Экономическое развитие России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения. Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: - изучить понятие антимонопольной политики: ее сущность и необходимость, выделить цели, методы и основные направления в России. - антимонопольное законодательство и органы антимонопольного регулирования а России.
- выяснить основные проблемы и перспективы развития, а также эффективность антимонопольного регулирования РФ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические основы антимонопольной
политики России………………………………………………………....6
1.1. Понятие и сущность антимонопольной политики……………………….6
1.2. Задачи, цели и методы антимонопольного
регулирования в России…………………………………………………………8
1.3. Эволюция антимонопольной политики России…………………………24
2. Практика и применение антимонопольной политики РФ…………………………………………………………………….…………27
2.1.Органы антимонопольного регулирования РФ………………………….27
2.2.Антимонопольное законодательство России…………………………….31
2.3.Проблемы и перспективы антимонопольной
политики РФ…………………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………...40
Список литературы……………………………………………………..43

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

В рамках указанной работы были устранены запрещенные практики и соглашения, которые могли привести к повышению цен, снижению качества товаров и услуг и ограничению выбора для потребителей.

Вместе с тем на сегодняшний день основными угрозами для конкуренции на российских рынках продолжают оставаться:

- Формирование государственной корпорации.

- Деятельность единственных  монополий.

- Риски возникновения  картелей.

- Антиконкурентные действия  органы власти.

Для повышения экономической  эффективности антимонопольной  политики требуется принятие ряда мер  со стороны государства. В соответствии со статьей 23 ФЗ «О защите конкуренции» ФАС ежегодно представляет в Правительство РФ доклад о состоянии конкуренции в РФ. Так, стратегические задачи такой политики были сформулированы Президента РФ в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»15:

- развития новых секторов  глобальной конкурентоспособности,  прежде всего в высокотехнологичных  отраслях.

 - развитие рыночных институтов и конкурентоспособности среды, каждая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителя.

Нужно разработать и  реализовать ряд мер по повышению  эффективности антимонопольной  политики, развитию конкуренции и  улучшению во всех сегментах внутреннего  рынка конкурентной среды, включающую в частности:

- недопущение нацеленных на установление монопольно высоких цен сговоров на рынках;

- пресечение деятельности  организованных преступных групп,  пытающихся ограничить доступ  на рынок или установить контроль  за товаропроводящими сетями;

- повышение эффективности  контроля за безопасностью и качества товаров и услуг при устранении чрезмерной бюрократизации регулирующих процедур;

- усиление антимонопольного  контроля и обеспечение равных  прав для участников конкурсов,  торгов, котировок и аукционов  при размещении заказов на  поставку продукций для государственных нужд, а также конкурсов и аукционов по продаже госсобственности;

- ужесточение контроля  над соблюдением требований антимонопольного  законодательства, законодательства  о естественных монополиях. Защите  прав потребителей, рекламе и правах интеллектуальной собственности;

- установление порядка  регулирования деятельности локальных  естественных монополий;

- разработку особой  федеральной программы по развитию  конкуренции на товарных рынках, в которой должны быть предусмотрены механизмы законодательного, организационного, научно-методического и финансового обеспечения развития конкуренции.

Нужно повысить эффективность  государственного регулирования цен  в высокомонополизированных отраслях экономики и в торговле, в том  числе:

- повысить результативность работы федеральных органов контроля за естественными монополиями, обеспечив обоснованности формирования тарифов на электроэнергию, природный газ, услуги связи, железнодорожного транспорта, нефтепродукты, на воду и так далее на основании объективного определения нормативов затрат на их производство и поставку;

- содействовать выравниванию  тарифов на продукцию естественных  монополий  в региональном  разрезе, ослаблению территориальной  дифференциации тарифов;

Понять эффективность антимонопольного регулирования финансовых услуг можно, обеспечив:

-  установление четких критериев этого регулирования, в том числе критериев, определения уровней концентрации банковского капитала и доминирования финансовых организации;

-демонополизацию отдельных сегментов финансового рынка, в частности сегмента услуг по размещению акций российских предприятий за рубежом с использованием механизма депозитарных расписок.

Создать необходимые  макроэкономические условия для  повышения конкурентоспособности  отечественных товаров, в том числе:

- снизить акцизы на  энергоносители с заменой выпадающих  доходов бюджета экспортными  пошлинами или другими инструментами  перераспределения налоговой нагрузки  с внутреннего потребления на  экспорт на экспорт сырья;

- постепенно сократить перекрестное субсидирование потребителей при установлении тарифов на услуги естественных монополий;

- принять меры по  прекращению необоснованного роста цен на энергоносители, конструкционные материалы и на сырьевые товары;

Обеспечить прекращение  действий исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции посредством необоснованного предоставления льгот отдельным предприятиям, запретов на вывоз товаров за территорию этих субъектов или на ввоз товаров, произведенных в других регионах. Важно отметить, что в настоящее время Правительством РФ были внесены и приняты в Государственную Думу проекты ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции», «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и некоторые другие законодательные акты РФ», разработанные ФАС России.16 Положения, предложенные законопроектами, существенно изменяют антимонопольное законодательство. К государственным и муниципальным служащим будут применяться меры административной ответственности в виде дисквалификации.                  Законопроект устанавливает   ответственность должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства.

Ситуация  в сфере развития малого и среднего предпринимательства в РФ также предложены законопроектами, существенно изменяют антимонопольное законодательство. К государственным и муниципальным служащим будут приниматься меры административной ответственности в виде дисквалификации. Законопроект устанавливает ответственность должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства.

Ситуация в сфере  развития малого и среднего предпринимательства  в РФ так же характеризуется системными проблемами, которые оказывают негативное влияние как на увеличение числа малых предприятий, так и их отраслевой структуры. Торговля превалирует над производством с высокой добавленной стоимостью: более 60% от общего числа малых предприятий концентрируется в оптовой и розничной торговле.

Исправить данную ситуацию может только комплексный подход, который позволит снизить высокие  издержки российского малого и среднего бизнеса. Принципом нашего законодательства должно стать упрощение ведения предпринимательской деятельности, в первую очередь промышленно-производственной и инновационной сфере. Только появление в России все большего количества предприятий малого и среднего бизнеса будет способствовать развитию эффективной конкуренции, что переориентирует бизнес на сокращение издержек и откроет дорогу для инноваций.

Дальнейшее ужесточение  антимонопольного законодательства и  обеспечение прозрачных процедур малого и среднего бизнеса к инфраструктуре, финансам, природным ресурсам, госзакупкам,   более четкое формирование системы законодательного регулирования деятельности естественных монополий, повышения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, а также перенос акцента с контроля за экономической концентрацией на пресечение «злоупотребления доминирующим положением», что является наиболее частым нарушением в России, способно качественным образом повысить конкурентоспособность на российских рынках. И так, предлагаемые и уже принятые меры могут сделать антимонопольную политику РФ белее разумной и эффективной.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Антимонопольное регулирование  – важнейшая составная часть  экономической политики государства  во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование  – это целенаправленная государственная  деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. Основанием для приведения в действие антимонопольного регулирования является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно:

  1. Концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы.
  2. Переплетение ведущей фирмы с конкурентами.

Следует отметить, что  основной отрицательной стороной монополизации  экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую. Сфера ее функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим – оптимальные цены на товары и услуги. Подводя итог, можно утверждать, что антимонопольное регулирование является составляющей современной экономики. Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство, имеющее два направления:

1. Запрещение или ограничение определенных, нежелательных видов делового поведения.

2. Формирование конкурентной  рыночной структуры, в рамках  которой желаемое поведение производителей будет достигаться более или менее  автоматически.

Специфика российских монополий  сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. Российское законодательство о конкуренции  разрабатывалось при сильных  монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Безусловно, демонополизация производства, основанного на государственной собственности, - это долгий и сложный процесс. В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и другие. Различные формы собственности, функционирующие в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе этого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная основа этого переплетения – взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования. Так, в российских АО сейчас сливается собственность отдельных граждан, коллективов и государства. Создание и развитие АО является главным путем разгосударствления собственности.

В России на данном этапе  проблемы монополизации перестает  быть чисто экономической, и все  больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободными и самоорганизующимся  рынком.

Окончательная цель заключается  в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены.

Антимонопольная политика в России развита еще не достаточно хорошо, но имеются все тенденции  к дальнейшему совершенствованию  этой сферы. Чему немало способствует обновленное законодательство. Я уверен, что антимонопольная политика будет плодотворно развиваться как в отношении монополий искусственных, так и в отношении естественных монополий, что, пожалуй, на данный момент наиболее важно для российской экономики по следующим основным направлениям:

1. Совершенствование  правовой базы, форм и методов  антимонопольного контроля и  регулирования в целях предупреждения  и пресечения злоупотреблений  рыночной властью, сговоров, соглашений  и согласованных действий, имеющих результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, недобросовестной конкуренции.

2. Демонополизация экономики  и создание условий для развития  конкуренции на монополизированных товарных рынках с высокой степенью конкуренции поставок, устранение барьеров для развития конкуренции и входа на рынки других хозяйствующих субъектов.

3. Противодействие созданию новых монополистических структур в результате перераспределения собственности, реализации корпоративной инвестиционной политики и интеграционных процессов.

4. Согласование целей, задач и мер по демонополизации и развитию конкуренции на товарных рынках, гармонизации антимонопольного законодательства в рамках единого экономического пространства СНГ, адаптации конкурентной политики в целях вхождения России в мировое экономическое сообщество.

5. Упрощение процедуры  обращений по поводу нарушений  антимонопольного законодательства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция РФ.
  2. ФЗ № 948-1 «О конкуренции ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
  3. ФЗ №147 «О естественных монополиях».
  4. ФЗ № 38 «О рекламе».
  5. ФЗ №135 «О защите конкуренции».
  6. ФЗ № 190 «О финансово-промышленных группах».
  7. Н. Дзагурова, П. Крючков, С. Авдашева, Г. Юсупова. «Развитие и применение антимонопольного законодательства в России. Издательский дом Высшей школы экономики. Москва 2011 г.
  8. Краснова В., Матвеева А., Сюганов Ю.  Работа есть работа, работа есть

Информация о работе Экономическое развитие России