Экономический человек и рациональное экономическое поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:55, реферат

Описание работы

Актуальность темы. Фундаментальность процессов, происходящих в современной социально-экономической жизни, как в нашей стране, так и в мировом масштабе, заставляет вновь и вновь возвращаться к рассмотрению проблемы человека - главной производительной силы любой экономики. В последнее время в России и за рубежом возрос интерес к теме «экономического человека». Она рассматривается как предмет интегрированной теории, сочетающей экономику, философию, социологию, культурологию, психологию, антропологию. При этом довольно часто теоретическая мысль возвращается к отвергавшимся ранее идеям, находя в них сильные стороны, заслуживающие дальнейшего' развития.

Содержание работы

Введение 3
1.Экономический человек 4
2. Теории экономического поведения 6
3. Рациональное экономическое поведение 8
Заключение 12
Список литературы: 15

Файлы: 1 файл

реферат экономический человек.docx

— 89.95 Кб (Скачать файл)

Федеральное Агентство по образованию  Российской Федерации


 

 

 

 

 

 

 

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Реферат

 

По дисциплине:  ______________Экономическая теория_________________________

(наименование учебной дисциплины  согласно учебному плану)

Тема: _____Экономический человек и рациональное экономическое поведение._______

 

 

Мехиа Родригес П.Г.



 ГГ-12-2


Выполнил: студент гр.   _______    ____________________  /___________________/


                             (подпись)   (Ф.И.О.)

 

 

ПРОВЕРИЛ:

доцент



Руководитель:   ________         ________________                /__Махова Л.А._____/


       (должность)                             (подпись)                                                        (Ф.И.О.)


 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Оглавление

Введение 3

1.Экономический человек 4

2. Теории экономического поведения 6

3. Рациональное экономическое поведение 8

Заключение 12

Список литературы: 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы. Фундаментальность  процессов, происходящих в современной  социально-экономической жизни, как  в нашей стране, так и в мировом  масштабе, заставляет вновь и вновь  возвращаться к рассмотрению проблемы человека - главной производительной силы любой экономики.

В последнее время в России и  за рубежом возрос интерес к теме «экономического человека». Она рассматривается как предмет интегрированной теории, сочетающей экономику, философию, социологию, культурологию, психологию, антропологию. При этом довольно часто теоретическая мысль возвращается к отвергавшимся ранее идеям, находя в них сильные стороны, заслуживающие дальнейшего' развития. Появляется много новых интересных публикаций отечественных ученых, становятся доступными переведённые на русский язык труды зарубежных авторов.

С уходом в прошлое социалистических форм хозяйствования и проникновением во все сферы деятельности человека рыночных отношений, появилась острая необходимость социально-философской  оценки «экономического человека» как действующего лица рыночной экономики, его места и роли в становлении и развитии общества как целостной социальной системы.

Экономический человек» в разные периоды  являлся земледельцем, скотоводом, ремесленником, торговцем — субъектом  рынка и созидателем ценностей. Человек 21 века - рационалист, располагающий свободой социального выбора, осведомлённый, уверенный в себе, заинтересованный в эффективной государственной политике. Тема «экономического человека» вечна, но меняется облик Homo economicus, разнообразнее становятся его интересы, методы воздействия на окружающую среду, профессиональный уровень, нравственные ценности. Найти общие признаки, выражающие природу «экономического человека» — задача довольно новая, так как долгое время «экономический человек» как предмет анализа оставался в тени. Вместе с тем, его рассмотрение является важнейшим аспектом проблемы человека, занимающей одно из центральных мест в экономических науках.

 

  1. Экономический человек

 

Удивительный, но неоспоримый факт: со времен Адама Смита и по сей  день в большинстве экономических  теорий и математических моделей, несмотря на их чрезвычайную на сегодняшний  дней сложность, в качестве субъекта, принимающего экономические решения, выступает предельно примитивная "модель человека", известная как  Homo Economicus.

"Экономикус" обладает четырьмя главными качествами:

1. Он действует на конкурентном  рынке, что предполагает его  минимальную взаимосвязь с другими  экономическими людьми. "Другие" – это конкуренты.

2. Экономический человек рационален  с точки зрения механизмов  принятия решений. Он способен  к постановке цели, последовательному  ее достижению, расчету издержек  в выборе средств такого достижения.

3. Экономический человек обладает  полнотой информации о той  ситуации, в которой он действует.

4. Экономический человек эгоистичен, то есть он стремится к максимизации своей выгоды.

Именно эти допущения приводят к тому, что экономическое поведение  рассматривается как область, свободная  от всего "человеческого". Будто  бы занимаются бизнесом, играют на бирже, работают и совершают покупки  не те же самые люди, которыми движут весьма разнообразные мотивы – тут  и стремление быть в безопасности, и тщеславие, и азарт, и потребности  в любви и уважении, и зависть, и борьба за мир во всем мире, –  а какие-то абстрактные роботы. И  главное – будто бы в своих  поступках эти люди вовсе не руководствуются своими представлениями о том, что хорошо, а что плохо.

Не нужно обладать никаким специальным  знанием, чтоб разглядеть очевидную "притянутость" каждого пункта. Люди крайне редко действуют эгоистически индивидуально. Даже самый жестокий и хладнокровный человек делит людей на своих и чужих, применяя к этим группам совершенно разные правила. А любое действие "в интересах группы" уже отличается от чистой конкуренции всех со всеми. Пункт 2 о рациональности всех поступков опровергается все историей человечества, которая полна роковых просчетов, стоивших жизни миллионам людей. Даже самые опытные военные стратеги и государственные деятели постоянно делают ошибки как в постановке целей, так и методах их достижения. Что уж говорить об обычных людях или среднестатистических бизнесменах.

Аргумент о полноте информации вообще наиболее одиозен. Человек практически  никогда не владеет всей полнотой информации о том, что происходит вокруг. Именно поэтому механизмы  нашей психики и мышления действуют  не так, как компьютер, а способны работать в ситуациях высокой  неопределенности, используя так  называемые эвристические стратегии. Далеко не всегда правильные и логичные, и не гарантирующие безошибочность, они, тем не менее, позволяют человеку делать выводы, обобщать и прогнозировать там, где спасовал бы любой компьютер  из-за недостаточности исходных данных. А если же говорить о ситуации информированности  в чисто экономических ситуациях  – будь то биржевая игра или корпоративные  интриги, то возможности для доступа  к информации у крупных и рядовых  игроков просто несравнимы, а доступ к "инсайдерской" информации потому и является ключевым в этих ситуациях  ресурсом.

Максимизация личной выгоды тоже не единственная распространенная стратегия  не только среди людей, но и в живой  природе. Хотя мы привыкли использовать выражение "как в джунглях" в качестве синонима безжалостной борьбы за выживание, ученым давно известно множество примеров, когда для  этого самого выживания стаи или  вида конкретными животными используются стратегии альтруизма. Нет необходимости даже обращаться к примерам среди высших животных, достаточно взглянуть на любой муравейник. Генетики приходят ко все более интересным выводам о природе "генов альтруизма", которые отвечают за стратегии сотрудничества у животных.

 

2. Теории экономического поведения

 

Чтобы лучше понять, откуда взялась  в экономической науке вся  эта современная "занимательная  механика" вместо целостного представления  о человеке, нужно присмотреться  к тому, когда возникли первые теории экономического поведения. С XVIII века идеи прогресса и просвещения начинают завоевывать умы европейцев. На фоне мистики и суеверий идеи торжества  разума и материальности мира, который  можно изучить до конца с циркулем, микроскопом и пробиркой, – захватывающи и перспективны. Человек – сложное  механическое устройство, которое умеет  лишь ощущать и думать. Душа – это "лишенный содержания термин, за которым не кроется никакой идеи и которым здравый ум может пользоваться лишь для облачения той части нашего организма, которая мыслит", – пишет философ и врач Жюльен де Ламетри, увековечивший идею "человека-машины" в одноименном труде 1748 года. Быть идеалистом не модно, модно считать человека существом, которым руководят природные инстинкты, стремление к выгоде и удовольствию и страх лишений и огорчений.

Столь же рациональны и эгоистичны люди и в сочинениях большинства  теоретиков экономической мысли XVIII и XIX веков. У Адама Смита автономными  индивидами движут два природных  мотива: своекорыстный интерес и  склонность к обмену. У Джона Стюарта  Милля людьми руководит стремление к богатству и при этом отвращение к труду и нежелание откладывать  на завтра то, что можно употребить сегодня. Джереми Бентам считал человека способным к арифметическим действиям  для получения максимума счастья и писал: "Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня, и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола". Леон Вальрас видел человека максимизатором полезности на основе рационального поведения. В XX веке на базе этих идей выросла уже теория игр – раздел математики, изучающий оптимальные стратегии в процессах, где несколько участников ведут борьбу за реализацию своих интересов.

Надо заметить, что понимание  ограниченности представления о  человеке в экономике как о  механистическом рациональном субъекте существовала и в прошлом. Даже классик  Джон Милль все же признавал влияние  национальных особенностей на экономического человека и писал, что в странах  континентальной Европы "люди довольствуются меньшими денежными барышами, не столь  дорожа ими по сравнению со своим  покоем и своим удовольствием". В трудах представителя немецкой исторической школы экономической  теории XIX века Б.Гильдебрандта, человек "как существо общественное, есть прежде всего продукт цивилизации и истории. Его потребности, образование и отношение к вещественным ценностям, равно как и к людям, никогда не остаются одними и теми же, а географически и исторически беспрерывно меняются и развиваются вместе во всей образованностью человечества". Торнстейн Веблен считал, что людьми в экономических поступках движет вовсе не рациональный расчет, а стремление к повышению социального статуса, далеко не всегда рациональное, и зависящее от того, в каком культурно-историческом контексте это происходит. Веблен в каком-то смысле может считаться родоначальником нынешних теорий престижного потребления в маркетинге.

Однако сторонники "антропоцентрической  экономики" всегда оставались в меньшинстве, и в общественном сознании четко  укрепилась мысль о том, что экономика  – это поле, в котором главный  мотив людей и организаций – максимизация своей прибыли, независимо от того, какие именно это люди и организации, в какой стране они находятся и какие мировоззрения разделяют.

 

3. Рациональное экономическое поведение

 

Если даже не опровергать абстрактные  теории, то, по крайней мере, задавать им множество неприятных вопросов стало возможно с накоплением экспериментального опыта психологии. Механизмы, описанные в теории игр, далеко не всегда реализуются в реальных жизненных ситуациях.

Во-первых, рациональному принятию решений сильно препятствует само устройство человеческой психики. Так, еще в 60-е  годы психологи обнаружили доказательства удивительно мощного влияния  ситуаций на поступки людей, эффект "мухи и слона", где муха – это  рациональный мотив и причины  поступка или решения, а слон –  сиюминутная ситуация. Мы все знакомы  с этим эффектом. В одном из рассказов  Конан-Дойла о Шерлоке Холмсе великий сыщик поясняет Ватсону, почему он не внес в список подозреваемых даму, которая очевидно сильно нервничала, отвечая на его вопросы – у нее просто был не напудрен нос. Самая незначительная деталь, сказанное "под руку", интонация собеседника, внезапная смена настроения часто способны повлиять на поведение человека, перевесив все рациональные и давно обдумываемые аргументы. Объясняя свои поступки, люди также часто вовсе не анализируют, а стараются найти объяснения, которые понравятся им самим и окружающим, и даже анализируя, склонны принимать во внимание именно те аргументы, которые подтверждают их первоначальную позицию, считают более вероятными события, с которыми сами лично встречались.

Объем накопленных данных о таких "отклонениях" от "нормальности" в конечном счете стало уже невозможно не заметить. Муха не имеющих значения погрешностей превратилась в слона – не поддающегося простым объяснениям реального человека, и в 2002 году Нобелевская премия по экономике была вручена экономисту Дэниэлу Канеману за то, что он и другие исследователи показали, что "человеческие решения закономерно отклоняются от стандартной модели". Канеман писал, что "в процессе принятия решения субъекты игнорируют самые основные принципы и правила, лежащие в основе теории рационального выбора". Вместо калькуляции своей выгоды люди просто следуют привычкам и традициям, игнорируя вероятностных журавлей, выбирают надежных синиц в руках, недооценивают возможность отрицательного исхода в "привычных" ситуациях ("ошибка профессионала"), рисковать готовы, как правило, только для того, чтобы избежать беды, а не для получения выигрыша.

Кроме психологических особенностей, серьезно влияют на экономическое поведение  мировоззренческие установки. Например, существует интересная игра "Ультиматум". Ведущий предлагает двум игрокам  некоторую сумму денег. Первый игрок  должен поделиться деньгами со вторым, причем если второго не устроит предлагаемая ему доля, они оба вообще ничего не получат. В соответствии с логикой "Экономического человека", второй участник должен был бы соглашаться на любую, даже самую маленькую сумму, иначе не получит вообще ничего. Однако практика показала, что такие отказы происходят очень часто – предложение слишком маленькой суммы второй игрок воспринимает как неуважительное или оскорбительное к себе отношение и решает лучше вообще лишиться денег и заодно не дать возможность их получить первому игроку. В экспериментах с участием американцев чаще всего соотношение оставляемой и предлагаемой доли составляет 7:3, то есть "уважительным" считается предложение "войти в долю" на условии одной трети. А вот в России, согласно данным экспериментов 90-х годов, чаще всего игроки делили деньги пополам, то есть наши соотечественники были готовы отдать половину, опасаясь, что любое другое предложение будет отклонено. Второй участник отказывался от денег и лишал партнера возможности их получить, если дележ "несправдлив". Тут сразу можно вспомнить пословицы "Выколю себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой". В рамках теории рационального поведения такие поступки вообще выглядят абсурдными, между тем в жизни мы постоянно встречаем ситуации, где люди отказываются от прямой выгоды, если в противоречие с этим входят чувства самоуважения, справедливости, обиды и многие другие неэкономические сущности. Причем это делают вовсе не только какие-нибудь альтруисты-бессребреники.

Информация о работе Экономический человек и рациональное экономическое поведение