Экономическое учение Адама Смита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 21:35, контрольная работа

Описание работы

Признанием этого стало назначение его руководителем кафедры нравственной философии, а потом и ректором университета в Глазго.
Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики.
Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трех сторон:
- с позиций морали и нравственности,
- с позиций гражданских и государственных,
- с позиций экономических.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………3
1. Экономические учения Адама Смита…………………………………………………5
1.1 Учение о разделении труда…………………………………………………………...6
1.2 Взгляды на деньги……………………………………………………………………..8
1.3 Теория стоимости……………………………………………………………………...9
1.4 Учение о доходах…………………………………………………………………….10
1.5 Учение о капитале……………………………………………………………………12
1.6 Взгляды на производство……………………………………………………………13
1.7 Учение о производительном труде………………………………………………….15
2. Экономическая политика государства……………………………………………….16
3. Трактовка экономических функций государства……………………………………18
Заключение……………………………………………………………………………….20
Список используемых источников……………………………………………………...21

Файлы: 1 файл

Экон. учение А.Смита -Кон.работа ГОТОВА.docx

— 34.88 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

1. Экономические учения Адама Смита…………………………………………………5

1.1 Учение о разделении  труда…………………………………………………………...6

1.2 Взгляды на деньги……………………………………………………………………..8

1.3 Теория стоимости……………………………………………………………………...9

1.4 Учение о доходах…………………………………………………………………….10

1.5 Учение о капитале……………………………………………………………………12

1.6 Взгляды на производство……………………………………………………………13

1.7 Учение о производительном  труде………………………………………………….15

2. Экономическая политика  государства……………………………………………….16

3. Трактовка экономических  функций государства……………………………………18

Заключение……………………………………………………………………………….20

Список используемых источников……………………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема моей контрольной  работы: «Экономическое учение Адама  Смита». Актуальность выбранной темы состоит в том, что исторически сложилось так, что почти повсеместно формирование экономической науки чаще всего связывается с его именем и творчеством. Экономическую науку едва ли можно постичь, не ознакомившись с теоретическими воззрениями выдающегося экономиста классической политической экономии. Адам Смит является, несомненно, центральной фигурой.   Начнем немножко с биографии.

Адам Смит родился 5 июня 1723 г. в Шотландии в городке  Кирколде, расположенном неподалеку от ее столицы Эдинбурга. Он был единственным ребенком в небогатой семье таможенного  чиновника, скончавшегося за несколько  месяцев до рождения своего сына. Адама  воспитала мать, посвятившая ему  всю свою жизнь. В четырнадцать лет  он поступил в университет Глазго, начав свою дорогу к постижению мира. Упорно набирая знания и одолевая вечно мучившие его болезни, он постепенно стал одним из образованнейших людей  своего времени.

Признанием этого стало  назначение его руководителем кафедры  нравственной философии, а потом  и ректором университета в Глазго.

Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений  о проблемах экономики.

Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть  на человека с трех сторон:

- с позиций морали  и нравственности,

- с позиций гражданских  и государственных,

- с позиций экономических.

Он попытался объяснить  экономические отношения людей  именно с учетом особенностей их натуры, считая, что человек - существо, эгоистичное  от природы, и его цели вполне могут  противоречить интересам окружающих.

Но люди, все, же ухитряются каким-то образом сотрудничать друг с другом ради общего блага и личной выгоды каждого. Значит, существуют какие-то механизмы, которые обеспечивают такое  сотрудничество. И если их выявить, то можно понять, как устроить экономические  отношения более рационально.

Адам Смит в отличие  от своих предшественников сумел  понять и доказать, что богатство  нации создается не только в сельском хозяйстве и торговле, но всеми  видами производств, существующими  в экономике.

Целью данной контрольной  работы является исследование и изучение экономических учений А. Смита.

Задачи контрольной работы: рассмотреть предмет и метод изучения А. Смита а так же, описания А. Смита о разделение труда, теории стоимости, заработной плате, о взгляды на производство и рассмотреть учение о производительном труде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономические учения  Адама Смита

В основе экономической  теории Адама Смита лежат наблюдения как экономического, так и философского характера, частично разработанные  самим Смитом, частично почерпнутые  им у других авторов. В целом же его исследование стало возможным  только благодаря тем социально-политическим и экономическим переменам, которые  происходили в Европе в XVIII веке и  заключались в развитии рыночного  производства и складывании устойчивых обменных отношений. Адам Смит был современником  этих процессов и можно сказать, что его экономические воззрения  развивались вместе с развитием  самой экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Учение о разделении  труда

В основе всей системы экономических  взглядов Смита лежит идея, что  богатство общества создается трудом в процессе производства. Оно зависит: от доли населения, занятого производительным трудом и от уровня производительности труда.

Смит считал важнейшим  фактором экономического прогресса - разделение труда и сделал его исходным пунктом  своего исследования. На примере булавочной мануфактуры он показал громадный  рост труда из-за специализации отдельных  групп рабочих на выполнение только одной операции:

«Один человек выдергивает  проволоку, другой ее выпрямляет, третий режет, четвертый заостряет, пятый  размалывает верхушку, чтобы можно  было надеть на нее головку; приготовление  головки требует двух или трех разных операций; отдельно - надевание; отдельно - побелка; и даже завернуть  ее в бумагу - тоже особая специальность…1

Я видел маленькую фабрику  такого типа, на которой работало только десять человек; некоторые из них  производили по две-три разные операции. Но хотя они были бедны и поэтому  не слишком хорошо обеспечены нужными  машинами, они могли при старании производить около 12 фунтов булавок  в день. Фунт - это четыре тысячи среднего размера булавок. Следовательно, десять человек могли сделать до 48 тысяч  булавок в день... Если бы все они  работали по отдельности и независимо друг от друга они бы не сделали  и двадцати, а кто-нибудь сам по себе не смог бы сделать и одной».

С правильных позиций Смит рассматривал зависимость разделения труда от размеров рынка. Обширный рынок, создает благоприятные предпосылки  для разделения труда и специализации  производства. На этой основе достигается  высокая производительность труда. При узости рынка возможности  разделения труда ограничены, и рост производительности труда затруднен.

Хотя отдельные положения  учения о разделении труда были сформулированы предшественниками, в трактовке  Смита они получили совершенно новое  значение. Он убедительно показал, что  труд это источник богатства общества, а разделение труда это важнейший  фактор повышения производительности труда и умножения общественного  богатства. Возникновение разделения труда Смит объяснил склонностью людей к обмену. Смит считал, что она является одним из естественных свойств человека. Склонность к обмену «породила первоначально и разделение труда». С этим положением Смита согласиться нельзя. Разделение труда возникло раньше, чем появилось товарное производство и обмен товаров. Недостатком всей системы взглядов Смита на разделение труда было непонимание им различия между общественным и мануфактурным разделением труда. Первое имеет место на всех ступенях развития общества, а последнее порождено капитализмом. Это особый метод производства прибыли. Это неверно, потому что разделение труда между капиталистическими предприятиями складывается стихийно, а в мануфактуре сознательно, по воле капиталиста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Взгляды на деньги

Вслед за разделением труда  Смит рассматривает вопрос о деньгах. Их возникновение он объяснил техническими трудностями непосредственного  обмена товара на товар. Для преодоления  этих затруднений каждый производитель  старался получить такой товар, который  никто не откажется взять в  обмен. Это всеобщее средство и стало  деньгами. Смит понимал, что деньги особый товар. Он стихийно выделился  из всей массы товаров. Но сущности денег как всеобщего эквивалента  Смит не понял. Для него деньги это  лишь средство обращения, мимолетный посредник, облегчающий обмен товаров. Он не понял, что деньги, в отличие от всех других товаров, выступают как  общественная форма богатства, воплощение общественного труда. Взгляд меркантилистов, что деньги составляют подлинное  богатство общества, Смит считал ошибочным. Золотые и серебряные деньги он сравнивал  с шоссейной дорогой, которая, содействуя доставке товаров на рынок, ничего не производит. Деньги, по Смиту, это колесо обращения и общество заинтересовано в том, чтобы издержки обращения  были как можно меньше. Он не видел  разницы между полноценными металлическими и бумажными деньгами, поэтому  отдавал предпочтение последним. Обращение  бумажных денег, считал Смит, обходится  обществу дешевле, чем обращение  металлических. Признавая возможность  обесценивания бумажных денег, он не предавал этому значение. Чтобы избежать излишнего выпуска банкнот, необходим  свободный размен банкнот на золото.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Теория стоимости

В теории стоимости двойственность метода Смита и противоречивость его теоретических взглядов выступают  особенно очевидно. С одной стороны  Смит значительно глубже и полнее, чем У. Петти, разработал теорию трудовой стоимости. Но одновременно некоторые  его взгляды находятся в прямом противоречии с положением об определении  стоимости рабочим временем. Он дает несколько определений стоимости.

Первое определение затратами  труда. Смит различал потребительную и  меновую стоимости. Он доказывал, что  пропорции, в которых товары обмениваются друг на друга, определяются затратами  труда. Он прямо определял меновую  стоимость рабочим временем. Но теория трудовой стоимости Смита страдала и серьезными недостатками. Он и  «его время» не сложились для понимания  двойственного характера труда. Поэтому Смит не включал в стоимость  товара перенесенную стоимость средств  производства (постоянный капитал) и  сводил стоимость товара к вновь  созданной стоимости. Эта мысль  проводится через все его произведение. Он утверждал также, что в сельском хозяйстве стоимость создается  не только трудом, но и природой. Встречаются  у него и субъективистские определения  труда как жертвы, которую приносит человек.

Второе определение стоимости  у Смита определение покупаемым трудом, то есть количеством труда, на которое можно приобрести данный товар. При простом товарном производстве это определение справедливо, а  в условиях капитализма нет, так  как товаропроизводитель при  обмене получает больше, чем затратил на оплату труда.

Третье определение стоимости - доходами. Игнорируя свое определение  стоимости затраченным на производство товара трудом, Смит при рассмотрении составных частей товаров заявлял, что: заработная плата, прибыль и  рента являются тремя первоначальными  источниками всякого дохода так  же, как и всякой меновой стоимости. Первая часть этой формулы соответствует  положению теории трудовой стоимости, а вторая нет. Вследствие последней  он остановился на позиции теории издержек производства. Утверждая, стоимость  слагается из доходов, Смит отразил  взгляды бизнесмена-практика.

 

 

 

1.4 Учение о доходах

Смит различал в капиталистическом  обществе три класса рабочих, капиталистов, и землевладельцев. Соответственно этому, он считал основными доходами: заработную плату, прибыль и ренту.

Исходя из теории трудовой стоимости, общим источником всех доходов  Смит считал труд. Он рассматривал прибыль  и ренту как часть стоимости, созданной трудом рабочих. В то же время в теории сформулированы положения  отличные от указанных. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Заработная плата. Природы  заработной платы как превращенной формы собственности и цены рабочей  силы Смит не знал и трактовал ее как цену труда. Величина заработной платы, по Смиту, находится под постоянным воздействием движения народонаселения. С ростом богатства, доказывал он, увеличивается спрос на труд, повышается заработная плата и растет благосостояние населения. В результате ускоряется его прирост. Образуется избыток  рабочих рук и заработная плата  понижается. При низкой ее величине размножение (если так можно выразится  о человеке) сокращается, что ведет  к недостатку рабочих и повышению  заработной платы. Разбирая вопрос об оплате труда по профессиям, Смит обосновал  необходимость повышенной оплаты тех  видов труда, которые требуют  специальной подготовки. Более высоко, доказывал Смит, должен оплачиваться труд тяжелый, неприятный и тот, к  которому общество относится с неприязнью.

Прибыль Смит прямо называл  вычетом из продукта рабочего. Стоимость, созданная трудом рабочего, распадается  на две части. Одну из них получает рабочий в форме заработной платы, а другая образует прибыль капиталиста. Прибыль - это результат того, что  рабочий работает сверх нормы, необходимой  для создания эквивалента его  заработной платы. В отличие от физиократов, Смит считал, что прибыль создается  неоплаченным трудом независимо от отрасли  производства. Но, как и в других частях своего учения, Смит был непоследователен и в теории прибыли. В противоречие со своими вышеизложенными взглядами  он утверждал, что предпринимательский  доход является вознаграждением  за риск и за труд при применении капитала.

В теории ренты Смит прямо  указывал, что рента создается  неоплаченным трудом рабочего, представляет вычет из продукта его труда. Он связывал ее возникновение с частной собственностью на землю. Землевладелец требует  увеличения ренты и в том случае, когда улучшение земли произведено арендатором за свой счет. Но и здесь Смит был непоследователен. В некоторых случаях он утверждал, что рента, подобно прибыли и заработной плате, является элементом издержек производства и вместе с другими доходами участвует в образовании стоимости. Смит делал также уступку физиократам, полагая, что ренту нужно рассматривать как продукт сил природы. Рассматривая вопрос о ренте в различных отраслях сельского хозяйства, Смит правильно установил, что рента с участков, занятых под производство зерновых, определяет ренту для всех видов сельскохозяйственного производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Учение о капитале

Информация о работе Экономическое учение Адама Смита