Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономической теории".

Файлы: 1 файл

Вопросы к экхаменуу по экономической теории1.doc

— 620.00 Кб (Скачать файл)

Фрикционная безработица — связана с затратами времени на поиск новой работы и длится 1-3 месяца.

Структурная безработица — связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют стурктуру спроса на рабочую силу (возникает если работник уволенный из одной отрасли не может устроиться в другой).

Сезонная безработица — обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей..

Институциональная безработица — возникает из-за ограниченности рабочей силы и работодателей в актуальной информации о вакансиях и желании работников.

Циклическая безработица — возникает в период циклического экономического спада и недостатка спроса. Возникает с связи с уменьшением реального ВНП и высвобождением части рабочей силы.

Государственная политика занятости – это комплекс мер воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Она имеет несколько уровней: общегосударственный, региональный и локальный. Выделяют европейскую, скандинавскую и американскую модели политики занятости.

Европейская модель предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда и как следствие росте доходов работающих; такая политика предполагает дорогостоящую систему пособия для большого количества безработных.

Скандинавская модель основывается на обеспечении занятости практически всем трудящимся путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнение.

Американская  модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения. При этом безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами.

Использование той или  иной модели влияет на политику занятости  на макро– и на микроуровне. На макроуровне  новые подходы в политике занятости  способствуют повышению гибкости рынка труда, уменьшению расходов на рабочую силу, ведут к свертыванию социальных программ. Однако расширяются системы подготовки и переподготовки кадров, создаются дополнительные рабочие места, ужесточаются условия выдачи пособий. Принимаются меры по усилению роли частного сектора в решении проблем занятости. Других социальных проблем. На микроуровне проводится политика сдерживания роста заработной плат, удлинения продолжительности рабочей недели. Более широко используются различные формы неполной занятости. В результате кризисные явления обостряются.

Государственная политика в области содействия занятости  населения направлена на:

  1. развитие людских ресурсов для труда;
  2. обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от факторов (пол, возраст и т. д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
  3. создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  4. поддержку трудовой и предпринимательских инициатив граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию способностей к производительному, творческому труду;
  5. обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  6. предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;
  7. поощрения работодателей, сохраняющих действующие и создающие новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  8. сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;
  9. координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
  10. координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

Проведение активной политики государства в области  занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной  и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его  развития.

 

 

  1. Взаимодействие денежного и товарного рынков; Модель IS-LM

Товарный рынок - это рынки потребительских товаров и услуг, а также и рынок инвестиционных товаров. На потребительский спрос в основном оказывает влияние доход, а на инвестиционный - процентная ставка.

Денежный рынок - это рынок, на котором происходит краткосрочное кредитование и заимствование денег, объединяя т.о. финансовые институты (коммерческие банки, инвестиционные компании, пенсионные фонды), фирмы и государство.

Товарные рынки и  рынок денег находятся в процессе постоянного взаимодействия. Изменения на одном рынке со временем отражаются на функционировании другого, за исключением случая ликвидной ловушки.

В модели IS - LM (инвестиции - сбережения - предпочтение ликвидности - деньги) товарный и денежный рынок представлены как сектора единой системы. Данная модель впервые была предложена в 1937 г. Дж. Хиксом, но широкое распространение получила после выхода книги А. Хансена "Монетарная теория и фискальная политика" в 1949 г., после чего ее стали называть моделью Хикса-Хансена.

Кривая IS отражает соотношение  процентной ставки и уровня национального  дохода, при котором обеспечивается равновесие на товарных рынках. Условием такого равновесия является равенство  объемов совокупного спроса и  предложения.

Кривая IS отражает множество  равновесных ситуаций на товарном рынке. Она имеет отрицательный наклон, поскольку снижение процентной ставки увеличивает объем инвестиций, следовательно, и совокупный спрос, увеличивая т.о. равновесное значение дохода.

На сдвиг кривой IS оказывают влияние следующие факторы:

  1. уровень потребительских расходов;
  2. уровень государственных закупок;
  3. чистые налоги;
  4. изменение объемов инвестиций при существующей процентной ставке.

Кривая LM отражает зависимость  между процентной ставкой и уровнем дохода, возникающую на рынке денежных средств. При данном уровне дохода равновесие денежного рынка будет достигаться при пересечении кривой спроса на деньги с кривой предложения денег.

Кривая LM соответствует  таким парам точек (Y, i), для которых спрос на деньги L, определяющий уровень их ликвидности, равен предложению денежной массы М.

Такое равновесие на денежном рынке может достигаться в  том случае, когда с ростом дохода Y процентная ставка i будет повышаться.

Совместное равновесие товарного и денежного рынков достигается в точке пересечения кривых IS - LM (рис. 6).

Модель основывается на состоянии общего экономического равновесия, соответствующего как равенству инвестиций и сбережений, так и равновесию на денежном и финансовом рынке. Модель определяет равновесные значения процентной ставки i и уровня дохода Y в зависимости от условий, сложившихся в этих секторах экономики.

Поскольку кривая LM отражает изменения в монетарной политике, т.к. связана с денежным предложением, а кривая IS - изменения в фискальной политике, то модель IS - LM дает возможность оценить их совместное влияние на макроэкономику.

 

  1. Государственный бюджет: принципы построения и структура

Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства на определенный период (чаще всего на год), составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств.

Принципы построения госбюджета:

1.    Единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности).

2.    Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

3.    Самостоятельность бюджетов всех уровней (у каждого свои источники средств, свои расходы).

4.    Сбалансированность бюджета (нет дефицита.).

5.    Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.

6.    Достоверность бюджета (надежность показателей и их адекватность экономическому положению).

7.    Полнота отражения доходов и расходов бюджета.

8.    Гласность.

9.    Адресный и целевой характер использования бюджетных средств.

Структура гос. бюджета представляет собой совокупность доходной и расходной части

Доходы бюджета – это денежные поступления, которые централизуются в гос бюджете в результате изъятия части доходов хоз-щих субъектов и населения, а также посредствам взимания установленных платежей и сборов.

Осн источники формирования доходной части бюджета.:

1) гос имущество и общегос ресурсы, за пользование кот может взиматься опред плата. 2) обязат платежи физ и юр лиц, взимаемые в виде различных налогов и сборов. 3) привлеченные ресурсы в форме гос займов и доходов от реализации ценных бумаг.

В соответствии с бюджетной классификацией все виды бюджетных доходов делятся на 3 осн группы: 1. Налоговые платежи. 2. Неналоговые платежи. 3. Отчисления в соц фонды.

Расходы бюджета –  представляют собой денежные ср-ва, которые мспользуются на цели, предусмотренные  в Законе о гос бюджете.

Основные виды расходов бюджета (Бюджет РБ носит яркий соц  выраженный хар-р, т.е. имеет соц направленность): 1. Расходы на соц нужды (образование, здравоохранение, культура, туризм). 2. Группа эк расходов: почти во всех бюджетах предусм-ся гос поддержка нерентабельных или малорентабельных предприятий, имеющих высокую соц значимость. 3. Расходы на управление. 4. Расходы на оборону. 5. Расходы на внешнеэкономич деятельность: гос поддержка экспортеров, содержание дипломатич представителей за рубежом в международн обществен организациях. 6. Расходы на содержание гос запасов и ресурсов. 7. Капитальн расходы (строительство объектов). 8. Текущие расходы.

  1. Теория налогообложения и налоговая система

Теория налогообложения -(англ. taxation theory) - концептуальная модель налоговой системы, предлагающая принципы построения, роль и значение налогов в экономике, их функции, состав и структуру.

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Необходимость налоговой  системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности  эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой  системы. Таким образом, структура  и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Принципы построения налоговой системы

Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных  налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов. Зачастую эти цели противоречат друг другу.

Например, для выплаты  пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

Усложненность налоговой  системы возникает как раз  из-за стремления распределить налоговое  бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности. Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

  1. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит; Кейнсианский и монетарный подходы к формированию государственного бюджета

Профицит государственного бюджета – превышение суммы доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов над расходами и чистым кредитованием. 
Дефицит государственного бюджета – превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов.

В основе кейнсианского  направления стабилизационной политики лежат положения кейнсианства об эффективном спросе Сторонники такой  макроэкономической политики считали, что управление налогами, государственными расхо ратамы, объемом бюджетного дефицита и предложением денег дает возможность управлять динамикой совокупного спроса, а через него и динамикой реального объема производства первостепенное значение в стабилизации ийний макроэкономической политике представители кейнсианства оказывали налогово-бюджетным методам воздействия на макроэкономическое равновесие Это базировалось на кейнсианских представлениях о механизме функционирования рыночной экономики, согласно которым экономика реагирует на изменение денежного спроса изменением реального объема производства при относительной стабильности цен Поэтому главным средством воздействия на поддержание объемов пр обництва, а следовательно, и обеспечение макроэкономического равновесия, является совокупный спрос, в регулировании которого первостепенное значение имеет налогово-бюджетный инструментарий, особенно дефицитное финансирование экономики за счет государственных расхотрат.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"