Экономический человек и рациональное экономическое поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 12:37, контрольная работа

Описание работы

Экономическая теория со времени своего возникновения как самостоятельной области знания использовала модель экономического человека. Создание такой модели обусловлено необходимостью исследования проблемы выбора и мотивации в хозяйственной деятельности индивидов. Но как справедливо отмечал Саймон усилия экономистов были направлены в основном на исследование результатов выбора экономической сфере, а сам выбор как процесс выпал из поля экономического анализа: «неоклассическая теория исследует, по сути, не процесс выбора, а его результаты».

Файлы: 1 файл

экономическая теория.docx

— 42.38 Кб (Скачать файл)

Еще одно печальное последствие таких идей – атомизация общества. Потому что рационально и безжалостно конкурировать можно только с "чужими", ведь к "своим" так не относятся даже преступники. "Экономический человек" тем успешнее, чем меньше вокруг него тех, на кого он смотрит, как на людей, а не на абстрактных конкурентов. Потому у нас так и процветает клановость и кумовство – пусть в таких примитивных формах, но все же люди предпочитают быть вместе с кем-то. Небольшой коллектив или группа, объединенная общими интересами, – серьезное препятствие для идей всеобщей конкуренции, "войны всех против всех".

Но дело не только в ограниченности теорий экономического человека. Идея внеморальности экономической деятельности, выноса за скобки всего кроме выгоды и рационального расчета, опасна гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Лицемерие, обман и маленькие предательства, которые ежедневно происходят в больших корпорациях, потому что, как известно, тут зарабатывают деньги, а не занимаются благотворительностью. "Халтура" вместо культуры. Почему ты такой бедный, если ты такой умный. Привыкая к этой реальности, легко оправдать все некими абстрактными правилами рынка, где нет места размышлениям, что хорошо, а что плохо.

"Люди могут заниматься  преследованием своих собственных  интересов без опасения, что это  нанесет ущерб обществу, не только  из-за ограничений, предписанных  законом, но также потому, что  сами они являются продуктами  ограничений, вытекающих из морали, религии, обычаев и воспитания". И это не цитата какого-нибудь  философа-утописта, а слова родоначальника  рыночной экономики – Адама  Смита. Его последователи подобные  идеи о моральных и воспитанных  предпринимателях из своих теорий  выкинули за ненадобностью. Как  коротко и ясно заявил два  столетия спустя Милтон Фридман, единственный долг фирмы перед  обществом – максимизация прибыли. Как в реальной жизни себя  ведут не просвещенные предприниматели, а реальные "экономикусы", россияне знают не понаслышке. Причем на рынке сражаются между собой в борьбе за кошельки потребителей, ведут между собой борьбу не только предприниматели-конкуренты. Вот свежий пример из этого ряда. Рабочие локомотивного депо в Москве вступили в драку с применением травматического оружия со своими потенциальными конкурентами, которые направлялись в депо, чтобы устроиться на работу на меньшую зарплату. В результате четыре человека получили ранения. Конкурентная борьба во всей красе.

2.Как рассматривать затраты фирмы на платную подготовку специалистов с высшим образованием? Надо ли их дисконтировать?

 

Вкладывая деньги в образование рабочей силы (в человеческий капитал), необходимо помнить, что эти инвестиции многократно эффективнее вложений в любой другой фактор производства. Ведь рабочая сила как элемент производительного потенциала и объект накопления капитала по своей стоимости, полезности (ценности), по характеру своего морального износа отлична от других факторов производства. Мы имеем здесь дело с принципиально иным типом морального «износа» – не с уменьшением (относительным и абсолютным) производительной силы, а с приращением фонда знаний, навыков, опыта, воплощенного в рабочей силе. Производственная ценность работника повышается со временем.

Очевидно, что по мере роста уровня образования и квалификации работников увеличение темпов экономического роста, увеличение производства национального дохода можно осуществлять за счет повышения качества рабочей силы. Для США фактор образования в приросте национального дохода дает 14%. Учитывая, что на образование в США тратится 6–7% национального дохода, нетрудно подсчитать, что инвестиции в образование являются самыми высокоэффективными. Более 200%. Если эти цифры экстраполировать по годам обучения, получается, что реальная норма эффективности от инвестиций в образование более 10%. Сравните! Норма эффективности вложений в акции – 6%, в облигации – 2%.

С точки зрения самого обучающегося, привлекательность образований тоже возрастает. Не только общество осознает важность финансирования образования, но и сам желающий получить образование. При этом он элементарно исходит из данных конкретных затрат на образование и отдачи от него. после устройства на работу только что окончивший свое образование молодой человек практически в первый же год возмещает все свои затраты на обучение. В дальнейшем он получает только чистый доход.

Затраты на подготовку, переподготовку и обучение можно принять к расходам, если обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональная подготовка и переподготовка работников налогоплательщика осуществляются на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими лицензию на ведение образовательной деятельности, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус (пп. 1 п. 3 ст. 264 НК РФ).

Расходы на обучение, в том числе получение второго высшего образования, работников, оформленных по трудовому договору, могут быть отнесены к прочим, связанным с производством, если работодатель сам направил работников на обучение и получение ими дополнительной профессии или повышение квалификации (пп. 23 п. 1 ст. 264). Добавим, что принятое работодателем решение должно соответствовать главной цели любого предприятия - быть направлено на получение прибыли (ст. 252 НК РФ).

Если трудовой договор между работником, обучение которого оплачивалось работодателем, был прекращен до истечения одного года с даты начала его действия, работодатель обязан включить сумму платы за обучение, профессиональную подготовку или переподготовку, учтенную ранее в расходах при исчислении налоговой базы, во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором прекратил действие данный трудовой договор. Аналогично придется поступить, если трудовой договор соискателя с работодателем не был заключен по истечении трех месяцев после окончания обучения. В этом случае указанные расходы также включаются во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором истек данный срок заключения трудового договора (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ).

 

Список литературы

1. Курс экономической  теории. Под ред. проф.Чепурина М.Н., проф. Киселевой 2010.-326с.

2. Автономов В.С. Модель человека в экономической  науке. СПб: Экономическая школа, 1998. - 230 с. (Этическая экономия: Исследования  по этике, культуре и философии  хозяйства; вып. 2).

3. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 368 с.

4. Соколова Г. Н. Экономическая социология: Учеб. для  вузов. - Мн.: Высш. шк., 2011. - 368 с.

5. Экономика и  социология труда. Серия «Учебники, учебные пособия». Под ред. Б.Ю. Сербиновского и В.А. Чуланова. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011. - 512 с.

6. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS Вып.3. 1993. С.18.

7. Швери Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? // Вопросы экономики. 2012. №7.

 

 


Информация о работе Экономический человек и рациональное экономическое поведение