Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:31, шпаргалка

Описание работы

1)Основные этапы развития эк. теории.
2) Предмет эк теории: различные подходы
3) Общественное производство и его структура.

Файлы: 1 файл

otvety_po_mikre_s_1_po_12.docx

— 132.09 Кб (Скачать файл)

Командная экономика –  экономика дефицита, несмотря на полную занятость и полную загрузку производственных мощностей. Это связано с гос-ным регулированием цен, гос-ным планированием.Рыночная экономика – организация экономики, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных потребителей. Основные черты: господство частной собственности; свободное предпринимательство; многообразие форм собственности на средства производства; рыночное ценообразование договорные отношения между субъектами экономики; упор на личные интересы (главный мотив эконом деятельности); вмешательство гос-ва в экономику ограничено. Смешанная экономика – организация экономики, которая сочетает в себе рыночную эффективность с гос-ным регулированием, при которой частный сектор управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительство воздействуют на экономику через директивы и фискальные рычаги. При этой системе большое внимание уделяется соц сфере. Гос-во обеспечивает эконом и полит стабильность общества, сглаживает циклические колебания, кризисные явления и др. переходная –экономика, ктр находится в состоянии изменений ,перехода от одного к др. типу хоз.

3) на основе развития  цивилизации

  • традиционная
  • либеральная
  • промежуточная

 

6)основные категории  товарного хоз-ва: благо и товар. Товарная форма хозяйства зарождалась как противоположность натуральному хозяйству, сначала в отношениях между общинами, а затем проникла и внутрь их, постепенно превращая натуральное хозяйство в подчиненный и отмирающий элемент экономической жизни общества.

Товарное (рыночное) хоз-во – общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.

   Для развития товарного  хозяйства необходимы были два  условия: 

     1. Общественное  разделение труда, при котором  каждый производитель специализируется  на выработке определенного вида  продукции. Специализация явилась  основным условием для роста  производительности труда, а в последствии и для технологических революций. Это явилось предпосылкой для создания некоторых излишков продукции сверх нужного для потребления внутри общины.

     2. Экономическое  обособление производителей друг  от друга как собственников,  в силу чего возникла необходимость  в обмене результатами труда.

   Общественное разделение  труда скорее является условием  возникновения товарного производства, а экономическое обособление  товаропроизводителей - причиной.

 Необходимо  различать два вида товарного  хозяйства:

. Простое (неразвитое) товарное производство - это производство продуктов для обмена самостоят-ми частными товаропроизводителями; это хозяйство ремесленников и крестьян. Оно основано на личном труде, а связь с рынком поддерживается через продажу излишков (сверх своего потребления) производимой продукции.

Капиталистическое (развитое) товарное производство основано на наемном труде и в полном объеме связано с рынком. Товарами становятся не только все продукты труда, но и факторы производства (земля, труд капитал, предпринимательские способности). Происходит овеществление всей системы экономических отношений, которые выступают как отношения между вещами, возникает товарный фетишизм. Концепция товарного фетишизма в целом, как и сам термин, полностью принадлежит К. Марксу.Товарное хозяйство при капитализме таким образом расширяется, становится основной формой экономической жизни. Товарные отношения здесь пронизывают все сферы и функции общественного хозяйства, а товар превращается, как писал К. Маркс, в его элементарную. Особенности товарного хозяйства: 1. Открытая, а не замкнутая система экономических отношений. Каждое домашнее хозяйство или предприятие имеет хозяйственные связи с другими экономическими субъектами и включено в систему рыночного обмена.2. Глубокое разделение труда и его специализация. Как только возник капитализм и капиталисты, техника стала совершенствоваться, поэтому ручной труд стал выходить из производства, его заменил труд машинный, более удобный и производительный.3.Косвенные экономические связи производителей и потребителей заключаются в том, что блага производятся одним субъектом хозяйственных отношений, а потребляются другим. Благо- все то, что заключает в себе смысл, т е предмет, явление, продукт, удов опр потребностей. Благо должно быть осознано. .Особым благом явл –услуга. Особенность у блага:1) не имеет вещной формы.2)услуга не накапливается .виды благ: 1) внутренняя, внешняя.2) долговременные, не долговременные. 3) материальные, нематериальная. 4)экономические, не экономические. Товар- специфическое эк. благо, произведенное для обмена. Обладает 2 св-ми: 1) удов потребность 2)обмениваться. Способ удов потребности составляет потребительскую стоимость, ктр имеет 3 формы: кол-во, натуральную форму, качество.  Способность товара к обмену в опр кол-нных пропорциях есть меновая стоимость. Потребительская стоимость создается конкретным трудом:

  • набор операций
  • средства труда
  • предмета труда
  • цель и результат

меновая стоимость создается  абстрактным трудом-это затраты  чел энергии, рабочей силы в физ смысле. Согласно трудовой теории  стоимости все товары обмениваются на рынке по закону стоимости. это закон согласно,ктр произ-во и обмен товаров осущ на основе общественно необходимых затрат труда, ктр и опр величину стоимости товара. ОНТЗ- это затраты при общетвенно нормальных усл произ-ва, среднем уровне производительности и интенсивности труда. Предельная полезность- это полезность последней части блага, имеющая в распоряжении потребителя. Закон Госсана: по мере увел кол-во потребляемого товара, его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.

 

7) Происхождение  и сущность денег. Основные  теории денег. Современные деньги. Деньги- вид финансовых активов, который может быть использован для совершения экономических сделок.; это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. В деньгах выражается национальное богатство и объем производимого годового продукта. Характерной чертой денег является их абсолютная ликвидность. Ликвидность – это способность благ обмениваться на другие блага с большей или меньшей лёгкостью. Они легко реализуемы, их везде от вас примут в обмен на благо или услугу.

Сущ 2 теории происхождения денег: 1)рационалистическая- объясняет происхождение денег ка результат соглашения между людьми. 2) эволюционная(происхождение денег, история их возникновения есть результат развития общественного разделения труда, обмена, товарного производства.

Функция денег - соизмерение стоимостей, а функция меры стоимостей – это лишь частное проявление на определённой стадии развития производственных отношений.

Деньги выполняют 3 ф-ции:

•Мера стоимости. В деньгах  измеряют свою стоимость другие товары и услуги.

•Средство обращения. Деньги позволяют осуществлять обменные сделки.

•Средство накопления. Деньги служат для осуществления сбережений.

•Cредство платежа (В качестве платежа выступают реальные деньги – золото, монеты, и бумажные деньги, кредитные карты)

Чтобы выполнять функции  денег, сам денежный материал должен обладать рядом характеристик:

•Портативность (относительно большая ценность в малом объеме);

•Сохраняемость;

•Экономическая делимость  ( часть целого стоит соответствующую часть от стоимости целого).

 Деньги возникли 6 - 7 тыс.  лет тому назад, бумажные стали  внедряться в Европе в 18 веке.

 Деньги возникли в  процессе товарного обращения.

Количество денег, необходимых  для обеспечения товарного обращения, зависит прежде всего от суммы цен товаров, которые подлежат реализации в течение определенного периода. Чем больше товаров, тем больше требуется денежных единиц для их реализации.

  Денежная масса в  обращении - это не только наличные  деньги, но и чековые вклады  в банках. Она увеличивается, когда  коммерческие банки выдают ссуды  своим клиентам, и уменьшается,  когда клиенты возвращают ссуды.  Изменения в денежной массе  влияют на совокупный спрос.  Количество денег в обращении  зависит и от скорости оборота каждой денежной единицы..

    Стоимость денег  определяется их редкостью по  отношению к их полезности. Полезность  денег состоит в их уникальной  способности обмениваться на  товары и услуги как сейчас, так и в будущем. Количество  товаров и услуг, приобретаемых  за денежную единицу, изменяется  обратно пропорционально уровню  цен. 

  Когда индекс потребительских  цен растет, покупательская способность  денег падает, появляются деньги, не обеспеченные товарами, что  означает инфляцию. Она может  вызываться разными причинами.  Это и выпуск излишнего количества  денежных единиц, когда расходы  государства превышают его доходы, и отставание производства товаров  от роста платежеспособного спроса  и поступление на рынок товаров,  не пользующихся спросом и  другими факторами. 

   От того как поставлено  в обществе "управление" денежным  обращением, зависят темпы экономического  роста, стабильность уровня цен,  занятость населения, спокойное  или возбужденное его состояние.

Виды денег

•наличные деньги – банкноты, которые выпускают ЦБ стран, это  казначейские билеты, выпускаемые министерствами финансов стран (в России-нет), и металлические  деньги – монеты

•собственно деньги – это  все наличные деньги и чеки, которые  выписываются всем тем, кто положили свои наличные деньги в коммерческие банки на так называемые чековые  вклады (депозиты).

•квазиденьги (почти деньги) – это бесчековые депозиты в коммерческих банках; это все те вклады до востребования, это все срочные вклады, это текущие счета фирм в коммерческих банках, и это государственные ценные бумаги•кредитные деньги (банковские деньги) – это банкноты, чеки и векселя. Вексель – это ценная бумага, удостоверяющая, что какое-то лицо купило у продавца товар в кредит

электронные деньги, которыми расплачиваются с помощью электронных  сигналов компьютеров и компьютерных сетей. (пластиковые карточки, кредитные карточки, дебетовые карточки)/

•безналичные деньги –  это все текущие счета фирм и все депозит         ы в коммерческих банках.

Денежная масса – совокупность наличных и безналичных покупательных  и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг  в экономике страны.

  Современная теория  денег.

Сегодня ценность бумажных денег  определяется тремя факторами:

1)Общепризнанностью бумажных  денег во всём мире. Люди к  ним привыкли, люди давно научились  считать их деньгами, и у них  не возникает никаких вопросов  по этому поводу.

2)Стоимость, ценность бумажных  денег определяется декретивностью, т.е. номиналы бумажных денег задаются государством, люди привыкли к этому.

3)Главный фактор: стоимость,  ценность бумажных денег определяется  их редкостью, т.е. их соответствием  суммам цен тех товаров и  платных услуг, которые производятся  в данной рыночной экономике  в данном году. Как только это  соответствие, будет нарушено, стоимость  ценных денег изменится.

 

8) Рынок: содержание, ф-ции, хозяйственный механизм. Рынок- система отношений, в которой связи покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. Рынки принимают самые разные формы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер. Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения .Усл. возникновения рынка является: 1) общественное разделение труда, 2) частная собственность, 3) эк. обособленность и полная самостоятельность товара производителя Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими прибыли ,а также удовл. Платежеспособного спроса покупателей. 

Рынок выполняет  определенные функции:

  • интегрирующая ф-ция  состоит в соединении сферы производства, сферы потребления, а также торговцев-посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами.
  • Регулирующая ф –ция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре.
  • Стимулирующая ф-ция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли.
  • Ценообразующая ф- ция – установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов.
  • Контролирующая ф-ция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только кол-во, но и качество товаров и услуг.
  • Посредническая ф-ция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.
  • Информационная ф- ция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную инф о спросе и предложении товаров и услуг на рынке
  • Ф –ция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления и соразмерности спроса населения с заработной платой.
  • Ф-ция реализиции интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"