Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 07:41, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
Экономическая теория тесно связана со многими науками, затрагивающими различные стороны жизнедеятельности человека. С одной стороны, она выступает в качестве методологического фундамента комплекса экономических наук, а с другой — учитывает знания, полученные этими науками. Экономическое знание о современном обществе дает целая сеть конкретных экономических дисциплин, таких как бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, менеджмент, экономика природопользования, экономика предприятий. Названные дисциплины подчинены решению конкретных экономических задач. Экономическая теория изучает те же проблемы, но не с индивидуальной, а с общественной точки зрения.

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА.docx

— 277.71 Кб (Скачать файл)

Эффект импортных закупок. Рост цен на отечест т-ры и услуги приводит к увеличению спроса на импорт т-ры и услуги. В рез-те чистый экспорт стан-ся меньше и вел-на совок спроса также уменьшается.

На вел-ну совок спроса влияют неценовые факторы, которые сдвигают кривую AD вправо и влево. К ним относится все, что воздействует на потребительские расходы населения, инвестиционные расходы фирм, гос расходы, чистый экспорт: благосостояние потр-лей, их ожидания, налоги, % ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам, колебания валютных курсов, усл-ия на внешних р-ах и т.д.

Совокупное предложение – это общее кол-во конечных т-ов и услуг, произведенных в эк-ке (в стоимостном выражении). Это понятие часто исп-ют как синоним ВНП (или ВВП).

На способность эк-ки произвести тот или иной объем т-ов и услуг влияет кач-во и кол-во применяемых факторов пр-ва (земли, труда, капитала).

AS = зарплата + рента + процент + прибыль

Кривая совок предложения, AS, показывает какой объем совок выпуска м.б. предложен на р-к производителям при разных значениях общего ур-ня цен в эк-ке.

На совок предложение влияют ценовые и неценовые факторы. Если ценовые факторы показывают движение по кривой совок предложения AS, то неценовые смещают кривую вправо, при умен-ии издержек и влево, при их увел-ии.

К неценовым факторам отн-ся те, к-ые могут изменить издержки: цены на эконом рес-сы; изменение технологии пр-ва; налог политика гос-ва; трансфертные платежи (субсидии, дотации).

Относительно формы кривой AS не сущ-ет единства мнений. Она по разному интерпритируется в классической и кейнсианской школах.

Y`- потенциальный выпуск

1.горизонтальный (кейнсианский) отрезок

2.промежуточный (восходящий) отрезок

3.вертикальный (классический) отрезок

Кейнсианский подход анализирует эк-ку в краткосрочном п-де времени, в теч-ии к-го цены факторов пр-ва (в 1ую очередь з/пл) остаются фиксированными при изменении общего ур-ня цен. Поэтому кейнсианской модели соотв-ет горизонтальный отрезок кривой AS.

Классический подход позволяет анализировать эк-ку в долгосрочном п-де времени, в к-м цены факторов пр-ва изм-ся под влиянием изменения ур-ня цен. Экономисты классич школы сч-ли, что рыночная система в долгосрочном п-де обеспечивает полное использование рес-ов в эк-ке, т.е. достигается потенциальный ВВП Y`. Поэтому кривая AS в классической модели вертикальна и фиксирована на ур-не потенциального объема пр-ва.

Равновесие на товарном р-ке наступает тогда, когда совок спрос равен совок предложению. Соотн-е совок спроса и совок предложения опр-ют ур-ни реального ВНП и цен, установившихся данный п-д. Общее равновесие достигается в точке первечения AD иAS, и озн-ет, что продавцы и покупатели удовлетворены, т.е. ур-нь цен таков, что покупатели готовы покупать столько, сколько продавцы готовы произвести и продать.

23. ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ.

Тео́рия преде́льной поле́зности или преде́льных изде́ржек — концепция в политэкономии, возникшая в последней трети XIX века, является противовесом теории трудовой стоимости К. Маркса. Теория разрабатывалась представителями австрийской школы: К. Менгером, Э. Бём-Баверком, Ф. Ф. Визером, Й. Шумпетером, а также Л. Вальрасом (Лозаннская школа), У. С. Джевонсом и А. Маршаллом.

Основные положения теории предельной полезности были сформулированы ещё Г. Г. Госсеном в надолго всеми забытой работе 1844 года, а начало массированного проникновения маржиналистских идей в экономическую литературу следует отнести только к середине 1880-х годов. Сам термин «предельная полезность» (нем. Grenznutzen) впервые использовал Ф. Ф. Визер.

График показывает предельную полезность (измеряется в единицах полезности) алмазов и воды как функцию объёма потребления.

Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости. Субъективная стоимость — это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность — это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.

Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса, анализе предложения, исследовании рынков и ценообразования на микроэкономическом уровне.

24. БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ. КРИВЫЕ  БЕЗРАЗЛИЧИЯ.

Кривая безразличия. Одна из главных трудностей теории предельной полезности состоит в том, что категория «полезность» – чисто субъективное понятие; его нельзя измерить с помощью какого-либо прибора. Полезность – как боль, можно лишь сказать больше она или меньше, но измерить ее невозможно. Таким образом, перед создателями теории предельной полезности возникла проблема размерности, разрешить которую удалось при помощи так называемой «кривой безразличия», т.е. заменив абсолютные единицы полезности относительными величинами.

Начнем с потребителя, располагающего определенным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление. Допустим, что он покупает только два вида товаров – например, пищу и одежду по сложившимся ценам. Предположим теперь, что потребитель может сказать нам, какую из комбинаций этих товаров он предпочитает. Составим таблицу из предпочтений, например, четырех потребителей – А, В, С и D (см. табл.1).

Таблица 1


Рис.1. Кривая безразличия потребителя

На рис.1 комбинации показаны графически. Мы откладываем единицы одежды по одной оси, а единицы пищи – по другой. Каждая из комбинаций – А, В, С и D представлена одной точкой. Теперь объединим полученные точки плавной линией. Комбинации пищи и одежды, обладающие равной полезностью, представлены в виде кривой безразличия (или так называемой «кривой равных полезностей»). Эта кривая безразличия проведена таким образом, что если бы наш потребитель мог выбрать любую точку на ней, он бы не знал, на чем остановиться. Все были бы для него одинаково желательны, и ему было бы совершенно все равно, какую комбинацию он получит. Таким образом, теоретикам теории предельной полезности при помощи кривой безразличия удалось уйти от необходимости непосредственного измерения полезности в каких-либо единицах и перейти к проблеме выбора потребителя, что позволяет давать количественные оценки.

Бюджетная линия. Диапазон вариантов выбора, открывающихся перед потребителем, ограничивается его доходами. То есть потребитель, как правило, соотносит свои расходы и свои доходы, или, как говорят, имеет свой бюджет. Представим на графике бюджетную линию. Предположим, что бюджет студента на питание равен 50 долл. в неделю; цена 1 кг куриного мяса составляет 2,5 долл., а цена одной пачки сливочного масла – 2 долл. Если студент потратит все деньги на мясо кур, то он сможет купить 20 кг, если же все деньги истратит на масло, то сможет купить 25 пачек. Возможны также комбинации: например, 8 кг мяса и 15 пачек масла, или 16 кг мяса и 5 пачек масла. Принимая во внимание, что может быть выбрана любая комбинация, построим непрерывную линию по точкам. Такая линия называется бюджетной(см. рис.2).

Рис.2. Бюджетная линия

Если обозначить количество куриного мяса через х, а количество пачек масла через у, то уравнение бюджетной линии можно записать в следующем виде:

2,5 х + 2 у = 50.

Точка М на графике показывает, что бюджет расходуется не полностью; точка N показывает, что потребитель расходует больше, чем имеет доход (следовательно, занимает деньги).

Теперь, объединяя графики кривой безразличия и бюджетной линии, получим (см. рис.3):

Рис.3. Объединенный график кривой безразличия и бюджетной линии

Кривая безразличия и бюджетная линия соприкасаются в точке Е, которая показывает, что максимум полезности из данных товаров и при данном бюджете потребитель извлечет, потребляя 12 кг куриного мяса и 10 пачек сливочного масла.

Подводя итог краткому анализу теории предельной полезности, мы можем сделать вывод, что эта теория дает ключ к пониманию многих экономических явлений и процессов – в первую очередь объясняет типологию потребительского поведения, а также то, почему кривая спроса имеет вид обратно пропорциональной зависимости.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"