредственным использованием цен для завоевания рынка и достижения лучших экономических условий сбыта.

 

5. Экономические блага  и их классификации, полные и  частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ.

 

Экономические блага - это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности.

Материальные блага подразделяются на два имеющих разное функциональное назначение. Первый род полезных вещей – это предметы потребления, необходимые для жизнедеятельности людей (естественные дары природы - земля, вода, воздух; пища, одежда, жилище). Второй род – средства производства, используемые для изготовления предметов потребления. Иногда к материальным благам относят и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные).

Нематериальные блага — это блага, воздействующие на развитие способностей человека. Такие блага создаются в непроизводственной сфере, в здравоохранении, образовании, искусстве, кино, театре, музее и т.д. Нематериальные блага делятся на две группы: внутренние и внешние блага. Внутренние блага даны человеку природой, которые он развивает по собственной воле (музыкальный слух – музицирование, голос - пение). Внешние блага - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.)

Комплементарные блага (комплементы) — это несколько товаров (два и более), которые дополняют друг друга и потребляются одновременно. Примерами таких товаров могут служить: автомобиль и бензин. Товары считаются комплементарными, если значение перекрёстной эластичности меньше нуля. В экономических терминах комплементарные товары (комплементы) характеризуются тем, что изменение спроса на один товар вызывает изменение спроса на другой в том же направлении. Если же растёт цена одного из товаров, это приведёт к снижению спроса на оба товара.

Взаимодополняемость представляет собой определенное свойство благ, способное удовлетворять потребности только в общей совокупности друг с другом. Такое определение взаимодополняемости благ присуще не только потребительским товарам, но и ресурсам, использующимся в производстве, т. е. земля, труд, капитал и т. д. В экономической теории принято называть взаимодополняемые блага комплементами, или комплементарными товарами.

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"