Экономический анализ и его роль в управлении организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:47, контрольная работа

Описание работы

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, осноанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
Основные задачи
Виды анализа и т.д.

Файлы: 1 файл

крскр.doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

Экономический анализ и  его роль в управлении организацией

 

 Анализ – это  метод научного исследования  путем рассмотрения отдельных  сторон, свойств, составных частей  чего-нибудь.Термин «анализ» происходит  от греческого слова «analysis» в переводе озночает «разложение», «разделение». Синтез в отличие от анализа есть соединение различных элементов объекта в единое целое. Анализ и синтез – две оставные части научного метода изучения явлений.

Экономический анализ –  это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, осноанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. По сути это система специальных знаний, связанная:

  1. с иследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективным экономических законов и факторов субъективного порядка;
  2. с научным обоснованием бизнес-планов, с объективной оценкой их выполнения;
  3. с выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением их действия;
  4. с раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;
  5. с обобщением передового опыта, с принятием оптимальных управленческих решений.

 

Выделяют макроэкономический анализ и микроэкономический анализ. Макроэкономический анализ изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей. Микроэкономический анализ изучает эти процессы и явления на уровне отдельных предприятий. Он получил название экономический анализ.

Экономический анализ сформировался на базе дисциплин бухгалтерского учета, изучения финансов, статистики и балансоведения из-за практической потребности в комплексном и системном анализе, в связи с развитием производства и банковского дела, а также из-за закономерного развития, и как следствие, укрупнения и усложнения экономических исследований, как науки.

 

 

Предметом экономического анализа являются хозяйственные  процессы и конечные результаты, складывающиеся в результате воздействия объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов. Без данного анализа сегодня невозможно адекватное функционироание любого крупного предприятия.

Предмет экономического анализа определяет стоящие перед  ним задачи.

Основные задачи:

  • повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их разработки;
  • объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов;
  • определение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов;
  • контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;
  • выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;
  • проверка оптимальности управленческих решений.

 

Экономический анализ обосновывает действия решения по управлению предприятием, а значит повышает эффективность работы данного предприятия.

 

Экономический анализ подразделяется на финансовый и управленческий.

Каждый из них имеет  свои особенности и ориентирован на определенное руководство. Тем не менее, они зависимы друг от друга и могут предоставлять взаимно необходимую информацию. Вопросы финансового и управленческого анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, а также в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок. Поэтому виды экономического анализа не разделяются по направлениям. Различают следующие несколько видов экономического анализа. В соответствующей экономической литературе хозяйственный анализ характеризуется по следующим признакам:

  1. отраслевой признак,  где анализ делится на отраслевой , учитывающий специфику конкретной отрасли и межотраслевой, который явлеятся теоретической базой анализа для всех отраслей национальной экономики;
  2. временной признак, где анализ подразделяют на предварительный, который проводится до осуществления хозяйственных операций и последующий, используемый для контроля выполнения плана и оценки результатов деятельности предприятия. В свою очередь последующий делится на оперативный – проводится сразу после совершенствования хозяйственных операций за короткие промежутки времени (смену, сутки, декаду) и итоговый – анализ за отчетный период времени (месяц, квартал, год) для изучения всесторонней деятельности предприятия;
  3. пространственный признак различает анализ в разных областях деятельности: внутрихозяйственный – изучает деятельность только исследуемого предприятия и его подразделений и межхозяйстенный – сравниваются результаты деятельности нескольких предприятий.

 

Также анализ может различаться по субъектам пользователя, по методике изучения, по охвату объектов и содержанию. Рассмотрим их основные признаки:

 

По субъектам пользователя различают  анализ на внутренний (для нужд оперативного и долгосрочного управления деятельностью  предприятия) и внешний (проводится на осноании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, инвесторами).

По методике изучения анализ может  быть:

    • горизонтальный – сравнение результатов хозяйственной деятельности с показателями плана, данными прошлых лет, передовых предприятий;
    • вертикальный (структурный) – определения влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
    • факторный – выявление влияния отдельных факторов на результативный показатель. Факторный анализ в свою очередь может быть детерминироанным (влияние факторов на результативный носит функциональный характер) и стохастическим (связь факторов с результативным явлеятся вероятностной – корреляционной);
    • маржинальный – метод оценки эффективности управления, учитывающий взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли;
    • трендовый – определение основной тенденции динамики показателя, с помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем;
    • фуекциональностоимостной – метод выявления резервов.

По охату изучаемых  объектов анализ подразделяется на сплошной - изучение всех объектов и выборочный - обследование только некоторых объектов.

По содержанию анализ может быть комплексным - деятельность предприятия изучает всесторонне и тематическим - изучаются только отдельные стороны, предсталяющие наибольший интерес.

 

 

 

 

 

 

 

Роль анализа как  средства управления производством  на современном этапе возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами:

    • необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефецита и стоимости сырья, повышением наукоемкости и капиталоемкости производства, обострением внутренней и внешней конкуренции;
    • отходом от командоадминистративной системы управления и постепенным переходом к рыночной экономике, в которой усиливается ответственность за последствия принимаемых решений.

В этих условиях  руководитель предприятия не может рассчитывать только на свою интуицию и примерные  прикидки в уме. Управленческие решения  и дейстия должны быть осноаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность. Недооценка роли экономического анализа, ошибки в планах и управленческих действиях всовременных условиях приносят чувствительные потери.

Роль экономического анализа в управлении организацией заключается в том, что он:

  1. позволяет установить основные закономерности развития предприятия, выявить внутренние и внешние факторы, стабильный или случайный характер отклонений и является инструментом обоснованного планирования;
  2. способствует лучшему использованию ресурсов, выявляя неиспользованные возможности, указывая направления поиска резервов и пути их реализации;
  3. способствует воспитанию коллектива организации в духе бережливости и экономии;
  4. воздействует на совершенствование механизма самоокупаемости предприятия, а также самой системы управления, вскрывая ее недостатки, указывая пути лучшей организации управления.

 

Результаты экономического анализа необходимы для людей  с соответствующими должностными обязанностями  внутри предприятия организаций, являющихся субъектами данного анализа, которые выступают как непосредственно так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. Каждый из них изучают информацию со своих позиций, руководствуясь своими интересами в сфере деятельности предприятия. Однако, только руководство предприятия может углубить анализ, используя не только данные отчетности, но и данные всей системы хозяйственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.

 

Субъектами анализа выступают заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. Существует две группы пользоватлей внешние и внутренние.

К внешним  пользователям относятся:

    • собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и др.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам – целесообразность продления кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам – выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т. д.
    • субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, профсоюзы.

К внутренним пользователям относятся руководители предприятия различных уровней. Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.

 

Цели субъектов анализа  могут быть самыми различными, но для  них всех главным является получение экономической информации, позволяющей дать точную оценку, как текущего состояния объекта, так и ожидаемых перспектив его развития. Хотя, как правило, внешние субъекты анализа могут использовать только данные публичной финансовой отчетности о деятельности предприятия. Стандартизация финансового учета и публичной финансовой отчетности призвана оберегать интересы всех партнеров предприятия, в то же время, сохраняя коммерческую тайну предприятия.

 

 

 

 


Информация о работе Экономический анализ и его роль в управлении организацией