Эволюция собственности на Западе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:08, контрольная работа

Описание работы

Формирование эффективных экономических структур требует времени.
Диалектический процесс развития собственности на Западе потребовал нескольких столетий. При этом наблюдалось поступательное движение от монополизма индивидуальной к долевой и совместной собственности.

Файлы: 1 файл

экономика 3.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

Эволюция  собственности на Западе

Формирование эффективных  экономических структур требует времени.

Диалектический процесс  развития собственности на Западе потребовал нескольких столетий. При этом наблюдалось поступательное движение от монополизма индивидуальной к долевой и совместной собственности.

Динамика общественного  развития обусловила формирование и развитие в XVI-XIX вв. в странах Западной Европы экономического строя, основанного на господстве частной собственности на средства производства и результаты труда. Он получил название классического капитализма, наиболее полно воплотившего принципы частного предпринимательства, основанного на использовании наемного труда.

Промышленная революция  завершила переход от феодального к частнособственническому капиталистическому производству.

Последующие значительные изменения  в материальном базисе общества, связанные с развитием НТР, обусловили процессы обобществления производства, результатом чего явился переход в последней трети XIX — начале XX в. от единоличного к корпоративному капитализму.

Происходящие при этом процессы концентрации и централизации капитала явились основой образования вначале промышленных, затем на их основе и в соответствии с потребностями общественного развития — банковских монополий. Их объединение и сращивание привело к формированию финансового капитала. Это новая веха в развитии капитализма, существенным образом изменившая систему собственности и всю систему производственных отношений. Основной "фигурой" нового этапа развития становится монополия. Происходит переход от доминирования в экономике частной к преобладанию долевой, а позже и совместной собственности.

Наиболее распространенной формой долевой собственности во многих странах явились акционерные общества, располагающие объединенной собственностью. Деятельность акционерных обществ чаще всего организуют менеджеры — наемные управляющие, работающие по контракту.

До конца XIX — начала XX вв. практически повсеместно проводилась политика невмешательства государства в экономику. Однако сохранение такой политики в XX в. представилось несостоятельным, соответственно, многие государства изменили свое отношение к экономике.

Развитие научно-технической  революции, с одной стороны, с другой — обострение внутренних противоречий, невозможность решения целого ряда проблем — занятости, социальных и других проблем на уровне отдельных или интегрированных хозяйств потребовали активного вмешательства государства в экономику.

"Водоразделом" между  монополией и государственной  монополией явилась Первая мировая война. В. И. Ленин отмечал, что до войны существовала монополия, после войны — государственная монополия.

На практике политика государственного управления экономикой была реализована в США и ряде других стран в 30-50-е гг., она получила название кейнсианской революции.

Вместе с тем в 60-70-е  гг. достаточно очевидной становится неэффективность и преимущественно государственного регулирования экономики даже в наиболее развитых странах, появляется необходимость в социализации экономики, стимулировании частного интереса и частного предпринимательства. Это обусловливает тенденцию к разгосударствлению собственности, которая во многих странах осуществляется в различных формах ее приватизации.

Таким образом, процессы трансформации собственности привели к формированию и сосуществованию в современных западных странах различных модификаций частной и государственной собственности, развитию на базе их сочетания смешанных экономик.

В странах с преобладанием государственной  собственности имело место движение в противоположном направлении.

Преобразования  собственности в России

Великая Октябрьская социалистическая революция явилась основой огосударствления собственности в России.

Это обусловило формирование специфической  системы управления экономикой из единого центра при которой практически все направления деятельности регламентировались народнохозяйственным планом и контролировались государством. Имели место "фондирование" предприятий средствами производства, дотации убыточным структурам.

Широко использовались административные, внеэкономические способы привлечения к труду.

Вместе с тем абсолютная монополизация  собственности государством ограничивала возможности для проявления инициативы и самостоятельности работников, не всегда обеспечивала заинтересованность в труде.

Высокий уровень централизации  управления и контроля на определенном этапе явился препятствием для переориентации системы на Производство необходимых населению индивидуализированных товаров потребительского назначения. Результат — острое противоречие между негибкой государственной системой и динамичными потребительскими предпочтениями, на удовлетворение которых система не в состоянии была мобильно реагировать.

Таким образом, монополизм государственной собственности  явился тормозом решения назревших экономических проблем, потребовал коренной реформы отношений собственности.

Реформирование собственности  в Советском Союзе началось со второй половины 80-х гг. В этот период был принят ряд важных законодательных актов о собственности в Российской Федерации: Закон СССР от 19 ноября 1986 г. № 6050-XI "Об индивидуальной трудовой деятельности"; Закон СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI "О кооперации в СССР"; "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде" от 23 ноября 1989 г. № 810-1; Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 "О собственности в РСФСР"; Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и др.

Названные законодательные  акты имели важное позитивное значение для развития российской экономики.

Вместе с тем уже  в начале 90-х гг. принимается ряд  законодательных актов, как показала последующая практика, имеющих противоречивое значение для России. В 1991 г. был принят Федеральный закон от 1 июля 1991 г. № 2278-1 "Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий", в 1992 г. — Федеральный закон "Об приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", в 1992 г. — Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. № 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий"^ др.

В соответствии с принятыми  законами в 1992 г. начались процессы приватизации, ориентированные на денационализацию, т. е. разгосударствление собственности, передачу ее в частные руки.

Оценивая итоги приватизации с позиций времени, следует отметить, что при ее осуществлении имел место целый ряд негативов, не был учтен опыт Запада, который имел много позитивного.

  1. Приватизация в западных странах предполагала переход государственной собственности не только в частную, но и долевую собственность, т. е. различные формы негосударственного хозяйства.
  2. Объекты приватизации на Западе — прежде всего, структуры муниципального управления, плюс те сферы, развитие которых более эффективно на частной основе, ими не должны быть стратегические объекты, ВПК и т.д.
  3. Приватизация не должна разрушать технического, технологического и организационно-экономического единства и целостности приватизируемых структур. Российские механизмы подчас не учитывали этого.

4. Сроки приватизации и стоимость приватизируемых объектов требуют научных подходов и обоснования. В Англии разгосударствление собственности осуществлялось около 10 лет. 1979 г. — год приватизации, когда характеризуемые процессы достигли своего "пика". Приватизации предшествовало тщательное экономическое обоснование необходимости, продуманная программа проведения. У нас стремительно осуществлялась "ускоренная приватизация", без должного экономического обоснования. Наибольший материальный ущерб был нанесен тем, что предприятия продавались за бесценок, по остаточной стоимости, т. е. стоимости практически полностью изношенного оборудования, по сути дела, бесплатно. По существующим оценкам, приватизируемые предприятия поступали "в известные руки" людей, которые обогатились за счет перераспределения общенародного достояния в свою пользу.

Приватизационные процессы начались в нашей стране с октября 1992 г.

Исследователи выделяют два  этапа: ваучерной и денежной приватизации.

На первом этапе ставилась  задача покончить с монополизмом государственной собственности, сделать всех граждан собственниками. Для формального закрепления собственности каждому был выдан приватизационный чек — ваучер, свидетельствующий о его праве собственности, символизирующий номинальную стоимость представляемой им доли имущества.

За счет "вложения" ваучеров в приватизируемые, как  правило, производственные структуры произошла первая волна разгосударствления собственности. По официальным данным на 1 июля 1994 г. было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государства в совокупной стоимости снизилась до 35%.

На втором этапе развернулись процессы продажи имущества государственных и муниципальных предприятий за деньги. Наибольшее распространение получила продажа предприятий или их доли на аукционах (публичных торгах, разного рода конкурсах), выкуп арендованного имущества. Ставилась цель — появление новых, эффективных собственников.

Осуществлению поставленной цели способствовал Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", впервые принятый в 1992 году1, определяющий юридические основания процедуры банкротства. В условиях развала экономики практически любое предприятие могло быть признано несостоятельным, банкротом. При этом, как правило, целенаправленно выбирались представляющие интерес "несостоятельные предприятия", которые объявлялись банкротами, после чего продавались за мизерную цену "известным лицам".

Таким образом, приватизация привела к перераспределению собственности и экономической власти. Вместе с тем "сформированная" экономическая база не явилась основой эффективного производства.

Исследователи вполне правомерно отмечают необходимость тщательного экономического анализа краткосрочных потерь и долговременных выгод для общества от преобразований собственности, который должен предшествовать реальным преобразованиям ее в государственном масштабе. Преобразования оправданны, если потери меньше дополнительных выгод, получаемых за счет производительности ресурсов, что является непременным фактором преобразований.

В результате перераспределения прав собственности и трансформации  экономической власти в России произошло невиданное за последние десятилетия обострение социальных проблем. Это закономерное следствие стремительности преобразований, переориентации национальной экономики с доминирования государственных к доминированию частных структур.

Значительность негативов  определила необходимость ориентации на положительный опыт — постепенность преобразований, эффективное (отвечающее интересам национальной экономики) сочетание в экономических системах различных форм собственности, формирование на их основе смешанных экономик,

В настоящее время, как и в  западных странах, в нашей стране начала формироваться многоукладная экономика. Гражданским кодексом РФ признаны частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Вместе с тем на сегодняшний  день трудно сказать, что сформированная система собственности достаточно эффективна. Скорее, наоборот.

Реальный сектор экономики фактически не работает. Очень остры социальные проблемы.

При осуществлении преобразований собственности необходимо исходить из двух критериев:

  1. производственной (или технико-экономической) эффективности, т. е. получения прибыли и развития НТП;
  2. социальной эффективности.

Если этого нет, преобразования неэффективны.

Эффективным считается такое состояние  экономики, когда при данных ограниченных ресурсах наиболее полно удовлетворены потребности всех членов общества.

Итальянский экономист — социолог Вильфредо Парето (1848-1923) выступил с теорией "предельной экономической эффективности". При этом "предел эффективности" он определял состоянием, при котором дальнейшее улучшение положения даже одного члена общества невозможно без ухудшения положения других членов общества.

Наши преобразования в социальной сфере в своей основе базируются на углублении неравенства, явившегося следствием охарактеризованных механизмов перераспределения собственности.

Помимо отмеченного, преобразования собственности у нас привели к развитию теневой, криминальной экономики, важнейшие причины которой: 1) несовершенство отношений собственности; 2) несовершенное законодательство.

 

1 01.03.1998. он был признан утратившим силу. В 1998 г. в новой редакции был принят закон РФ "О несостоятельности (банкротстве)", в 1999 г. — аналогичный закон принят для кредитных организаций — " О несостоятельности (банкротстве)" кредитных организаций ". Ныне действующий от 26.10.2002. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" определяет процедуру банкротства в различных структурах.

 

Итак, в процессе развития национальных хозяйств проявились две тенденции.

  1. Национальные экономики с частнособственнической ориентацией осуществляют движение в сторону государственного регулирования, на их основе сочетаются рыночные и государственные механизмы.
  2. Напротив, государственно-ориентированные проявляют тенденцию к развитию частной и долевой собственности, на их основе также сочетаются государственные и рыночные механизмы.

Информация о работе Эволюция собственности на Западе