Экономический рост и его государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Данная тема актуальна для нашей страны. Я считаю, что в Украине еще долгое время не будет значительного увеличения темпов роста экономики т.к.:
1. Национальное производство в основном - отсутствует, а что осталось, находится на критическом уровне морального и физического износа, а также данные средства производства сильно отстали в НТП, вследствие чего производится неконкурентоспособная продукция.
2. Нет нормальной законодательной базы, которая способствовала бы привлечению значительных размеров инвестиций.
3. Коррупция, менталитет населения и т.д.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
I. Общая характеристика экономического роста……………………..5
1.1. Понятие экономического роста
1.2. Факторы экономического роста
II. Теории экономического роста……………………………………..11
2.1. Кейнсианские модели экономического роста
2.2. Неоклассическая модель роста Р. Солоу
2.3. Теория нулевого экономического роста
III. Государственное регулирование экономического роста в Украине…………………………………………………………………..26
Выводы…………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯКурсовая работа по макроэкономике.docx

— 280.73 Кб (Скачать файл)

    Назрела необходимость переосмыслить прежние представления о существе и содержании «привычных» категорий, таких как, например, общественные затраты, ценность, товар. Стоимость товара теперь некорректно определять величиной трудовых затрат на отдельно предприятии. Известных теоретик и историк экономической мысли Ю. Ольсевич отмечает, что «произошло коренное изменение самих затрат. Ключевую роль заняли не «пропорциональные», а общие «накладные» затраты общества – на инфрасистемы, науку, образование, здравоохранение и т.д. То, что ранее рассматривалось как вычет их стоимости, создаваемой совокупным рабочим фабрики, ныне превратилось в важнейший элемент общественных затрат, образующих стоимость товара. В эти затраты входит не только живой общественный труд совокупного рабочего инфраиндустрии, но и расход природных ресурсов как фактора, определяющего состояние здоровья и энергии трудящихся и будущий потенциал производительности труда» .

     Германский экономист и политик Эдуард Пестель в книге «За пределами роста» и выводах из нее, включенных в доклад «Римскому клубу», писал, что нужно изменить подходы к проблеме экономического роста. Иными словами, следует четко определить цели и задачи «ограниченного роста» и разработать средства их достижения. Ведущую роль в решении проблемы должны сыграть развитые страны. Вполне очевидно, что будущее общество не может не быть индустриальным, потому что потребности в продуктах производства все время растут в количественном и в качественном отношении. А технический прогресс позволяет получать больше с меньшими затратами – все меньше людей будет занять в производстве, уменьшатся затраты энергии и традиционных минеральных ресурсов. «Современная технология все тверже опирается на науку и, как и сама наука, может принести неоценимую пользу развитым и развивающимся странам. Она позволяет отказаться от однозначных решений, предоставляя на выбор наиболее выгодные в том или ином социально-экономическом и культурном контексте, учитывая традиции, потребности, опыт и силу разных стран».

      III. Государственное регулирование экономического роста в Украине 

     Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста.

     Классики экономической теории А. Смит и Д. Рикардо считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования, т.е. без участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства. Однако кризис капиталистической экономики 1929 – 1933 г. г. доказал неспособность рыночной системы развиваться без вмешательства государства. А в 1946 г. Дж. М. Кейнс в своей книге “Общая теория занятости, процента и денег” теоретически обосновал необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Экономическая роль государства в той или иной стране определяется долей национального дохода, сосредоточенного в руках государства.

     Почему же растёт государственный сектор? Главными причинами являются: 1. Рост доходов на оборону и военно-космические исследования; 2. Рост народонаселения; 3. Решение проблем окружающей среды и инфраструктуры; 4. Решение социальных проблем: безработицы, медицинской помощи, продовольственного кризиса, жилищного обеспечения, нищеты.

    Таким образом, вмешательство государства в экономику вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность и “несправедливость” связанные с функционированием рыночной экономики.

    В 70 – 80-х годах ХХ в. усилился интерес к рыночному механизму. Причиной явилось снижение эффективности государственного сектора. Однако это не означает, что происходит полное свёртывание государственного вмешательства. Во всех западных странах сейчас действует не чисто рыночная экономика, а смешанная экономика. Однако если государство, даже руководствуясь благими намерениями, переступает допустимые пределы вмешательства государства в рыночный механизм, то происходит деформация последнего. Поэтому существуют строго определённые методы осуществления государственного регулирования экономики. Наиболее главными из них являются:

    Правовые регуляторы. Это нормативно-правовые акты, законы. Они законодательно закрепляют сложившиеся производственные отношения. Большое значение имеет правовая основа предпринимательства.

     Административные регуляторы. Это указы, распоряжения, запреты. Их следует употреблять очень осторожно.

    Экономические регуляторы. Они являются основными в современном рыночном хозяйстве. Это различные региональные и целевые программы, система государственных закупок, бюджетно-налоговая политика, денежно-кредитная политика, валютная политика и др.

    Мировой опыт свидетельствует, что прямое вмешательство государства в экономику с целью преодоления глубокого кризиса имело место во многих странах мира (“Новый курс” Рузвельта в 1933 – 1934 г. г.) . Однако цель такого вмешательства (за исключением государственного регулирования военной экономики) состояла в том, чтобы восстановить условия для нормального функционирования рыночной экономики. В украинском случае речь идёт о совершенно иной цели, а поэтому переход к “мобилизационной модели” экономики задавит слабые зачатки рынка.

    Очевидно, что в условиях переходной экономики усиление государственного вмешательства в экономические процессы допустимо, но в определённых пределах: если оно выйдет за них, то произойдёт смена экономической модели. Именно оттого, что рыночный механизм не способен наиболее полно удовлетворять потребности общества, экономика должна регулироваться государством.

            Сторонники неолиберальных концепций считают, что надо отказаться от кейнсианских рецептов антициклического регулирования, ведущих к резким колебаниям денежной массы, и перейти на строгое регулирование денег в обращении независимо от конъюнктуры. Выступая против роста расходов государства, они считают, что лучшее, что может сделать государство – это сократить собственные доходы и расходы и снизить налоги. Переход от административно-командной экономики к планомерно-рыночной системе должен осуществляться эволюционным путём и в плановом порядке. Самый короткий путь реализации этой цели – это постепенный переход от директивного к рекомендационному планированию экономики нашей страны. В Украине, как и в других странах бывшего СССР, после отделения поспешили дискредитировать директивное планирование экономики и управления. Это, в свою очередь, привело к демонтированию старой административно-командной системы управления и планирования народного хозяйства, что в условиях отсутствия другого хозяйственного механизма привело экономику государства не к регулированному рынку, а, скорее, к стихийному. Хаос в рыночных отношениях усугубил кризисную ситуацию. В таких условиях разгосударствление и приватизация воспринимаются не как свобода товаропроизводителя, а как вседозволенность, которой сегодня нет ни в одной стране цивилизованного мира. Такая свобода характерна для стран “третьего мира” , где каждый товаропроизводитель работает на свой риск, где экономика не регулируется государственными органами, и, тем более, не планируется. Именно такая свобода нашего товаропроизводителя привела к тому, что он, пользуясь отсутствием конкуренции, перестал учитывать интересы общества. Отсюда возник парадокс: рост зарплаты товаропроизводителей при снижении производства и производительности труда за счёт необоснованного завышения цен, что приводит к усилению дифференциации в доходах населения.

      Планирование экономики Украины, то есть планирование на макроуровне, должно сводиться к планированию основных пропорций между сферами и крупными отраслями народного хозяйства, основ НТП, к планированию обороны и т.д. Остальное должно планироваться на местах в границах областей, отдельных регионов, исходя из их экономических интересов.

    По данным издания  ЦРУ «The World Factbook», экономика Украины занимает 39 место среди всех экономик мира по общему размеру ВВП (по паритету покупательной способности) - в 2010 году он составлял 305,2 млрд. долларов США . Вместе с тем, по этому же показателю (ВВП по ППС), рассчитанным на душу населения, Украина в этом же исследовании «The World Factbook» 2010 года заняла 133 место среди 227 экономик мира (с показателем 6700 долларов США) . ВВП вырос по сравнению с предыдущим годом на 4,3%, а подушевой ВВП по ППС составил 6,7 тысяч долларов США (в 2007 г. - 7,1 тыс. долларов США) . По уровню расходов на ведение домашнего хозяйства Украина занимает последнее место среди стран Восточной Европы.

     Основа украинской  экономики - сформирован еще во  времена СССР капитал, полученный  частными собственниками в независимой  Украине в период проведения  массовой приватизации.

     Сейчас экономика  Украины сильно страдает от  мирового экономического кризиса.  Эксперты Всемирного банка прогнозируют  падение ВВП страны по итогам  2009 г. не менее чем на 9% , а инфляция достигнет 16,4%

      В таких условиях государство не будет заниматься опекой предприятий – оно будет вмешиваться в дела там, где нарушаются законы, и будет регулировать весь процесс экономического и социального развития с помощью нормативов, штрафных санкций, создания заинтересованности, влияния на экономические интересы товаропроизводителей и т.д.

      На развитие экономики Украины отрицательно сказывается нерешённость проблем приватизации земли и других средств производства. Сложными остаются процессы создания фермерских хозяйств в малоземельных регионах (западные области Украины) , раздел земли, выделение паёв, акций с учётом трудового взноса каждого в формирование общественного имущества. Для ускорения этого процесса, наряду с государственной поддержкой предпринимательства существенная помощь может быть оказана фондами содействия, крупными предприятиями, в том числе заграничными фирмами и др. Государственное регулирование цен должно обеспечить гарантированную оплату за сельскохозяйственную продукцию, что реализуется в форме госзаказов, с помощью системы индексов закупочных цен и оптовых цен на промышленную продукцию, а также тарифов на услуги для получения эквивалентного обмена. Кроме этого, правительство Украины должно создать действующую систему государственных дотаций на производство сельскохозяйственной продукции.

     В этих условиях демонтаж колхозно-совхозной системы следует не ускорять, а, наоборот, всецело сдерживать, пока не возникнут ассоциации кооператоров, арендаторов, фермеров, которые добровольно создадут новые структуры – более стабильные и мобильные, чем старые. Плановое регулирование экономики Украины при постепенной трансформации экономической системы будет осуществляться на основе экономических стимуляторов, которые ориентируют предприятия на выполнение плана, на основе предоставления предприятиям определённой свободы действий. Одновременно предприятиям следует рассчитывать в основном на свои ресурсы; бюджетные ограничения должны иметь жестокий характер. При таких условиях ресурсы будут использоваться намного эффективнее, чем при директивном планировании роста.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Выводы

      Рассмотренные теоретические вопросы, конечно, далеко не исчерпывают важную для практики область балансовых исследований экономического роста.

     Современная теория социально-экономической динамики и генетики позволяет сформулировать несколько положений, имеющих принципиальное значение для анализа положения и перспектив экономического роста в России.

      Экономический рост — феномен намного более сложный, чем спад или депрессия. Он имеет свою структуру, факторы, источники, последствия. Нет роста вообще. Реально существуют его конкретные виды, выделение которых возможно по разным классификационным признакам. Например, по темпам увеличения главных экономических показателей (ВВП, ВВП на душу населения, эффективность производства и т. д.) различают медленный, бурный и устойчивый экономический рост; по степени использования экономических ресурсов — экстенсивный и интенсивный рост; по характеру взаимодействия национальной и мировой экономики—экспорторасширяющий, импортированный, импортозамещающий, разоряющий рост; по отношению к действующему законодательству—легальный, теневой и криминальный рост и др .

    Понятно, что характеристики содержания указанных и других видов роста не могут быть одинаковыми в различных социально-экономических условиях, а потому не могут не различаться и соответствующие механизмы их регулирования. Но общей целью использования этих механизмов должно быть формирование и высвобождение созидательного потенциала ведущих факторов современного экономического роста — развитого профессионально-квалификационного и интеллектуально-образовательного потенциала человека; научно-технического прогресса; общественной стабильности и цивилизованной правовой среды; оптимального соотношения партнерских и конкурентных основ, социальной справедливости и экономической эффективности.

      Современному экономическому росту присущ глобальный характер, существенная зависимость от конкурентоспособности конкретных национальных экономик. Она определяется уже не столько классическими сравнительными преимуществами, сколько сложной системой взаимосвязанных детерминант .

     Главные из них: наличие интегративно-инновационных ядер саморазвития национальной экономики и соответствующих целостных воспроизводственных контуров; качественный состав и производительность факторов производства, прежде всего, человеческого капитала; условия внутреннего совокупного спроса (объем, характер, структура, механизмы интернационализации и др.); состояние родственных и поддерживающих отраслей; уровень внутренней конкуренции; параметры поведения экономических субъектов (ментальные особенности, уровень менеджмента и т. п.); эффективность регулирующих действий государства и гражданских институций . Страны — технологические лидеры — реализуют свои конкурентные преимущества, извлекая через механизмы и каналы международных экономических отношений (торговлю, движение капитала, “отток интеллекта”, валютно-финансовые операции) значительные дополнительные доходы, в том числе монопольную ренту, экономическую прибыль и т. д. Понятно, что роль “доноров” выполняют менее развитые страны . Следовательно, достижение качественного экономического роста предполагает создание новых и реализацию имеющихся национальных детерминант конкурентоспособности в контексте глобального экономического развития.

     Современный экономический рост — системообразующий и неравномерный процесс. Но его стратегический первоисточник, истоки следует искать не столько в лабиринтах мирового рынка, сколько в ядре саморазвития национальной экономики. Это ядро представляет собой особое интегративно-инновационное образование, единый и противоречивый сплав наиболее активных составляющих технологических, экономических и социальных укладов общества.

     Основные современные модели экономического роста, как и любые модели представляют собой абстрактное, упрощенное выражение реального экономического процесса в форме уравнений или графиков. Целый ряд допущений, предваряющих каждую модель, уже изначально отодвигает результат от реальных процессов, но, тем не менее, дает возможность проанализировать отдельные стороны и закономерности такого сложного явления как экономический рост.

 

 

 

                          Список использованой литературы:

1.  Базылев Н.И., Гурко  С.П. Экономическая теория, - М., БГЭУ, 1997.

2.  Берман Б. , Дж. Р.Эванс.  Маркетинг - М., 2000

3.  Борисов Е. Ф. Экономическая  теория. - М.: Юрист, 1997

4.  Булатов А.С. Экономика  - М: Бек, 2007.

Информация о работе Экономический рост и его государственное регулирование