Экономика и управление оборотными средствами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с актуальностью и темой сформулирована цель данной работы - изучение теоретических основ управления оборотными средствами.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
- рассмотреть понятие, сущность оборотных средств;
- рассмотреть состав оборотных средств;
- изучить основные типы классификации оборотных средств;
- изучить методы определения эффективности использования оборотных средств;
- рассмотреть состав, структуру, эффективность использования оборотных средств ООО «Бонус» и предложить пути ее улучшения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы анализа оборотных средств
1.1 Понятие и сущность оборотных средств
1.2 Классификация оборотных средств
1.3 Анализ эффективности использования оборотных средств предприятия
2. Анализ оборотных средств ООО «Бонус»
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Бонус»
2.2 Анализ структуры и эффективности использования оборотных средств ООО «Бонус»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

_______________________________________________________________________________________________________

5. Шеремет А. Д. Теория  экономического анализа: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. с.153.

6. Липсиц И.В. Экономика:  учебник для вузов. - М.: Омега-Л, 2009. с.438.

1.3 Анализ эффективности  использования оборотных средств  предприятия

 

Анализ эффективности использования оборотных средств начинается с общей оценки оборачиваемости активов организации.

Существенным источником внутреннего инвестирования в организации  является увеличение скорости оборота  средств, вложенных в активы. В  основе управления оборотными средствами лежит определение оптимального объема и структуры текущих активов, источников их покрытия и соотношения между ними, которые обеспечивают стабильную и эффективную деятельность организации, а также создание возможностей для самофинансирования развития. Такая задача может быть решена с помощью проведения регулярного анализа структуры и оборота активов организации.[7]

С ускорением оборота  связаны такие моменты, как снижение до минимального необходимого уровня величины авансированного капитала, снижение потребности в дополнительных источниках финансирования (соответственно, платы за них), снижение затрат, связанных с владением товарно-материальными ценностями и их хранением, а также снижение величины уплачиваемых налогов и некоторые другие.

На длительность нахождения средств в обороте оказывает влияние ряд внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам относятся: производственная, снабженческо-сбытовая и посредническая сфера деятельности, отраслевая принадлежность, масштабность организации, экономическая ситуация и связанные с ней условия хозяйствования (уровень инфляции, нарушение или полное отсутствие налаженных хозяйственных связей, что в свою очередь приводит к вынужденному накапливанию запасов, а следовательно к замедлению процесса оборота средств).

_______________________________________________________________________________________________________

7. Ершова С. А. Анализ  и диагностика финансово-хозяйственной  деятельности предприятия: учебное  пособие. - М.: Омега-Л, 2007. с.64.

К внутренним факторам относят эффективность стратегии управления активами через ценовую политику, структуру активов, выбор методики оценки товарно-материальных ценностей.

Эффективное использование  оборотных средств характеризуют  следующие три показателя: коэффициент  оборачиваемости, коэффициент оборачиваемости в днях и коэффициент загрузки.[8]

Коэффициент оборачиваемости  определяется как отношение объема реализованной продукции к среднему остатку оборотных средств, в  соответствии с формулой (1.1).

Коб = Vрп / ОС, (1.1)

где: Vрп - объем реализованной продукции, руб.;

ОС - среднегодовой остаток  оборотных средств.

Коэффициент оборачиваемости  показывает число оборотов, совершаемых  оборотными средствами за определенный период. Из формулы (1.1) очевидно, что  увеличение количества оборотов при неизменном объеме реализованной продукции снижает среднегодовой остаток оборотных средств, то есть высвобождает денежные средства предприятия.

Коэффициент оборачиваемости  в днях определяется как отношение  числа дней в периоде к коэффициенту оборачиваемости в соответствии с формулой (1.2).

 Кt = Т / Коб, (1.2)

где:

Т- календарный период (год, квартал), дн.

Коэффициент оборачиваемости  в днях показывает длительность одного оборота, то есть за сколько дней оборотные  средства совершают полный оборот.

 

 

__________________________________________________________________

8. Чернышева Ю. Г.  Анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия: учебное  пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», 2003. с.247.

Коэффициент загрузки оборотных средств  определяется как отношение среднегодового остатка оборотных средств к объему реализованной продукции, как и представлено формулой (1.3).

Кз = ОС / Vрп. (1.3)

Коэффициент загрузки оборотных  средств является обратным показателем  коэффициента оборачиваемости; он показывает сумму оборотных средств, затраченных на 1 рубль реализованной продукции.

Далее анализируется продолжительность  производственно-коммерческого цикла  предприятия и источники его  финансирования

Анализ эффективности использования  оборотных средств включает анализ движения денежных средств. Движение денежных средств предприятия представляет собой непрерывный процесс, обеспечивающий основную деятельность, оплату обязательств и осуществление социальной защиты работников. От притока денежных средств, обеспечивающих покрытие обязательств предприятия, во многом зависит его финансовое благополучие; отсутствие минимально необходимого запаса денежных средств указывает на финансовые затруднения. Движение денежных средств делится на два направления: приток (поступление денежных средств) и отток денежных средств. Главным источником информации для анализа является отчет о движении денежных средств.[9] При анализе движения денежных средств изучается движение в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, анализ движения производится прямым и косвенным методами. Прямой метод основан на исчислении притока и оттока денежных средств, исходным элементом анализа здесь является выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг. При косвенном методе происходит преобразование движения денежных средств с помощью ряда корректирующих процедур, учитывающих финансовый результат; данный метод применяется при внутреннем анализе.

 

_______________________________________________________________________________________________________

9. Шеремет А. Д. Методика финансового анализа. - М.: Инфра-М, 2007. с.158.

Под текущей деятельностью  предприятия понимают его основную уставную деятельность, связанную с  получением дохода. В рамках текущей  деятельности приток средств связан со средствами, полученными от покупателей и заказчиков, а отток - с оплатой приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов, оплатой труда, выплатой дивидендов, процентов, отчислениями по налогам и сборам.

С инвестиционной деятельностью связано  движение денежных средств: приток в результате выручки от продажи объектов основных средств и иных внеоборотных активов, от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений, полученных дивидендов и процентов, поступления от погашения займов, предоставленных другим организациям. Отток подразумевает приобретение объектов основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов, приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений, займы, предоставленные другим организациям, и другие направления.

Под финансовой деятельностью понимается движение денежных средств, которое  связано с изменениями в составе  и размере собственного капитала и займов организации. Изменения  в собственных средствах (приток) связаны с поступлениями от эмиссии  акций или иных долевых бумаг, займов и кредитов, предоставленных другими организациями. Отток денежных средств происходит вследствие погашения займов и кредитов (без процентов) и обязательств по финансовой аренде.

Большое внимание при анализе активов  должно быть уделено дебиторской задолженности, являющейся важнейшей частью оборотных средств; ее доля в оборотных средствах средней российской организации обычно составляет не менее 20-30%.

Обобщенным показателем возврата задолженности является ее оборачиваемость, которая рассчитывается как отношение объема продаж к величине дебиторской задолженности и показывает, сколько раз задолженность образуется и поступает в организацию за изучаемый период. При этом ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Также рассчитывается период погашения дебиторской задолженности как отношение количества дней в периоде к коэффициенту оборачиваемости; этот показатель отражает среднее количество дней, необходимое для ее возврата.

Положительным является отсутствие просроченной дебиторской задолженности. Наличие дебиторской задолженности сопровождается косвенными потерями в доходах организации, экономический смысл которых выражается в трех аспектах. Во-первых, чем больше период погашения, тем меньше доход от средств, вложенных в дебиторов. Во-вторых, в условиях инфляции возвращаемые должниками денежные средства в известной степени обесцениваются. В-третьих, дебиторская задолженность представляет собой один из видов активов организации, для финансирования которого нужен соответствующий источник. [10] Поскольку все источники средств имеют собственную цену, поддержание того или иного уровня дебиторской задолженности сопряжено с соответствующими затратами.

В целях своевременного получения оплаты за поставленные товары, а также предотвращения неплатежей широко используется система скидок с договорной цены. Для определения  допустимого уровня скидки, которую  может предложить организация клиентам при досрочной оплате, проводятся имитационные расчеты с использованием разных вариантов прогнозных величин темпа инфляции, банковской процентной ставки и числа дней сокращения периода погашения, рассчитывается оптимистическое, наиболее вероятное и пессимистическое значение этих показателей.

Таким образом, в данной главе были рассмотрены понятие, сущность, структура оборотных средств  предприятия, основные варианты их классификации, а также направления анализа  эффективности использования. Перейдем к практическому применению рассмотренных теоретических положений на примере туристической фирмы.

_______________________________________________________________________________________________________

10. Скляренко В.К. Экономика  предприятия: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. с.125.

2. Анализ оборотных средств ООО «Бонус»

2.1 Краткая характеристика  деятельности ООО «Бонус»

 

Туристическая компания ОАО «Бонус» имеет девять офисов в городе Екатеринбург.

ООО «Бонус» была организована в марте 2001 года. Основными направлениями деятельности организации являются следующие: оказание услуг физическим и юридическим лицам в сфере туризма, отдыха и авиаперевозок.

Туристическое агентство  ООО «Бонус» предоставляет путевки по различным направлениям, в том числе и горящие с вылетом из аэропорта Екатеринбург и Москвы в Турцию и Египет, Испанию и Тунис, Грецию и Индию, Кипр и Болгарию.

ООО «Бонус» является небольшой туристической фирмой, которая, однако, хорошо зарекомендовала себя на рынке туристических услуг города Екатеринбург.

Миссия ООО «Бонус» следующая: осуществление туристической деятельности с целью удовлетворения потребностей населения в путешествиях и отдыхе.

Туристические путешествия  приобретают все большую популярность; они способствуют культурному и  духовному развитию общества, развитию международных отношений в области науки, искусства и спорта, а также могут служить для удовлетворения других потребностей в соответствии с желаниями клиентов.

Для выполнения заявленной миссии ООО «Бонус» ставит перед собой следующие цели:

- организация путешествий по направлениям, выбираемым клиентом в соответствии с предлагаемыми фирмой вариантами;

- составление программы  обслуживания с учетом индивидуальных  требований каждого клиента;

- повышение общего  уровня экономики и развитие  туризма в регионе.

Кратко охарактеризуем целевой сегмент фирмы, на который в большей степени направлено ее воздействие:

- возраст (30-45лет);

- уровень дохода (средний  и выше среднего);

- образование (как  правило, высшее, однако существенной  роли не играет);

- семейное положение  (обычно семья из двух-четырех человек)

- жизненный стиль (энергичный, активный человек, занятый торговой  или управленческой деятельностью,  работающий зачастую по выходным  и праздникам, следит за своим  имиджем, ощущает нехватку времени  на отдых и семью, восприимчив к новинкам);

- мотив путешествия  (отдых (в том числе и с  семьей), спорт-туризм, оздоровительный  туризм, получение новых впечатлений).

Качество обслуживания тур фирмы «Бонус» определяется следующими факторами:

- оперативностью работы  по подбору и организации туров в соответствии с запросами клиентов;

- вежливостью обслуживания, которое выражается в радушии  сотрудников туристской фирмы,  их внимании к запросам каждого  клиента, содействии в выборе  каждого тура;

- соответствием содержания  предлагаемого тура его реальному состоянию;

- согласованием всех  составных частей комплексного  обслуживания.

Комплексная скорость обслуживания определяет степень удовлетворения каждого клиента сроками подбора  маршрута; сроками оформления необходимых  документов (загранпаспорта, виз, билетов и прочих); сроками получения справочной информации.

Идея подкрепления туристского  продукта заставляет тщательно изучить  систему поведения клиента, то, как  комплексно он подходит к проблеме, которую пытается решить, приобретая туристский продукт. С точки зрения конкуренции, данный подход позволяет туристической компании определить возможности подкрепления своего предложения наиболее эффективным способом.

Комплексное туристическое предложение тур фирмы «Бонус», содержит, в частности, следующие программы:

- при организации зимнего  отдыха - транспорт (самолет и  автобус) до курорта, проживание  в отеле, питание, экскурсионное  обслуживание, абонемент на лифт-подъемник,  обучение катанию на лыжах;

- при организации отдыха  с целью лечения - помимо основных туристских услуг включает: первичный осмотр больного с целью установления диагноза и последующего назначения на процедуры, ежедневное медицинское обслуживание в соответствии с предписаниями врача, предоставление медикаментов, свободный доступ к сооружениям для проведения общеоздоровительных упражнений, заключительный осмотр;

- при организации отдыха  на морских курортах - участие  в нескольких экскурсиях, в фольклорных  и других мероприятиях, получение  подарков - получение путеводителя, сувениров, карточки с видом курорта и т.д.;

Информация о работе Экономика и управление оборотными средствами на предприятии