Экономическое воззрение Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 13:55, контрольная работа

Описание работы

Экономическая теория - наука в своей основе эмпирическая, то есть основана на фактах реальной жизни, но в то же время ей присущи определенные методы исследования:
1) Общемировоззренческие - предполагают изучение процессов в единстве, во взаимосвязи и в развитии.
2) Общенаучные - ими пользуются не только экономическая теория, но и другие науки. Сюда относятся: метод научной абстракции - он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от случайного; метод анализа и синтеза. Анализ - сложные явления и процессы расчленяются на отдельные простые элементы, которые подвергаются детальному изучению. Синтез - результаты изучения отдельных частей обобщаются и устанавливается взаимосвязи элементов системы в целом; метод индукции и дедукции. Индукция - это переход от частного к общему (обобщение фактов).

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….3
Экономическое воззрение Древнего Китая …………………………....5
Образование государств и развитие экономики……………………….7
Основы экономики Древнего Китая………………………………….…9
Сельское хозяйство……………………………………………….…..9
Наука …………………………………………………………….……10
Строительство …………………………………………………….….12
Торговля ……………………………………………………………....13
Заключение ……………………………………………………………….….14
Список литературы...………………………………………………………...16

Файлы: 1 файл

Экономическое воззрение Древнего Китая.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

Экономическая теория

на тему

Экономическое воззрение Древнего Китая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

 

                                   Содержание

Введение …………………………………………………………………….3

  1. Экономическое воззрение Древнего Китая …………………………....5
  2. Образование государств и развитие экономики……………………….7
  3. Основы экономики Древнего Китая………………………………….…9
    1. Сельское хозяйство……………………………………………….…..9
    2. Наука …………………………………………………………….……10
    3. Строительство …………………………………………………….….12
    4. Торговля ……………………………………………………………....13

Заключение ……………………………………………………………….….14

Список литературы...………………………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      

Экономическая теория - наука в  своей основе эмпирическая, то есть основана на фактах реальной жизни, но в то же время ей присущи определенные методы исследования:

1) Общемировоззренческие - предполагают  изучение процессов в единстве, во взаимосвязи и в развитии.

2) Общенаучные - ими пользуются  не только экономическая теория, но и другие науки. Сюда относятся:  метод научной абстракции - он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от случайного;  метод анализа и синтеза. Анализ - сложные явления и процессы расчленяются на отдельные простые элементы, которые подвергаются детальному изучению. Синтез - результаты изучения отдельных частей обобщаются и устанавливается взаимосвязи элементов системы в целом;  метод индукции и дедукции. Индукция - это переход от частного к общему (обобщение фактов). Дедукция - наоборот;  системный анализ - предполагает трактовку экономического объекта как системы, и в то же время как элемента еще более сложной системы.

3) Частные методы включают в  себя следующие методы: графический;  статистический; метод экономико-математического моделирования; метод сравнительного анализа; экономический эксперимент.      

Экономическая теория изучает источники, факторы национального богатства, изучает общественно-производственные, т.е. экономические отношения в  обществе, изучает экономические законы, управляющие общественным производством.

Экономическая теория широко использует построение моделей экономических  явлений и процессов. Форма описания моделей может быть графической и математической.              

Экономическая модель является инструментом для экономических прогнозов. Комплексом экономических принципов объясняется, как функционирует экономика и ее отдельные сектора. На основе анализа многочисленных отечественных и зарубежных работ по вопросам экономической теории можно выделить три этапа ее развития: экономия; политическая экономия; экономикс. Предметом экономической теории является проблема рационального использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.

Экономическая наука сначала возникла как наука про экономию, умелое ведение домашнего хозяйства. Ее целью было воспитание у граждан рационального ведения своего хозяйства (этот термин встречается еще в трудах Аристотеля в эпоху рабовладельческого строя). В эпоху феодализма экономическая наука трактовалась с позиций Священного писания. В библейских текстах «справедливая цена на товар рассматривалась, например, с точки зрения христианских норм морали, а ростовщичество осуждалось как противоестественное обогащение и как явление, которое губит человеческую душу». Экономическая теория как наука (т.е. систематизированное знание о сущности экономики) возникла в 17-18 вв. в период становления капитализма. 

В Англии, Италии, Франции и др. странах  первоначально возникла теоретическая школа - меркантилизм (от итал. «мерканте» - торговец, купец). Она считала, что богатство людей - это золото, деньги, за которые все можно купить. Такие представления были не случайны. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности - международной торговле, приносящей большие доходы. Здесь прирост богатства был очевиден. В то время товары в одной стране покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Меркантилисты советовали государству расширять торговлю и накапливать золото в стране.

Другое направление экономического учения, возникшего как реакция на меркантилизм, было представлено в трудах физиократов (от греч. физио - природа, и крат - власть). Основатель этого направления - Кенэ. Примечательным для этого учения явилось то, что они перенесли исследование происхождения прибавочного продукта из сферы обращения в сферу производства, но ограничили ее только сферой земледелия. Промышленность они считали непроизводительной отраслью.

Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришла классическая политическая экономия. Это направление экономической теории признавало действительным источником богатства производство материальных благ. Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства, распределения обмена и потребления полезных вещей. Классическая политическая экономия перешла к исследованию сущности экономических явлений (например, обмена товаров на деньги) и законов хозяйственного развития.

Выразители экономической мысли  древнего мира и отдельные правители  рабовладельческих государств стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство. Доказательства идеологов древнего мира основывались на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-растовщических операций, т.е. против свободного рынка и торгового капитала.

  1. Экономическое воззрение Древнего Китая.

           

             Столкновение двух тенденций в социально-экономической жизни Китая: стремление сохранить патриархально-общинные начала, с одной стороны, рост и укрепление позиций рабовладения – с другой, борьба стоявших за ними классов, длительное время определяли важнейшую проблематику экономической мысли Древнего Китая. Большой остроты достигала проблема взаимоотношения натурального и товарного хозяйства. Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. Экономические воззрения Конфуция были противоречивы. Идеализация старины, закрепление патриархально-общинных отношений уживались у него с разработкой правил, регулирующих отношения рабов и рабовладельцев. Конфуций искал пути достижения социального «равенства» при сохранении рабовладельческих порядков, сглаживания классовых конфликтов. Конфуцианство обосновывало консерватизм общественного устройства, утвердившийся на долгие годы в китайском обществе. Большое место в истории общественной мысли древнего Китая занимает конфуцианство — учение, созданное Конфуцием (Кун Фуцзы), жившем в 551–479 гг. до н.э. В экономике страны в бытность Конфуция происходили существенные сдвиги, связанные с разложением первобытнообщинного строя и становлением рабовладения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные связи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств. Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало. Оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благородных», составляющих высшее сословие, и «простолюдинов» («низких»), уделом которых является физический труд, Конфуций считал естественным. Отношения между рабовладельцами и рабами он не сводил только к принуждению. Конфуций призывал воспитывать «доверие» рабов к эксплуататорам, советовал «благородным» добиваться верности рабов. Учение Конфуция нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, широкое использование в этих целях традиционных форм и обрядов. Он ратовал за укрепление власти верховного правителя Китая.

Конфуцианство нашло своё развитие во взглядах Мэн-цзы, связывавшего социальное неравенство с «небесной волей», оправдывавшего противоположность  между умственным и физическим трудом. Вместе с тем Мэн-цзы был против ужесточения рабовладельческого гнета, ратовал за восстановление общинного землевладения, выступал в защиту общины, экономических интересов крестьян. Противоречивость, свойственная социально-экономической концепции конфуцианства, получила у Мэн-цзы дальнейшее углубление. С критикой конфуцианства выступили Мо-цзы и его сторонники (моисты). Они проповедовали природное равенство людей, отрицали сословность, привилегии знати. Моисты обосновывали необходимость всемерного развития производства для удовлетворения потребностей всего населения, всеобщее участие людей в физическом труде, развитие свободной инициативы мелких производителей. Противопоставляя конфуцианству идею «всеобщей взаимной любви», моисты не понимали ее иллюзорности. Одним из знаменательных памятников истории экономических идей в Китае является трактат «Гуань-цзы», принадлежащий перу неизвестных авторов. Он относится к IV-III в. до н.э. Проявляя заботу о крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков. В целях укрепления экономического положения крестьян авторы трактата предлагали изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий и т.д. Столкновение двух тенденций в социально-экономической жизни: стремление сохранить патриархально-общинные начала, с одной стороны, рост и укрепление позиций рабовладения — с другой, борьба стоявших за ними классов длительное время определяли важнейшую проблематику экономической мысли древнего Китая. Большой остроты достигала проблема взаимоотношения натурального и товарного хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Образование государств и развитие экономики.

      

        Самую крайнюю восточную часть Азии занимает Китай, на территории которого с древнейших времен сложилась своя самобытная цивилизация. Китай — горная страна. Примерно 80% территории — горы и плоскогорья. Природные условия западной и восточной частей страны отличаются друг от друга. Западный Китай — это в основном гористая местность с резко континентальным климатом. Восточный Китай, прорезанный долинами больших рек Хуанхэ и Янцзы, имеет мягкий климат, плодородные аллювиальные почвы и хорошую растительность. С древнейших времен нижнего палеолита территория восточного Китая была заселена первобытным человеком, названным синантропом. Материальная культура племен Древнего Китая была преемственна и непрерывно развивалась. Эти племена стали основой создания народа хань — китайцев. Благоприятные природные условия Восточного Китая позволили населению уже с времен неолита приручить различные породы животных и заниматься скотоводством, а затем и земледелием. Успешное ведение сельского хозяйства зависело от дождевых осадков. Неравномерное распределение осадков нередко приводило к неурожаям и голоду. Поэтому уже в древние времена китайцы создавали системы искусственного орошения. Но населению приходилось постоянно вести работы и по защите земель от наводнений. Особенность китайских рек — периодические наводнения: лес, который, несут воды этих рек, оседая на дно, поднимает их уровень, что в сочетании с дождливой погодой становится причиной затопления больших пространств. Естественно, для проведения таких работ родам, а затем племенам приходилось объединять свои усилия. Все это стало причиной раннего создания древнекитайского государства.

             История Древнего Китая делится на несколько периодов. В XIV в. до н. э. в среднем течении Хуанхэ сформировалось первое китайское государство, носившее название Шан (по другой версии Инь). Это было рабовладельческое государство, во главе которого стоял наследственный монарх — ван. Государство Шан постоянно вело войны с другими, главным образом кочевыми племенами, постоянно захватывая их земли. Непрерывные войны ослабили государство Шан и в XI в. до н. э. оно было захвачено племенами чжоу, в этническом отношении близкими к жителям государства Шан. Период государства Чжоу длился до VIII в. до н. э., когда в результате войн, народных восстаний государство распалось на независимые княжества.В 256 г. до н. э. князь земли Цинь объединил разрозненные княжества в единое государство Цинь. В 206 г. до н. э. восставшее население свергло представителя циньской династии и править государством стала династия Хань, просуществовавшая до 220 г. н. э.

             Как и в других странах древности, в основе экономики Древнего Китая была сельская община. На фоне постоянной борьбы между вольными общинниками и родовой и племенной верхушкой общинные земли захватывались племенными вождями. С образованием государства, появлением вана (царя), его двора, чиновников, военачальников этот процесс ускорился. Часть общинников, лишившихся своих наделов, попадала в рабство, рабами становились пленные, которые трудились на полях и в домах вана и богатых людей.В древнекитайском государстве ван был не только верховным светским правителем, но и первосвященником. Более того, он был «сыном неба», т. е. обожествлялся. Все, что было на земле, — принадлежало ему. Земли сельских общин также принадлежали вану. В сельской общине земли делились на участки, один из которых обрабатывался сообща членами общины для общественных нужд. Сначала работы проводились на общественном участке, а затем на семейных. Кроме того, общинники платили налоги. Ван раздавал земли с жившими на них общинниками своим чиновникам, военачальникам. В первую очередь он передавал им земли, захваченные в ходе войн. Главным образом это были земли кочевников, которых китайцы называли презрительным словом, подобным слову «варвар» у греков. Ван дарил своим людям рабов целыми родами, селениями. Рабов также покупали, обменивали. Например, имеется запись об обмене пяти рабов на лошадь и моток шелка. По мере развития древнекитайского государства создавался чиновничий аппарат. Во главе этого аппарата был помощник вана. Ему подчинялись три чиновника, руководивших тремя главными ведомствами. Первое ведомство осуществляло надзор за хозяйственной жизнью страны, т. е. за сельскохозяйственными работами, торговлей, ценами на рынках. Второе — руководило войском. Третье — ведало всем земельным фондом и ирригационной системой страны. Позднее появились другие ведомства, руководившие судами, управлявшие царским дворцом и поместьями и, наконец, ведомство, осуществлявшее организацию религиозного культа. В свою очередь, каждое из ведомств имело штаты своих чиновников по всей стране. Для содержания вана, его двора, войска и чиновничества средства с населения собирались в виде налогов. Самым важным был налог на пахотные земли. Он собирался в виде десятины с урожая. Налог с гор и озер взимался в размере четвертой части от полученных здесь доходов. Торговцы платили сборы за место на рынке, при заключении торговых контрактов. Позднее, в эпоху Хань, для увеличения доходов казны были введены монополии на соль и железо.

Информация о работе Экономическое воззрение Древнего Китая