Экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Параметры экономического роста, их динамика широко используются для характеристики развития национальных хозяйств, в государственном регулировании экономики. Население оценивает деятельность высших хозяйственных и политических органов той или иной страны (например, парламента, Президента, Правительства ) прежде всего на основе рассмотрения показателей динамики экономического роста, динамики уровня жизни. Экономический рост, его темпы, качество и другие показатели зависят не только от потенциала национального хозяйства, но в значительной степени от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….2
1 Теоретические аспекты экономического роста………………4
Сущность понятия экономический рост………………….4
Виды и модели экономического роста……………………7
Источники и факторы экономического роста……………12
2 Анализ развития экономического роста в Казахстане……...15
2.1 Обзор макроэкономических показателей экономического
роста Республики Казахстан………………………………………..15
2.2 Современные тенденции экономического роста………..23
2.3 Государственная политика РК по обеспечению
экономического роста……………………………………………….25
3 Перспективы развития экономического роста……………....30
3.1 Проблемы государственного регулирования
экономического роста…………………………...........................30
3.2 Перспективы обеспечения устойчивого
экономического роста Казахстана………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….38
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

курсовая экономический рост.docx

— 352.77 Кб (Скачать файл)

На первом этапе, в 2003—2005 годах, внесены изменения в законодательство, отраслевые программы развития, определены объемы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих специалистов. Также созданы институты развития, через которые государство осуществляет свое участие в реализации программы.

Второй этап, 2006—2010 годы, предполагает изучение инициатив частного сектора, поиск инвесторов — участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию основных и вспомогательных объектов.

На третьем этапе, в 2011—2015 годы, будет отлажен весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности. Результатом реализации программы станет изменение структуры экономики и диверсификация экспорта.

Предполагаемые объемы непосредственных затрат инвестиционного характера на реализацию Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан составят 1,2 млрд долларов США в год. При этом стоимость государственных затрат на реализацию Стратегии составит порядка 260 млн долларов США в год в ценах 2002 года.

Активное проведение индустриально-инновационной  политики обеспечит темпы роста  экономики не менее чем на 8,8—9,2% в год. Это позволит увеличить  к 2015 году по сравнению с 2000 годом объем ВВП примерно в 3,5—3,8 раза, довести среднегодовые темпы роста в обрабатывающей промышленности до 8,0—8,4%, увеличить рост производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снизить энергоемкость ВВП в 2 раза. Результаты от реализации Стратегии к 2015 году в условиях интенсивного освоения месторождений нефти и газа не приведут к коренному изменению структуры экономики и промышленного производства.

Реализация Стратегии  позволит: увеличить к 2015 году удельный вес производства товаров в структуре  ВВП с 46,5% до 50—52%; повысить удельный вес услуг научной и научно-инновационной  деятельности в структуре ВВП с 0,9% в 2000 году до 1,5—1,7% в 2015 году; замедлить снижение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП с 13,3% в 2000 году до 12,0—12,6% в 2015 году.

Вместе с тем без  реализации Стратегии доля добавленной  стоимости горнодобывающих отраслей в промышленном производстве в 2015 году может достигнуть 5 5—5 6%, в том числе в добыче нефти — 50—51 % против 31,0% и 25,6% в 2000 году. С учетом реализации Стратегии горнодобывающие производства составят только 46—47%. При этом доля наукоемких и высокотехнологичных производств возрастет с 0,1 % от ВВП в 2000 году до 1,0—1,4% в 2015 году. Качественные изменения произойдут в структуре добавленной стоимости обрабатывающей промышленности. Доля металлургии и обработки металлов упадет с 40,1 % от общего объема добавленной стоимости обрабатывающей промышленности до 27—28%, а доля переработки сельхозпродуктов возрастет с 38,1% до 45—46%.

Таким образом, успешная реализация Стратегии должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества.

За последние несколько  лет активизация деятельности отечественных товаропроизводителей, увеличение внешнего и внутреннего спроса на продукцию казахстанских производителей товаров и услуг уже стали основой экономического роста.

В целом в Казахстане наблюдается  устойчивый рост экономики. Объем внешнего торгового оборота составил 19,8 млрд долларов. Показатели хорошие, и на этой основе решаются социальные вопросы, которые необходимы, укрепляется  банковская система. Активы банков с 2000 по 2004 год увеличились почти в 6 раз и превысили 2 трлн тенге, то есть 15 млрд долларов. За последние четыре года в связи с этим кредиты банков нашей экономики выросли в 8 раз и составили 8,7 млрд долларов, или 27% ВВП страны.

В 2004 году в Казахстане стартовал  проект «Диверсификация экономики  Казахстана посредством развития кластеров  в недобывающих отраслях экономики».

Основным заказчиком проекта  выступает Правительство Республики Казахстан. В ходе проекта предполагается разработать конкретную программу действий, целью которой является повышение конкурентоспособности секторов экономики Казахстана, не связанных с добычей природных ресурсов. Успешная реализация программы должна привести к увеличению производительности и устойчивому экономическому росту страны. Проект в целом основан на кластерном подходе, который является испытанным и эффективным современным инструментом для повышения конкурентоспособности и стимулирования экономического развития регионов и стран.

В целом проекты, подобные стартующему в Казахстане, направленные на повышение конкурентоспособности и развитие отраслевых кластеров, уже успешно реализовывались в других странах.

Проект «Диверсификация  экономики Казахстана посредством  развития кластеров в недобывающих отраслях экономики» состоит из трех основных этапов.

На первом этапе предполагается выделить в экономике существующие и зарождающиеся отраслевые кластеры.

Второй этап будет ориентирован на всестороннюю оценку выбранных для развития кластеров, включая детальный анализ бизнес-климата.

На третьем этапе будет  разработана детальная Программа  действий, состоящая из набора инициатив по повышению конкурентоспособности на различных уровнях.

Программа действий будет  ориентирована на использование  комплекса инструментов по улучшению бизнес-климата в стране. Экспертное сообщество, вовлеченное в проект, ожидает, что реализация Программы существенно увеличит производительность «недобывающих» отраслей и усилит диверсификацию всей экономики за счет смещения акцента от добывающих секторов.

Другим важным результатом  инициатив Программы должно стать  увеличение производства и экспорта продуктов с большей долей  добавленной стоимости.

В целом проект «Диверсификация  экономики Казахстана посредством развития кластеров в недобывающих отраслях экономики» является еще одним шагом республики к достижению амбициозной задачи по удвоению ВВП страны к 2010 году и увеличению его в 3,5 раза к 2015 году, задачи, поставленной в 2002 году Президентом Республики Казахстан.

Согласно оценкам ведущего консультанта данного проекта и  партнера компании Bauman Innovation, одной из основных задач на современном этапе являются обучение лидеров ключевым инструментам повышения конкурентоспособности и активное вовлечение их в процесс разработки Программы действий.

В целом на сегодняшний  день исследованы более 150 отраслей несырьевого сектора Казахстана. Определены семь наиболее подготовленных к кластеризации отраслей. Это — туризм, грузоперевозки, нефтегазовое машиностроение, пищевая и текстильная промышленность, металлургия, производство строительных материалов.

Таким образом, на выходе проекта  повысится конкурентоспособность страны и будут подготовлены местные специалисты, обладающие достаточными навыками и знаниями. Вопросы повышения конкурентоспособности сейчас волнуют большинство стран. Ряд успешных проектов, основанных на кластерном подходе, показал, что идея стимулировать экономический рост территории через развитие отраслевых кластеров приносит устойчивые, ощутимые результаты.

Главным итогом реформ независимого Казахстана явилось создание экономики рыночного типа и системы эффективного государственного регулирования, адекватной принципам рыночного хозяйствования. 

3 Перспективы развития экономического роста

 

3.1 Проблемы государственного регулирования экономического роста

 

На протяжении многих лет  возникают сомнения насчет желательности  экономического роста для стран, которые уже достигли благосостояния. В основе этих сомнений лежит ряд  взаимосвязанных аргументов. Противники экономического роста озабочены  ухудшением состояния окружающей среды. Они утверждают, что индустриализация и экономический рост порождают  загрязнения, промышленный шум и  выбросы, ухудшение облика городов, транспортные заторы и т.д. Все эти  издержки экономического роста возникают,  поскольку производственный процесс  лишь преобразует природные ресурсы, но не утилизирует их полностью. Практически  все, что вовлекается в производство, со временем возвращается в окружающую среду в виде отходов. Чем значительнее экономический рост и выше уровень  жизни, тем больше отходов должна будет поглотить окружающая среда. Некоторые экономисты считают, что  в силу этого факта экономический  рост нужно сдерживать. Экономический  рост не решает всех проблем. Бедность в стране является проблемой распределения, а не производства. Для ее решения  необходима политическая смелость и  воля, а вовсе не увеличение общественного  продукта. Быстрый рост, по словам противников  развития экономики, порождает беспокойство и неуверенность среди людей. Работники опасаются, что накопленные  ими профессиональные навыки и опыт могут оказаться устаревшими  по мере НТП. Экономический рост обеспечивает нам средства к жизни, но не может  обеспечить хорошую жизнь. Производя  все больше, мы получаем при этом все меньше радости. Технический  прогресс превратил людей из ремесленников  и художников в придатки машин, нажимающие на кнопки, утратившие эстетическое удовлетворение от работы. Но многие экономисты выступают  в защиту роста экономики, т.к. имеется  возможность одновременно модернизировать  вооруженные силы, поддерживать инфраструктуру, осуществлять программы помощи престарелым, больным и бедным, совершенствовать систему образования. А загрязнение, как считают сторонники экономического роста, является не столько его побочным продуктом экономического роста, сколько  результатом неправильного ценообразования. Значительная часть естественных ресурсов рассматривается как общая собственность  и не имеет цены, поэтому эти  ресурсы используются чрезмерно  интенсивно, что ухудшает их состояние. Чтобы ограничить загрязнение, надо уменьшить само загрязнение, а не экономический рост. В свою очередь  рост экономики является основным средством  улучшения положения бедных, и  возможность выхода из порочного круга бедности, т.к. низкий душевой доход в бедных странах ограничивает возможность сбережений и накоплений. В результате сохраняется низкая производительность труда, а быстрый рост населения может сразу поглотить увеличение дохода на душу населения. Именно высокий уровень жизни дает выход из порочного круга бедности.

На сегодняшний момент острой проблемой  нашего государства является его  роль в экономической системе. Также  стоит серьёзная проблема – развитие своего рынка и расширение экономики. Так как у нас не развита  собственная промышленность, следовательно, я думаю, что стоит более глубоко  изучить этот вопрос. И каким образом  его решить?

Эта проблема меня наиболее затронула, глядя на экономическое положение  страны.

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной  рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной  системе. Тем не менее, и здесь  экономическая роль государства  велика.

В экономике Казахстана большой  упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой  преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции  государства играют в ней очень  существенную роль.

Количественно выразить экономическую  роль государства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка  и государства в экономике  служит тот факт, что в настоящее  время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а  остальная его часть производится под эгидой государства. Но помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования  и социального обеспечения, ставя  своей целью перераспределение  дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объём государственных  расходов – на покупку товаров  и услуг и на социальные программы  – составляют приблизительно 1/3 национального  продукта.

Наконец, множество трудно поддающихся количественному изменению  регулирующих мер, предназначенных, для  защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения  равного доступа к вакантным  рабочим местам и контроля за практикой  ценообразования в определённых отраслях, вовлекает государство  практически во все сферы экономической  деятельности. Роль государства, в управлении несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма  нашу экономику лучше характеризовать  как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными  способами государственным сектором.

 

 

 

 

 

 

3.2. Перспективы обеспечения устойчивого экономического роста Казахстана

 

В части обеспечения устойчивого  экономического роста Казахстана предстоит  решить ряд задач путем реформирования системы государственного планирования, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной  политики, развития финансового сектора, регулирования деятельности естественных монополий, развития конкуренции и  предпринимательства, а также внедрения  принципов корпоративного управления.

Повышение эффективности  экономической политики будет осуществляться через внедрение системы управления, ориентированной на результаты ( Стратегия развития Казахстана и реформирование национальных производительных сил).

Правительство разработает  и внедрит целевые индикаторы результативности и эффективности  государственных, отраслевых (секторальных), региональных и бюджетных программ, а также каждого государственного органа. На это будет направлена система планирования, координации  и контроля.

Будут приняты нормативные  правовые акты, которые позволят эффективно функционировать системе государственного планирования в условиях рыночных отношений, повысить качество государственных  услуг, ориентировать деятельность государственных органов на достижение стратегических целей.

Правительство обеспечит  условия создания благоприятного налогового и инвестиционного климата, развития бизнеса, активизирует работу по снижению административных барьеров, повышению  производительности экономики.

Будут совершенствоваться методы государственного регулирования экономики  с акцентом на уменьшение бюрократического вмешательства в вопросы развития бизнеса. Отношения с предпринимательством будут выстроены на принципах  партнерства, честности и прозрачности. Наряду с этим, планируется принять  меры по укреплению института частной  собственности как основы гарантий прав и свобод граждан.

Государственное планирование будет направлено на сопровождение  и управление процессами по обеспечению  роста конкурентоспособности страны.

В связи с этим будут  разработаны Стратегия устойчивого  роста конкурентоспособности Республики Казахстан, а также ряд нормативных  правовых актов по государственному планированию, регламентирующих вопросы  стратегического, среднесрочного и  бюджетного планирования, мониторинга, контроля и ответственности всех субъектов планирования, направления  деятельности органов государственного управления на конечные результаты.

Будут изменены требования к содержанию, процедурам разработки и утверждения, реализации государственных, отраслевых (секторальных), региональных и бюджетных программ.

Будут приняты нормативные  правовые акты по:

- внедрению стратегического планирования в государственных органах;

- оценке деятельности государственных органов на предмет достижения конечных результатов;

- совершенствованию системы государственной статистики, позволяющей осуществлять мониторинг эффективности выполнения государственных, отраслевых (секторальных), региональных, бюджетных программ и прогресс в достижении стратегических целей государства, исключению дублирования государственной статистической отчетности.

Информация о работе Экономический рост