Экономичиский рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в выявлении основных факторов экономического роста.
Задачами курсовой работы являются: рассмотреть сущность экономического роста, его основные показатели и типы; изучить особенности современного экономического роста в России; исследование тенденций и перспектив экономического роста в России; проанализировать темпы экономического роста в России.
Динамика экономического роста зависит от множества факторов. Знание этих факторов и их влияния позволяет руководствам стран вырабатывать необходимую экономическую политику и комплекс мер, стимулирующих экономический рост, а также мер, ограничивающих тормозящее влияние этих факторов на экономику страны.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………..……….2
Глава 1: Теоретические основы экономического роста
1.1 Понятие, типы, показатели экономического роста………..…..4
1.2 Факторы экономического роста………………..……………….8
1.3. Модели экономического роста………………………………..13
Глава 2: Особенности экономического роста в России.
2.1. Взаимосвязь факторов экономического роста………….……19
2.2. Перспективы экономического роста в России………….……24
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 70.85 Кб (Скачать файл)

Модель Домара. В отличие  от модели Харрода модель Домара основывается не на равенстве сбережений инвестициям, а на равенстве денежного дохода (спроса) производственным мощностям (предложение) при условии полной загрузки производства и полной занятости. Прирост производственных мощностей рассматривается как  функция инвестиций. Другие факторы, влияющие на изменение инвестиций (величина рабочей силы, научно-технический  прогресс), отражаются в показателе «производительность инвестиций». Инвестиции в модели играют двоякую  роль. С одной стороны, они способствуют росту дохода, с другой – обеспечивают увеличение производственных мощностей.

Назначение модели заключается  в том, чтобы определить величину инвестиций и ее рост и тем самым  сделать прирост дохода равным приросту производственных мощностей.

В этой связи Домар предложил  уравнение ΔJ(1/α) = Jb,(17.1) отсюда ΔJ/J = b х α,(17.2) где J – величина ежегодных чистых капиталовложений; ΔJ – ежегодный прирост инвестиций; ΔJ/J – темп прироста капиталовложений; 1/а – мультипликатор (α – доля сбережений в национальном доходе; b – потенциальная средняя производительность инвестиций).

Теория экономического роста развивалась по двум основным направлениям: неоклассическому и кейнсианскому (позднее неокейнсианскому). «..в соответствии с Рисунком А3» схематично представлены направления школы.

Представители неоклассического направления в процессе исследования сосредоточили внимание на факторах экономического роста и анализе  производственных функций. Представители  кейнсианского направления занимались разработкой проблем динамического  равновесия и связывали экономический  рост с процессами накопления. Значение представителей кейнсианского направления  состоит в том, что они разработали  модели экономического роста, которые  явились полезным инструментом анализа  самых общих связей между производством, потреблением и накоплением; показали особую роль спроса на инвестиции для  обеспечения динамического равновесия. Развивая теорию Дж. Кейнса, они выступают  за государственное регулирование  процесса накопления капитала в длительной перспективе и достижение за счет этого устойчивых темпов роста национального  дохода.

Заслуга представителей неоклассического направления заключается в том, что они выдвинули на первый план проблему потенциально возможных темпов роста экономики и факторов, их определяющих. Для кейнсианцев же решающее значение имело изучение условий  реализации продукции, создания эффективного спроса.

 Глава 2: Особенности экономического роста в России.                  2.1. Взаимосвязь факторов экономического роста.                

Экономический рост любой  страны определяется шестью основными  факторами, четыре из которых связаны с фактической способностью экономики к росту.

1) количество и качество  природных ресурсов страны;

2)количество и качество  трудовых ресурсов страны; 3) объем  основного капитала;

4) технология. Эти четыре  фактора экономического роста  можно объединить под названием факторов предложения. Именно они делают рост производства физически возможным. Только доступность большого количества лучших по качеству  ресурсов, включая технологический потенциал, позволяет увеличивать производство реального продукта.

Однако следует различать  способность к росту и реальный рост сам по себе, для которого важны следующие два соображения.

Во-первых, рост зависит от факторов спроса. Для реализации растущего производственного потенциала экономика страны должна обеспечить полное использование расширяющегося объема ресурсов. Для этого требуется повышение уровня совокупных расходов. Во-вторых, на экономический рост влияют факторы распределения. Для наиболее целесообразного использования производственного потенциала должно быть обеспечено не только полное вовлечение ресурсов в экономический оборот, но и наиболее эффективная их утилизация. Способность к наращиванию производства достаточна для расширения общего выпуска продукции; необходимо также реальное использование растущего объема ресурсов и их распределение таким образом, чтобы получить максимальное оличество реальной продукции.

Факторы предложения и спроса, влияющие на экономический рост, взаимосвязаны. Например, безработица обычно замедляет темпы накопления капитала, а также рост расходов на исследования. И наоборот, низкие темпы внедрения нововведений и капиталовложений могут стать главной причиной безработицы.

Общее представление о  взаимодействии всех этих факторов может  дать кривая производственных возможностей «..в соответствии с Рисунком А4».

Эта кривая наилучшим образом  отражает максимальное количество вариантов разнообразной продукции, которая может быть произведена при данном количестве и качестве природных, трудовых ресурсов и основного капитала на основе данного технологического потенциала. Усиление позитивного воздействия со стороны любого из факторов предложения (увеличение количества и улучшение качества ресурсов, и технологический прогресс) смещают кривую производственных возможностей вправо, что показано как сдвиг от АВ к CD.

Но возможность экономики  полностью реализовывать свой производительный потенциал ограничивается факторами спроса и распределения. Кривая производственных возможностей может сместиться вправо. Но действительный уровень производства не достигнет возможного. Говоря иными словами, кривая реальной экономической деятельности будет находиться внутри площади, ограниченной кривой производственных возможностей. Имеется в виду, что прирост производственного потенциала реализуется только если: 

1) совокупные расходы  увеличиваются в степени, достаточной  для поддержания полной занятости;

2) дополнительные ресурсы  эффективно используются, с тем,  чтобы обеспечить максимально возможное увеличение выпуска продукции.

Пример. Чистый прирост рабочей  силы в США составляет 2 млн. в  год. Сам по себе этот прирост увеличивает производственные мощности, или потенциал экономики. Но для того, чтобы увеличение экономического потенциала выразилось в п риросте производства, необходимо найти работу всем этим 2 млн. человек, причем именно в тех отраслях и предприятиях, где их способности полностью реализуются. Общество не нуждается ни в новых безработных, ни в педиатрах, работающих водопроводчиками.

При всем значении факторов спроса и распределения ресурсов основное внимание в обсуждении проблем экономического роста уделяется факторам предложения. Экономический рост определяется факторами, смещающими кривую совокупного предложения вправо «..в соответствии с Рисунком А5».

На рисунке А5. увеличение совокупного спроса показано как смещение кривой AD вправо, от AD1 к AD2. Этот сдвиг показывает, что при различных уровнях цен желаемый объем товаров и услуг возрастет.

Эта схема показывает, что  увеличение реального продукта и  дохода может осуществляться двумя основными способами: (1) путем вовлечения большого объема ресурсов и (2) путем более производительного их использования. Прежде всего, рассмотрим рост трудозатрат.

Можно сказать, что реальный ВВП в любое время определяется как трудозатраты (в человеко-часах), умноженные на производительность труда (реальная часовая выработка на одного занятого). Или ВВП = число отработанных человеко-часов * производительность труда. «..в соответствии с Рисунком А6» Величина трудозатрат зависит от численности занятых и от продолжительности средней рабочей недели. В свою очередь, численность занятых зависит от численности населения в трудовом возрасте и уровня вовлечения рабочей силы в производство, то есть от доли трудоспособного населения, которое реально занято производством. Средняя рабочая неделя определяется правовыми и институциональными факторами, а также коллективными договорами.

Производительность труда  находится под воздействием таких  факторов, как технический прогресс, фондовооруженность, качество рабочей силы и эффективность распределения, сочетания и управления различными ресурсами.

Иными словами, производительность труда увеличивается по мере улучшения здоровья, профессиональной подготовки, образования и повышения заинтересованности; по мере роста обеспеченности машинами и оборудованием, а также природными ресурсами; при лучшей организации и управлении производством; при перемещении рабочих их менее в более эффективные отрасли.

На нем перечислены факторы, определяющие способности экономики предлагать или производить совокупный продукт.

Технический прогресс включает в себя не только совершенно новые методы производства, но также и новые формы управления и организации производства. Вообще говоря, под техническим прогрессом подразумевается открытие новых знаний, позволяющих по-новому комбинировать данные ресурсы с целью увеличения конечного выпуска продукции.

На практике технический  прогресс и капиталовложения (инвестиции) тесно взаимосвязаны: технический прогресс часто влечет за собой инвестиции в новые машины и оборудование. Исходя из этого, вполне понятна необходимость строить атомные электростанции для применения технологий для использования атомной энергии. Тем не менее, хотя современный севооборот и контурное землевладение обеспечивает начительный прирост продукции, они совсем не обязательно требуют вовлечения новых видов или возросшего объема дорогостоящего оборудования.

Существуют множество  факторов, влияющих на экономический  рост страны, но ключевых всего два. Во-первых, накопление капитала  физического или человеческого в расчете на одного занятого или душу населения. Во-вторых, изменения технологического уровня экономики, выражаемые показателем общей факторной продуктивности (ОФП). Данные изменения отражают темпы технического прогресса и структурных сдвигов в экономике. Все прочие факторы (политика государства, предпочтения населения и институты рынка, определяющие инвестиционный климат в стране, уровень развития инфраструктурных секторов и т. д.), оказывают позитивное или негативное влияние на темпы экономического роста через эти два процесса.

Экономисты много лет  спорят об относительной значимости накопления капитала и роста ОФП. С одной стороны, хорошо известно, что недостаток производственного капитала в слаборазвитых странах сдерживает их развитие. Инвестиции не идут в эти страны, несмотря на потенциально очень высокую отдачу, что больше всего препятствует их интеграции с мировой экономикой. С другой стороны, как показывает регрессионный анализ, межстрановая вариация темпов роста в большей мере объясняется различиями в ОФП, а не в темпах накопления капитала.

Существует точка зрения, высказанная, к примеру, Эрнандо  де Сото, то если капитальное имущество, имеющееся в бедных странах правильно оценить, то его величина оказывается намного выше стандартных оценок по системе национальных счетов.

Еще один аргумент в пользу доминирующей роли ОФП как фактора  роста является тот факт, что долговременные нормы сбережений в развитых и развивающихся странах варьируют слишком слабо, чтобы объяснить вариации доходов на душу населения. Например, в развитых странах и беднейших странах Африки они примерно одинаковы и составляют в среднем примерно 20% ВВП.

Что касается накопления человеческого  капитала как фактора роста, то основной вопрос в том, как этот капитал измерять. Говоря о роли данного фактора в экономическом развитии, теория роста имеет в виду знания и практический опыт, необходимые в производстве и продвижении на рынок продукции. Данные навыки являются в значительной мере следствием обучения на практике и лишь косвенным образом зависят от уровня образования. Однако большая часть эмпирических исследований роста основываются на измерениях именно уровня образования, который на самом деле взаимосвязан с уровнем развития страны. Конечно, образовательный уровень позитивно влияет на эффективность производства и процессов обучения, повышая восприимчивость работников к новым технологиям, ноу-хау и т. д. Но сам по себе он не гарантирует высоких темпов роста, особенно если в экономике отсутствуют механизмы его генерации.

Экономика современной России представляет в этом смысле яркий пример: доля лиц с высшим образованием в нашей стране была и остается сопоставимой с аналогичными показателями в передовых странах, однако это практически не сказалось на ее экономической динамике. В ряде странах Африки и Азии рост образования достиг за последние четверть века невиданных ранее темпов, однако это практически не сказалось на экономической динамике данных стран. Это подтверждает и опыт Индии, где значительные ресурсы государства направлялись на повышение образования и фундаментальных исследований. Однако индийская модель развития так и не стала эталоном для подражания.

2.2. Перспективы экономического роста в России                

Суть задачи, которую предстоит  решать России, - догоняющая (точнее, опережающая) постиндустриализация. Решение этой задачи не имеет исторических аналогов. Нет опыта, на который можно опереться. Наиболее развитые страны мира - пионеры постиндустриализации - не решали задачи догоняющего развития. А страны, демонстрировавшие в последние десятилетия чудеса роста (Южная Корея, Тайвань, Китай и др.), осуществляли переход от . «..в соответствии с Рисунком А7» традиционного (аграрного) общества к ндустриальному,.

Главная особенность развития в  условиях постиндустриальных вызовов  – резкое сужение временных интервалов, на которые можно ориентироваться при разработке стратегии. Если в индустриальную эпоху можно было наметить приоритеты роста на 30 - 40 лет, а при их достижении благополучно войти в ряды передовых стран (что и сделала в свое время Германия, а потом - Япония и СССР), то теперь приоритеты меняются быстро. Можно попытаться превзойти весь мир в производстве компьютеров на душу населения, разработать программы производства лучших в мире самолетов и телефонов, но к моменту их осуществления выяснится, что мир ушел далеко вперед. Причем ушел в направлении, о самой возможности которого при разработке программы никто и не догадывался.

Информация о работе Экономичиский рост