Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:25, курсовая работа
В курсовой работе рассматривается понятие, становление и сущность национального хозяйства, его структура, а также основные формы и участники международных экономических отношений.
Введение…………………………………………………………………………… 3
І. Теоретические аспекты национального хозяйства, его структура и проблемы оптимизации в условиях переходной экономики России…………………………….. 5
1.1 Понятие, становление и сущность национального хозяйства. Занятость населения, как фактор экономики. Структура национальной экономики, ее виды… 5
1.2 Система и виды макроэкономических пропорций………………………… 13
1.3 Проблемы оптимизации национальной экономики………………………… 15
ІІ. Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования национальной экономики……………………………………………………………… 18
2.1. Планирование национальной экономики………………………………… 18
2.2. Прогнозирование национальной экономики………………………………. 21
ІІІ. Методы по структурированию национальной экономики…………………. 26
Заключение………………………………………………………………………… 41
Список использованной литературы…………………………………………….. 43
Приложения……………………………………………………………………….. 45
ІІ. Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования национальной экономики.
2.1. Планирование национальной экономики
На протяжении многих
десятилетий макроэкономическое планирование
зарубежными исследователями
При
этом особая роль централизованного планирования
виделась в том, что посредством составления
и реализации текущих и перспективных
планов в жизнь воплощались приоритеты
и решения государственных органов управления
и директив правящих партий. Несмотря
на то, что за последние годы произошли
радикальные изменения в экономике и политике
бывших социалистических стран, отношение
к централизованному планированию осталось
прежним: оно отождествляется с командно-административной
системой хозяйствования.
Переход к рыночной структуре экономики
ассоциируется с обязательным разрушением
системы централизованного планирования.
Это рекомендуют странам, переходящим
к рыночной экономике, и МВФ, и Международный
банк реконструкции и развития. Причем
эти рекомендации превращаются в обязательные
условия в случае обращения за кредитами.
Правительства данных стран принимают
документы и программы реформ, по которым
координирующим и регулирующим механизмом
экономики должен стать рынок, а не план.
Между тем планирование национальной
экономики осуществляется ныне как
в развитых, так и в развивающихся странах.
Любая экономическая деятельность нуждается
в планировании, т.к. позволяет четко координировать
действия, распределять ресурсы и добиться
желаемых результатов в оптимальные сроки.
Планирование
необходимо для того, чтобы преодолеть
дефицит на частном рынке и гарантировать,
что расхождение между частной и общественной
выгодой может быть компенсировано или
сокращено с помощью государственного
регулирования.
В современной
рыночной экономике нет единой модели
планирования, которая была бы пригодна
для всех экономических систем. Ключевые
факторы, определяющие вид планирования,
зависят от соотношения государственного
и частного влияния на общественно-политические
и социально-экономические процессы. В
современной зарубежной литературе выделяются
следующие типы макроэкономического планирования:
директивное (административно-командное),
индирективное, регулятивное, индикативное
и стратегическое.
Директивное (административно-командное) планирование, как правило, свойственно социалистической системе.
Индирективное планирование также
базируется на ведущем месте государственной
собственности на средства производства.
Государственное управление и в
данном случае реализует в планах
свою стратегию и приоритеты, но
набор средств реализации планов
более широк. В качестве экономических
регуляторов здесь используются цены,
ставки процента, налоги, кредиты, валютные
курсы и т.д. Хозяйственным звеньям, не
справившимся с планом, уже не грозит административное
наказание, хотя приходится отказываться
от приоритетов в формировании фондов
экономического стимулирования, первоочередности
выделения государственных ресурсов и
т.д. [11.c.412].
Для реализации
индирективных планов требуется не только
активное содействие хозяйственным единицам,
но и придание соответствующей значимости
экономическим параметрам, которые имитируют
конкуренцию и деятельность рынка. На
данный тип планирования тоже распространяются
недостатки, свойственные директивному
планированию.
Регулятивное планирование характерно для смешанной экономики. На хозяйственной арене в данном случае выступают два главных субъекта: государство и частный сектор экономики. При этом доли государственной и частной собственности либо одинаковы, либо один из секторов является преобладающим, но урезан другим сектором. В такой системе взаимодействуют план и рынок, при этом государственный сектор спланирован централизованно, а частный — индивидуально. Государственный сектор воздействует на частный и направляет его развитие посредством налоговой и кредитной систем. Частный сектор оказывает содействие государственному в выполнении плановых нормативов. Взаимодействие между государственным и частным секторами может осуществляться как на основе обязательного соблюдения рычагов экономического механизма, так и на договорных принципах [5. c. 534].
Промежуточную позицию между государственным
и частным секторами может
занимать кооперативный сектор. Если
он будет спланирован
Индикативное планирование также типично для смешанного хозяйства, но цели планирования меняются. Плановые нормативы содержат здесь лишь общие контуры государственного прогноза, но могут включать более четкие ориентиры в области государственных расходов и капиталовложений, поэтому главной задачей индикативных планов выступает координация использования государственных ресурсов без вмешательства в оперативные действия предпринимателей. Макроэкономические показатели рассчитываются для того, чтобы они ориентировали частный сектор на достижение возможного объема производства, установление уровня цен на продукцию, давали возможность учитывать объем спроса на продукцию. План выполняет здесь весьма скромную роль по отношению к рынку [5.c.524]
Стратегическое планирование. Оно ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления социально-экономического развития страны. При этом правительство выбирает приоритеты развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно играть государство. При этом целью стратегического планирования можно считать обеспечение экономического потенциала страны, достаточного для устойчивого развития национальной экономики. В промышленно развитых странах стратегическое планирование проявляется в большом внимании к развитию образования, науки, наукоемких отраслей промышленности.
Формирование смешанной
2.2. Прогнозирование национальной экономики
Экономическое прогнозирование
представляет собой систему научных
исследований о возможных направлениях
будущего развития экономики и ее отдельных
сфер. В макроэкономическом планировании
оно играет особую роль, ибо дает возможность
вероятностного видения исследуемого
объекта в будущем.
Научное
прогнозирование выступает формой научного
предвидения. Оно, как правило, предшествует
разработке социально-экономических и
научно- технических программ и планов.
В зависимости от сферы применения
прогнозирование бывает социально-
экономическое и научно-
В зависимости от уровня управления прогнозирование подразделяется на народнохозяйственное, отраслевое (или региональное) и прогнозирование развития предприятий.
Народнохозяйственное
Отраслевое прогнозирование
По степени обоснованности
прогнозирование делится на поисковое
(исследовательское) и нормативное. Поисковое
прогнозирование состоит в оценке перспективных
тенденций развития объекта исследования.
Нормативное связано с определением путей
и сроков достижения желаемых состояний
исследуемого объекта на основе сложившихся
показателей.
Экономический прогноз должен дать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений или посылкой для включения прогноза в макроэкономический план, придав тем самым ему директивный характер. Процесс составления экономического прогноза должен базироваться на определенных методологических принципах.
К числу методологических принципов
прогнозирования следует
Важными методологическими
принципами прогнозирования являются
- принцип вариативности прогнозов. Мера
и характер воздействия государства на
экономику— не единственные элементы
сценариев экономического прогнозирования. Вступить в силу
могут, например, прогноз погодных условий,
определяющий урожайность сельскохозяйственных
культур, прогноз наступления болезней
и т.д. В принципе таких вариантов прогнозов
может быть очень много, поэтому следует
разумно ограничивать их число:
- принцип социальной направленности и
приоритетов общественных потребностей.
Данный принцип означает, что планы развития
экономики должны быть направлены на удовлетворение
конечных потребностей субъекта.
В приоритетном порядке
должны развиваться отрасли экономики, направленные
на человека.
- принцип повышения эффективности общественного
производства или принцип оптимальности.
Это означает, что в прогнозах должны отражаться
достижения науки и техники. Они должны
ориентировать хозяйствующих субъектов
на совершенствование структуры производства,
повышение объема выпускаемой продукции,
более эффективное использование имеющихся
ресурсов.
- принцип пропорциональности и сбалансированности.
Он означает, что прогнозы должны быть
сбалансированы по ресурсам и возможностям
экономики, они должны отражать сложившиеся
пропорции и ориентировать экономику
на формирование прогрессивных пропорций,
сдвигов в экономике.
- принцип сочетания отраслевого и регионального
аспекта прогнозирования.
Это значит, что в прогнозах должны быть отражены
основные направления развития отраслей
экономики и в то же время должен использоваться
территориальный подход к прогнозированию
с тем, чтобы обеспечить комплексное использование
ресурсов, которыми располагает данный
регион.
- принцип приоритетов. Он означает, что
из всего многообразия отраслей, производств
необходимо выделить главные и направить
на их развитие ресурсы, увязать цели развития
экономики с ресурсами.
- принцип непрерывности. Он предполагает
непрерывность процесса прогнозирования,
взаимную увязку долгосрочных, среднесрочных
и краткосрочных прогнозов.
- принцип комплексности или системности.
Он предполагает рассмотрение экономики
как системы и в свете системного подхода
выявить системные свойства объекта, обеспечить
комплексность решения социально- экономических,
организационных, научно-технических
и др. проблем, оптимизировать структуру
и характер развития системы.
- принцип адекватности. Он означает, что
прогнозируемые цифры должны отражать
объективное состояние экономики, применяемые
модели прогнозирования должны соответствовать
процессам и тенденциям развития реальной
экономики [9.c.467]