Экономический механизм спроса и предложений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 17:37, реферат

Описание работы

Центральная идея учения Смита заключалось в том, что экономика будет функционировать лучше, если исключить ее функционирование государством. В этих условиях экономический эгоизм будет заставлять предприятия выпускать продукты, нужные покупателям, и делать это по максимально низкой цене. Они будут делать это, думая не о благоденствии общества, а пытаясь превзойти своих конкурентов и получить максимум прибыли. Но этот эгоизм принесет пользу всему обществу тем, что обеспечит больше товаров и услуг лучшего качества и по более низким ценам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СПРОС 4
1.1 ВЕЛИЧИНА СПРОСА. ЗАКОН СПРОСА 6
1.2 ФАКТОРЫ СПРОСА 8
1.3 ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА 11
1.4 ПРЕДЛОЖЕНИЕ 15
1.5 ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ 17
1.6 ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 19
1.7 РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

1.docx

— 1.34 Мб (Скачать файл)

Полученная на графике  кривая SS называется кривой предложения. Каждая точка этой кривой показывает зависимость между ценой товара и величиной его предложения. При этом кривая предложения имеет, в отличие от кривой спроса, положительный  наклон. Положительный наклон свидетельствует, что между величиной предложения  и ценой товара существует прямая зависимость, которая характеризует  действие закона предложения

Закон предложения.

При прочих равных условиях изменение величины предложения  товара или услуги находится в  прямой зависимости от изменения  цены этого товара (услуги).

Таким образом, согласно закону предложения, с ростом цены товара величина предложения растет, а уменьшение его цены вызовет падение объема предложения.

Чем объясняется  действие закона предложения? Чтобы  ответить на этот вопрос, т. е. обосновать достоверность закона предложения, мы можем выдвинуть следующие аргументы:

1. Когда цена  на товар растет, производители,  заинтересованные в увеличении  прибыли, начнут расширять свое  производство. Кроме того, в отрасль,  где растут цены, устремятся и  предприниматели из других отраслей, изымая свои капиталы из менее  прибыльного дела. Открытие новых  предприятий еще больше увеличит  объем предложения.

2. Рост объема  предложения связан с ростом  цены товара еще и потому, что  производство каждой дополнительной  единицы товара требует дополнительных  затрат. Следовательно, дополнительная  продукция будет производиться,  если будет расти цена товара. Расширение производства может  продолжаться до тех пор, пока  дополнительные затраты не превысят  дополнительный доход, полученный  от производства еще одной,  дополнительной, единицы продукции.

1.6 ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Если эластичность спроса — это реакция покупателей  на изменение цены, то эластичность предложения — это реакция  на изменение цены со стороны производителей. Мы выяснили, что между ценой и  объемом предложения существует прямая зависимость. Эластичность предложения  позволяет определить степень реагирования производителей различной продукции  на изменение цены.

Измерив, эластичность предложения  по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той  или иной продукции реагирует  на изменение цены. Коэффициент ценовой  эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент  ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:

(2) 
где Q0 и Q1 — предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 — цены до и после изменения; «с» в индексе означает эластичность предложения.

Предложение, поскольку  оно связано с изменением производственного  процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три  временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

Под краткосрочным периодом (Рис. 7) понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным.

Среднесрочный период (Рис. 8) достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.

Долгосрочный период (Рис. 9) предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

Ценовая эластичность предложения  выступает как прямая линейная зависимость  между экономическими переменными, показывающими процентное изменение  цен и объема предлагаемых к продаже  товаров. Эти зависимости обусловливают  положение кривых эластичности предложения.

При единичной эластичности предложения (Рис. 10) 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.


В случае эластичного предложения (Рис. 11)  1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

При неэластичном предложении (Рис. 12)  увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.


Теоретически можно предусмотреть  случай бесконечно эластичного предложения, которое на графике имело бы вид  горизонтальной линии.

Оно возможно как реакция  увеличения поставок товара на рынок  при крайне незначительном увеличении его цены.

1.7 РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Графики спроса и предложения показывают нам, сколько товаров покупатели могли бы купить, а продавцы предложить при различных ценах. Сами по себе цены не могут сказать нам, при  какой цене действительно произойдет купля-продажа. Однако пересечение  этих двух кривых имеет очень важное значение в экономике. Взаимодействие предложения и спроса в результате приведет к установлению равновесной, или рыночной, цены. Рыночная цена –  это именно та цена, при которой  спрос равен предложению и  товар или услуги действительно  могут быть обменены на деньги.

Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, так как производство, и сбыт становятся нерентабельными. Цена не может быть выше цены спроса потому, что у покупателя нет больше денег на покупку. Если интересы производителя и покупателя совпадают, то устанавливается рыночное равновесие.

Графически рыночное равновесие можно  изобразить следующим образом (Рис. 13):


 Точка В – это избыточное предложение, точка А – это  дефицит товаров, Qe – это равновесное количество товара, Ре – равновесная цена, точка Е – это равновесная цена, образовавшаяся на пересечении кривых спроса и предложения.

Уравновешивающая функция  цены – это способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену на уровне, при котором решения о продаже и купле синхронизируются.

Изображенная выше модель установления равновесной цены является статической.

В реальной жизни рыночная цена не может долгое время оставаться неизменной, поэтому для рыночного  равновесия характерна динамическая модель.

Такие модели в XIX в. были предложены Л. Вальрасом и А. Маршаллом.

  1.   Суть модели Л. Вальраса заключается в том, что поиск рыночного равновесия происходит в краткосрочном периоде: производители уменьшают выпуск продукции, а покупатели предъявляют прежнюю величину спроса. Покупатели начинают соперничать, что приводит к росту цены. Стимулируется выпуск товаров, а дефицит исчезает.
  2.   Модель А. Маршалла описывает рыночное равновесие в долгосрочном периоде, т. е. объем предложения в состоянии реагировать на высокую рыночную цену спроса. Таким образом, происходит анализ состояния дефицита товаров. Взаимодействие спроса и предложения на рынке ведет к установлению рыночного равновесия, которое позволяет определить равновесную цену и равновесное количество товара.

При изменении спроса или  предложения, либо того и другого  одновременно происходит изменение  рыночной (равновесной) цены.

Вмешательство внешних  сил (в таком качестве могут выступать  государство и монополии) приводит к нарушению установленного состояния  экономического равновесия:

  1.   Утверждение государством «потолка» цены (ниже равновесной) приводит к формированию стойкого дефицита товаров или услуг, устранить который не под силу государству, так как цена ниже равновесной не заинтересовывает производителей увеличивать производство (рис.13);
  2.   Установление государством (монополией) цены выше равновесной ведет к формированию излишка товаров (затовариванию), который государству приходится закупать на деньги налогоплательщиков (рис.13).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любой рынок состоит  из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально  полно удовлетворить собственные  потребности при любой установленной  на товар цене, однако каждая из них  находится во власти своего сдерживающего  фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью  своего бюджета, а поставщики – ограниченностью  своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение  будут изменяться. Характерная кривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупатели готовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная кривая предложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщики готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей. Конкретное положение  кривой спроса и кривой предложения  в осях {цена, количество} определяется рядом неценовых параметров спроса и неценовых параметров предложения. Степень чувствительности изменений спроса и предложения к изменениям цены на товар или любого неценового параметра принято описывать коэффициентом эластичности. Если существующая на рынке цена на данный товар ниже или выше цены, для которой объем спроса совпадает с объемом предложения, то образуется соответственно дефицит или профицит товара на рынке, при существовании которых отслеживание покупателями и поставщиками своих интересов по максимально полному удовлетворению своих потребностей приводит к изменению существующей цены в направлении к равновесной цене, что не исключает варианта колебаний цены на товар вокруг равновесного значения при слишком больших корректировках первоначальной цены.

Мы пришли к выводу, что  изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в  условиях рынка. Одной из важнейших  характеристик спроса является его  эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и  другим параметрам) позволяет фирме  выбрать верную стратегию поведения  на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность  определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости  от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители  относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны  к изменениям цен, спрос неэластичен. 

Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.

Количество доступных  товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или  роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это  факторы, влияющие на эластичность спроса.

Эластичность предложения  зависит от трудности перераспределения  ресурсов между альтернативными  областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для  того, чтобы приспособиться, к данному  изменению цены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Булатов А. С. Экономика/Учебник. – М.: Юрист, 2001.
  2. Бункин М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. – М.: Издательство «ДИС», 1997.
  3. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П.Николаевой. – М.: «Проспект», 1998.
  4. Экономическая теория,  Добрвнин А., Тарасевич Л., С-П., Питер, 1999.
  5. Экономика, К.Р.Макконнел, С.Л.Брю, М., «Инфра-М.»,1999.
  6. Макроэкономика, Бродская Т., Карпухин Н.,С-П., Питер, 2001.

 

 


Информация о работе Экономический механизм спроса и предложений