Экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Характер и динамика экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни страны и ее перспективах.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................4
1.Сущность экономического роста .....................................................7-13
1.1 Проблемы экономического роста.............................................9-10
1.2 Типы экономического роста.......................................................11-13
2.Факторы и показатели экономического роста.................................14-22
2.1 Факторы экономического роста.................................................14-16
2.2 Основные типы экономического роста......................................18
2.3 Интенсивный экономический рост..............................................17-19
3.Особенности экономического роста в России..................................23-28
3.1Этапы экономического роста........................................................23-28
3.2Задачи внешнеэкономической деятельности............................28-29
Заключение...........................................................................................30-31
Библиографический список................................................................32

Файлы: 1 файл

курсовик Кузельцоваdocx (1).docx

— 238.52 Кб (Скачать файл)

Однако переход к интенсивному типу роста - непростое дело. Требуются  прогрессивная перестройка структуры  экономики, повышение удельного  веса наукоемких отраслей, соответствующая  подготовка рабочей силы, мобильность  при перемещении факторов производства в экономике и т. д.

Поэтому продвижение по пути рыночных реформ - одно из условий интенсификации экономического роста. Таким образом, экстенсивный тип экономического роста  заключается в простом количественном увеличении факторов производства, а  интенсивный тип - в качественном улучшении их использования, совершенствовании науки и технологии.

Конечно же, бывают моменты, когда и тот, и другой пути развития неизбежны, но в таком случае они, как минимум, должны переплетаться. Раз невозможно обойтись без строительства  нового завода или цеха, то надо, вероятно их строить, но с новой передовой  технологией.

Кроме этого выделяют смешанный  тип экономического роста, который  объединяет в себе экстенсивный и  интенсивный варианты развития. Экономическое развитие происходит как при вовлечении новых факторов производства, так и при использоании новых технологий или различной экономии.

К примеру, в сельскохозяйственном производстве увеличение урожая может  быть достигнуто не только путем обработки  новых земель, но и за счет орошения и удобрения обрабатываемых земель (если речь идет о засушливых территориях), использования более плодородных семян, борьбы с вредителями. Для увеличения производства в промышленности опять-таки можно привлечь дополнительную рабочую силу, например, более льготными условиями работы, и одновременно с этим совершенствовать системы производства и управления, перерабатывать отходы и бракованную продукцию.

В реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы экономического роста не существуют отдельно в чистом виде, а сочетаются с другом в  определенной комбинации. Поэтому различаются  преимущественно экстенсивный или  преимущественно интенсивный типы экономического роста в зависимости  от степени преобладания одного над  другим.

 

 

3. Особенности  экономического роста в России

 

3.1Этапы экономического  роста

 

Устойчивый экономический  рост в России длится уже восемь лет, его позитивное воздействие  очевидно – выросли доходы населения, сократился уровень безработицы. Однако качество роста, его социальная проекция оцениваются не только динамикой  доходов и занятости, но и улучшением здоровья населения, ростом доступности  образования, развитием социальной инфраструктуры. Для России важен  и пространственный срез – при  огромном разнообразии условий и  уровня жизни в регионах показатели социального развития всей страны оказываются  на среднем уровне. 

Итак, рост начался осенью 1998 года, практически сразу после  знаменитого кризиса и делится  на несколько разных периодов.  
Когда в экономике начинается сильный спад, то со временем возникает реакция против этого падения. Рост наблюдался во всех станах СНГ после 1998 года, независимо от прочих условий. Для российской экономики пост кризисный период (1999 – 2002 г.г.) был одним из самых успешных не только за годы реформ, но и за всю послевоенную историю. За четыре года ВВП увеличился на 26 %, промышленное производство - на 35 %, инвестиции  в основной капитал составила - 38%.

В то же время, как по темпам, так и по факторам экономического роста это период был весьма неоднородным. Он отчетливо распадался на два этапа. Первый этап – 1999 – 2000 г.г. - характеризовался сверхвысокими темпами роста и объемов промышленного производства (11-12 % в год), и его эффективности. Этот подъем был обусловлен целым комплексом взаимосвязанных изменений в российской экономике, вызванных девальвацией рубля и повышением мировых цен на нефть:   Девальвация рубля и повышение мировых цен на нефть (рис.3)? создали 
мощный поток доходов от экспорта, что благодаря монетизации экономики, стимулировало увеличение внутреннего платежеспособного спроса

 

           Рисунок 3.Девальвация рубля и  повышение мировых цен на нефть

 

Экономический рост в России в последние годы сопровождается некоторым снижением доли населения  с доходами ниже прожиточного минимума, но проблема бедности до сих пор  остается актуальной. Несмотря на то, что  доля населения с доходами ниже прожиточного минимума ежегодно снижается на 3 п.п., за чертой бедности все еще находится, по разным оценкам, от 15% до 30% населения1. Из них около половины имеют доходы, в 2 или более раза меньшие, чем официально установленный прожиточный минимум.

Одновременно с экономическим  ростом происходит увеличение социального  неравенства (рис. 4). Так, с 2003 г. коэффициент Джини превысил отметку 0,4. Ускоренный экономический рост 2003-2004 гг., в противоположность теоретическим представлениям о положительной связи между экономическим ростом и сокращением неравенства, сопровождался увеличением расслоения населения по доходам. В целом, за период 2001-2005 гг. наблюдается положительная корреляция между темпами экономического роста и коэффициентом Джини (коэффициент корреляции равен 0,68).

Рисунок 4. Экономический рост и социальное неравенство в России 2001-2005 гг.

Ускоренный экономический  рост и преодоление бедности –  важнейшие стратегические задачи, поставленные перед российской экономикой. В упрощенном виде взаимосвязь между этими  задачами можно представить следующим  образом. С одной стороны, рост производства товаров и услуг означает рост доходов экономических субъектов, непосредственно участвующих в воспроизводственном процессе. С другой стороны, рост экономики увеличивает базу для налогообложения и расширяет возможности по перераспределению части доходов в пользу тех, кто в процессе воспроизводства не участвует. Таким образом, экономический рост создает основу для повышения благосостояния.

В связи с необходимостью обеспечения устойчивого экономического развития в условиях современного высоко конкурентного мира значительно  усложняется характер проблем, которые  предстоит решать нашей стране.

М. Ершов в своей статье отмечает, что «речь идет уже не просто об экономическом росте как  таковом, а о повышении его  качества с целью создания конкурентных основ в экономике» [2]. 

С. Глазьев пишет, что «выход на траекторию устойчивого роста  экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных  направлениях формирования нового технологического уклада, декриминализации рыночной среды  и обеспечения добросовестной конкуренции, многократного повышения инновационной  и инвестиционной активности, кардинального  улучшения качества государственного регулирования, стимулирования трудовой, творческой и предпринимательской  энергии людей» [3].

Объем образующихся и накопленных  в российской экономике сбережений вполне достаточен, чтобы обеспечить трехкратное увеличение капитальных  вложений, необходимое для выхода на режим простого воспроизводства  основного капитала в реальном секторе  экономики. Но данное увеличение капитальных  вложений будет возможно при правильной экономической политике, ориентированной  на решение следующих задач. 

В технологической области  стоит задача создания производственно-технологических  систем современного и следующего за ним новейшего технологических  укладов и стимулирования их роста  вместе с модернизацией смежных  производств. Для этого должны быть решены проблемы выращивания на основе уже накопленного научно-промышленного  потенциала конкурентоспособных на мировом рынке предприятий, стимулирования быстрого распространения технологий современного технологического уклада, защиты внутреннего рынка и поощрения экспорта перспективной отечественной продукции. Одновременно должны быть обеспечены условия для опережающего становления новейшего технологического уклада, включающие государственную поддержку соответствующих фундаментальных и прикладных исследований, развертывание инфраструктуры подготовки кадров требуемой квалификации, создание информационной инфраструктуры, а также системы защиты интеллектуальной собственности.

В институциональной области  необходимо сформировать хозяйственный  механизм, который способствовал  бы перераспределению ресурсов из устаревших и бесперспективных производств, а  также сверхприбылей от экспорта природных ресурсов в производственно-технологические  системы нового технологического уклада, модернизации экономики, повышению  ее эффективности и конкурентоспособности  на основе распространения новых  технологий. 

Те же цели должны определять политику в области совершенствования  организационно-производственной структуры  экономики. Важно стимулировать  такие формы интеграции финансовых, производственных, торговых, научно-исследовательских  и образовательных организаций, которые могли бы устойчиво развиваться  в условиях жесткой международной  конкуренции, обеспечивать непрерывное  повышение эффективности производства на основе своевременного освоения новых  технологий. 

Для перевода начавшегося  оживления экономики в режим  устойчивого экономического роста  требуются соответствующие макроэкономические условия. Они включают: нормализацию системы денежного обращения  и формирование механизмов кредитования производственной деятельности, снижение процентных ставок и развертывание  институтов долгосрочного финансирования инвестиций в развитии производственной сферы, снижение налогообложения производственной и инвестиционной деятельности, исправление ценовых диспропорций, защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров.  
Так же выход на траекторию устойчивого экономического роста предполагает формирование механизмов расширенного воспроизводства, связывающих процессы роста производства, увеличения доходов населения, расширение конечного спроса, накопления сбережений и подъема инвестиций. В условиях глубокой дезинтеграции экономики это требует применения инструментов государственного регулирования для устранения диспоритета цен, оздоровления конкурентной среды, активизации конечного спроса.

    В сфере ценообразования  необходимо устранить завышение  цен на продукцию монополизированных  отраслей экономики. Формы государственного  контроля над ценообразованием  должны определяться условиями  конкуренции: от прямого регулирования  тарифов на услуги естественных  монополий до мониторинга цен  на продукцию, производимую и  поставляемую на рынок в конкурентных  условиях. При этом государство  не должно подменять рыночное  ценообразование бюрократическим  произволом.  
    Для активизации конечного спроса в целях стимулирования производства должна быть внедрена система регулирования инвестиций и закупок в государственном секторе, предусматривающая: увеличение государственных закупок передового отечественного оборудования для обеспечения общественных нужд; повышение эффективности государственного контроля над использованием амортизационных отчислений и фондов накопления на предприятиях контролируемых государством (включая естественные монополии) для размещения заказов среди производителей отечественного оборудования, прекращение использования средств государственного бюджета всех уровней на цели импорта, за исключением ограниченного перечня критически необходимых товаров, не производимых в стране.

                           

3.2 Задачи внешнеэкономической  деятельности

 

В регулировании внешнеэкономической  деятельности важнейшими задачами являются: повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа, создание благоприятных условий для расширения внутреннего производства, ограничение вывоза капитала за рубеж и предотвращения атак спекулятивного капитала с целью дестабилизации рубля.  
      С. Глазьев в своей статье «О стратегии экономического развития России» отмечает, что «согласно прогнозу развития российской экономики, разработанному ИНП РАН, различия в темпах прироста ВВП между инновационным и инерционным путями развития достигают трехкратной величины. С учетом нарастающего технического отставания российской экономики от стран-лидеров время выбора инновационного пути развития ограничено ближайшими двумя-тремя годами. Если возможности ее структурной перестройки на основе нового технологического уклада будут упущены, дальнейшее развитие будет протекать по инерционному сценарию и Россия останется сырьевой периферией мировой экономики» [4]. 

Формирование государственной  экономической политики должно осуществляться на научной основе с использованием институтов социального партнерства. Цели экономического развития страны и приоритеты экономической политики нужно определять исходя из понимания  объективных закономерностей современного экономического роста, состояния и  конкурентных преимуществ российской экономики. Правительство и другие органы исполнительной власти должны отвечать за достижение сформированных общенациональных целей экономической  политики.  

 

                                                    Заключение 

 Достижение  экономического роста - это одна  из важнейших целей макроэкономического  регулирования, и что именно  от возможностей экономического  роста данной страны зависят:  уровень ее экономического развития, показатели жизни населения, ее  конкурентоспособность и место  в мировом сообществе, в конечном  итоге, важнейшие перспективы  развития страны в будущем.    В настоящее время перед Россией остро стоит необходимость в увеличении темпов экономического роста в связи с отсталостью национальной экономики. Поиск путей ее достижения является одной из приоритетных проблем для нашей страны. Современное государство пытается регулировать экономический рост, проводя специальную политику в решении хозяйственных и социальных проблем, но при всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста и увеличения его темпов по-прежнему остается весьма непростой задачей.    В настоящий момент, очень важны обоснование и выбор российской стратегии экономического роста, которая опиралась бы на имеющиеся производственный, научно-технический, интеллектуальный потенциал и богатейшие ресурсы. Научно обоснованная стратегия экономического роста должна стать комплексной и системной, включающей структурную, промышленную, научно-техническую, инвестиционную и внешнеторговую политику как необходимые предпосылки для обеспечения прочной стабилизации, а затем устойчивого развития и эффективного функционирования отечественных товаропроизводителей. Этому должны способствовать трансформация сбережений в инвестиции, восстановление нормального платежного оборота, стимулирование инновационной активности и структурной перестройки экономики, ее модернизации на современной технологической основе. Стимулирование и повышение конкурентоспособности российских производственных структур важно направить на решение задач социально организованной экономики, создание системы социальных гарантий и социальной защиты.

Информация о работе Экономический рост