Экономический рост и проблемы экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Улучшение производства на основе достижений науки и техники при одновременном снятии экологических проблем возможно лишь при формировании и развитии природосохраняющей формы воспроизводства, которая является составной частью интенсивного типа воспроизводства.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Экономический рост 5
1.1.Понятие экономического роста 5
1.2.Типы экономического роста 6
1.3.Факторы экономического роста 8
1.4.Модели экономического роста 11
1.5.Теоретический анализ экономического роста 12
Глава 2. Экология и экономика 15
2.1.Экологизация экономики 15
2.2. Экологические ограничения развития экономики 16
2.3 Внешние эффекты экономики (отрицательные) 18
2.4. Принципы и методы оценки эффекта и экономической эффективности экологически значимых мероприятий 20
2.5 Киотский протокол 22
2.6 Киотский протокол и Россия 24
Заключение 26
Список используемой литературы: 27

Файлы: 1 файл

Курсовая эконом.docx

— 80.21 Кб (Скачать файл)

        Расчет ЭТТ основан на  допущении,  согласно  которому  ЭТТ  составляет  долю общей экологической емкости территории, определяемую коэффициентом  вариации отклонения состава среды  от  его  естественного  уровня  и  его  колебаний.

        Превышение  данного  уровня  изменчивости  считается  полученным   за   счет антропогенных  воздействий,  достигших   предела   устойчивости   природного комплекса  рассматриваемой  территории. 

 

      Более объективный  показатель – норматив предельно  допустимой  нагрузки (ПДНТ). Он отличается от ЭТТ тем, что в первом учитывается еще и социальная ценность объектов, испытывающих  техногенную  нагрузку.  Расчет  основан  на ограничении  техногенной   нагрузки   предельной   возможностью   природного комплекса территории сохранять целостность экосистем и качество среды  путем преобразования солнечной энергии для процессов самоочищения  и  регенерации.

 

 

2.3 Внешние эффекты  экономики (отрицательные)

 

Отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии) являются негативными воздействиями участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц. Фактически это означает не выявленное в данной сделке использование определенных ресурсов без соответствующей их оплаты (пример таких неявно используемых ресурсов — право на незагрязненную окружающую среду — чистый воздух, чистую воду и т.д.). Это ведет к возникновению внешних для данной сделки издержек производства данной продукции (ТЕС и МЕС) (на рис.1 предполагается наличие внешних издержек и отсутствие внешних выгод).



Поскольку получающие внешние издержки третьи лица не участвуют в заключении и  совершении сделок с данным товаром, их издержки не учитываются при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цена и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при таком учете. Поэтому результатом негативной экстерналии является недооценка (занижение цены) и перепроизводство (избыточный выпуск) данного товара:

          (6)

 

Это ведет к использованию излишних ресурсов в производстве данного блага и, следовательно, неэффективному размещению благ в экономике. Важно подчеркнуть, что негативные экстерналии возникают независимо от воли и желания порождающих их своими действиями субъектов.

Выявленные возникновением экстерналии недостатки в работе рыночного механизма нередко связаны просто с отсутствием определенных рынков, что приводит к фактически бесплатному использованию некоторых специфических ресурсов и неоплачиваемому производству определенных благ. Это ведет, например, к чрезмерному загрязнению окружающей среды при производстве минеральных удобрений. Такое положение вызывается тем, что осуществление имеющих внешние эффекты действий (например, производство сульфатов, связанное с выбросом сернокислого газа в атмосферу) по сути дела означает в неявном виде использование производителями права на совершение подобных действий. А это означает в сущности наличие права собственности на соответствующий ресурс или продукт, какой бы особый вид этот ресурс не принимал (в нашем примере это право на чистый воздух). Но пока такие права собственности не выявлены, они не могут найти отражения в рыночных сделках. Таким образом, неопределенность, размытость подобных прав собственности может являться препятствием в эффективной работе рыночного механизма и нередко вызывает столкновение интересов различных групп экономических субъектов (в нашем примере — производителей и потребителей минеральных удобрений, с одной стороны, и живущих рядом с таким заводом людей, с другой стороны). Следовательно, четкое определение прав собственности является одной из важных предпосылок решения проблемы экстерналии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4.  Принципы  и  методы  оценки  эффекта  и  экономической   эффективности экологически значимых  мероприятий

 

 К  числу  экологически  значимых    относятся   самые   разнообразные

мероприятия,  непосредственно  влияющие  на   экологические   характеристики среды, а так же на процессы взаимодействия человека и тех объектов,  которые имеют хозяйственную, социальную  или  биоресурсную  ценность,  с элементами окружающей среды.

      Все подобные  мероприятия  на  стадии  их  проектирования  нуждаются  в

экономической  оценке,  особенно  при   наличии   нескольких   конкурирующих вариантов, а  процессы,  отражающиеся  на  состоянии  природных  ресурсов  и параметрах  окружающей  среды,  требуют  применения  экономических   средств регулирования,  различных  экономических  стимулов  и   санкций   (платежей, штрафов),  рыночных  механизмов  регулирования  и   т.д.   Принципы   оценки эффективности  проектных  вариантов,  даже  резко  отличающихся  по  степени экологической значимости мероприятий, во многом сходны.

      Экологически  значимые,  в том числе экологически  ориентированные,

мероприятия  и  программы  различаются  по  видам  головных   заказчиков   – федеральные или местные органы, фирмы (корпорации) и т.д.  и  по  источникам финансирования – федеральный бюджет, внебюджетные фонды  –  экологические  и иные, средства различных фирм, компаний, заемные средства и субсидии, в  том числе внешние и др.

       Природопользователи  (в широком смысле)   –   это   федеральные   и

региональные органы, корпорации, фирмы всех форм  собственности,  а  так  же физические лица, реализующие  экологически  и  ресурсозначимые  мероприятия, эксплуатирующие природные ресурсы и воздействующие на  параметры  окружающей среды.

 

      Ресурсно- и экологически значимые мероприятия целесообразно разделить на три группы:

А)  целевые;

Б)  многоцелевые;

В) мероприятия  с  побочными  ресурсными  (или,  соответственно,  побочными экологическими) последствиями.

 

Целевые экологически значимые мероприятия направлены  на  достижение  только экологических или социально-экологических позитивных результатов.

 

Многоцелевые экологически значимые мероприятия направлены на достижение  как экологических, так и иных позитивных результатов (например  производственно-хозяйственных, социальных и т.п.).

 

Мероприятия  с  побочными   экологическими   последствиями   направлены   на достижение  не  экологических,  а  иных  позитивных  экономически   значимых (производственных,  социальных)  результатов,   но   влияют   на   параметры окружающей среды.  Возникающие  в  результате  их  реализации  экологические последствия могут быть как позитивны, так и негативны.

      Общие принципы  экономического анализа эффективности  любых  мероприятий одинаковы – это сравнение результатов (R) мероприятий  с  затратами  на  них (Z). Все компоненты вектора затрат Z  имеют,  как правило,  «негативную»  с общественной точки зрения  природу  –  в  том  смысле,  что  чем  меньше  их численные значения (затраты ресурсов), тем лучше. В противоположность  этому компоненты  вектора  результатов  R  могут  быть  как  «позитивны»,  так   и «негативны».  В  связи  с  этим  вместо  вектора   результатов   R   следует рассматривать  два  вектора:  вектор  позитивных  результатов  P  и   вектор негативных  результатов  N  (сумма  их   размерностей   равна,   разумеется, размерности вектора R). Величина  экономического  эффекта  Э  от  реализации мероприятия вводится равенством

        (6)

 

Мероприятие  экономически  эффективно,  если   Э   >   0,   и   экономически

неэффективно в противном  случае. Если результат R представляет собой  оценку изменения чисто экологических факторов  вследствие  реализации  мероприятия, то  оно  экологически  эффективно,  если  R>0.    Экологически   эффективное мероприятие может быть экономически  неэффективным,  т.е.  может  оказаться, что для него Э<0.

 

 

2.5 Киотский протокол

Киотский протокол — международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Он обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008-2012 годах по сравнению с 1990 годом. Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 года.

По состоянию на 26 марта 2009 Протокол был ратифицирован 181 страной мира (на эти страны совокупно приходится более чем 61 % общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлится пять лет до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придёт новое соглашение. Предполагается, что такое соглашение будет достигнуто в декабре 2009 года на конференции ООН в Копенгагене.

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов.

Страны  Протокола определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года. Цель ограничений — снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (CO2, CH4, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N2O, SF6) на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 года.

Основные обязательства взяли  на себя индустриальные страны:

  • Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %
  • Япония и Канада — на 6 %
  • Страны Восточной Европы и Прибалтики — в среднем на 8 %
  • Россия и Украина — сохранить среднегодовые выбросы в 2008—2012 годах на уровне 1990 года

Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.

Обязательства на последующие годы будут предметом серии переговоров, которая была открыта на первой Встрече  сторон Киотского протокола (MOP-1 — англ. Meeting of the Parties to the Kyoto Protocol), прошедшей в ноябре-декабре 2005 года в Монреале.

Протокол также предусматривает  так называемые механизмы гибкости:

  • торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках;
  • проекты совместного осуществления — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран  РКИК полностью или частично за счёт инвестиций другой страны  РКИК;
  • механизмы чистого развития — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей , полностью или частично за счёт инвестиций страны  РКИК.

Механизмы гибкости были разработаны  на 7-й Конференции сторон РКИК (COP-7), состоявшейся в конце 2001 года в Марракеше (Марокко), и утверждены на первой Встрече сторон Киотского протокола (MOP-1) в конце 2005 года.

Страны, подписавшие протокол

Абсолютное большинство, практически  все страны.

Страны, подписавшие, но не ратифицировавшие протокол

США

Страны, не подписавшие протокол

Афганистан, Сомали, Андорра, Ватикан, Сан-Марино, Армения.

 

 

 

 

 

 

 

2.6 Киотский протокол и Россия

Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата» был принят Госдумой РФ 22 октября 2004 года и одобрен Советом Федерации 27 октября 2004 года. Президент РФ Владимир Путин подписал его 4 ноября 2004 года (под № 128-ФЗ). Протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года, через 90 дней после официальной передачи документа о ратификации его Россией в Секретариат РКИК 18 ноября 2004 года (для вступления его в силу была необходима ратификация государствами, на долю которых приходилось бы не менее 55 % выбросов парниковых газов).

В течение первого года действия Киотского протокола, 2005, его механизм на территории России так и не начал  действовать — создание национальной биржи по торговле квотами на выбросы парниковых газов фактически было приостановлено на неопределённый срок, отсутствовали и проекты совместного осуществления по замене оборудования российских предприятий на более эффективное и экологически чистое. Причина состояла в отсутствии документов, необходимых для создания национального реестра выбросов парниковых газов.

В марте 2006 года на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос о реализации положений Киотского протокола. Министерству экономического развития и торговли вместе с другими федеральными органами власти было поручено в течение двух месяцев подготовить концепцию проекта законодательного акта, регулирующего вопросы реализации в Российской Федерации Киотского протокола. Кроме того, в течение одного месяца должен быть подготовлен документ, регулирующий применение статьи 6 Киотского протокола, согласно которой Россия может привлекать инвестиции в проекты совместного осуществления.

В мае 2007 года правительство РФ утвердило  постановление № 332, которое определило Минэкономразвития в качестве координационного центра по подготовке и утверждению  заявок на проекты совместного осуществления.

К началу 2008 года на официальном сайте  РКИК ООН были представлены порядка 50 проектов совместного осуществления  из России. В России работают международные  компании, такие как консультанты CAMCO и Global-Carbon, орган по проведению независимой экспертизы проектов по сокращению выбросов (детерминации) SGS, а также один из крупнейших покупателей квот шведский концерн Tricorona Ab (Трикорона ОАО).

К 2009 году в Минэкономразвития поступило  около 125 заявок от российских компаний с углеродным потенциалом в 240 млн т СО2 — эквивалента, что в денежном выражении составляет примерно 3,5 — 4 млрд евро. Однако ни одна из заявок не была утверждена. "Новая газета" сообщает, ссылаясь на источник в правительстве России, что причиной затягивания с реализацией механизма торговли квотами является обида В.Путина на то, что Германия и Франция не посодействовали вступлению России в ВТО, что они обещали сделать в обмен на подписание Россией Киотского протокола.

Информация о работе Экономический рост и проблемы экологии