Шпаргалка по "Экономической истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая история".

Файлы: 1 файл

ekonomicheskaya_istoria.docx

— 98.47 Кб (Скачать файл)

2)расширение  хоз.самостоятельности предприятий  на основе хоз.расчёта;3)изменение  организации управления промышленностью.Таким  образом,решения мартовского и  сентябрьск.Пленумов положили начало  крупномасштабной эк.реформе, направленной  на укрепление эк.методов управления.На  фоне высоких темпов развития  промышленности Б выделялись  химич.,нефтехимич.,и топливная отрасли.До  сих пор спорным является вопрос  о том, дала ли эк.реформа  позитивный итог.Одни исследователи  считают,что дала,другие же считают  наоборот.

46. Социально-экономическое  развитие БССР в 1970-1980.Нарастание  кризисных явлений

Период  с 1970 по 1985 гг. был для народн хоз-ва СССР, в том числе и БССР, противоречивым, полным парадоксов и контрастов. Создавались  новые отрасли пром-ти, вступали в строй новые пром.предприятия  и одноврем падали темпы эк роста. Вместе с передовым уровнем в  аэрокосмической и оборонной  отраслях сохранялись устаревшие технологии и оборуд в большинстве других отраслей. Был достигнут бесспорный рост благосостояния и реальных доходов  населения и одновременно с этим быстро рос дефицит товаров первой необходимости. Снижение темпов роста  нац.дохода, продукции пром-сти, произ-сти  труда свидетельствовало о том, что в экономике СССР, в том  числе и Б, сложился механизм торможения соц-эк развития, стали нарастать  кризисные явления. Их осн причинами  были: 1. Существующий хозяйственный  механизм с моно-полией гос.собственности,администрат-командными методами руководства, централизованным планированием и распределением стал архаическим и превратился  в тормоз на пути развития сил. 2. Полностью  себя исчерпали производств.отношения.3.Нежелание  политического руководства страны проводить реформирование форм и  методов хозяйствования. 4. Негативно  влияли на экономику и существовавшие политические отношения.В 70-е — первой пол 80-х гг. с/х Б развивалось  также весьма противоречиво, когда  вместе с безусловными достижениями были и очевидные провалы. Итоги  работы с/х уже не удовлетворяли  спрос нас республики на продукты питания. В начале 80-х гг. с/х СССР оказалось в кризисном положении. Уро-жайность практически не росла. В надежде повысить эффективность  с/х в мае 1982 г. был создан Аграрно-промышленный комплекс (АПК) СССР и принята Продовольственная  программа СССР до 1990 г. К середине 80-х гг. проблема обеспечения нас  СССР, в том числе и БССР, настолько  обострилась, что вновь появились  карточки, было введено нормирование потребления.

47.Поиски путей перестройки  экономических отношений в БССР  во второй половине 1980-х гг. Программа  перехода к рынку

С сер 80-х г. Беларусь, как и другие советские республики вступила в  период радикальных эк и соц преобразований. Их необходимость была обусловлена  тем сложным эк. и полит.положением, в котором оказалась страна на рубеже 70 - 80 гг.Стартовые позиции  для эк превращений 1985 были довольно благоприятными. Были не такими большими дефицит бюджета и внешн задолж-ть, потребительский рынок находился  в состоянии относите равновесия, цены росли не так обвально. Учитывая эти преимущества, страна могла бы быстро и с меньшими потерями перейти  к рыноч эк-ке. Но поиски путей  перестройки экономических отношений, кот. устроил Горбачев, начались не с радикальных рыночных идей, а  с очень скромных проектов.Апрельский пленум ЦК КПСС, XXVII съезд партии определили новый политич курс, направл на ускорение соц-эк развития. Под этим понималось повыш темпов эк развития путем интенсификации пр-ва с учетом научно-технического прогресса, структурной  перестройки эк-ки, новых, эфф форм организации, управления и стимулирования труда.Первые шаги в осуществлении  нового курса привели к некоторому оживлению и определенным сдвигам  в жизни страны. Сначала в целом  успешно выполнялись задания  двенадцатой пятилетки, росло пр-во.В  ходе осуществления курса на ускорение  соц-эк развития СССР делались первые шаги в направлении к рыноч  отношениям. Таким первым значительным шагом стало введение самофинансирования. Этот эксперимент начался в 1986 г. Прошлый механизм распределения  прибыли был изменен.К осени 1986 стало очевидным, что значит сдвигов  в осущ. курса на ускорение не удается добиться. Народное хоз-во Беларуси продолжало работать по старой схеме, используя приказы, корректировку  планов, политич кампании. Остались незыблемыми администрат-командная  система упр и огромный бюрократический  аппарат, которые глушили позитивные идеи. След важным этапом в перестройке  эк отношений стал переход от курса  на ускорение к радикальной эк реформе. В июне 1987 Верховный Совет  СССР принял Закон СССР «О государственном  предприятии», а потом Совет Министров  СССР и ЦК КПСС приняли ряд документов о радикальной эк реформе. Их осн  задачей было осущ переход от администрат  методов к эк. Предусматривалось  изменить сущ систему планирования с целью повысить самост-ть предприятий  в планировании и распред продукции. Предполагалось постепенно перейти  от распределения ресурсов по фондам к оптовой торговле, ввести договорные и самостоятельно определенные цены.Эта  реформа была для того времени  масштабной и радикальной, однако из-за различных причин не дала положит  рез-в. Кризис, который начался в 1988 г. стал глубоким и острым. Его  можно отнести к самым длительным экономическим кризисам в мировой  экономике. Его можно сравнить с  большим американским кризисом 1929 - 1933 гг.

48.Состояние экономики  РБ в 1991-1995.Начало рыночных  реформ

Гл  политич фактором принятия самост программы  перехода к рынку стало провозглашение суверенитета и независимости РБ 27 июля 1990г. Одним из первых шагов  в складывании рыночной эк-ки в  Беларуси стало подписание в октябре 1991г. договора о едином эк-ком пространстве между Россией, Беларусью, Арменией, Киргизией и др. Важным моментом этого договора явилось признание  в качестве основы подъема экономики  частной собственности, свободы  предпринимательства и конкуренции. Важные направления перехода РБ к  рыночной экономике: 1) Меры по стабилизации экономики(сокращение расходов на гос  капвложения, содержание аппарата упр).2) Разгосударствление, приватизация, демонополизация, развитие предпринимательства и  конкуренции.3) Создание системы гос. Регулирования эк-ки, осн. Элементы которой – собственная банковская система и кредит РБ.4) Создание потребительского рынка, рынков средств производства, рабочей силы и др.5) Социальная защита населения в условиях рыночной эк-ки.6) Преодоление последствий Чернобыльской  катастрофы в условиях перехода к  рыночной экономике.В конце 80-х гг. Беларусь была одной из самых развитых республик СССР. Именно поэтому, а  также в связи с относительной стабильностью социально-экономического положения кризисные явления в экономике Беларуси появились позже, чем в других республиках СССР. Только в 1991 г. впервые произошло абсолютное падение производства пром и с/х продукции.В 1991-1995 гг. для народного хоз-ва республики стало характерным резкое обострение экономического кризиса. Его основными проявлениями стали:А)снижение всех главных макроэкономических показателей; Б)падение общего производства; В)ув дефицита гос финансов; Г)рост инфляции; Д) рост внешней задолженности;Е)падение стоимости бел. рубля, который был введен в денежн.обращение в июне 1992г.Осн причинами падения объема пр-ва в пром-сти стали медленное осуществление рыночных преобразований, сохранение в основном администрат-командной системы управления с монополией гос собственности, директивными методами руководства. В тяжелом положении оказалось и с/х Беларуси(недостаток собственных источников финансирования).

В аналогичном положении находились транспорт и жилищно-коммунальное хоз-во, где деформация цен привела  к потери работниками этих отраслей стимулов к хоз. деятельности. Проблемой, которая стала угрожать эк безоп-ти РБ, явилась беспрестанно нарастающая  внешняя задолженность республики.За 1991-1995 гг.-возросла денежная разбалансированность(дестабилизация денежн. обращения в целом). Если еще в 1992 г. западные экономисты характеризовали  РБ как наиболее перспективную из республик бывшего СССР на пути перехода к рыночным отношениям, то в последующие  годы отношение со стороны международных  финансово-экономических организаций  изменилось в худшую сторону. Главной  причиной такого явления стала непоследовательность правительства республики в осуществлении  экономических преобразований.

49. Становление и реализация  белорусской модели социально-ориентированной  рыночной экономики Государственные  программы социально-экономического  развития Республики Беларусь  на 1996-2000 гг., 2001-2005 гг., 2006-2010 гг. и их  осуществление

В 1996 г. Первое Всебелорусское народное собрание утвердило предложенные президентом  Основные направления социально-эк. развития РБ на 1996-2000 гг. Целью программы  стало построение социально ориентированной  рыночной экономики, достижение в 2000 г. уровня 1990 г. по важнейшим эк.показателям(стабилизация,эк.рост).Приоритетами программы были экспорт, жилье, продовольствие.Программа 2001-2005 гг. предусматривала:1) наращивание  экспорта товаров и услуг;2) развитие агропромышл. комплекса и связанных  с ним отраслей; 3) активизация  инновационной и инвестиционной дея-ти;4) дальнейшее развитие жилищного  строительства;5) формирование эффективной  системы здравоохранения2006-2010 гг.: 1) всесторонне гармоничное развитие человека, формирование эффективной  системы здравоохранения;2) инновационное  развитие нац. Эк., энерго- и ресурсосбережение;3) наращивание экспортного потенциала страны;4) развитие агропромышл. комплекса, социальной сферы села;5) развитие малых  и средних городов;

6) жилищное строительство.

50. Внешнеэкономические  связи РБ. Участие РБ в экономической  интеграции на постсоветском  пространстве 1991-2012

Статус Беларуси как независимого гос-ва был признан международн. сообществом. РБ в мае 2004 имела дипломатическ.отношения  со 160 странами мира. Статус Б был  объявлен как безъядерный и нейтральный. Внешняя политика-многовекторной. Беларусь расширила свое участие в организациях системы ООН, является членом 13 спец.учреждений ООН. В рамках ЮНЕСКО для Б. были разработаны  программа «ЮНЕСКО - Чернобыль».В 92 Беларусь вступила в международн.банк реконструкции и развития, международн.валютный фонд, международн.финансовую корпорацию, международное агентство по гарантиям  инвестиций. В многовекторной внешней  политике Беларуси приоритетом, тем  не менее, является сотрудничество с  Россией. Это сотрудничество активизировалось с избранием в 94 первого президента РБ Лукашенко. На майском референдуме 95 года 82% граждан Беларуси, кот. приняли  участие в референдуме поддержали идею об эк. интеграции с Россией. В 95 президенты Лукашенко и Ельцин подписали договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве на 10 лет. В 96 в Кремле подписан договор о создании сообществ  суверенных Республик. По этому договору они обязывались сотрудничать по сохранению безопасности. В марте 96 был подписан договор об углублении эк. интеграции 4 стран: России, Беларуси, Казахстана, Киргизии, позже и Таджикистана. В 2003 создана Организация интеграции, в которую вошли Россия и Беларусь, Украина и Казахстан. Эти страны заявили о стремлении создать  зону свободной торговли и подписали  соглашение о формировании единого  эк. пространства.


Информация о работе Шпаргалка по "Экономической истории"