Экономический рост: типы и факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 16:06, реферат

Описание работы

Экономический рост – это процесс который рождается на стадии непосредственного производства, приобретает устойчивый характер на остальных стадиях общественного производства, приводит к количественному и качественному изменению производительных сил, увеличению общественного продукта за определенный период времени и росту народного благосостояния. В широком смысле: экономический рост, как критерий экономического развития является, по своей сущности, главной составляющей общей траектории развития общества.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

В 1993 году была принята Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ.

В 1991-1995 годах происходило значительное падение производства товаров и услуг. Валовой внутренний продукт в 1995 году по сравнению с 1990 годом сократился на 38,6%, реальная заработная плата – на 69,9%, назначенная пенсия – на 77,3%, инвестиции в строительство – на 64,1%.

В период с 1995 по 1997 годы главным направлением реформ стало обеспечение макроэкономической стабилизации, совершенствование законодательной базы, финансовой системы, социальной сферы и производственного сектора, включая демонополизацию, приватизацию, банкротство и санацию предприятий.

Основными направлениями экономических реформ на стадии макроэкономической стабилизации стали:

- принятие в 1995 году Конституции Республики Казахстан;

- начало реализации стабилизационных программ, включающих ограничительную денежно-кредитную политику, жесткие условия по расходам государственного бюджета и завершение либерализации цен и внешней торговли;

- разрешение продажи права пользования земельными участками, находившимися в собственности предприятий;

- образование Казначейства Министерства финансов;

- либерализация цен на нефть, нефтепродукты, хлеб и хлебобулочные изделия, муку, пшеницу и другие крупы;

- образование Таможенного Союза Казахстана, России, Беларуси и Кыргызстана;

- принятие законов: о банкротстве; об антимонопольной деятельности; о бюджетной системе; о Национальном банке; о нефти; о налогах и обязательных платежах; о приватизации; о государственной поддержке прямых инвестиций, о рынке ценных бумаг и др.

- подписание соглашения о финансировании строительства нефтепровода Тенгиз-Новороссийск;

- подписание контрактов о передаче ряда крупных нефтегазовых и горно-металлургических предприятий иностранным инвесторам;

- подписание ряда соглашений с международными финансовыми организациями о предоставлении займов для обеспечения стабилизационных и структурно-институциональных реформ;

- проведение пенсионной, жилищно-коммунальной и образовательной реформы.

В конце 1997 года была обнародована Стратегия развития «Казахстан–2030», подготовительным этапом которой стали 1998-2000 годы, где закладывалась основа реализации основных положений Стратегии.

Главным направлением социально-экономической политики в этот период стало построение модели посткризисного развития экономики, основанной на высоких темпах освоения месторождений нефти и газа с целью обеспечения реанимации отраслей не нефтяного сектора и существенного повышения доходов государственного бюджета

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Факторы и проблемы экономического роста

 

Экономический рост в посткризисные годы в Казахстане был обусловлен действием следующих факторов:

- Восстановительный рост, который выразился в полном или частичном восстановлении производства товаров и услуг. Это, прежде всего, производство черных и цветных металлов, электро и теплоэнергетики, продуктов питания, строительных материалов, текстильных и швейных изделий, услуг транспорта и связи и т.д.

- Конъюнктурный рост, который связан с развитием отраслей, спрос на продукцию которых на мировом рынке постоянно высокий. В условиях Казахстана это, прежде всего, развитие добычи нефти и газа.

- Системный рост происходит вследствие внедрения новых сегментов производства товаров и услуг. К этому фактору необходимо отнести развитие малого предпринимательства, финансового сектора, торговлю недвижимостью, а также автомобилями, развитие производства товаров и услуг в секторе домашних хозяйств.

- Инновационный рост происходит вследствие реализации в Казахстане «Стратегии индустриально-инновационного развития» и находится в стадии становления. Этот фактор пока что оказывает незначительное влияние на развитие казахстанской экономики. Наиболее быстрыми темпами происходит инновационное развитие в таких сферах, как телекоммуникации и информационное обеспечение.

Экономика Казахстана в течение 2001-2005 гг. имела стабильно высокие темпы экономического роста, которые в среднем составляли 10,2% в год. Отмечалась высокая инвестиционная активность. Среднегодовой рост добычи нефти и газового конденсата составлял в 2001-2005 гг 12%. В результате этого, доходы государства стали поступать в полной мере, что создало предпосылки для начала работы по ликвидации задолженности перед населением по выплате пенсий, социальных пособий и заработной платы работникам бюджетных организаций.

Второй этап реализации Стратегии развития «Казахстан–2030» органично продолжает начатую в прежние годы политику, основанную на высоких темпах экономического роста, макроэкономической стабильности и создания условий для перехода на модель устойчивого экономического развития.

Эта политика определена в стратегическом плане социально-экономического развития на 2001-2010 годы, целями которого стали:

- построение основы конкурентоспособной в долгосрочном плане экономики

- увеличение вдвое к 2010 году объема валового внутреннего продукта (ВВП)

Достижение этих высоких целей предполагает проведение широкого комплекса мероприятий по всем направлениям государственной социально-экономической политики.

В связи с этим роль государства в реализации модели высоких темпов экономического роста и подготовки для перехода к модели устойчивого экономического развития определена в качестве «локомотива» экономического роста.

Эта модель предполагала активное участие государства в формировании экономических и политических условий, стимулирующих создание транснациональных корпораций, способных конкурировать в условиях рынка как внутри страны, так и за рубежом.

Но быстро сформировать адекватную систему государственного регулирования (управления) экономикой невозможно из-за действия многих объективных факторов, вызывающих необходимость создания специфической системы государственного управления в переходный период В числе таких факторов можно назвать следующие:– деформированная структура хозяйства с долей затрат в структуре конечного продукта;

– медленное развитие реальной приватизациии частного сектора, отсутствие эффективного собственника как общественного слоя;

– большое не равновесие материальных и финансовых пропорций, приводящее к инфляционному процессу, стагфляции;

– нерыночная структура занятости

– низкая степень нормативного, законодательного обеспечения процесса управления в условиях рынка

– неготовность аппарата управления на всех уровнях к рациональной деятельности в новых условиях, необходимость перестройки системы управления - "на ходу", одновременно с проведением радикальных преобразований

- недостаточная активность трудоспособного населения, наличие иждивенческих настроений, ориентация на помощь и гарантии со стороны государства

- преобладание затратных принципов в менталитете хозяйственников (особенно в госсекторе)

- слабая мотивация в стратегической деятельности,

- преобладание тактического управления, отсутствие интереса к произ- водственному накоплению;

- огромный теневой сектор, реально замещающий во многих сферах легальную экономику.

Пока обнадеживает, что руководство страны продолжает принимать меры по интенсификации экономического роста и диверсификации экономики страны. Стратегия кластеров, можно предположить, рано или поздно даст определенные результаты. Но уже можно говорить о том, что “выстрелят” не все кластеры. В первую очередь можно смело говорить о неизбежном провале в части “хлопкового кластера”. Сам хлопок в Казахстане не особо высокого качества, да и объемы его выращивания не высоки. В Узбекистане более дешевая рабочая сила, качественный хлопок и в отличие от Казахстана это действительно хлопковое государство и в долгосрочном плане Узбекистан явно займет эту нишу.

Еще один серьезный фактор – географический. У нас ярко выраженный нефтегазовый Запад, индустриально-аграрный Северо-восток, и, увы, малоразвитый, но зато густонаселенный Юг (за исключением Алматы). Между этими регионами огромные безлюдные пространства. Конечно, из Павлодара и Петропавловска выгоднее торговать с Сибирью, нежели с Шымкентом или Атырау.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4 Государственное регулирование экономического роста

 

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности.

Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для национального производства. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушение в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП). Объективная возможность ГРЭ  появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала.

В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Наступающий рубеж тысячелетий отмечен для мирового сообщества динамизмом особого рода: глубокими системного порядка сдвигами в социально-экономических отношениях. Эти изменения в индустриально развитых странах реализуются в тенденциях формирования новой, постиндустриальной стадии. Меняется облик многих стран из числа слаборазвитых, по преимуществу аграрные экономики трансформируются в развитые индустриально-аграрные. Однако наиболее резкие перемены связаны со специфическими процессами переустройства экономик в бывших социалистических странах, по внешней форме представляющими собой динамичный переход от плановой экономики к рыночной.

Развитие эффективных рыночных отношений предполагает снижение доли затрат в структуре общественного продукта. Опыт развитых стран показывает, что в этом направлении должны предприниматься специальные меры в рамках государственного регулирования. Тем более это необходимо в затратной постсоциалистической экономики Казасхтана. Отношения собственности являются определяющими в любой экономической системе. Они обуславливают ее структуру, в том числе управленческую, механизм функционирования.

Одна из наиболее серьезных проблем переходного периода - преодоление диспропорций в структуре экономики, приводящих к гиперинфляции, стагфляции, быстрому росту затрат и неплатежей, что ставит под угрозу срыва весь процесс реформирования. Очевидно, что без специального противозатратного государственного регулирования решить ее невозможно. Такое государственное регулирование охватывает широкий аспект отношений, так как решение указанной проблемы может носить только комплексный системный характер.

Растущее применение косвенных методов управления предполагает в первую очередь развитие методов государственного регулирования, основанного на действии централизованно устанавливаемых ценовых, финансовых и кредитных регуляторов, а также использовании в ряде случаев договорных форм.

В начале переходного периода важную роль приобретает либерализация цен и государственное регулирование отдельных видов цен и тарифов. Отсутствие адекватных методов регулирования цен, финансовой и кредитно- эмиссионной сферы во многом обусловило тяжелые последствия либерализации цен, которые создали почву для торможения реформ. Нерациональные попытки реформирования управления ценообразованием, кредитно- эмиссионной и инвестиционной деятельностью породили к началу 90-х годов мощную гиперинфляцию и бартеризацию экономики.

Не разработанность методов системного регулирования, несогласованность централизованного регулирования ценовых, финансово- кредитных и материальных пропорций в значительной мере определяют сегодняшние трудности в хозяйственном развитии, негативное воздействие мультипликаторов затрат, снижающих возможности стабилизации и роста.

Большое значение в предотвращении мультипликативного нарастания затрат в структуре общественного продукта имеет создание специфической системы свойственных переходной экономике. Во- первых, это закономерности процесса ее функционирования и развития в целом. Во- вторых, закономерности преобразования в отдельных сферах экономики. Последние находятся под определяющим влиянием закономерностей процесса в целом.

Следовательно, система государственного регулирования переходной экономики имеет специфические черты, которые обусловлены рядом факторов. Наиболее значимые из них – изначальное отсутствие частного сектора; несбалансированное перенапряжение развития хозяйства (при котором поставленные цели, как правило, не обеспечены ресурсами); отсутствие ориентации на перспективу и на рост эффективности; затратный метод хозяйствования; иррациональная структура экономики; расстроенное денежное обращение; огромный бюджетный дефицит и внешний долг; гиперинфляция, стагфляция; политическая нестабильность и управленческая неразбериха.

Информация о работе Экономический рост: типы и факторы