«Невидимая рука» рынка и совершенная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы.
Изучение понятия «невидимой руки» и совершенной конкуренции.
Задачи работы.
Рассмотреть понятие и характеристику совершенной конкуренции и «невидимой руки»;
Изучить сущность и содержание совершенной конкуренции и «невидимой руки».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…….3
1.ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ КОНКУРЕНЦИЯ И «НЕВИДИМАЯ РУКА» РЫНКА..........................................................................................................................4-9
1.1 Что такое конкуренция и «невидимая рука»……..........................................4-9
2.УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ……..10-13
3.СПРОС НА ПРОДУКТ ФИРМЫ……………………………………………….14-16
4.РАВНОВЕСИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЕ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ.................................................................................................................17-18
5.ПРЕДЛОЖЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ………………………………………………………………………….19-20
6.СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ……………………………………………………………….21-24
7.МИРОВОЙ ОПЫТ И СУЩЕСТВОВАНИЕ В РОССИИ УСЛОВИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………..25-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……….28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….29-30

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 59.24 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-уральский государственный  университет»

(Национальный исследовательский  университет)

Факультет «Экономика и предпринимательство»

Кафедра «Финансовый менеджмент»

 

 

«Невидимая рука»  рынка и совершенная конкуренция

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К  РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЕ

по дисциплине «История экономических  учений»

«ЮУрГУ»

 

 

 

 

 

 

Руководитель  к.э.н.,  аспирант

______________/С.И Войнова

_____________________2013г

 

 

Автор работы

Студент   группы  ЭиП -101

_____________/

_____________________2012г

 

 

Работа защищена с оценкой

_________________________

____________________2013г

 

 

 

Челябинск, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…….3

1.ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ КОНКУРЕНЦИЯ И «НЕВИДИМАЯ РУКА» РЫНКА..........................................................................................................................4-9

     1.1 Что такое конкуренция и «невидимая рука»……..........................................4-9

2.УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ……..10-13

3.СПРОС НА ПРОДУКТ ФИРМЫ……………………………………………….14-16

4.РАВНОВЕСИЕ КОНКУРЕНТНОЙ  ФИРМЕ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ.................................................................................................................17-18

5.ПРЕДЛОЖЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ  ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ………………………………………………………………………….19-20

6.СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ  И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ……………………………………………………………….21-24

7.МИРОВОЙ ОПЫТ И СУЩЕСТВОВАНИЕ  В РОССИИ  УСЛОВИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕННОЙ  КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………..25-27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……….28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….29-30

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы.

          Тема актуальна в современном мире. С одной стороны, это обусловлено большим интересом к выбранной теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Цель работы.

Изучение понятия «невидимой руки» и совершенной конкуренции.

Задачи работы.

    1. Рассмотреть понятие и характеристику совершенной конкуренции и «невидимой руки»;
    2. Изучить сущность и содержание совершенной конкуренции и «невидимой руки».

 

1.Что представляет собой  совершенная конкуренция и «невидимая  рука»

1.1Определение совершенной конкуренции и «невидимая рука» рынка

Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики  перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу  рыночного общества и поступательному  движению цивилизации. Каждый действительно  грамотный экономист знает, что  рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям  совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и  сколько нужно производить.[1]

Реальная рыночная экономика  немыслима без конкуренции. В  этой связи возникает настоятельная  необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции  на выбранных рынках. Итак, рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес для меня, прежде всего  потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной  экономике совсем недавно претерпел  кардинальное изменение. Конкуренция  и все процессы, связанные с  ней (демонополизация) новы для России и потому их изучение для нас важно  и актуально.

Слово "конкуренция" пришло в лексикон экономистов из обиходной  речи, и на первых порах оно употреблялось  весьма вольно, с не устоявшимся  смыслом. Постепенно смысл этого  слова уточнялся, становился все  более и более определенным. Конкуренция  вошла в круг основных понятий  экономической теории.

И все же конкуренция долгое время трактовалась нестрого, как  нечто очевидное в своей непосредственной данности. До 1870-х гг. ее сколько-нибудь глубокого и систематического осмысления просто не было. Лишь последующие десятилетия  принесли теоретический образ (модель) конкуренции, а к началу 20-х гг. XX столетия эта модель сложилась в окончательном виде и нашла свое место в экономической науке.

О конкуренции написано и  опубликовано достаточно много научных  работ, в каждой из которых даются те или иные определения этого  понятия. Для литературы советского периода характерно отрицательное  отношение к конкуренции в  целом. Конкуренция определяется как  «антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей». В более поздней отечественной литературе отношение к конкуренции изменилось на диаметрально противоположное – вместо отрицательных определений появились определения в превосходных степенях. «Конкуренция оказывает наиболее благоприятное влияние на развитие предпринимательства. При ней в более полной мере используются рассеянные в обществе знания и осуществляется их рыночный отбор для развития производства – в конкуренции выживают и реализуются те из них, которые дают наибольшую эффективность». В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В этой связи важно различие терминов «конкуренция» и «соперничество». В современном понимании термин «соперничество» относится к действительному поведению, тогда как термин «конкуренция» относится к определяющей строение рынка модели, используемой для предсказания поведения на определенном рынке. Поведение экономических агентов может иметь характер соперничества лишь при олигопольном строении рынка, когда их взаимозависимость положительна и достаточно высока. С другой стороны, поведение монополиста или полиполиста (участника рынка совершенной конкуренции) не может характеризоваться как соперничество, поскольку на рынках такого строения взаимозависимость экономических субъектов ничтожно мала.

Соперничество проявляется  в предложении новых продуктов, улучшении качества уже выпускаемых, рекламировании своих продуктов, специальных  мерах по продвижению их на рынок  и т.п. Ярко выраженное соперничество  может наблюдаться в поведении  субъектов, которые в то же время  не могут быть названы совершенными конкурентами. Но и наоборот, совершенная  конкуренция наблюдается на тех  рынках, где явное соперничество  отсутствует. Таким образом, различие конкуренции и соперничества  возникло лишь с развитием теории строения рынка. Экономисты-классики не различали этих понятий, говоря просто о конкуренции. Но, говоря о свободной  конкуренции, они, прежде всего, имели  ввиду соперничество. Рынок - продажи однородного товара и его ближайших субститутов.

Существует три подхода  к определению конкуренции:

- Первый подход определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен в основном для отечественной литературы, изучавшей конкуренцию только теоретически и только по работам зарубежных экономистов.

- Второй подход рассматривает конкуренцию как неотъемлемый элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение на рынке. Этот подход характерен для классической экономической теории.

- Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка и позволяет выработать критерии и подходы, обеспечивающие государственное вмешательство в ход конкуренции на рынках.

Первый подход основывался  на понимании конкуренции как  соперничества за достижение лучших результатов на каком либо поприще и был характерен для начальной стадии научных исследований. Именно подобная формулировка конкуренции была выдвинута основоположником экономической науки А. Смитом. В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривалась как неотъемлемый элемент рыночного механизма. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников. «Каждый индивидуум по необходимости работает для того, чтобы отдать обществу такой ежегодный доход, на который он способен. В целом он, однако, не пытается реализовать свой общественный интерес и не знает, насколько он его реализует… Он стремится только к своей собственной выгоде, и в этом, как и во многих других случаях, им движет невидимая рука, обеспечивающая, в конце концов, результат, о котором он и не думал». [2] «Дергая» за ниточки марионеток-предпринимателей, «рука» заставляет их действовать в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции.3 «Невидимая рука» - желание фирм и поставщиков ресурсов получить наибольшую выгоду на конкурентных рынках с целью наилучшего обеспечения интересов общества в целом (максимального удовлетворения потребностей). Это выражение принадлежит Адаму Смиту. Оно отражает тождество частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, преследующие собственные выгоды и действующие в условиях острой конкурентной борьбы, одновременно способствуют достижению общественных интересов. Концепция «невидимой руки» состоит в том, что когда фирмы и предприниматели максимизируют свою прибыль, общественный продукт также максимизируется.[4]

К реальной хозяйственной  жизни страны принцип Адама Смита, как и всякий принцип вообще, применим с оговорками, которые зависят от ее конкретных условий. В истории каждой развитой страны бывали периоды, когда эти условия настолько деформировали экономику, что возникали сомнения в правильности самого принципа "невидимой руки". Например, во второй половине прошлого века в хозяйстве западноевропейских стран произошли изменения, которые Адам Смит не предвидел, да и не мог предвидеть. Во-первых, появилось много крупных предприятий, которые часто превращались в монополии. Во-вторых, что еще более важно, в результате изменения технологии производства предприятия стали более взаимозависимыми и испытывали мощные одновременные подъемы и спады. Оба эти явления усиливались, и Карл Маркс, уловив их зарождение и быстрое развитие, сделал свои знаменитые предсказания об увеличении размаха подъемов и кризисов, обнищании трудящихся и грядущем крахе рыночной системы. В двадцатых годах нынешнего века процесс монополизации в западных странах начал постепенно затихать из-за того, что во многих отраслях крупные предприятия оказывались неконкурентоспособными, а также из-за принятых против них законов. В результате в наши дни влияние монополий в хозяйстве этих стран в целом не нарушает принцип "невидимой руки". Что же касается взаимозависимости предприятий, то после великого кризиса 1929-1933 гг. был найден способ управлять всей экономикой через государственные финансы, позволяющий уменьшить колебания и избегать кризисов. Честь этого открытия принадлежит другому великому экономисту Джону Кейнсу, экономическая yтеория которого, увидевшая свет в 1936 г., стала теоретическим фундаментом процветания западных стран после кризиса начала 30-х годов. Таким образом, к середине нашего века принцип "невидимой руки" занял еще более прочное положение и в экономической науке, и в управлении хозяйством.[5]

Изучая деятельность фирм, экономическая наука обнаружила, что наиболее последовательно фирмы  стремятся к достижению наивысшей  экономической эффективности лишь в ситуации «совершенной конкуренции».

Основоположником основ  теории совершенной конкуренции  считается А. Маршалл: «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо». А.Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал не только конкурентного потребителя, но и любой другой субъект рынка. Этот термин нередко использовался как синоним свободной конкуренции. Совершенная конкуренция предполагает такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из наличных ресурсов и технологий. Ресурсы эффективно распределяются и в сфере производства, и в сфере потребления. Фирмы выпускают такой набор продукции, который является наиболее предпочтительным, полезным для потребителя, а издержки производства становятся минимальными.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Условия возникновения  совершенной конкуренции

Каковы условия возникновения  такой конкурентной среды и почему именно она более всего подталкивает фирмы к повышению экономической  эффективности?

Идеальный «храм» совершенной  конкуренции может быть устойчив лишь в том случае, если в его  фундаменте присутствуют все необходимые  «кирпичики» - условия:

-Большое число фирм, производящих  однородную продукцию, и малость субъектов рынка. Малость субъектов рынка означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену.

Теоретически описанная  выше ситуация, строго говоря, невозможна. Действительно, сдвиг кривой индивидуального  предложения любого производителя  неминуемо приведет к некоторому сдвигу кривой рыночного (суммарного) предложения, что вызовет изменение  равновесной цены. Однако в реальной жизни небольшие фирмы обычно не влияют на рыночную цену. Чтобы устранить  это противоречие малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли бесконечно велико. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

Фирма, имеющая свою продукцию  на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут  воздействовать на цену, они выступают  как принимающие цену (ценополучатели).

-Однородность продукции разных предприятий, то есть нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм. Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный. Много фермеров продает картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного картофеля возрастает до 2%, то это никак не повлияет на рыночную цену.[7]

В терминах теории полезности однородность продукта означает, что  продукты разных производителей полностью  взаимозаменяемы для каждого  покупателя, причем предельная норма  замещения одного продукта другим равна  единице. Например, замена в наборе апельсина одного производителя  на апельсин другого производителя  не изменяет полезности набора. В этом случае каждая кривая безразличия покупателя представляет собой отрезок прямой, наклоненный к осям координат под углом 450.

Информация о работе «Невидимая рука» рынка и совершенная конкуренция