Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 02:57, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет задачи курса «Экономическая история».
3. Становление раннефеод экономики на территории Б в 9 – первой пол 13 вв.
5. Белорусские города во второй пол 13 – первой пол 17 вв. Развитие ремесла и торговли.
22. Эканомика США во второй половине 1940-х — начале XXI ст.
25. Особенности эк. развития Англии после 2 Миров. войны до начала XXI в.
26. Особенности эк. развития Франции после 2 Миров. войны до начала XXI в.

Файлы: 1 файл

Ekonomicheskaya_istoria.doc

— 438.00 Кб (Скачать файл)

 

 

22. Эканомика США во  второй половине 1940-х — начале XXI ст.

В годы 2МВ для США повторилась  ситуация ПМВ. Воен действия проходили  в Европе, ее хоз-во разрушалось. В войну США вступили позже других стран; на тер-рии США воен действия не велись.

Вклад США в победу над Герм был преим-но мат-ным. 46 млрд $. составили поставки по ленд-лизу, т. е. передача участникам войны против Гер разл военных мат-лов. Чтобы отправить снаряжение союз-никам, оно закупалось у амер корпораций. Ленд-лиз вызвал эк. оживление, увеличение занятости нов доходы, новое стр-тво. В период войны увел-ся вес гос-ва. Воен пром пред-тия строило тогда гос-во. Было построено 2,5 тыс. нов заводов, оснащенных передовой техникой, После войны эти пр-тия были проданы монополиям.В этих усл-х война обеспечила новый скачок в эк. развитии США. Пром пр-во ^ с 1938 по 1948 г. более чем в 2 раза. Выросла и доля США в мир пр-ве. Евр. страны только в 1948 г. вос-становили довоенный уровень пр-ва. А пром-ть США ^ ускоренными темпами. США сохраняют 1 ме-сто в мире по основным эконом. показателям.

За послевоен время  амер хоз-во испытало 9 кризисов. Но послевоен  кризисы намного слабее, чем довоенные; пр-во v не на 30—50%, а только на 5—10%.

Неравномерность развития разных отраслей пром-ти увел-сь когда  отдельные отрасли исп-т застой в период общего подъема. В таком  положении чаще всего оказываются  старые отрасли, особенно уголь-ная  и металлургическая пром-ть. Существенно изменились монополии:

1. Монополии не монополизируют  пр-во опр товара. В отрасли  действует неск корпораций, конк-щих  между собой. Идет процесс диверс-кации  — перехода к многоотрас корпорациям  — конгломера-там. 

2. В условиях интеграции корпорации все более становятся транснациональными

3. Корпорации и фингруппы  потеряли семейный характер 

4. Самые большие доходы  теперь имеют не кап-ты, не владельцы  капитала, не акционеры, а управ-ляющие, менеджеры, в руках кот и  сосредоточено управление корпорациями

В США существует гос. сектор хоз-ва. Гос-ву принадлежит часть  инфраструктуры. Гос-во регулиру-ет хоз. развитие в осн через гос. бюджет. Раньше через бюджет проходила незнач часть нац дохода. Те-перь ам гос-во изымает в виде налогов и других поступлений и использует как гос. капитал около 1/3 ВНП. Использованием этих денет гос-во и регулирует экон. развитие:

1. Гос заказами промышленным  фирмам.

2. Гос стр-вом (свыше  20% нового строительства).

3. Государство принимает  на себя расходы по научным исследованиям (около 60% ).

Дополнительным элементом  гос. регулирования является ссудный %. В США гос-во через ФРС, т. е. через  объединение банков, действующее  под контролем государства, может  увеличивать или умень-шать ссудный %, делать деньги "дорогими" или "дешевыми".

До конца 70-х годов  задачей ФРС было стимулирование эк. роста, т. е. обеспечение дешевого креди-та. Затем задача усложнилась. С ^ инфляции для ее сдерживания ФРС  была вынуждена ^ %.

Характер и методы гос. рег-ния со времени "нового курса" Рузвельта сущ-но изменились: гос-во стимулирует рост пр-ва, потому что в условиях НТР обеспечить соответствие спроса и предложения, пр-ва и потребления товаров можно лишь при опр темпах роста.

Гос. эконом. регулирование  при президенте Рейгане ("рейганомика"). Толчком к этой реформе стало обострение трудностей гос рег-ния в 70-х годах. Адм-ция Рейгана решила ослабить гос. рег-ние. Это оз-начало прежде всего сокращение налогов и гос. расходов, ослабление юр. регламентации бизнеса. По-пытки уменьшить воен расходы столкнулись с сопротивлением воен-пром комплекса. В наиб степени стали сокращаться расходы на соц. программы, на борьбу с бедностью, но это была сравн-но небольшая доля гос. затрат. В рез-те расходы стали превышать доходы, увеличивая дефицит бюджета, и гос. долг стремительно нарастал.

1980-1982гг – эк кризис. Затем новый эк подъём, увсь I в прово срв инфрмации.

Админ-ция Клинтона, задачи:

1. Усиление фиск мер гос-ва

2. Гос регул-ие по поддержке НИОКР

3. Поддержка ср и малого бизнеса

4. Стркут перстройка эк-ки

5. Усиление роли гос-ва в реш-ии соц проблем

 

24. Особенности эк. развития  Японии после 2 Миров. войны  до начала XXI в.

Поражение в войне > к глуб эк кризису. Промсть =28,5% довоен уровня. Выплавка чугуна умсь в 9, стали  – 6,5 р, хлопчатбум прво в 5 р. Наиб сокрие в лёгк и пищ пром. Саботаж на монополиях, причины: 1. Госво должно возместить им потери от войны; 2. Боязнь воен репораций; 3.Оккупация амер.

Для покрытия дефицита гос  бюджета эмиссия бум денег, с 1945 по 1947 гг ден масса увсь в 4 р.

1946 г –закон о чрезв  мерах в обл фин-в и эк-ки. Ден реформа. (обмен старых денег  на новые, замо-раж-ие з/п и  вкладов)

Эк реформы: 1946г –  создано Бюро эк стабции и Комитет  по гос регул цен.

1945-1947гг – роспуск  дзайбацу Функции рук-ва группами  перешли к банкам. В составе каждой дзайбацу был и банк, ~ наз-ся так же, как и группа в целом, акции распродавались среди работающих.

1947 – закон о запрещении  монополий и обесп справедл  сделок.

1947 – з-н о труд  нормах (8 ч раб день,час перерыв,  надбавки 25 % за сверхуроч, оплач отпуск)

1946г – новая Конституция. (особ знач 9 статьи об отказе  от применения воен силы как  ср-ва разре-шения межд конфликтов)

Аграр. реформа 1947—1949 гг. Гос-во принуд-но выкупало у помещиков  землю, причем если поме-щик жил в  деревне, у него оставляли 3 га, а если он был "отсутствующим", у него выкупалась вся земля. В рез. помещ землевладение было прак-ки уничт-но. Это была буржуаз реформа. Она ликвид-ла паразит полуфеод землевладение. Реформа вызвала рост с/х пр-ва. С 1946 по 1970 г. оно ^ более чем вдвое.

1947 – реформа образие  (обяз 9 лет)

1947 г к власти приходит  социалист Катаяма Тэцу, прога  чрезв мер для преодоления  кризиса (уст-ся контроль над  з/п и ценами, выдся приор произ-ва, гос субсидии)

Первая послевоен прога (усиление роли госва)

1948 г –смена права,  цель сбаланс бюджет, рост налогов,  почт сборов, жд тарифов.

До 1949 г восстановление эк-ки за счёт го субсидий.

Новая политика «Обратный  курс» (ограничение демокр свобод, восст-ие позиций крупных монопо-лий и  првращ Я в «мастерскую Азии», запрет забостовок, ограничение прав профсоюзов, гос контроль)

1948 г  амер админ-ция  план эк стаб (сбаланс бюджет, увие налог поступлений, стабция  з/п, огран-ие правит субсидий, контроль над ценами, внеш торговлей,  расширение выпуска нац товаров и разрабка мест сырьевых ресов, совие сис прод поставок.) Реализация курса Доджем. Эквивалентный фонд (срва от реализации амер товаров в Я направлялись в крупные компании) Ввод антимоноп заква

1949 – реформа налогообл-ия (ум-ие налогов на корпорации)

Довоенный уровень пр-ва был восстановлен только в 1952 г. Восст-ие происходило на старой тех-нич. основе. Я утрач-ла прежнее положение в мир- эк-ке. Тогда лидеры хоз-ва Я резко изм-ли приорите-ты и началось  "яп эк. чудо": по темпам роста основных эк. показателей Я- опередила весь мир.

1952 – з-н, разреш-ий  создавать эксп картели (льготы  госва, субсидии и премии, новый  тамож ко-декс, которыйпредусам введение  новых пошлин и увие тарифов.

1952 – з-н о модерн-ции  предпр (помощь монополиям,осущ мод-ию, затем всеоб хар-р мод-ции, раз-витие пр-ва пластмасс, иск каучука, ‘trnhjybrb и др.)

Яп эк чудо

С 1950 г. по 1970 г. среднегодовые  темпы роста промыш. пр-ва составили ? 15%.

Причины: 1 помощь всех стран  мира,в прев очередь США. 2. масс обнов  капитала 3. расшир-ие внутр рынка 4. шир исп-ие науч-техн иностр достижений 5. высококач раб сила 6. относ высокая норма накопления капитала 7. развитее собств науч-техн базы иссслед-ия и др

1973-75 – эк кризис, структ  перстройка (обсп-ие приоритета наукоём  прои-в; сокр-ие энерго- и ма-тёмк пр-в; рекнструкция отраслей, переживших тяж кризис из-за усиления иностр конкур.) Период по-стиндустр развития

К 1990 г. промыш. пр-во Я ^, по сравнению с уровнем 1938 (или 1952) года, в 21,1 раза. Высокими остаются темпы  Я и в 1970-1990 г. пром-ть Я ^ пр-во в 2,2 раза. По осн. эк. показателям Я вышла на 2-е место в кап мире. Она заняла 1-е место в мире по пр-ву судов, стали, авто., ряда электро- и радиотова-ров и др.

1997-1998 – наиб неблагопр  годы. Прога неотлож мер (осн  напр-ияр азвития: телекоммуникации, наука, технологии; соц обесп, здрав-ие, обр-ие; повыш-ие эфф-сти товарооборота и усиление конкурен-ции; оживление город жизни.)

1998 – банк реформа  (отмена ограничений на валют  опреции, сделки, связанные с ввозом  и вывозом капитала, либ-ция фин системы.) период инф общества.

25. Особенности эк. развития  Англии после 2 Миров. войны  до начала XXI в.

В результате 2МВ Анг была в числе победителей, но это не обеспечило ей процветания. Пром-ть Анг  и в послевоен период развивается  медленнее, чем пром-ть других стран. Но, по сравнению с дово-ен- периодом, она развивается теперь несколько быстрее. Это объясняется:

1. гос регулированием, стимулирующим эк рост.

2. обновлением осн  капитала после войны. Пришлось  восстанавливать разрушенные предприятия  и обновлять оборудование остальных, потому что во время войны оно износилось. Большие строительные работы вызвали повышенный спрос на раб силу, стройматериалы, оборудование — возник строитель-ный бум, эк-ка оживилась. При восстановлении пром-ти происходит технич скачок, кот и составляет осн содержание обновления осно капитала.

3. в связи с распадом  колониальной системы резко сократился  вывоз капиталов из страны, и  теперь те капиталы, кот прежде  вывозились, стали вкладываться  в свою пром-ть.

4. после открытия крупных месторождений нефти в Северном море Анг стала обеспечивать себя нефтепродуктами, получив в условиях энергетического кризиса существенное преимущество перед др странами.

В воен годы, когда выгоднейшие  гос заказы получали самые крупные  фирмы процесс монополиза-ции пром-ти Анг успешно завершился. В годы 2МВ гос-во стимулировало концентрацию пром-ти. Во-енные заказы получали крупнейшие фирмы. Чтобы обеспечить выполнение этих заказов, гос-во брало в свои руки распределение сырья, топлива, энергии и обеспечивало всем этим в первую очередь те круп-ные фирмы, кот- выполняли военные заказы. Но полностью гос-е рег-ние развернулось лишь после войны.

В 1945 г. к власти в Анг  пришли лейбористы, англ раб партия. В своей программе они провозглаша-ли переход к социализму в Англии путем национализации пром-ти.

С 1946 г. по 1951 г. они провели  национализацию ряда отраслей хоз-ва. Были национализированы Англ банк, угольная и газовая пром-ть, электростанции, радио и телевидение, ж/д и др виды транспорта. Рез-ты национализации:

1. Национализированы  были преимущественно "старые, малорентабельные отрасли.

2. В руки гос-ва  перешли гл образом те отрасли,  кот обслуживают остальное хоз-во, обеспечивают его топливом, энергией, металлом, перевозками. После национализации  они стали предоставлять част-ному сектору энергию, транспорт и сырье по сниженным ценам, часто по ценам ниже себест-ти.

Но эк гос сектор оказался малоэффективным, требовал больших  расходов на содержание. Гос. хоз-во управлялось  преим-но администр методами. Поэтому каждый раз, когда консерваторы возвращались к власти, они предпринимали действия по денационализации . В 80-х гг. правительство М. Тэтчер при-ватизировало ряд фирм. В национ-ные отрасли, которые до этого были монополией гос-ва, был допу-щен частный сектор. Были уменьшены гос. инвестиции в хоз-во. Проводились меры по ограничению гос. рег-ния. Но это лишь немного сократили гос. сектор хоз-ва. В конце 50-х гг. в противовес "Общему рынку" Англия образовала "зону свободной торговли" из 7 стран (Анг, Норвегия, Швеция, Дания, Авст-рия, Швейцария и Португалия). В торговле м собой эти страны снижали пошлины, обеспечивали преим-ва товарам партнеров по союзу. Анг колонии стали незав-ми гос-ми. Анг дипломаты добились сохране-ния связей с бывшими колониями. Брит империя стала Британским Содружеством. Ныне хоз-во Ангвсе более интегрируется в мир-сообщество.

 

 

14. Экономика белорусских  земель в период войн и революций  (1914 – 1920 гг.)

Россия вступила в  войну 1 августа 1914 г., а летом 1915г. война  пришла на территорию Б. В октябре 1915г. фронт стаб-ся по линии Двинск — Поставы—Барановичи — Пинск. В результате Б была разде-лена примерно на 2 части: зап оказалась под оккупацией кайзеровских войск, а вост превратилась в прифронтовую полосу, в ближайший тыл русской армии.

На оккупир кайзеровскими  войсками части Б был установлен жесткий колониальный режим. Была введена  система натуральных налогов  и штрафов, проводились реквизиции лошадей, крупного рогатого скота, фуража, нас в принудительном порядке  привлекалось к работам на нужды воен властей.

В условиях войны на неоккупир  части Б расширяли произ-во только те отрасли, которые работали на обеспечение  армии пр-ми пит, обмундированием, оружием  и боеприпасами. Военные заказы выполняли  текстил, швейные, кожевен, обувные, хлебопекар, лесопильные, табачные и другие предпр.

Бесконечные реквизиции у крестьян неоккупированной части  Б царскими властями лошадей, круп-ного рогатого скота, зерна, фуража, муки, принудительные работы на нужды фронта, мобилизация  в армию мужчин в возрасте 18—40 лет усложняли развитие с/х.

Февральская буржуазно-дем  революция, победившая 28 февраля 1917 г., свергла самодержавие. Было создано  Временное буржуазное правительство. Однако Временное правительство, отражавшее интере-сы мелкой и средней буржуазии, не решило ни одного из самых злободневных вопросов того времени. 1. Не был решен вопрос о мире. Продолжая опостылевшую народу империалистическую войну, Вре-менное правительство усугубляло эк хаос в стране. 2. Не был узаконен переход на 8-часовой рабочий день, что требовали миллионы рабочих России, в том числе и в Б. 3. Не был решен ? о передаче кресть-янам помещичьих земель, а в те регионы, где крестьяне захватывали эти земли, Временное правитель-ство посылало карательные экспедиции. 4. Не был решен вопрос о хлебе. Хлеба в стране хватало, а нас городов голодало. 5. Практически ничего не делалось по преодолению хоз разрухи.

Т.о., Временное правительство  оказалось не в состоянии покончить  с хоз разрухой, решить назрев-шие  проблемы в экономике страны и  своей внутр и внешней политикой во многом предопределило но-вый революционный взрыв в октябре 1917 г., ~ положил начало соц эксперименту в стране.

Накануне Октябрьской  революции н/х Б находилось в  глубоком кризисе. Валовая продукция  пром-сти в конце 1917 г. составляла не более 30 % довоенного уровня. Резко упал жизненный уровень нас, з/п рабочих едва достигала 50 % довоенной. Почти на треть сократился объем с/х произ-ва. Непрекращаю-щаяся эмиссия бумажных денег вызвала небывалый рост цен.

Первые преобразования молодой Советской власти в сфере экономики.

1. Осуществление декрета  о земле. Согласно этому декрету  отменялась частная собственность  на землю, запрещались ее продажа,  аренда и залог. Помещичьи,  удельные и церковные земли  конфиско-вывались без всякого  выкупа, а вся земля, ее недра, леса и воды национализировались и объявлялись гос собственностью. Помещики выселялись из своих имений. Вводился уравнительный принцип рас-пределения земли по едокам. Декрет заложил правовые основы создания социалистического уклада в с/х в виде гос имений или совхозов и коллективных хозяйств в виде коммун, артелей и товариществ, отличавшихся друг от друга степенью обобществления средств произ-ва. Вместе с тем не следует забы-вать, что декрет о земле, отменивший частную собственность на землю и передавший ее только в госу-дарственную собственность поставил крестьян в полную зависимость от государства, превратил их в пользователей гос земли. 2. Установление контроля над финансами. 14 ноября 1917 г. был создан еди-ный Государственный банк с конторами на местах. 21 января 1918г. были аннулированы все государст-венные займы царского и Временного правительств. 3. Введение рабочего контроля. Он вводился для борьбы с саботажем чиновников, предпринимателей, банкиров и как подготовительная мера к национа-лизации пром-сти. В целом рабочий контроль за произ-вом и распределением способствовал обучению малограмотных рабочих и крестьян азам руководства экономикой, предотвратил остановку многих промышленных предприятий и банков, положил начало плановому нормированию народного хозяйст-ва. 4.  Национализация пром-сти, транспорта и внешней торговли. Для управления национализирован-ной пром-стью был создан Высший совет народного хозяйства с представительствами на местах. 5. Много делалось для улучшения положения рабочего класса. Был введен 8-часовой рабочий день. Рабо-чий день подростков ограничивался 4—6 часами, запрещалось использовать труд малолетних. Семьи рабочих переселялись в квартиры буржуазии, вводилась система социального страхования, создавались биржи труда для безработных, курсы для борьбы с безграмотностью, открывались столовые для рабо-чих.

26. Особенности эк. развития  Франции после 2 Миров. войны  до начала XXI в.

Эк потери Франции  во 2МВ войне были тем более знач-ми, что разрушения от воен действий и бом-бардировок дополнялись ущербом от оккупации герм войсками. Пр-во в ср сократилось втрое: на 70% снизилось пром пр-во, более чем вдвое — с/х, втрое сократился автомобпарк и груз перевозки. Довоен-ный уровень пром пр-ва (1938 г.) был восстановлен в 1948 г.

К 1990 г. пром пр-во Фр выросло  в 5,5 раза. Фр перестала быть страной  с преобладанием легкой пром-ти. Уже в начале 80-х гг машиностроительная, металлоперерабатывающая, электротехническая, автомобильная, авиаракетная и хим. Пром-ть в совокупности давали 60% пром. продукции,  а  вместе с добыв-ми отраслями — металлургической, угольной и нефтегазовой — до 70%. Легкая пром-ть теперь дает меньше 30% пром продукции.

После войны первоначально  во Фр был взят курс на пропорциональное развитие всего комплекса отраслей. Этот курс противоречил принципу интеграции, поскольку предполагал самообеспечение все-ми видами продукции. Он был эк нецелесообразен, потому что предполагал дальнейшее развитие и тех традицотраслей, продукция кот не польз-сь спросом на мир рынке. А это - 40% фр пром-ти. В 70-х го-дах курс изменился. Теперь прав-во стало стимулировать развитие тех перспективных отраслей, про-дукция которых могла быть на мир рынке достаточно конкурентоспособной. Особенно знач успехи бы-ли достигнуты в автомоб, авиаракетной и электротехнич пром-ти. Уже к началу 80-х гг. доля Фрпо этим отраслям превышала 10% от совокупного пр-ва развитых кап-х стран.

Длительный застой в  с/х-ве объяснялся тем, что основу его  все еще составляли мелкие крестьянские хоз-ва, треть кот не могли прокормить владельцев, т е в с/х  еще был не завершен переход к кап-му. По-этому решено было ликвидировать мелкие нерентабельные хоз-ва. Гос-во в принудит порядке выкупало нерент-ные хоз-ва, что вызвало тогда массовые выступления кр-н, кот трудно было найти место в эк. жизни города. Сегодня с/х-во Франции дает на экспорт более трети своей продукции.Та особенность, кот была характерна для Франции начала XX в. — высокая концентрация капитала, но низкая концен-трация пр-ва, — сохраняется до наст времени. 95% французских пред-тий сост-т мелкие заведения с числом рабочих до 20 человек. Остается очень значительной и доля ремесленного пр-ва.

 

В первые послевоендесятилетия в хоз-ве Фр сохраняли позиции  прежние традиц фин группы Рот-шильдов, Лазаров, Шнейдеров. Но с 60-х гг. началась экспансия двух новых групп — "Париба" и "Сю-эз", во главе групп стояли не банки, а холдинги, которые владели крупными пакетами акций пром ком-паний и банков. Во Фр развитие фин капитала зашло глубже, чем в др странах. Банки и фин группы все теснее связываются между собой, переплетаясь в одно целое. Каждый крупный банк скупает акции не только пром фирм, но и др банков.

После войны у власти оказались коммунисты. Национализация была проведена по их программе. В  руки гос-ва перешли 5 крупнейших банков, угольная и газовая пром-ть, электростанции, воен пром-ть, транспорт, авиационная, часть автомоб пром-ти. В руках гос-ва оказалось 20% пр-х мощностей. С само-го начала здесь наряду с предприятиями "старых" отраслей национализировались и предприятия "но-вых". Компенсацию получили не все. В 1982 г. был проведен второй этап национализации. Теперь в гос. собственность переходили еще 36 банков, крупнейшие банки из оставшихся вне гос. сектора. Кредитная система практически оказалась полностью в руках гос-ва. Были национализированы крупнейшие фи-нансовые группы "Париба" и "Сюэз", 5 крупнейших пром корпораций. После проведения 2го этапа на-ционализации коммунисты ушли из прав-ва. Социалисты после некоторого перерыва вернулись к вла-сти, но теперь это умеренная партия, хоз. политика кот мало отлич-ся от политики М. Тэтчер. В 1986 г. прав-во правых партий приняло закон о денационализации госсектора к 1991 г. В 1987 г. процесс при-ватизации был остановлен возвращением к власти социалистов.



Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"