Экономические системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:13, реферат

Описание работы

Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться
(постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………... 3
1. история экономических систем…………………………………………………………….. 4
1.1. Доиндустриальное общество…………………………………………………………….. 4
1.2 Индустриальное общество…………………………………………………………………4
1.3 Постиндустриальное общество…………………………………………………………… 5
2. Экономические системы и их сущность………………………………………………….... 6
2.1. Типы и модели экономических систем………………………………………………….. 6
2.2 Рыночная экономика……………………………………………………………………... 9
2.2.1 Характеристика рыночной системы…………………………………………………... 9
2.2.2 Оценка роли рыночной системы………………………………………………………. 10
2.3 Смешанная экономика………………………………………………………………..….. 11
2.3.1 Модели смешанной экономики…………………………………………………........... 12
2.3.2. Характеристика смешанной системы хозяйства…………………………………….. 13
2.4 Административно-командная система………………………………………………..… 14
2.4.1 Механизм принятия экономических планов………………………………………….. 15
2.4.2 Факторные доходы……………………………………………………………………... 15
2.4.3 Бюджетное ограничение……………………………………………………………….. 16
3. Проблема координации в различных экономических системах………………………….17
Заключение……………………………………………………………………………………...20
Литература………………………………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

эк.системы.docx

— 71.04 Кб (Скачать файл)

В каждый данный момент времени все системы координации экономической деятельности сосуществуют в конкретных экономических системах, соединяясь в различных соотношениях. Как было показано, каждая система имеет свои выгоды и слабые стороны. В условиях рыночной системы затраты экономической деятельности, связанные в данном случае с осуществлением рыночных сделок, приобретают форму трансакционных издержек. В их состав входят издержки сбора и обработки информации, связанные с определением предмета сделки, получением ценовой и иной информации, определением своей позиции, поиска партнера, распространением информации о желании вступить в сделку; издержки проведения переговоров и принятия решения, в том числе выработки условий рыночного соглашения и его оформления в соответствующем юридическим нормам виде; издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта, такие как контроля за качеством и иными характеристиками предмета сделки, определения и защиты прав собственности (в том числе в судебном порядке), проверки и обеспечения соблюдения условий соглашения.

Затраты экономической деятельности, связанные с функционированием админи-стративной системы, принимают вид административных издержек. К ним относятся издержки информационного обеспечения (получения информации о состоянии управля-емых объектов и ее переработки); издержки подготовки административных решений (выработки проектов решений, их согласования в различных подразделениях админи-стративного аппарата, утверждения имеющими право принятия решения); издержки исполнения (доведения принятых решений до непосредственных исполнителей, обеспечения правовых условий выполнения, включая распределение полномочий, контроля вышестоящих организаций, функционирования системы стимулов и санкций).

Сопоставление уровней трансакционных и административных издержек определяет соотношение и границы действия рыночного и административного механизмов в данной конкретной экономической системе. Рынок обеспечивает наиболее экономное функционирование процесса координации, сводя одну из частей трансакционных издержек (на сбор информации) до минимума.

Проблема координации в рыночных условиях анализируется с помощью модели кругооборота и модели спроса и предложения.

Модель кругооборота разделяет экономику на два сектора: домашние хозяйства и фирмы. Домашние хозяйства используют доходы, которые они получают от продажи своих ресурсов — труда, капитала и земли, для покупки товаров и услуг от фирм. Фирмы используют деньги, которые они получают от продажи товаров и услуг, для покупки ресурсов у домашних хозяйств.

Именно домашние хозяйства решают, что потреблять, а следовательно — что производить. Эти решения должны послужить основой производственных планов фирм. Фирмы должны скоординировать свои решения по использованию ограниченных ресурсов.

В рыночной системе задачу координации решают два типа рынков: рынок производственных ресурсов и рынок потребительских благ. Модель спроса и предложения дает объяснение взаимодействия предпринимательского сектора и сектора домашних хозяйств. Когда два сектора взаимодействуют по поводу купли-продажи на товарном рынке, модель определяет цену и количество продаваемых товаров. Когда они взаимодействуют по поводу купли-продажи на рынке ресурсов, они определяют цену и количество ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение хотелось бы сказать о нашей стране; что ее ждет в ближайшем будущем, какой путь экономического развития она изберет? 
Россия сегодня имеет монетарную экономику с наемным трудом, правда, с некоторыми ограничениями. Она пока не управляется рыночным соглашением, то есть еще не является рыночной экономикой. При наличии финансового отношения без финансового рынка и плохо установленных и плохо контролируемых прав собственности едва ли можно квалифицировать ее как экономику с капиталистическим началом, даже монополистическим. Напротив, можно отметить, что это экономика с финансовой олигархией, осуществляющая отчасти первичное накопление капитала.

Следовательно, главная проблема для России - развитие рыночной экономики на базе монетарной экономики с наемным трудом и финансовой олигархией, то есть приведение в действие рыночного соглашения. Тенденция к разбросу цен как раз и свидетельствует об отсутствии единого рынка. Эта трудность установления рыночного соглашения и служит одним из проявлений российской специфики или, в более общем плане, тем, что отделяет постсоветский "первый мир" от "второго мира" - Центральной Европы.

Основные очаги сопротивления рынку находятся в России за пределами производственной системы, вдали от давления конечного платежеспособного спроса. Напротив, они близки к власти как к центральной, так и региональной. 
Чего же не хватает России, чтобы перейти к рынку? Прежде всего - правовой регуляции, которая не выступает в России частью исторического наследства. 
Право определяет отношения между равными - правила игры, одинаковые для всех и являющиеся предпосылками установления рыночного соглашения. Это именно то, что обычно называют конкуренцией. Напротив, российская вертикальная организация способствует тому, чтобы систематически избегать этого правила. 
Каково возможное будущее российской экономики? Первый путь состоит в следовании традиционной схеме, согласно которой модернизация российского общества осуществляется "сверху", государством или правящей верхушкой. Это как раз путь, выбранный российскими реформаторами, но "завязший" в олигархических интересах и рентоориентированной логике. Условием реализации такого сценария является усиление центральной государственной власти, которое может быть достигнуто только путем эволюции в сторону авторитарности.

Второй сценарий ведет к формированию слабого государства и победе финансовой олигархии. Это катастрофический сценарий с экономическим застоем и огромной социальной дифференциацией за счет перераспределения ренты, что наблюдалось в Латинской Америке, Азии или даже в Африке. Вполне возможно вмешательство армии для обеспечения социального мира. Способна ли в таком случае финансовая олигархия изменить свое поведение и стать основным субъектом модернизации страны, борясь с установками на получение ренты? 
Подобное возможно лишь при угрозе наступления политических изменений, опасных для олигархии, которая решит тогда объединить силы реформаторов, чтобы выжить, и революционизировать общество, чтобы предотвратить угрозу.

Может быть, Россию спасет третий сценарий, к сожалению маловероятный. 
Это - демократический вариант, требующий прихода к власти новых людей, способных предложить план развития, который найдет отклик у населения. 
Основным условием является "освобождение" бюджета от финансовой олигархии.

Сценарий был бы в данном случае близким к польскому: инициатива мелких предпринимателей постепенно изменила бы соглашения и правила игры, действующие в экономике, которые затем распространяется на крупные приватизированные предприятия, враждебно относящиеся к изменениям. Можно поручиться, что при таком сценарии впервые в своей истории российское общество может модернизироваться "снизу".

В следующее тысячелетие Россия войдет с проблемой бедности. В числе 
"новых бедных" больше других рискуют оказаться менее квалифицированные и менее образованные работники ВПК, гигантов тяжелой промышленности, отсталых производств, которые, вероятнее всего, перейдут в разряд нищих.  
Нуждающимися и необеспеченными могут стать значительные контингенты квалифицированных, хорошо образованных молодых работников ВПК, гигантов промышленности, а также депрессивных регионов. Именно в среде квалифицированных работников ВПК, тяжелой промышленности, прикладной науки локализуется фокус, центральная точка современной российской бедности. В ближайшие 15 - 20 лет именно они останутся лучшей частью трудового потенциала России. 

Выравнивание доходов в обществе произойдет лишь в результате действия ряда факторов, связанных с долгосрочными тенденциями экономического роста, фискальной политикой государства и перераспределением доходов посредством трансфертных платежей, проведением активной государственной политики доходов. Последняя призвана решать две главные задачи: регулировать рост заработной платы с целью стабилизации цен и поддерживать уровень доходов посредством программ социального страхования и государственной помощи. Один из признаков оптимизации распределения доходов в обществе - преобладающее возрастание доли средних доходов и значительное сокращение доли наиболее высоких доходов в общем "котле". В рамках политики регулирования доходов перспективно - об этом свидетельствует опыт ФРГ - освоение механизмов добровольного (автономного от государства) регулирования заработной платы, предоставляющих союзам предпринимателей и наемных работников право на свободные переговоры по заключению тарифных соглашений без вмешательства государства. Роль государства при такой системе - определение законодательных рамок, регулирующих трудовые отношения.

Главной проблемой современного периода формирования научных экономических систем в отечественной экономической науке можно считать проблему совмещения универсальных подходов, выработанных мировой экономической мыслью, с необходимостью отражения сложной картины современной экономической действительности.

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Нуреев Р. М. основы  экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для вузов. - М.: Высш. шк., 1996.- 447с.

2. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. М, Республика, 1992, С.47, 118

3. Курс экономической  теории/ Под ред. Чепурина М. Н. проф. Киселевой Е. А.Киров, 1994

4. Экономика: учебник/Под ред. Доц. А. С. Булатова. - М.: Издательство БЕК,1994.-632 с.

5. Курс экономической  теории. Общие основы экономической  теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие/под. Общ. Ред. А. В. Сидоровича - М.: МГУ им. Ломоносова, "ДИС", 1997.-734 с.

6. Л.Ходов административное воздействие и моральное убеждение в госрегулировании рыночной экономики.//Российский экономический журнал№4, 1997

7. Емцов Р. Г. Лукин М. Ю. Микроэкономика: Учебник. М.: МГУ им. М. В.Ломоносова, 1999

8. А. Нестеренко Социальная  рыночная экономика: концептуальные  основы, исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики №8, 1998

9. И. самсон Придет ли Россия к рынку? //Вопросы экономики №8 1998

10. Оппенлендер К.Х. Необходимость и предпосылки новой инновационной политики. //Вопросы экономики. - 1996. - № 10.

11. Е. Платонова. Экономические  системы и их трансформация.// МЭиМО, 1998.

 

 


Информация о работе Экономические системы