Экономическое учение Дж.М. Кейнса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:38, реферат

Описание работы

Мировой экономический кризис 1929--1933 гг. обрушился с колоссальной силой как на развитые, так и на неразвитые в промышленном отношении страны. Становилось очевидным, что прежние методы неоклассической политики - поддержание сбалансированного бюджета и устойчивого валютного курса - являются недостаточными. Практические мероприятия в области экономической политики требовали теоретического обоснования. Кризисное состояние экономики ставило на повестку дня не проблему выбора в условиях ограниченных ресурсов, а проблему их относительного переизбытка (массовой безработицы, неиспользуемых мощностей). Чтобы найти выход из возникших противоречий, требовался более широкий подход - «общая теория».

Содержание работы

Глава 1.Труд Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег»……...3
Глава 2. Учение Кейнса и другие направления экономической мысли………….4
Глава 3.Основные идеи работы Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег»………………………………………………………………………....………7
Глава 4.Макроэкономические процессы в учении Дж.М. Кейнса………………10
Глава 5.Мультипликатор, его роль в теории Кейнса…………………………….15
Список используемых источников и литературы………………………………..18

Файлы: 1 файл

история экономических учений реферат))).docx

— 37.68 Кб (Скачать файл)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА

 

 

 

РЕФЕРАТ

Студентки 3 курса

Факультета экономики и управления

 

 Дисциплина: История экономических учений

ТЕМА: Экономическое учение Дж.М. Кейнса.

Руководитель-консультант

Завальникова  Н.В

 

 

 

Защищена                  Оценка

«___»__________2012              «_______»

 

ОМСК 2012

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава 1.Труд Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег»……...3

Глава 2. Учение Кейнса и другие направления  экономической мысли………….4

Глава 3.Основные идеи работы Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег»………………………………………………………………………....………7

Глава 4.Макроэкономические процессы в учении Дж.М. Кейнса………………10

Глава 5.Мультипликатор, его роль в теории Кейнса…………………………….15

Список  используемых источников и литературы………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Труд Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».

 

Мировой экономический кризис 1929--1933 гг. обрушился с колоссальной силой как на развитые, так и на неразвитые в промышленном отношении страны. Становилось очевидным, что прежние методы неоклассической политики - поддержание сбалансированного бюджета и устойчивого валютного курса - являются недостаточными. Практические мероприятия в области экономической политики требовали теоретического обоснования. Кризисное состояние экономики ставило на повестку дня не проблему выбора в условиях ограниченных ресурсов, а проблему их относительного переизбытка (массовой безработицы, неиспользуемых мощностей). Чтобы найти выход из возникших противоречий, требовался более широкий подход - «общая теория». Следовало перейти от анализа частных вопросов к рассмотрению фундаментальных условий функционирования экономики, из области микроэкономики - в сферу макроанализа. Поэтому совершенно очевидно, что, поскольку «сила» неоклассической теории конца XIX - начала XX в. распространялась главным образом на микроэкономический анализ, в условиях нетипичного, можно сказать, кризиса, сопровождавшегося всеобщей безработицей, стал необходим еще и иной - макроэкономический анализ, к которому, в частности, обратился один из величайших экономистов XX столетия английский ученый Джон Мейнард Кейнс (1883--1946). Своеобразное осмысление Кейнсом последствий самого длительного и тяжелого экономического кризиса 1929--1933 гг. отразилось в совершенно неординарных в тот период положениях изданной им в Лондоне книги под названием «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). По оценкам многих экономистов этот труд явился поворотным пунктом в экономической науке XX в. и во многом определяет экономическую политику стран и в настоящее время. Теоретическое значение кейнсианских разработок заключается в том, что идеи и положения, высказанные Кейнсом, его терминология, методологические подходы к анализу макропроцессов вошли в арсенал современной науки и продолжают уточняться, углубляться сторонниками кейнсианской школы, оспариваться и трансформироваться ее противниками.

Глава 2.Учение Кейнса и другие направления экономической мысли

Кейнсианское учение являет собой по преимуществу продолжение основополагающих методологических принципов неоклассического направления экономической мысли, поскольку и сам Дж.М. Кейнс, и его последователи (впрочем, как и неолибералы), следуя идее «чистой экономической теории», исходят из приоритетного значения в хозяйственной политике общества, прежде всего экономических факторов, определяя выражающие их количественные показатели и связи между ними, как правило, на базе методов предельного и функционального анализа, экономико-математического моделирования. Но в, то время как Маршалл рассматривал спрос, предложение, цены преимущественно на уровне отдельных фирм, потребителей, т.е. на микроуровне, Кейнс пришел к выводу, что, прежде всего, следует выявить функциональные связи на уровне национального хозяйства. Анализ совокупных, агрегированных экономических параметров положил начало новым подходам в экономической науке. Кейнс показал, что экономический рост зависит от структуры общественного продукта, что все рынки взаимосвязаны и их необходимо изучать как единую, цельную систему.

Прежде чем искать оптимум, надо было ответить на вопрос: как решить проблему занятости, преодолеть депрессию? Изменились условия равновесия. Требовался переход к анализу агрегированного спроса, совокупного предложения, потоков доходов, инвестиций, потребления и накопления в масштабе всего общества.

Дж.М. Кейнс также не отрицал  влияния меркантилистов на созданную  им концепцию государственного регулирования экономических процессов. Его общие с ними суждения очевидны и заключаются:

1. в стремлении увеличения массы денег в стране (как средство их удешевления и соответственно снижения ставок ссудного процента и поощрения инвестиций в производство);

2. в одобрении роста цен (как способ, стимулирующий расширение торговли и производства);

3. в признании того, что недостаток денег служит причиной безработицы;

4. в понимании национального (государственного) характера экономической политики.

В работе Кейнса отмечаются методологические расхождения с классиками и неоклассиками. В «Общей теории» Дж.М. Кейнса отчетливо  прослеживается мысль о нецелесообразности чрезмерной бережливости и накопительства и, наоборот, возможной пользе всемерного расходования средств, поскольку, как  полагал ученый, в первом случае средства, скорее всего, приобретут неэффективную  ликвидную (денежную) форму, а во втором - могут быть направлены на увеличение спроса и занятости. Он также резко и аргументировано критикует тех экономистов, которые привержены догматическим постулатам «закона рынков» Ж.Б.Сэя.

Кейнс показал несостоятельность  так называемого закона Сэя, согласно которому производство само формирует  доходы, обеспечивая равновесие спроса и предложения. Конечно, когда осуществляется производство, то одновременно (тем  самым) формируются доходы. Но где  гарантия, что деньги, полученные в форме доходов, будут тотчас, же израсходованы на покупку произведенных товаров. Почему продавец товаров должен немедленно использовать вырученные им средства на приобретение других товаров. Нет, размер спроса не следует автоматически за предложением. В обществе происходят не бартерные сделки, товары реализуются и «обмениваются через посредство денег. Спрос, определяемый уровнем доходов, отстает от их динамики. Если же спрос меньше производимого продукта (и предложения), то часть продукции не находит сбыта. «Возникает общее перепроизводство.

Кейнс приходит к выводу: доходы не равнозначны спросу. В случае нарушений (спрос не поспевает за предложением) цены реагируют не сразу и не успевают уравновесить спрос и предложение.

Вопреки классикам Кейнс утверждал, что цены не являются достаточно гибкими  регуляторами рыночного хозяйства. Они относительно консервативны. О  ситуации, складывающейся на рынке, обычно судят не по динамике цен, а прежде всего, по наличию товарных запасов, по динамике потребительского спроса. Что касается рынка труда, то здесь  цены (номинальная заработная плата) плохо выполняют роль регулятора спроса на рабочую силу. При падении  указанного спроса они, как правило, не снижаются.

В отличие от классиков Кейнс  показал, что рост сбережений не равнозначен  росту инвестиций. Более того, при  известных условиях рост сбережений может вести не к росту, а к уменьшению объема инвестиций.

В результате рыночный «автоматизм» не срабатывает, равновесие не восстанавливается.

Классики рассматривают процессы, протекающие в рыночной экономике, в несколько условном, абстрактном виде. Они не учитывают, что в условиях олигополии цены не изменяются автоматически, они не столь гибки, как это обычно изображается на схемах; что информация о положении на рынке оказывается неполной и порой недостоверной.

Глава 3.Основные идеи работы Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».

Главная и новая идея «Общей теории»  состоит в том, что система  рыночных экономических отношений  отнюдь не является совершенной и  саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику. Восприятие этой идеи прогрессивной общественностью как должной и правильной обусловлено, по словам современного американского экономиста Дж.К. Гэлбрейта, тем, что «к 30-м гг. XX столетия тезис о существовании конкуренции между многими фирмами, которые неизбежно являются мелкими и выступают на каждом рынке, стал несостоятельным», поскольку «неравенство, возникающее в результате существования монополии и олигополии, распространяется на сравнительно узкий круг людей и в силу этого в принципе может быть исправлено вмешательством государства»

Новаторство экономического учения Дж.М. Кейнса в части предмета изучения и в методологическом плане проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, сделавшего его основоположником макроэкономики как самостоятельного раздела экономической теории, и, во-вторых, в обосновании концепции так называемого «эффективного спроса», т.е. потенциально возможного и стимулируемого государством спроса. Кейнс пришел к выводу, что уровень занятости и производства национального дохода, его динамика определяются не факторами предложения (размерами применяемого труда, капитала, их производительностью), а факторами платежеспособного спроса. Чтобы пояснить, почему именно спрос является решающим фактором при определении занятости, Кейнс вводит понятия совокупного предложения и совокупного спроса.

Совокупное предложение определяется соотношением совокупных (для общества) издержек и занятости. В течение короткого периода времени это соотношение не изменяется. Совокупный спрос отражает соотношение ожидаемых доходов (в масштабах общества) и занятости. Это соотношение весьма подвижно. Поэтому динамика занятости в решающей степени попадает в зависимость от факторов спроса. Совокупный спрос характеризует зависимость между реальным объемом национального производства, который готовы купить потребители (домашние хозяйства, фирмы, правительство, зарубежные импортеры), и уровнем цен (при прочих равных условиях). Это реальная сумма товаров и услуг, которая обеспечена платежеспособным спросом. Зависимость между ценами и объемом производства национального продукта - обратная. Точка пересечения совокупного предложения и совокупного спроса характеризует объем занятости. Кейнс называет ее точкой эффективного спроса. Эффективный спрос - это совокупный платежеспособный спрос, определяющий уровень занятости. Проблема в том, как стимулировать совокупный спрос? Какие факторы стоят за ним. Иначе говоря, каковы основные компоненты совокупного спроса. Ими являются потребление С и инвестиции I, т.е.

У=С + I

Проблема совокупного спроса (и  занятости) связана с проблемой  потребительского спроса, который зависит  от совокупного денежного дохода и от того, как расходуется этот доход. Иными словами, от прироста дохода и от пропорции, в которой доход распадается на потребление С и сбережения S.

Структура потребления населения меняется. Структура потребления наемных рабочих начинает напоминать структуру потребления собственников, основная функция которых заключается в накоплении денежных средств, умножении капитала.

Кейнс отмечает мотивы поведения людей, ведущие к известному сдерживанию  расходов, направляемых на приобретение потребительских товаров. Среди них - скупость, предусмотрительность, расчетливость, всего восемь мотивов.

В результате предельная склонность к потреблению в обществе падает. А именно с ней связан потребительский спрос. Расширяющийся объем сбережений не успевает поглощаться спросом на инвестиционные товары. Опираясь на собственную, «революционную» по тем временам методологию исследования Дж.М. Кейнс в отличие от своих предшественников и наперекор господствовавшим экономическим воззрениям утверждал о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного условия ликвидации безработицы, а также о том, что потребление ввиду психологически обусловленной склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов.

По Кейнсу, психологическая склонность человека сберегать определенную часть дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит перманентное получение доходов. Что касается предельной склонности человека к потреблению, то она, по мнению автора «Общей теории», якобы постоянна и может, поэтому обусловливать устойчивое соотношение между увеличением инвестиций и уровнем дохода. Дж.М. Кейнс определил «Основной психологический закон». Суть этого «закона»: «Психология общества, такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход». И в этом определении его недвусмысленная теоретико-методологическая позиция, в соответствии с которой для выявления причин неполной занятости и неполной реализации, неравномерности экономики, а также для обоснования методов ее внешнего (государственного) регулирования «психология общества» имеет не меньшее значение, чем «законы экономики».

Сказанное свидетельствует о том, что в методологии исследования Дж.М. Кейнса учитывается немаловажное влияние на экономический рост и неэкономических факторов, как-то: государство (стимулирующее потребительский спрос на средства производства и новые инвестиции) и психология людей (предопределяющая степень осознанных взаимоотношений хозяйствующих субъектов).

Глава 4.Макроэкономические процессы в учении Дж.М. Кейнса

Модель макроэкономики Кейнс представил как сложную систему взаимосвязи и взаимодействия всех сфер и секторов, где рыночный механизм находится под воздействием психологических факторов, кругооборот товаров органично связан с финансово- денежными потоками, развитие частной инициативы сочетается с воздействием макрорегулирования, процесс общественного воспроизводства является многоуровневой и многомерной системой.

Получатели доходов не обязаны  и не торопятся расходовать их целиком на покупку товаров. В  этом случае, по представлению «классиков», должны вмешаться цены. Если предложение товаров обогнало спрос, то цены должны снизиться, и запасы произведенных товаров будут реализованы. Однако этого не происходит. Цены не поспевают уравнивать спрос и предложение. Цены снижаются мгновенно только на графиках экономистов. В действительности же при падении спроса цены «зависают» на прежнем уровне, т.е. остаются неизменными. А потому и производство сокращается не сразу. Процесс приспособления носит длительный характер.

Информация о работе Экономическое учение Дж.М. Кейнса