Экономический рост,его типы факторы и источники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение экономического роста, его темпов и факторов.
В своей работе я выделила следующие задачи:
. Определение экономического роста и темпов его развития;
. Дать количественную оценку различным факторам экономического роста;
. Объяснение типов экономического роста;
. Обозначить краткий обзор мер по стимулированию экономического роста

Файлы: 1 файл

Экониический рост его типы и факторы.docx

— 75.59 Кб (Скачать файл)

Важным  фактором экономического роста является земля, а точнее, количество и качество природных ресурсов. Очевидно, что  большие запасы разнообразных природных  ресурсов, наличие плодородных земель, благоприятные климатические и  погодные условия, значительные запасы минеральных и энергетических ресурсов вносят весомый вклад в экономический  рост страны.

Однако  наличие обильных природных ресурсов не всегда является самодостаточным  фактором экономического роста. Например, некоторые страны Африки и Южной Америки обладают существенными запасами природных ресурсов, но до сих пор состоят в списках отсталых стран. Это означает, что только эффективное использование ресурсов ведет к экономическому росту.

Научно-технический  прогресс является важным двигателем экономического роста.Он охватывает целый ряд явлений, характеризующих совершенствование процесса производства. Научно- технический прогресс включает в себя совершенствование технологий, новые методы и формы управления и организации производства. Научно-технический прогресс позволяет по-новому комбинировать данные ресурсы с целью увеличения конечного выпуска продукции. При этом, как правило, возникают новые, более эффективные отрасли. Увеличение эффективного производства становится основным фактором экономического роста [6, c.13].

    2.2 Прямые и косвенные факторы экономического роста

Факторами экономического роста называются те явления и процессы, которые определяют масштабы увеличения реального объема производства, возможности повышения  эффективности и качества роста.

По способу  воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные  факторы. Прямыми называются те, которые  непосредственно определяют физическую способность к экономическому росту. Косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности в действительности они могут способствовать реализации потенциала, заложенного в прямых факторах, или ограничивать его. В состав прямых входят пять основных факторов, непосредственно определяющих динамику совокупного Производства и предложения:

• увеличение численности и повышение качества трудовых ресурсов;

• рост объема и улучшение качественного  состава основного капитала;

• совершенствование  технологии и организации производства;

• повышение  количества и качества вовлекаемых  в хозяйственный оборот природных  ресурсов; .

• рост предпринимательских способностей в обществе [5, c.45].

В состав косвенных входят такие факторы  предложения, как снижение степени  монополизации рынков, уменьшение цен  на производственные ресурсы, снижение налогов на прибыль, расширение возможности  получения кредитов и т. п. В том  случае, если изменение косвенных  факторов происходит и обратном направлении, при прочих равных условиях экономический  рост будет сдерживаться. Так, резкое удорожание производственных ресурсов после либерализации цен в  нашей стране явилось одной из причин, стимулирующих промышленные предприятия к снижению занятости  и объемов производства. К косвенным  относятся также факторы спроса и распределения. Факторы спроса определяют возможность реализации растущего объема производства. В  числе важнейших можно выделить такие факторы спроса, как рост потребительских, инвестиционных и  государственных расходов, расширение экспорта вследствие освоения новых  рынков сбыта или повышения конкурентоспособности  продукции страны на мировом рынке.

Опыт стран  с развитой рыночной экономикой показывает, что сохранение неизменного уровня безработицы в долгосрочном периоде  возможно лишь при ежегодном расширении реального объема национального производства на 2,5-3%. В противном случае доля безработных в составе самодеятельного населения имеет тенденцию к увеличению, а рост реального объема производства и реальной заработной платы работающих, как правило, сопровождается снижением реальных средне-душевых доходов населения страны [6, c.19].

К факторам распределения, оказывающим воздействие  на экономический рост, относятся:

• фактическая  аллокация производственных ресурсов по отраслям, предприятиям и регионам страны;

• действующий  в обществе порядок распределения  доходов между субъектами хозяйственной  деятельности.

Эти факторы  влияют как на способность экономической  системы к росту, так и на ее эффективность. Способность к наращиванию  производства, создаваемая прямыми  факторами предложения, недостаточна для расширения реального объема производства темпами, соответствующими потенциальным возможностям роста. Необходимо такое распределение  ресурсов, которое позволяет их эффективно использовать с целью получения  максимального количества полезной продукции. Эта проблема решается в  своей основной части рынком, а  в тех сферах, где рынок терпит фиаско, – государством (производство общественных благ, нейтрализация негативных внешних эффектов) [8, c.217].

Порядок распределения доходов также  имеет важное значение для реализации потенциала экономического роста. Эту  функцию он выполняет только в  том случае, если стимулирует рабочих  к повышению производительности труда. Иными словами, для роста  экономики потенциально возможными темпами необходимо, чтобы доходы собственников факторов производства росли темпами, равными темпам роста их производительности [7, c.37].

    2.3  Государственное регулирование экономического роста

Государство играет значительную роль в регулировании  экономического роста и следует  рассмотреть, какие меры государственного регулирования наилучшем образом  могут стимулировать этот процесс.

Кейнсианцы рассматривают  экономический рост преимущественно  с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы  роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому  они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений. 
При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

 В противоположность  кейнсианцам, сторонники “экономики  предложения” делают упор на  факторы, повышающие производственный  потенциал экономической системы.  В частности, они призывают  к снижению налогов как к  средству, стимулирующему сбережения  и капиталовложения, поощряющему  трудовые усилия и предпринимательский  риск. 
Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений  [8, c.311]. 
В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

 Экономисты  разных теоретических направлений  рекомендуют и другие возможные  методы стимулирования экономического  роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда [7, c. 29].

Мы уже  знаем, что современная рыночная экономика функционирует в условиях чередующихся спадов и подъемов. Государственное  воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической  динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла  и соотношение между ними. Государственное  регулирование направлено на смягчение  циклических колебаний, поэтому  оно носит антициклический характер. Важнейшими методами, с помощью которых  государство воздействует на экономический  цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные  меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его  сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство  в фазе подъема способствует дальнейшему  удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции [3, c.52].

Таким образом, современный механизм самонастройки  рыночной экономики через циклические  кризисы изменяется под влиянием государственного воздействия. Происходит переплетение стихийно-рыночного механизма  функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.

Нельзя  не отметить особенности современных  циклических кризисов, которые связаны  с кризисом государственного регулирования. Последнее получило выражение в  несостоятельности антициклической  политики государства, в банкротстве  теорий и практики воздействия на циклическое развитие, в несоответствии официально провозглашенных целей  государственной политики фактическим  результатам регулирования экономики (вместо роста экономики — его  падение, вместо полной занятости —  массовая безработица, вместо стабильности цен — хроническая инфляция и  т. д.). В результате экономическая  деятельность государства стала  дополнительным фактором неустойчивости экономики.

Кризис  государственного регулирования экономического развития потребовал от правительства  развитых стран искать выход из сложившейся  ситуации, но не путем отказа от государственного регулирования циклического производства, а посредством перестройки его  форм и методов. Антициклическая  направленность государственной политики сменилась антиинфляционной [8, c.325].

Инфляция является неотъемлемой чертой современного экономического цикла. Она взаимодействует с  циклическим движением экономики  и меняет механизм цикла. Это изменение  характеризуется уменьшением 
«чувствительности» цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. Объясняется это тем, что крупный капитал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособного спроса населения путем сокращения производства при сохранении  высоких цен. 
Государство же помогает крупным фирмам «управлять» таким путем кризисом. В результате в современных кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Следовательно, современный цикл сочетает в себе кризис и инфляцию.

Антициклическая и антиинфляционная политика государства  призвана смягчить отрицательные последствия [7, c.114]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЕГО ТИПЫ

    3.1 Сущность понятия “экономический рост”

Категория экономического роста является важнейшей  характеристикой общественного  производства при любых хозяйственных  системах. Экономический рост - это  количественное и качественное совершенствование  общественного продукта за определенный период времени. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке  времени в какой-то степени облегчается  решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека [3, c.18].

Свое  выражение экономический рост находит  в увеличении потенциального и реального  валового национального продукта (ВНП), в возрастании экономической  мощи нации, страны, региона. Это увеличение можно измерить двумя взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реального ВНП  или ростом ВНП на душу населения. В связи с этим статистическим показателем, отражающим экономический  рост, является годовой темп роста  ВНП в процентах. Но такой подсчет  не дает полного представления об экономическом росте страны, ибо  экономический рост — это не только количественное изменение объема производства, но и совершенствование продукта и факторов производства.

Информация о работе Экономический рост,его типы факторы и источники