Экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: охарактеризовать экономический рост и экономический цикл.
Исходя из цели работы, определены следующие задачи:
•Раскрыть сущность понятий экономического роста;
•Рассмотреть факторы, влияющие на экономический рост; типы экономического роста;
•Охарактеризовать модели экономического роста с позиции различных экономических школ;
•Рассмотреть вопрос о государственном регулировании экономики и экономический рост в России;
•Описать экономический цикл и факторы, влияющие на него;
•Охарактеризовать виды экономических циклов;
•Рассмотреть вопрос об антициклической политики государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
I. Понятие экономического роста……………………………………………….5
1.1 Экономический рост. Его факторы и типы……………….………………..6
1.2 Модели экономического роста………………………………………….....15
1.3 Государственное регулирование экономического роста………………...29
1.4. Экономический рост в России…………………………………………….29
II. Содержание и общие черты экономического цикла……………………....33
2.1 Виды экономических циклов……………………………………………....37
2.2 Антициклическая политика государства……………………………….....44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….53
Библиографический список……………………………………………….…....54

Файлы: 1 файл

мой курс.doc

— 337.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  циклы Кузнеца рассматриваются  в более широком аспекте, как инфраструктурные циклы. Кроме того, хорошо совпадают с циклом Кузнеца большие циклы цен на недвижимость. Спад в цикле Кузнеца в 2007-2008 гг. проявился в ипотечном кризисе и резком сокращении объемов строительства в жилищной, производственной и инфраструктурной сферах развитых стран, а так же падением цен на жилье.

Циклы Жюгляра – это среднесрочные экономические циклы с характерным периодом в 7-11 лет. Названы по имени французского экономиста Клемана Жюгляра, одним из первых описавшего эти циклы.

Клемент Жугляр рассматривал экономический цикл как закономерное явление, причины которого кроются в сфере денежного обращения, точнее, кредита.

Кризис - основную фазу цикла - Жугляр оценивал как оздоровляющий фактор, ведущий к общему снижению цен и ликвидации предприятий, созданных для удовлетворения искусственно разросшегося спроса.

В отличие от циклов Китчина  в рамках циклов Жюгляра мы наблюдаем  колебания не просто в объемах  товаров и товарно-материальных запасов на складах продавцов  и производителей, но и в уровнях  загрузки существующих производственных мощностей, в росте безработицы, а так же в снижении объемов инвестиций в обновление активной части основного капитала.

Циклы Жюгляра подробно анализировал в своем "Капитале" К.Маркс, а Н.Кондратьев называл равновесие, достигаемое в этих циклах, равновесием второго порядка.

Вхождение в рецессию цикла Жюгляра ознаменовалось существенным снижением в 2008-2009 гг. загрузки производственных мощностей, резким ростом безработицы  и значительным снижением темпов обновления основного капитала.

Циклы Китчина - это краткосрочные экономические циклы с характерным периодом 3-5 лет, открытые в 1920-е годы английским экономистом Джозефом Китчиным. В рамках цикла Китчина происходит нарушение и восстановление рыночного равновесия спроса и предложения товаров на рынке, которому соответствует определенный уровень и соотношение рыночных цен. Равновесием первого порядка называл Н.Д.Кондратьев равновесие на рынке, достигаемое в цикле Китчина. Нынешний спад цикла Китчина проявился в резком падении мирового спроса на большинство товаров, в результате чего в нижней его точке в 2009 году объем мировой торговли по данным ВТО обвалился на 12%.[16]

 

2.2 Антициклическая политика  государства.

Антициклическая политика – использование инструментов экономической  политики для противодействия колебаниям экономической конъюнктуры, сглаживания верхней и нижней поворотных точек экономического цикла.

Осуществление антициклической  политики должно учитывать и тот  факт, что спад неодинаково влияет на разные отрасли экономики: максимально  страдают инвестиционные отрасли и отрасли, производящие потребительские товары длительного пользования (особенно строительство), а вот отрасли, производящие потребительские товары кратковременного пользования, реагируют на спад меньше. Это связано с низкой эластичностью спроса на эти товары. Зато в фазе подъема инвестиционные отрасли получают максимальное развитие. Таким образом, в рыночной экономике существуют одновременно циклический и нециклический сектора. Из-за запаздывания в реакции производителей и слабой мобильности производственных мощностей фаза роста потребительских расходов и стимулируемая ею фаза уровня деловой активности бизнесменов совпадать по времени не могут. Поэтому в реальности потребители и производители находятся в разных фазах одного и того же цикла. В этом смысле следует говорить о двух одновременно происходящих в экономике циклах, сближение которых – важнейшая цель экономической политики.[15]

Негативные последствия  неравномерности развития, особенно отрицательное, часто разрушительное воздействие экономических кризисов, вынуждает государства проводить антициклическую политику, включающую мероприятия, направленные на предотвращение резких колебаний в развитии производства.

Основные мероприятия  антициклической политики

Вид политики

Подъем

Кризис

Денежно-

кредитная

Сокращение денежной массы

Увеличение денежной массы

Фискальная 

 

 

Увеличение налогов  и сокращение расходов бюджета

Сокращение налогов  и увеличение расходов бюджета

Политика заработной платы

Понижение

заработной платы

Повышение заработнойплаты

Инвестиционная

политика

Сокращение

государственных инвестиций

Увеличение

государственных инвестиций


 

Государственное воздействие  на экономику способно существенно  повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебании, поэтому оно носит антициклический характер. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.

Таким образом, современный  механизм самонастройки рыночной экономики  через циклические кризисы изменяется под влиянием государственного воздействия. Происходит переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным, воздействием на воспроизводственный процесс.[5]

Различие взглядов на причины циклических колебаний  в экономике влечет за собой и  различные подходы к проблеме их регулирования. Однако в целом все концепции тяготеют к двум направлениям: неокейнсианскому или неоконсервативному. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения. 

Направления антициклического регулирования

Признаки

Неокейнсианство

Неоконсерватизм

Ориентация

на спрос

на предложение

Цели

Регулирование  хозяйства в целом (макроэкономика)

Создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономика)

Приоритеты регулирования 

1.Налогово-бюджетная 
политика

1.Кредитно-денежная политика

2.Кредитно-денежная 
политика

2.Налогово-бюджетная  политика

Оценка роли государства

Поощрение

Ограничение




 

         Сторонники неокейнсианских рецептов наибольшее внимание уделяют: 
1) бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства);

2) налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками  в зависимости от состояния  экономики).

Сторонники неоконсервативных  рецептов уделяют наибольшее внимание проблеме денег и кредита. Неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, ставят во главу угла объем денежной массы и его регулирование. Несмотря на различия, есть общее понимание, что государство должно осуществлять сглаживание циклических колебаний в целях достижения и поддержания экономической стабильности. В фазе спада все мероприятия государства направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает: 
1) снижение ставок налога;

2) предоставление налоговых  льгот на новые инвестиции;

3) проведение политики  ускоренной амортизации.

При этом сторонники неокейнсианских  взглядов больше уповают на рост государственных  расходов, которые рассматриваются  как стимулятор накопления. Налоговые  мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а, в конечном счете - и производства. Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике. Кредитно-денежная политика в период спада преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика и предполагает проведение политики увеличения кредитов. Её цель - оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешевых денег». Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия - привести к усилению инфляции.[6]

В период подъема государство в целях предотвращения «перегрева экономики» проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями при проведении амортизационной политики.

Именно на налогово-бюджетную  политику ориентируются теоретики  неокейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к  снижению покупательной способности, а значит и спроса, что ведет  к спаду экономической активности. В кредитно-денежной сфере проводится политика «дорогих денег», что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае политика «дорогих денег» может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.

В целом политику можно  охарактеризовать как политику противодействия, т.е. мероприятия должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры.

 
 

 

 

 

 

 

Рис.5 -  Воздействие государства: 
↑ – политика стимулирования; 
↓ – политика сдерживания 
          В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева экономики» - стремится сдерживать деловую активность.[12]

Неотъемлемым элементом  современного экономического кризиса  стала инфляция. Она взаимодействует  с циклическим движением экономики  и меняет механизм цикла. Усилению колебаний  способствуют монополизация экономики, коррупция, нарушение хозяйственных  пропорций и т.п. Поэтому все мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, политика устранения диспропорций, борьба с монополизмом и т.п.), тоже можно рассматривать как частные случаи регулирования экономического цикла.

Чрезмерное регулирование экономики и большие расходы на социальное обеспечение могут:

1.    Подорвать  основы функционирования рыночного  механизма

2. Создать в стране  иждивенческие настроение и снизить  производительность труда.

3.   Растущие доходы  населения направляются либо в банки, либо на импортную продукцию. Внутренний спрос не стимулируется и только затрудняет восстановление экономики.

Проводимая антикризисная  политика привела к сравнительно быстрому выходу экономики на положительные  темпы роста. В IV квартале 2009 года ВВП вырос на 1,9%. При сохранении сложившихся внешнеэко-номических тенденций прирост ВВП в 2010 году может составить около 3,1 процента. Но государство взяло на себя слишком много социальных обязательств. Это может привести к тому, что доля прочих расходов неизбежно будет падать, что сильно снизит другие позиции, будет тормозить развитие экономики.

Редко какое правительство  готово к кризису, но проблемой российского  правительства является отсутствие института, механизма адекватной оценки текущей ситуации. Все оценки, которые давало правительство в период спада – с сентября 2008г. запаздывали. План антикризисных мероприятий, включая фискальный пакет, был утвержден только в апреле - мае 2009г., а с точки зрения экономики, очевидно, что чем быстрее вы начнете вкачивать бюджетные деньги, подталкивать экономику этими деньгами, тем легче поддержать ее. Анализ антикризисной программы правительства выявляет явные перекосы в сторону поддержки сферы финансов в ущерб реальному сектору экономики. Случилось это, потому что неправильно был поставлен диагноз - кризис рассматривался как финансовый и краткосрочный, в то время как он является структурным и длительным. Был неверно выбран главный объект приложения антикризисных мер - банковская система и финансовый рынок. На самом деле, меры по спасению банковской системы должны были рассматриваться в контексте более широкой программы предотвращения экономического спада. В реальный сектор экономики, от которого в значительной мере зависит устойчивость финансовой системы, предполагается направить 776,5 млрд рублей. По подсчетам экспертов, только для ведущих стратегических предприятий реального сектора в целях структурной перестройки требуется не менее 3 трлн рублей. В программе нет целевых мер по поддержке инновационных отраслей. Нет целевой поддержки системы образования, что делается в развитых странах. Следовательно, рассчитывать на модернизацию экономики и очистительную функцию кризиса с такой программой вряд ли целесообразно. Новой макроэкономической модели роста нет. Упор сделан на административные меры, которые без использования рыночных механизмов и норм ответственности оказались малоэффективными и расточительными. Размещение полутора триллионов рублей в коммерческих банках без обеспечения обернулось вывозом полусотни миллиардов долларов за рубеж и дестабилизацией курса рубля. В структуре антикризисного пакета российское правительство очень большой упор сделало на нетрадиционные составляющие стимулирующего пакета. В первую очередь это повышение пенсий, в условиях кризиса ни одна страна не шла на повышение пенсий. Следующее - спасение собственников, когда гигантские средства предоставлялись владельцам корпораций и финансовых институтов. Правительство в условиях кризиса, безусловно, должно спасать население (поэтому с повышением пенсий можно мириться), правительство в условиях кризиса должно спасать некоторые предприятия (спасают АвтоВАЗ, хотя опять опоздали), но почему власти, потратив колоссальные ресурсы, спасло собственников. Необходимо предпринять реальные меры по банкротству неэффективных олигархических структур, накопивших огромные долги, за которые сегодня расплачивается государство.

Информация о работе Экономический рост