Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

экономика готовые 30 билетов.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

№ 1 Предмет  и функции экономической теории.

Экономика (греч. Oikos – дом, хозяйство; nomos – учение, закон) – т.е. свое учение о ведении домашнего хозяйства (этот термин ввел величайший мыслитель Древнего мира Ксенофонт). С тех пор прошло 2 с лишним тысячелетия, но термин «экономика» до сих пор сохранился и он имеет 2 разных понятия: 1. хозяйство какой-либо страны (а также его части: предприятия, отрасли, производства, региона) или всего мира. 2. научную дисциплину, которая изучает национальное и мировое хозяйство, его составные элементы (труд, народонаселение, промышленность, сельское хозяйство и т.д.). Теоретическая экономика 1) Микроэкономика – анализ причин, закономерностей и последствий функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике. Макроэкономика – поведение или функционирование национальной экономической системы в целом. Мезоэкономика- поведение определенных подсистем национальной экономике или отраслей народного хозяйства. Метаэкономика –поведение мировой экономике в целом.

Главное назначение экономики – обеспечивать людей жизненно необходимыми благами.  Под благом понимается вещь или услуга (полезный вид труда), которая удовлетворяет какие-то потребности человека

Блага : 1) Естественный продукты природы (земля, лес, вода, плоды растений, деревьев и т.д.) 2) Экономические блага – результаты созидательной деятельности людей Предметом экономики является система объективных экономических отношений между людьми складывающихся в процессе производства распределения, обмена и потребления, жизненных благ.

Функции экономики 

Функции экономики 

Сущность функций 

1. подготовительная 

Состоит в том, чтобы  всесторонне изучать формы экономический  явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство.

2. прогностическая 

Заключается в разработке научных основ предвидения перспектив научно-технического социально-экономического развития на обозримое будущее.

3. практическая 

Состоит в научном  обосновании экономической политики государств, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования.


№ 2 Характеристика методов экономического исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ и синтез. Основные методы экономики Метод теоретической экономики – это совокупность способов, приемов познания производственных отношений и воспроизведение их в системе экономических категорий и законов.

1) Метод научной  абстракции- Состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных сторон и выделении наиболее глубокой сущности процесса 2) Диалектический метод-

Диалектика – учение о наиболее общих закономерностях  становления и развития всех явлений  природы общества и мышления. Диалектический метод отражает не только противоречия, но также неотрывность и единство противоположностей. 3) экономико-математическое моделирование- Являясь одним из системных методов исследования позволяет в формализованной фирме определять причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, а также делает возможным прогнозирование экономических процессов.4) метод анализа и синтеза- Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Путем синтеза экономика воссоздает единую целостную картину 5) метод индукции и дедукции- Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единых фактов к общим положениям и выгодам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным        

6) исторический метод - Позволяет рассматривать хозяйственные системы в присущей им последовательности исторического развития 7) логический метод- Позволяет правильно применить общезначимые формы мысли (понятия, суждения, умозаключения) и средства мышления (определения, законы, мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехода от одних суждений или умозаключения к другим и др.)

№3 Меркантилизм, классическая школа физиократов, рыночная школа классиков.

История зарождения экономической  мысли Основные положения:

Меркантилизм  зародился в ХV – XVI в. Это период становления капитализма, зарождение мануфактуры, углубления общественного труда, расширения внешних и внутренних рынков, интенсификация денежного обращения. Представители: Томас Манн, Антуан Манкретьян де Ваттевиль, Гаскар Скаруффи, Дэдли Норе, Дэвид Юм. Для меркантилизма характерны 2 черты: 1) богатство отождествляется с деньгами. Государство считается тем богаче, чем больше имеет оно денег 2) накопление денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти. Термин «Физиократия» образован от греческих слов «phisis» и «kratos» и дословно обозначает «власть природы». Представители: Франсуа Кенэ и Анн Тюрго. Ключевые идеи ---богатство страны состовляют деньги, а необходимые для жизни людей простые продукты, 

---- их может материальное  производство, -----а чтобы было  материальное производство эффективным,  нужна экономическая свобода. Английская классическая школа возникла в XVII – XVIII в. Представители: Адам Смит, Дэвид Риккардо. Наибольший вклад в классическое направление внес А. Смит. В главном труде – «Исследование о природе и причинах богатства народов» он обосновал «естественный порядок» в экономической жизни. Устои – господство частной собственности, ---свободная конкуренции и свободная торговля,---невмешательство государства в хозяйственную деятельность. Марксизм – направление в теоретической экономике, представляющее собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма как новой экономической системы. Основные принципы: общественная собственность на средства производства;--отсуттствие эксплуатации наемного труда;---равная плата за равный труд, ----всеобщая и полная занятость, ----ведение хозяйства по единому плану.

     

№4 Марксисткая экон-ая теория, неополитическая экономия, неоклассическое и кейнсианское направление.

Марксизм – направление в теоретической экономике, представляющее собой всестороннее исследование законов развития капиталлистиекого общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Последняя представлена совокупностью социалистических принципов:

общественная собственность  на средства производных, отсутствие эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость, ведение хозяйства по единому плану.

Главные направления  современной экономической мысли. Эти направления появились в конце XIX –начале ХХ века. Можно выделить следующие направления: 1) неоклассическое, 2) кейнсианское, 3) институциально-социологическое. Неоклассическое направление возникло как реакция на экономичес- кую теорию К. Маркса, как ее критическое осмысление. Современная политическая экономия, известна под названием “Экономикс”, имеет в своей основе маржинальную экономическую теорию и представляет собой попытку синтезировать классическую политическую экономию и маржинализм. Курс “Экономикс” впервые начал читать в Кэмбриджском университете А. ено- шалл в 1902 году. Неоклассическое направление экономической науки представлено современными теориями монетаризма и неолиберализма. Монетаризм – теория стабилизации экономики, в которой главенству- ющую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого кредитного банковского процента. Неолиберализм – теория, согласно которой необходимо сокращать (свести к минимуму) вмешательство государства в экономику, ибо частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и балгосостояние населения. Основываясь на теории неолиберализма, немецкий государственный и политический деятель Людвиг Эрхерд (1897-1977 г.г.) создал собственную теорию социально ориентируемого раночного хозяйства, воплотил ее на практике. Основные положения этой теории: - необходимость свободных цен, свободная конкуренция, -равновесие спроса и предложения, государство призвано все это гарантировать. Кейнсианское направление экономической теории. Джон Кейнс (1883-1946 г.г.) старался обосновать государственное регулирование развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через изменение наличной или безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. В его главном произведении, - “Общая теория занятости, процента и денег” (1936 г.), изложена его теория и программа государственного регулирования экономики. Он сформулировал макроэкономический анализ взаимообуслов- ености совокупных показателей -  национального дохода, инвестиций, потребления, сбережений и так далее.

№5 Понятие воспроизводства. Простое и расширенное воспроизводство. ВОСПРОИЗВОДСТВО - непрерывное возобновление социально-экономических процессов, в частности производства материальных благ и услуг. Различают простое и расширенное воспроизводство. Простое воспроизводство означает, что объемы используемых факторов производства, в т. ч. капитала и труда, в данном периоде остаются неизменными. При прежней производительности этих факторов размеры производства и величина произведенной продукции также не меняются. Расширенное воспроизводство предполагает прирост одного или нескольких факторов производства, осуществляемый, как правило, за счет новых капитальных вложений, что при прочих равных условиях ведет к росту масштабов и эффективности производства. В демографии - науке о народонаселении понятие «воспроизводство» используется для характеристики процессов возобновления численности населения. Двухдетная семья обеспечивает лишь простое воспроизводство населения. Расширенное его воспроизводство начинается с трехдетной семьи.

№ 6 Характеристика основных типов экономических систем: традиционной, рыночной, командной, смешанной. Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Традиционная экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Эти традиции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Такой тип экономики сохранился сегодня в некоторых слаборазвитых странах, куда технических прогресс проникает с большими трудностями, так как он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих странах обычаи и традиции.

Характерные черты экономик традиционного типа: --Слабое развитие техники и технологий производства; --Большая доля ручного труда во всех отраслях экономики; --- Незначительная роль в традиционной экономике предпринимательства, в том числе и малого при постоянном увеличении масштабов деятельности крупных подразделений; ---Преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества традиций и обычаев. Рыночная экономическая система Основные особенности капиталистической экономики: --Частная собственность --Свобода предпринимательского выбора--Конкуренция--Опора на рыночную систему --Ограниченная роль государства Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок через механизм спроса и предложения

В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами Производитель стремится производить (ЧТО?) ту продукцию, которая удовлетворяет потребности покупателя и приносит ему наибольшую прибыль. Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК?" производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими издержками, чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования). Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить. Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом. Смешанная экономическая система--Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов. Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

№ 7 Производственные возможности общества: границы производственных возможностей. Производственные возможности экономики, их граница. Издержки экономического выбора Ограниченность ресурсов диктует необходимость выбора оптимума производственных ценностей и самого процесса производства, базируясь на принципах комбинации, замещения факторов с учетом эффекта масштаба производства и закона падающей производительности. Любое общество, каждый экономический агент стремятся эффективно использовать ресурсы. Они стараются получить максимальное количество товаров и услуг, произведенных из ограниченных ресурсов. Чтобы добиться этой цели, общество должно полностью использовать (полностью занять) свои ресурсы и таким образом обеспечить получение наиболее возможного объема производства. Наиболее возможный объем производства обеспечивается эффективным распределением ресурсов по отдельным направлениям с тем, чтобы они вносили наибольший вклад в общий объем продукции. Очевидно, что каждый ресурс должен использоваться по назначению и в адекватных условиях. Экономика полной занятости всегда альтернативна, т. е. она должна выбирать между производством нескольких товаров путем перераспределения ресурсов. Граница производственных возможностей (ГПВ) показывает значение альтернатив для общества (рис.3.1). Кривая производственных возможностей иллюстрирует пропорции обмена для упрощенной экономической системы, в которой производятся только два товара. При построении ГПВ количество факторов производства и уровень технологии считаются неизменными. Рис. 3.1. Кривая производственных возможностей При абсолютном использовании ресурсов (в экономике полной занятости) все точки возможных комбинаций производства двух товаров находятся на границе производственных возможностей. Если абсолютно все ресурсы общество израсходует на производство товаров народного потребления, то можно получить их максимальное количество и полностью отказаться от досуга (точка А), используя тот же ресурсно-технологический максимум, можно достичь обратной ситуации (точка В), когда в обществе существует только индустрия досуга. Между этими крайностями существует множество комбинаций распределения ресурсов и в той и в другой отрасли — точки С, D. Начиная с любой из этих точек, невозможно произвести больше одного товара, не урезая при этом производство другого товара. Объемы производства товаров народного потребления и индустрии досуга не только альтернативны, но и взаимозаменяемы в рамках ограниченных ресурсов. Общество, находящееся на рассматриваемом максимальном уровне производственных возможностей, ввиду отсутствия необходимых ресурсов, не в состоянии одновременно увеличить производство товаров народного потребления и сферы услуг и переместиться в точку S. Эта точка достижима в результате экономического роста. При неполной загрузке производственных мощностей или безработицы различные комбинации производства двух товаров находятся не на кривой, а, например, в точке М. Эта точка показывает, что при использовании дополнительных ресурсов можно увеличить производство в обеих рассматриваемых отраслях В реальной действительности люди всегда сталкиваются с альтернативными издержками. Производство одного продукта означает отказ от другого. Рациональный человек должен подсчитать не только будущие затраты, но и издержки неиспользованных производственных возможностей, чтобы сделать оптимальный выбор. Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь, называются альтернативными издержками, издержками неиспользованных возможностей или вмененными издержками

№ 8 Сущность собственности. Собственность в юридическом и экономическом смысле. Частная, общая долевая и общая совместная собственность Сущность собственности, собственность в экономическом смысле Собственность – это система исторически изменяющихся объективных отношений между людьми в процессе воспроизводства, характеризующих присвоение средств производства и предметов потребления. Собственность в экономическом смысле – это такие существующие отношения между людьми по поводу присвоения благ, которые подлежат юридическому оформлению. Экономические отношения собственности позволяют выяснить 3 главных вопроса: 1) кто обладает экономической властью – присваивает факторы и результаты производства, 2) какие экономические связи способствуют лучшему использованию производственных условий. 3) кому достаются доходы от хозяйственной деятельности. Элементы экономических отношений собственности: 1) присвоение факторов и результатов производства. Присвоение – экономическая связь между людьми, которая устанавливает их отношения к вещам как к своим. 2) хозяйственное использование материальных и иных средств – когда собственник средств производства сам не занимается созидательной деятельностью, а предоставляет право другим лицам применять его вещи на определенных условиях, например аренда. 3)экономическая реализация собственности, когда приносит доход ее владельцу. Такой доход представляет собой весь вновь созданной продукт или его часть, например арендная плата. Собственность в юридическом смысле – это установление имущественных отношений между людьми. Носителями права собственности является: 1)физическое лицо – человек как субъект гражданский прав и обязанностей. 2)юридическое лицо – организация являющаяся субъектом гражданских прав и обязанностей и вступающая в хозяйственные связи от своего имени как самостоятельная целостная единица. 3)государство и муниципальные образования.

Типы и формы  собственности 1. частная собственность означает, что отдельный человек относится к данному имуществу как к личному источнику богатства. Этот тип присвоения выступает в 2 видах: а)трудовая частная собственность. Ею обладают единоличные крестьяне, ремесленники и другие люди, которые в одном лице соединяют собственника и работника, живут своим трудом. Когда таким образом соединены собственник и работник возникает глубокий материальный интерес в том, чтобы лучше трудиться для своего блага.б) нетрудовая частная собственность имеют лица, которые владеют сравнительно большими предприятиями, где применяется труд многих работников. Неимущие люди попадают во внеэкономическую и экономическую зависимость от собственников и работают на их пользу. 1. общая долевая собственность. Характерные черты: -образуется путем объединения частных вкладов, которые вносят все участники в общее имущество. -Собственность используется в совместных интересах и под единым контролем и управлением. -Конечные результаты экономической реализации данного типа имущества распределяется между -участниками хозяйства с учетом доли собственности каждого. Общая долевая собственность выступает в нескольких формах: хозяйственные товарищества, акционерные общества, производственные кооперативы, хозяйственные объединения, совместные предприятия. 2.общая совместная собственность. Характерные черты: -Все объединившиеся юридические и физические лица относятся к производственным и иным средствам как к совместно нераздельно им принадлежащим. -Изначально не определяется доля имущества, принадлежащая каждому собственнику.-Общий доход от имущества распределяется между участниками хозяйства или в равных долях, или в зависимости от трудового вклада каждого в их коллективные результаты.                                                        Право собственности

1)Владение – это фактическое обладание имуществом без чего все остальные права собственности не могут быть реализованы

2) Пользование – процесс извлечения полезных свойств имущества 

3) Распоряжение – действия, связанные с отчуждением имущества от владельца

 

 

№9 Понятие  рынка. Виды рынков, их функции.

Рынок – это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера, заключенного в них  труда. Функции и роль рынка: 1)посредническая – рынок является посредником между производителей и покупателей, он ускоряет движение товаров и услуг и позволяет эффективно удовлетворить потребности людей. 2)регулирующая – рынок через цены эффективно распределяет ограниченные ресурсы между отраслями экономики. 3)стимулирующая – рынок заставляет производителей постоянно внедрять достижения НТП и гибко приспосабливаться к изменившимся условиям. 4) санирующая – позволяет избавляться от неэффективных предприятий, разоряя их. 5)информирующая – через изменения цен рынок подсказывает производителям что производить и в каком количестве. 6) ценообразующая – возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате этого взаимодействия складываются цены. Структура рынка – это внутренне строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

1. по объектам 

рынок товаров и услуг (потребительский); рынок рабочей силы, рынок средств производства, рынок ценных бумаг валют, рынок научно технических разработок, рынок информации, средств обращения, отдельных товаров или групп (мяса, одежды), лицензий .

2.по субъектам 

Рынок покупателей, т.е. предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Рынок продавцов, т.е. значительное превышение спроса над предложением. Рынок государственных учреждений, включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти. Рынок промежуточных продавцов-посредников – совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя

 

по географии-му положению

местный (локальный)  рынок, региональный рынок, национальный рынок

мировой рынок

По уровню насыщения

равновесный рынок, дефицитный рынок, избыточный рынок

По степени зрелости

Нераз  неразвитый рынок, развитый рынок, формирующийся рынок

по степени ограниченности конкуренции:

свободный рынок, монополистический рынок, олигополистический рынок

смешанный рынок

по соответ-ю дейст-му законод-ва

легальный рынок, нелегальный («черный», «серый»)

По отраслям

Авто-ый, компьютерный.

По характеру

Оптовый, розничный


 

№ 10 Товар и  его свойства. Понятие стоимости  и цены.

Основные элементы рынка 

Товар и его  свойства.  Товар – это продукт труда способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена. Свойства товара: 1)способность удовлетворять какую-либо потребность или потребительной стоимостью 2)способностью обмениваться на другие товары или меновой стоимостью. Сущности стоимости и цены товара. Стоимость товара – это общественный труд, воплощенный в товарах и обнаруживающийся посредством обмена. Основное содержание трудовой теории: 1)разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание – стоимость 2)стоимость всех товаров создается общественным трудом товаропроизводителем 3)сам труд, образующий стоимость, различающийся по его сложности или качеству 4)труд имеет внутренне мерило – рабочее время.

Цена – это денежное выражение меновой стоимости товара. Таким образом, определения цены могут охватывать разные стороны рыночного феномена: 1)цена – это альтернативные издержки 2) цена – это информационный сигнал, который подсказывает субъекту рыночного хозяйства наиболее выгодное направление его деятельности – в сфере обмена или в сфере производства 3)цена – это меновая стоимость товара, выраженная в

 

№11 Сущность и  функции денег. Закон денежного  обращения.

Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом

Функции денег

Сущность функций денег

1.мера стоимости

Это выражение способности  денег соизмерять стоимости всех товаров

2.Средства обращения

Денежные средства выступают  в качестве посредника в обращении, которое совершается по формуле: Т – Д – Т

3. средства образо-ия сокровищ

Эту функцию выполняют  не только золотые монеты, но и слитки из золота – сам денежный материал во всех его видах

4.платежные сре-тва

Применяются при продаже  товаров в кредит

5. мировые деньги

Стали выступать в  роли всеобщего эквивалента в  хозяйственных взаимоотношениях всех стран


Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляют собой денежное обращение. Товарно-денежные отношения требуют определенного количества денег для обращения. Закон денежного обращения, открытый Карлом Марксом, устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа. Количество денег, потребное для выполнения функции средства обращения, зависит от трех факторов: --количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая); --уровня цен товаров и тарифов (связь прямая); --скорости обращения денег (связь обратная). Все эти факторы определяются условиями производства: чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и цены. Формула в этом случае такова: Д=Т/С, где Д – количество денег для выполнения функции средства обращения, Т – сумма товарных цен, С – среднее число оборотов одноименных денежных единиц (скорость обращения денег). Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период, т.к. одни и те же деньги в течение определенного периода постоянно переходят из рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказание услуг. При функционировании золотых денег их количество поддерживалось на необходимом уровне стихийно, поскольку регулятором выступала функция сокровища. Эта функция устанавливала сравнительно правильное соотношение между денежной массой и товарами, необходимыми для обращения. Лишние деньги в обращении исключались, они уходили в сокровище. При росте товарной массы деньги возвращались из сокровищ. С появлением функции денег как средства платежа общее количество денег должно уменьшиться. Кредит оказывает обратное влияние на количество денег. Такое уменьшение вызывается погашением путем взаимного зачета определенной части долговых требований и обязательств. Количество денег для обращения и платежа определяется следующими условиями: --общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая); --уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, поскольку, чем выше цены, тем больше требуется денег); --степенью развития безналичных расчетов (связь обратная); --скоростью обращения денег, в том числе кредитных денег (связь обратная). Таким образом, закон, определяющий количество денег в обращении, приобретает следующий вид: Д=(Т-К+О-В)/С, где Д – количество денег, необходимых в качестве средства обращения и средства платежа, Т – сумма цен реализуемых товаров и услуг, К – сумма цен проданных товаров в кредит, срок оплаты по которым не наступил, О – сумма платежей по долговым обязательствам, В – сумма взаимно погашающихся платежей, С – среднее число оборотов денег как средства обращения, так и средства платежа.

 

№ 12 Спрос и  факторы, влияющие на него. Закон спроса

Закон спроса.-Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на который предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар обусловливает возрастание спроса. Спрос – это платежеспособность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. Основным определяющим фактором товарного спроса является цена товара. Помимо цены на рыночный спрос воздействуют и другие факторы: 1. Потребительские вкусы. Благоприятное для  данного продукта изменение пот потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Пример: физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды. 2. Число  покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Примеры: японцы сокращают импортные квоты на американское телекоммуникационное оборудование, тем  самым повышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование. 3. Доход. Воздействие спрос изменения денежного дохода  более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса.

Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории. Примеры: увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как капуста, репа, восстановленные шипы и ношенная одежда. 4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта (взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему (взаимодополняющим товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой. Примеры: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом (взаимозаменяемые товары); сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты. 5. Ожидание. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов  ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно. Пример: неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания  в будущем более высоких цен на  кофе и тем самым повышает текущий спрос на него.

 

№13 Предложение  и факторы, влияющие на него. Закон  предложения.

Понятие предложения, факторы, влияющие на величину предложения Предложение – совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать производители-продавцы. Воздействие определенного фактора – цена на предложение является прямым. Неценовые факторы рыночного предложения: 1.изменение цен на ресурсы, 2 изменение технологии, 3. изменение налогов и субсидий, 4.изменение цен на другие товары ,5.погодные условия, 6.изменение числа производителей. Закон предложения На рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают продать покупателю.

№ 14 Понятие  эластичности спроса по цене и по доходу.

Эластичность  спроса – степень изменения спроса в зависимости от динамики цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Эластичность спроса по цене характеризуется степень зависимости объема покупаемого товара (Q) от колебания рыночных цен р. Можно выделить 3 варианта этой зависимости: 1.эластичный спрос, когда снижается цены р вызывает такое увеличение Q, что общая выручка (р·Q) возрастает, или эластичность спроса больше 2.единичная эластичность спроса, когда снижение цены р в точности компенсируется соответствующим рынком Q так, что общая выручка (р·Q) остается неизменной, или эластичность спроса равна 3.неэластичный спрос, когда снижение цены р обуславливает незначительный рост Q, так что общая выручка (р·Q) падает, или эластичность спроса меньше 4.Например, при снижении цены мотоцикла на 1%, объем продаж увеличился на 2%. Кс = 2/1 = 2, т.к. 2>1, то спрос является эластичным. Кс=Рост объема спроса (%)/Снижение цен %  Эластичность спроса по доходу - определяется соотношением между относительными изменениями объема спроса на товар и дохода потребителей. Tr = ΔQ/Q : ΔR/R, Где R – доход потребителя Для большинства товаров этот коэффициент будет иметь положительное значение (для товаров высшей категории). Значение коэффициента будет значительно варьироваться от товара к товару. Отрицательное значение коэффициента эластичности спроса по доходу свидетельствует о товаре низшей категории. Практическое значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание и расширение, а какие в будущем ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в  экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.

 

№ 15 Понятие эластичности предложения.

Ценовая эластичность предложения Эластичность предложения – степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения в зависимости от увеличения цены. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения. Кп =объем предложения(%)/Рост цен (%)

По способности  производителя отреагировать на рыночную ситуацию выделяют 3 периода: 1. краткосрочный период, когда фирма не в состоянии осуществить какие-либо изменения в объеме выпускаемой продукции, какая бы ни сложилась рыночная цена.

 

 

 

 

2.среднесрочный  период, когда предприятие имеет  возможность подстроиться под  спрос, используя ближайшие резервы,  повышая объем производства за  счет большей загрузки оборудования, интенсификации труда и продажи  имеющихся запасов.

 

 

 

3.долгосрочный  период, когда производители могут  перепроизводство за счет замены  старого оборудования на новое  более производительное, расширить  производственные мощности.

     
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 16 Рыночное равновесие.

Равновесие рынка. Равновесная цена.

Равновесие  рынка – ситуация, при которой спрос и предложение на рынке товаров уравновешиваются. Равновесная рыночная цена – это цена, при которой по каждому данному товару на рынке нет не излишка не дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара.

 

 

 

 

 

 

 

При равных условиях равновесная  рыночная цена устанавливается при  таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести соответствует тому их количеству, которое производители предлагают на рынке.

Точка пересечения кривых спроса и предложения Е соответствует  определенному уровню цены рЕ или  объему товара QЕ, продаваемому по этой равновесной цене. Товарный излишек толкает цену товаров вниз, к точке равновесия Е. Любой товарный дефицит – нехватка товаров на рынке будет толкать цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Е. В конечном итоге установится равновесная цена рЕ, по которой будет продаваться QЕ товаров на рынке.

 

   

№ 17 Потребительское равновесие. Понятие общей и предельной полезности. Потребности — объективная нужда в чем-либо необходимом для достижения жизнедеятельности человека и развития его личности. Потребительское поведение - процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений. На рынке потребитель сталкивается с бесчисленным количеством товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою потребительскую корзину. Полезность блага — это способность экономического блага удовлетворить 1 или более человеческих потребностей. Различают общую и предельную полезность. Общая полезность — совокупная полезность всех потребляемых благ. Предельная полезность — это дополнительная полезность от потребления одной предельной единицы товара или услуги. Закон предельной полезности (закон Госсека): потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. При этом предполагается, что вкусы потребителя постоянны, а функция потребления непрерывна. Это означает, что любому, бесконечно малому увеличению количества блага, соответствует прирост общей полезности, хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. МU — предельная полезность; ТU — общая полезность. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность равна 0. Это означает, что благо полностью удовлетворяет потребностям. Если дальнейшее потребление приносит вред, то общая полезность снижается. Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Т.о. цена блага определяется не общей, а предельной полезностью. Т.к. предельная полезность этого блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цены. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса. Функция полезности - функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества. Потребитель пытается так распределить свои денежные доходы, чтобы получить максимально совокупную полезность. Он не может купить все, что ему хочется, т.к. денежный доход ограничен, а товары, которые он собирается приобрести, имеют определенную цену. Поэтому потребитель должен выбирать между различными товарами, чтобы при ограниченном денежном доходе получить в свое распоряжение наиболее предпочтительный для него набор товаров и услуг. Теория потребительского выбора основана на некоторых допущениях: 1) множественность видов потребления, 2) ненасыщенность, 3) транзитивность, 4) субституция, 5) убывающая предельная полезность. Правило потребительского поведения заключается в том, чтобы каждая последовательная единица денежных затрат на приобретение товаров приносила одинаковую полезность.  - предельная полезность денег.  Равенство показывает, что в равновесном состоянии, полезность, полученная из последних денежных единиц, одинакова, не зависимо от того, на какой именно товар она израсходована (второй закон Госсека). Просмотрев поведение потребителя на рынке с точки зрения предельной полезности можно заметить, что хотя потребности людей многочисленны и безграничны, потребность в определённом товаре в пределах определённого промежутка времени может быть удовлетворёна. На рынке потребность выступает как платёжеспособный спрос. Спрос потребителя определяется в зависимости от цен, денежного дохода, его вкуса и предпочтений.

№ 18 Характеристика основных факторов производства: средства производства, рабочая сила, организационный фактор, информационный и экологический фактор. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА Любое предприятие можно представить как производственную систему, в которой осуществляется трансформация факторов производства в готовый продукт (изделие или услугу). Факторы производства – это основные компоненты, используемые в процессе производства продукции, работ, услуг.

Труд – это вклад в процессе производства, сделанный людьми в форме непосредственного расходования умственных и физических усилий. Земля – это ресурсы, используемые для выращивания сельскохозяйственной продукции, строительства домов, городов и поселков, железных дорог, предприятий и т. п. Капитал (средства труда), или «инвестиционный ресурс», – это деньги, вкладываемые в средства производства – здания, сооружения, производственное оборудование, инструменты, сырье, материалы и др.

Предпринимательская активность и способность – свойства человека и реальное их проявление, заключающиеся в профессионализме, умении, мобильности, предприимчивости, инициативе.

Предпринимательские способности – умение людей соединять все факторы производства для создания товаров или услуг с наибольшей эффективностью, принимать основные решения по ведению производственного процесса и идти на риск. С позиций системного подхода организация – это совокупность структуры предприятия как системы и способов функционирования ее элементов. Структура выражает и определенное взаимодействие элементов, обеспечивая функционирование и развитие предприятия. При этом организация непосредственно соотносится с понятием управления.

Различают производственную и организационную структуру предприятия.

Под производственной структурой предприятия обычно понимается состав и размеры основных и вспомогательных цехов и участков обслуживающих хозяйств производственного назначения. Основными факторами, оказывающими влияние на производственную структуру, являются: 1) характер выпускаемой продукции и ее номенклатура; 2) масштаб производства; 3) уровень кооперирования.

Организационная структура  предприятия – это состав и размеры организационных единиц (рабочее место, отдел, служба), их соотношение, формы построения и рациональное разделение сфер деятельности.

Технология – это способ преобразования основных факторов производства(сырья, материалов) в готовый продукт; это совокупность различных операций по изменению размеров, свойств, форм предметов труда, методы их обработки и изготовления продуктов в процессе производства.

Средствами выполнения технологического процесса являются технологическое оборудование, технологическая оснастка и специальные устройства. Научно-технический прогресс в качестве непременного фактора производства выдвинул информацию, которая необходима и как условие работы системы машин и оборудования, включающей в свой состав управляющее устройство, и как предпосылку успешного готового продукта (услуги).

Производство – процесс  создания жизненных благ, необходимых  для существования и развития человеческого общества. Производство зависит от ряда факторов: 1) Производительные силы общества (средства производства и рабочая сила, так же люди с их умениями и навыками). 2) Средства производства (предмет труда, орудие труда). а) Природные ресурсы б) Производственные ресурсы. Средства производства, произведенные людьми называются капиталом (от лат. главный). Под капиталом понимается: - сумма денег - ценные бумаги - знания Капитал – все, что приносит доход владельцу. Он подразделяется на реальный (все средства производства) и материальный (финансовый, т.е. деньги для закупки средств производства, инвестиции). С помощью инвестиций достигается непрерывность производства (воспроизводства): а) Простое (повторяется в одинаковых размерах) б) Расширенное (увеличение капитала, ведущее к росту масштабов производства) 3) Наука: Наукоемкость производства становится одним из важнейших критериев в его прогрессивности и конкурентоспособности. Существуют венчурные фирмы, которые продают научные исследования производителю. На их долю приходится 90% новых технологий, внедряемых в производство. 4) Энергетический фактор: -физическая сила человека -животные -падающей воды -сила ветра -пар -электричество и нефть -атомная энергия 5) Экологический фактор: На современном этапе происходит переход предприятий на ресурсосберегающие и безотходные технологии. 6) Инфраструктура: Подразделяется на: а) Производственную (транспорт, связь, материально-техническое снабжение, дороги). б) Социальную (социально-культурные условия жизни работников).

№ 19 Понятие издержек производства и их сущность. Понятие явных, неявных и    экономических издержик. Понятие издержек обычно ассоциируется с определенными потерями, жертвами, которые необходимо понести для получения некоторых полезных результатов. Эти потери могут быть разнообразны, поэтому нет единого универсального и простого метода определения издержек. Существует два подхода к трактовке издержек: бухгалтерский и экономический, каждый из которых имеет свою область применения. Согласно первому подходу, бухгалтерские издержки - это стоимость израсходованных ресурсов в фактических ценах их приобретения. Бухгалтерские издержки принимают форму денежных платежей внешним поставщикам ресурсов и промежуточных изделий (полуфабрикатов, комплектующих изделий и др.), не принадлежащим к числу владельцев фирмы. Они полностью отражаются в бухгалтерском учете предприятия. Поэтому эти издержки также называют внешними. Согласно второму подходу, экономические издержки - это стоимость других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном использовании тех же ресурсов. В этих условиях говорят об альтернативных (или вменённых) издержках - цене выбора. Альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, проявляются как внутренние (неоплачиваемые) издержки. Они включают: а) денежные платежи, которые могла бы получить фирма при наиболее выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов; сюда включают и "издержки упущенных возможностей" (недополученная прибыль); б) нормальную прибыль. Нормальная прибыль предпринимателя - это минимальная плата, необходимая для того, чтобы удержать предпринимателя в пределах данного направления деятельности. Таким образом, соотношение бухгалтерских и экономических издержек производства можно представить следующим образом: Экономические издержки = внешние (бухгалтерские) издержки + внутренние издержки + нормальная прибыль. Явные издержки (внешние или бухгалтерские) - это денежные платежи собственникам ресурсов производства и полуфабрикатов. Явные издержки включают стоимость сырья, полуфабрикатов, топлива, амортизацию оборудования, заработную плату со всеми начислениями по социальному страхованию, административные расходы. Неявные (внутренние) издержки - это недополученные выгоды альтернативного использования ресурсов, принадлежащих фирме, принимающие форму потерянного дохода. Сюда включают процент за собственный капитал, арендную плату за помещение, принадлежащее собственнику фирмы, плату за менеджерскую работу самого предпринимателя. Кроме того, в неявные издержки входит и нормальная прибыль

№ 20 Характеристика постоянных, переменных и общих издержек

Издержки можно также  классифицировать в зависимости  от величины объема продукции. В краткосрочном периоде одни издержки носят постоянный характер, другие - переменный.

Постоянные издержки (FС - fixed costs) - это затраты, не зависящие от объема выпуска продукции. К ним относятся затраты на содержание зданий, капитальный ремонт, административно-управленческие расходы, арендная плата, некоторые виды налогов. имеет отрицательный наклон/ Средние постоянные издержки (АFС - аvегаgе fixed costs) рассчитываются по формуле:  AFC = FC/Q     Переменные издержки (VС – variable costs) - это издержки, величина которых изменяется в зависимости от изменения объемов производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, материалы, электроэнергию, оплата труда, расходы на вспомогательные материалы. Переменные  издержки  увеличиваются  или   уменьшаются пропорционально выпуску продукции. На начальных стадиях производства они растут более быстрыми темпами, чем произведенная продукция, но по мере достижения оптимального выпуска темпы роста переменных издержек снижаются. На более крупных фирмах удельные затраты на производство единицы продукции меньше вследствие роста эффективности производства, обеспеченной более высоким уровнем специализации рабочих и более полным использованием капитального оборудования, поэтому рост переменных издержек становится уже более медленным, чем увеличение продукции. В дальнейшем, когда предприятие превышает свой оптимальный размер, вступает в действие закон убывающей производительности (доходности) и переменные издержки снова начинают обгонять рост производства. Средние переменные издержки (АVС - аvегаgе variable costs) определяются по формуле: AVC = VC / Q.

Общие издержки (ТС- tоtа1 costs) - это совокупность постоянных и переменных издержек фирмы: TC = FC + VC.

Средние общие издержки (АТС - аvегаgе tоtа1 costs) представляют собой частное от деления общих издержек (ТС) на объем производства (Q).       ATC = TC / Q

                                        

Средние издержки можно также получить путем  сложения средних постоянных и средних  переменных издержек:  ATC = AFC + AVC.

Таким образом, средние  издержки - это издержки в расчете на единицу продукции (услуг). Роль средних издержек в экономическом анализе определяется тем, что, как правило, цена товара (услуги) устанавливается на единицу продукции (за шт., кг, м и т.п.). Сравнение средних издержек с ценой позволяет определить величину прибыли, которая рассчитывается как разность между общей выручкой и общими издержками. Эта разница служит критерием выбора правильной стратегии и тактики фирмы. Определение величин общих и средних издержек бывает недостаточно для анализа поведения фирмы. Поэтому экономисты используют еще один вид издержек - предельные.

 

 

 

№ 21 Понятие средних и предельных издержек

Средние переменные издержки (АVС - аvегаgе variable costs) определяются по формуле:

АVС = VС / Q.

Общие издержки (ТС- tоtа1 costs) - это совокупность постоянных и переменных издержек фирмы:

ТС = FС + VС.

Средние общие издержки (АТС - аvегаgе tоtа1 costs) представляют собой частное от деления общих издержек (ТС) на объем производства (Q).

 АТС = TС / Q    

Средние издержки можно также получить путем  сложения средних постоянных и средних  переменных издержек: ATC = AFC + AVC.

Таким образом, средние  издержки - это издержки в расчете на единицу продукции (услуг). Роль средних издержек в экономическом анализе определяется тем, что, как правило, цена товара (услуги) устанавливается на единицу продукции (за шт., кг, м и т.п.). Сравнение средних издержек с ценой позволяет определить величину прибыли, которая рассчитывается как разность между общей выручкой и общими издержками. Эта разница служит критерием выбора правильной стратегии и тактики фирмы. Определение величин общих и средних издержек бывает недостаточно для анализа поведения фирмы. Поэтому экономисты используют еще один вид издержек - предельные. Средние издержки Представляют собой издержки в расчёте на единицу продукции:

ATC = TC/Q - средние общие  издержки; AVC = VC/Q - средние переменные  издержки; AFC = FC/Q - средние постоянные  издержки. ATC = (FC + VC)/Q = AFC + AVC.

Предельные издержки Представляют собой дополнительные издержки, необходимые для производства одной дополнительной единицы продукта:

MC = ΔTC/ΔQ - предельные общие  издержки, но поскольку ΔFC = 0, можно  считать ΔVC/Q = MC (просто - “предельные  издержки”).

Объём производства Q2, при котором заканчивается положительный эффект масштаба и начинается отрицательный, называется Минимально эффективным масштабом производства (MES).

 

№ 22 Прибыль ее значение, виды

Образование и распределение  прибыли фирмы. Норма прибыли.

Прибыль – это конечный результат деятельности коммерческого предприятия.

Р = ТR – ТС,

Где Р –  прибыль 

       ТR – совокупная выручка

       ТС – совокупные издержки.

                                                                            Прибыль

 

                   Экономическая прибыль =                                         Бухгалтерская прибыль = выручка -

                   выручка – внешние издержки                                    внешние издержки

                   – внутренние издержки

 

 

Функции прибыли:

  1. прибыль эффективно распределяет ресурсы среди альтернативных производств.
  2. прибыль действует как стимул для нововведений и инвестирования, что в свою очередь вызывает рост объема производства и занятости.
  3. прибыль – это сигнал о том, что общество желает расширения данной конкретной отрасли.

Сопоставляя полученную предприятием прибыль с издержками (себестоимостью) или ценой  продукции, можно определить рентабельность производства, т.е. степень его доходности или прибыльности.

Норма прибыли (рентабельность) – процентное соотношение суммы прибыли к затратам или цене.

Существует три показателя нормы прибыли:

1. норма прибыли, как  доля прибыли в издержках: 

Норма прибыли =прибыль  на единицу продукции/издержки единицы  продукции × 100%

2. норма прибыли, как  доля прибыли в цене:

Норма прибыли = прибыль  на единицу продукции/цена единицы  продукции × 100%

3. норма прибыли как  доля прибыли в капитале:

Норма прибыли = общая  прибыль фирмы/общий капитал фирмы  × 100%

№ 23 Конкуренция, ее формы. Антимонопольная политика.

Суть конкуренции состоит в том, что она представляет собой сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли, продажи. С точки зрения характера различают следующие виды конкурентной борьбы:

1. совершенная – это такое состояние рыночной системы хозяйствования, когда:

На рынке множество  покупателей и продавцов.---Для продажи предлагаются одинаковые однородные товары и услуги. ---Ни один из участников рынка не знает о рынке больше, чем остальные, так что все продавцы и все покупатели имеют о рынке одинаковую и полную информацию--Покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его, не испытывая никаких затруднений. 2. несовершенная – это такое состояние рыночной системы хозяйствования, при которой нарушается хотя бы один из указанных признаков совершенной конкуренции:  ---Количество фирм на рынке может сократиться вплоть до одной, и сами фирмы представляют собой уже не мелкие, а крупные предприятия.----Характер товарной продукции может быть разнообразным или даже уникальным.----Предприятия уже не имеют равного доступа информации. ---При входе на рынок и выходе из него приходится преодолевать препятствия, барьеры.  Методы конкуренции

                        Ценовая                                              неценовая

Скидки и премия                                                     качество и надежность

Дешевые распродажи                                            дополнительные гарантии

Снижение цен                                                        особое оформление, реклама ли и формы антимонопольного регулирования Антимонопольное регулирование включает в себя: 1. административный контроль над монополизированными рынками; 2. организационный механизм; 3. антимонопольное законодательство. Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выявить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства. Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства и т. д. Антимонопольное законодательство – это наиболее эффективная и развитая форма государственного регулирования монопольной власти. Его цель – регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика не отрицает возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе. Специальная антимонопольная политика и антимонопольное законодательство дали возможность поставить под контроль процессы монополизации, сохранить и усилить конкуренцию. Идеальной с точки зрения экономиста, была бы антимонопольная политика, нацеленная только на обеспечение благополучия потребителей путем защиты и усиления конкуренции. Две основные формы борьбы с монополиями: 1) предупреждение создания монополий; 2) препятствование использования монопольной власти.

 

 

№ 26 Понятие капитала. Субъекты спроса на капитал. Процентный доход  Термин «капитал» используется для обозначения капитала в овеществленной  форме, то есть  воплощенного   в  средствах  производства. Овеществленный капитал подразделяется на основной и оборотный. Основной капитал участвует в нескольких производственных циклах и постепенно переносит свою стоимость на готовую продукцию. К основному капиталу относятся здания, сооружения, коммуникации, станки, машины, оборудование. Основной капитал подвержен износу. Различают износ физический и моральный. Физический износ основного капитала – это утрата средствами производства своей потребительной стоимости в процессе эксплуатации. Возмещение физического износа основного капитала осуществляется посредством амортизации. Амортизация – это отчисления на восстановление основного капитала. Величину амортизационных отчислений на основной капитал определяют цена средства труда и нормативный срок его службы. Например, если  цена станка 80 тыс. руб., а нормативный срок службы – 10 лет, то ежегодные амортизационные отчисления составят 8 тыс. руб. Моральный износ основного капитала – это потеря стоимости ввиду создания аналогичных, но более дешевых или более производительных машин и оборудования.   Оборотный капитал участвует в одном производственном цикле и сразу переносит свою стоимость на готовую продукцию. К оборотному капиталу относятся сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо.  «Инвестиции» – это капитал еще не овеществленный, но вкладываемый в средства производства. Каждый фактор производства приносит свой доход, которым вознаграждается его владелец. По капиталу таким доходом является процентный доход (процент). Процентный доход – это доход на вложенный в бизнес капитал. В основе этого дохода лежат издержки альтернативного использования капитала (деньги всегда имеют альтернативные способы применения, например, их можно положить в банк, потратить на акции и т. п.). Размер процентного дохода определяется ставкой процента, то есть ценой, которую банк или другой заемщик должен заплатить кредитору за пользование деньгами в течение какого-то периода. При решении вопроса об инвестировании средств фирма принимает во внимание реальную процентную ставку (то есть номинальную ставку процента, за вычетом ожидаемых темпов инфляции). Так, например, если номинальная процентная ставка составляет 15 %, а ожидаемый темп инфляции 12%, то реальная процентная ставка составит 15 – 12 = 3%. Субъектами спроса на капитал являются бизнес, а субъектами предложения – домашние хозяйства (они предлагают инвестиционные средства, то есть денежные суммы). Спрос на капитал  – это спрос на инвестиционные средства, он находится в обратной зависимости от уровня процентной ставки. Предложение инвестиционных средств находится в прямой зависимости от процентной ставки. Равновесная процентная ставка выравнивает объем спроса и предложения заемных средств. На формирование процентной ставки оказывают влияние следующие факторы: 1) предпочтение во времени; 2) предложение денег, связанное с кредитно-денежной политикой центрального банка; 3) предпочтение ликвидности; 4) предельная производительность капитала. При осуществлении капиталовложений (инвестиций) исчисляется стоимость денег во времени. Капитал есть не что иное, как дисконтированная стоимость. Это значит, что любой элемент богатства, который приносит его владельцу регулярный доход на протяжении длительного времени является капиталом и его стоимость рассчитывается с помощью дисконтирования. Дисконтирование –  это метод, основанный на приведении будущих доходов к их нынешней стоимости. Предполагается, что будущие денежные средства будут стоить меньше по сравнению с сегодняшними из-за положительной нормы временных предпочтений (более высокой оценки «настоящих благ» по сравнению с «будущими благами»). Чтобы подсчитать будущую стоимость (Кп) сегодняшних инвестиций в объеме (Ко) через (п) лет при годовой ставке банковского процента r), применяют формулу:

Kn = Ко (1 + r)n .                         

№ 24 Рынок труда и его особенности

Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы. Спрос на труд – это платёжеспособная потребность работодателей в рабочей силе для организации и развития производства. Предложение труда – это совокупность экономически активного населения, предлагающего свою рабочую силу на рынке труда.  
В результате взаимодействия спроса и предложения на труд на рынке устанавливается равновесная цена рабочей силы и определяется уровень занятости в экономике.  Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.  
Спрос и предложение на труд зависят от определённых факторов.  
Основные факторы, определяющие спрос на труд и предложение труда: — производительность труда;  
— использование современных технологий; — состояние экономики и её отдельных отраслей; — спрос на потребительские товары, необходимые обществу — численность населения и его трудоспособной части;  
— уровень квалификации; — уровень и структура заработной платы; — социальная и налоговая политика государства Особенности рынка труда  
1. На рынке труда покупаются только трудовые услуги, а не сам индивид. 2. Компенсация за труд представлена не только заработной платой, но и различными дополнительными льготами: премиальные и денежные вознаграждения, стоимость жилья, социальное обеспечение, стоимость профессионального обучения, культурно-бытового обслуживания и т. д. 3. Трудовые контракты являются многосторонними соглашениями. Кроме денежного аспекта, сделки включают: — содержание и условия труда;  
— перспективы продвижения по работе; — микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве;  
— вероятность сохранения рабочего места и т. д. 4. На рынке труда все работники значительно отличаются друг от друга многими качествами, в частности, способностями и предпочтениями, а работы различаются по требуемой квалификации и условиям труда. 5. При покупке рабочей силы продолжительность контрактов продавца и покупателя имеет существенное значение: она приносит выгоды как работодателю, так и наёмному работнику. От длительности работы зависит опыт работника, что повышает производительность труда и, следовательно, увеличивает денежные компенсации работающему. Обучая работников, наниматель вкладывает в них значительные средства. Поэтому прерывание контракта несёт ущерб обеим сторонам.  
6. Поскольку большинство индивидов одновременно являются покупателями готовой продукции и продавцами трудовых услуг, безработица понижает их жизненный уровень, причем иногда весьма значительно. Не используемые сегодня трудовые услуги утрачиваются экономикой навсегда. 7. На рынке труда присутствует большое число структур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разработку «правил игры» на рынке труда. 8. Рынок труда имеет дело с особым ресурсом — «человеческим капиталом». «Человеческий капитал» — запас знаний и способностей, накопленных работником. Величина такого запаса оценивается потенциальной способностью увеличивать доход владельца «человеческого капитала» в будущем. Сегодня считается, что самыми эффективными являются инвестиции именно в «человеческий капитал».  
 

№ 25 Зарплата, ее формы и системы. Факторы, влияющие на размер зарплаты Заработная плата – это вознаграждение получаемое работником за его труд или, другими словами, цена труда. Виды заработной платы: 1.Номинальная заработная плата – то количество денег, которое получает работник в виде вознаграждения за труд. 2.Реальная заработная плата – то количество, которое можно приобрести за номинальную заработную плату. Факторы влияющие на размер реальной заработной платы: 1.Величина номинальной заработной платы – чем выше номинальная, тем, как правило, выше реальная заработная плата. В реальности рост заработной платы номинальной может компенсироваться ростом цен. 2.Количество и ставки налогов – чем больше налогов и (или) выше их ставки, тем ниже реальная заработная плата и наоборот. 3.Уровень цен и товаров на товары и услуги – чем выше цены и тарифы, тем ниже реальная заработная плата и наоборот. Формы заработной платы: 1.Сдельная заработная плата – начисляется рабочим сдельщикам в зависимости от сдельных тарифных ставок и сдельных расценок на единицу выпущенной продукции или от количества произведённых трудовых операций. Применяется, к примеру, для рабочих на конвейере. 2.Повременная заработная плата – определяется на основании тарифных ставок (окладов)  и фонда отработанного рабочего времени. По повременной форме оплаты труда оплачивается труд инженеров, служащих и других рабочих повременщиков. Системы заработной платы: 1.Прямая сдельная заработная плата = сдельный заработок + доплаты + надбавки 2.Сдельно премиальная зарплата= сдельный заработок + доплаты + надбавки + премия 3.Сдельно-прогрессивная зарплата = сдельный заработок + доплаты + надбавки + премия + прогрессивная доплата за перевыполнение норм выработки 4.Простая повременная зарплата = тарифная ставка + доплаты + надбавки 5.Повременно-премиальная заработная плата = тарифная ставка + доплаты + надбавки + премии 6.Коллективная заработная плата – начисляется коллективу работников (бригаде) и затем распределяется между конкретными работниками в зависимости от коэффициента трудового участия (КТУ). 7.Аккордная заработная плата – начисляется за выполнение особо важной работы в сжатые сроки. Заработная плата по этой системе существенно выше, часто применяется в строительстве. 8.Контрактная заработная плата – устанавливается в трудовом контракте заключенном между работником и нанимателем, включает в себя различные доплаты, надбавки и премии.

 

 

№ 27 Рынок земли, его особенности. Рента и арендная плата. Земля –  это природные ресурсы, которые даны самой природой («даровые» блага природы) и могут быть использованы для производства товаров и услуг. В категорию «земля» как фактора производства включают земельные участки, леса, водные ресурсы, залежи полезных ископаемых. Анализ земли необходим для того, чтобы определить природу, сущность и особенности дохода от экономической реализации этого фактора производства. Земля как фактор производства характеризуется следующими особенностями: 1) в отличие от других факторов производства имеет неограниченный срок службы и невоспроизводима по желанию, то есть ее количество ограничено; 2) по своему происхождению является природным фактором, а не продуктом человеческого труда; 3) не поддается перемещению, свободному переводу из одной отрасли в другую, с одного предприятия на другое, то есть она недвижима, при эксплуатации   не   только   не   изнашивается,   но   и   повышает   свою производительность. 4) цены на продукты, производимые на земле, устанавливаются исходя из величины издержек производства на худших землях.  Из этого следует вывод: тот, кто владеет землей или использует ее, получает определенные преимущества. В связи с этим важно различать два понятия: «землевладение» и «землепользование». Землевладение означает право данного (физического или юридического) лица на определенный участок земли на исторически сложившихся основаниях. Чаще всего под землевладением подразумевают право собственности на землю. Его осуществляют собственники земли. Землепользование – это пользование землей в установленном порядке. Пользователь не обязательно является собственником. Чаще всего в реальной жизни субъектов землевладения и землепользования олицетворяют разные лица. В связи с этим между ними возникают особые экономические отношения, порождающие особый доход и особую его экономическую форму – земельную ренту. Рента – это доход, получаемый собственником недвижимого имущества. Слово «рента» в переводе с французского rente означает «отданная». Земельная рента растет при прочих равных условиях, если растет спрос на землю. Дифференциальная рента – это доход, получаемый в результате использования ресурсов с неэластичным предложением и более высокой производительности в ситуации ранжирования этих ресурсов. Собственники невозобновимого естественного ресурса получают дифференциальную ренту, если качество ресурса различно на различных участках. Систематизированный свод, включающий перечень различных сведений и данных о земле как средстве производства и о конкретных земельных угодьях, называют  кадастром..Абсолютная рента – это та часть дохода предпринимателя землепользователя, которую он отдает в виде арендной платы собственнику земли. Спрос на землю находится в обратной зависимости от величины ренты, а вот предложение земли никак не зависит от ренты, так как оно абсолютно неэластично. Предложение земли абсолютно неэластично для любого потенциального покупателя ввиду того, что количество земли ограничено и она неперемещаема в пространстве. Немаловажным фактором, влияющим на сельскохозяй-ственный спрос на землю, является постепенное сокращение доли продовольствия в бюджете потребителя. По мере роста доходов все большая часть бюджета расходуется на непродовольственные блага (жилье, автомобили, путешествия). Это выражается в том, что доля сельского хозяйства в национальном доходе сокращается. Цена земли зависит от величины ежегодной ренты, ставка банковского процента величина альтернативного дохода покупателя земли. 

№28 Понятие  макрорынка. Характеристика макроэкономического  кругооборота. Международная система национальных счетов.

Макроэкономика –  отрасль политической экономии призванная выяснить, как функционирует экономической  системы в целом.  Макроэкономика изучает условия, факторы и результаты развития национальной экономики в  целом. В числе ее объектов находятся: богатство и доход нации темпы и факторы экономического роста, структура и пропорции общественного производства и др. Эффективность: экономическая, производственная  Если предприятие осуществляет свою деятельность с минимальными затратами всех факторов производства, значит это производственная эффективность или эффективность производства отдельной хозяйственной единицы. Рост эффективности производства – это не случайный, а закономерный, устойчивый, повторяющийся и причинно обусловленный процесс, действующий объективно. При этом необходимо заметить, что чем цивилизованнее общество, тем важнее становится повышение эффективности производства, т.к. возрастает потребность и понимание необходимости экономии общественных затрат чрезвычайно возросшего производства: целью производства становится удовлетворение потребностей всех членов общества, и при этом приоритет отдается не материальному, а социальному результату.   Главнейшими показателями эффективности общественного производства является производительность общественного труда (определяемая отношением совокупного общественного продукта к числу работающих в сфере материального производства), фондоотдача (отношение товарной продукции к среднегодовой стоимости основных фондов), фондоемкость (показатель, обратный фондоотдаче), национальный доход на душу населения, темпы экономического роста, характеризующие эффект общественного производства, издержки производства и обращения на 1 рубль общественного продукта и экономия материальных, финансовых и трудовых затрат. Экономическая эффективность характеризует результативность всего общественного производства.  Экономическая эффективность национальной экономики – это состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества. Такое состояние называется Парето-эффективность. Под словом эффективность неправильно понимать только результат, достигаемый народным хозяйством в целом или отдельной отраслью, предприятием народного хозяйства за тот или иной отрезок времени.  Содержание национальных счетов

Национальные счета  – это вид балансовых строений, представляющих собой систему взаимосвязанных  показателей, которые характеризуют  производство, распределение, перераспределение и использование конечного продукта и национального дохода. Система национальных счетов (СНС) – это система взаимосвязанных статистических показателей, построенная в виде счетов и таблиц для описания и анализа состояния и развития экономики на макроуровне. СНС отражает состояние национальной экономики в экономическую политику, способную влиять на это состояние. В СНС входят следующие показатели: ВВП, ВНП, располагаемый доход, конечное потребление, валовое накопление, сальдо внешней торговли, национальное сбережение, национальное богатство.

Участники экономических  отношений: 1.нефинансовые предприятия, производящие товары и услуги в целях получения прибыли , 2. домашнее хозяйство, функция которых потребление, 3. государственная и частная администрация, оказывающая услуги на реализуемые деньги. 4. финансовые учреждения 5.хозяйственные агенты за пределами страны.

Участники экономических  отношений  ведут счета основных операций, в которых все ресурсы  записаны дважды: как наличные и  как используемые. На основе этого строится свободная макроэкономическая таблица, показывающая равновесие между различными потоками продукции, потреблением и инвестициями с позиции баланса ресурсов и их использование участниками экономических отношений.

№ 30 Понятие и сущность совокупного спроса и совокупного предложения

Рыночное саморегулирование 

В условиях товарно-рыночного  хозяйства специфичной формой взаимоувязки хозяйственных пропорций служит меновая стоимость продуктов. Поэтому  в рыночной экономике закон пропорционального развития народного хозяйства выступает как закон равновесия макроэкономического спроса и макроэкономического предложения. Макроэкономический спрос – это сумма денег, которую члены общества готовы истратить на покупку товаров и услуг, чтобы удовлетворить все потребности. Объем совокупного спроса зависит от следующих факторов: -уровня цен, --доходов населения,--распределения доходов на потребление и накопление –налогов, ---государственных закупок,---предложения денег со стороны кредитных отношений.

Макроэкономическое  предложение представляет собой сумму цен товаров и услуг, которые их производители и торговые посредники реализуют всем покупателям. Объем совокупного предложения определяется такими факторами: --уровнем рыночных цен,---потенциально возможным объемом производства в стране,---уровнем издержек производства продукции,---коммерческой выгодой ее выпуском

Государственное управление национальным хозяйством и  пределы его развития

В экономическую  науку пришло новое положение: государство  и рынок – это по сути 2 руки единого экономического организма.

Основные направления  экономических функций государства:

  1. разработка и утверждение правовых основ экономики
  2. определение приоритетов и целей макроэкономического развития страны
  3. определение социальных ценностей экономического развития страны
  4. регулирование экономическими процессами распределения и перераспределения ресурсов и результатов производства
  5. стимулирование экономического роста, стабилизация экономики
  6. государство должно проводить антимонопольную политику в защиту здоровой конкурентной среды и повышение эффективности рыночного механизма в целом
  7. государство должно взять на себя решение всех проблем, связанных с внешними эффектами, порождаемыми рыночными механизмами
  8. государство берет на себя решение проблем, связанных с производством общественных благ и услуг
  9. государство обязано утверждать в обществе социальную справедливость и гуманизм
  10. задача государства обеспечить в обществе социальную стабильность, избавить его от социальных потрясений
  11. позитивное решение глобальных проблем
  12. решение вопросов национальной безопасности страны

№29 Основные макроэкономические показатели: ВВП, ВНП, их номинальное и реальное значение; ЧНП и НД, их расчет.  Основные показатели национального хозяйства

Основными макроэкономическими показателями являются:

  1. валовой национальный продукт (ВНП) – это рыночная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг, созданных национальными предприятиями в своей стране или за рубежом в течение года с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране так и другим странам.
  2. валовой внутренний продукт (ВВП) – это совокупная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг, созданных на территории данной страны в течение года с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране.
  3. национальный доход или чистый национальный продукт представляет собой часть ВНП, за вычетом суммы годовых амортизационных отчислений.

Методы расчета ВВП:

  1. по доходам: суммируются доходы частных лиц, акционерных обществ, частных предприятий, а также доходы государства от предпринимательской деятельности
  2. по расходам: суммируются расходы на личное потребление, на государственные закупки, на капиталовложения и сальдо внешней торговли
  3. методом добавленной стоимости (производственный метод) суммируется стоимость условно чистой продукции всех сфер экономики: ВВП = ВНП – Х

Где Х - чистый экспорт 

Методы измерения ВНП:

  1. по расходам:

ВНП = С + I + У + Х

Где С - потребление (расход)

        I - инвестиции (расход)

        У - расход правительства 

     2. по доходам: 

ВНД = заработная плата + рента + процент + прибыль 

ВНП, исчисленный в  текущих рыночных ценах, называется номинальным ВНП. Для получения  истинной величины ВНП – реального  ВНП необходимо очистить номинальный ВНП от влияния инфляции, т.е. применить индекс цен. Дефлятор ВНП = номинальный ВНП/реальный ВНП  Индекс цен текущего года = цены текущего года/цены базисного года × 100%   Чистый национальный продукт (ЧНП) — общий объем производства товаров и услуг, которые страна за определенный промежуток времени произвела и потребила во всех секторах своего национального хозяйства. Если из ЧНП вычесть сумму косвенных налогов,можно получить значение национального дохода. НД — это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. Это чистый заработный доход общества, этим объясняется важность и широкое применение НД в сопоставительном анализе. В практике различают производственный и использованный НД. Использованный НД — это производственный НД за минусом потерь (от стихийных бедствий, ущерба при хранении т.д.) и внешнего сальдо. Формула для расчета ЧНП: ЧНП = ВНП - А, где А — амортизация Национальный доход (англ. national income) — важнейший макроэкономический показатель совокупных доходов всего населения данной страны за определенный период времени(обычно за год);вновь созданная стоимость.Национальный доход определяется по формуле: НД=ЧНП-чистые косвенные налоги на бизнес Основными компонентами НД являются: --доходы наемных работников и некорпоративных собственников;---прибыль фирм;---рентные доходы;---процентный доход

 

 



Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"