Экономические школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

Меркантилизм (от итал. merkante – торговец) - Томас Мен (1571-1641), А.Монкретьен (1575–1622), Уильям Стаффорд (1554—1612), Кольбер; 1. Богатство – это, прежде всего золото, на которое можно все купить. Его приносит торговля, главным образом – внешняя, значит, золото нужно ввозить, не допуская вывоза, а потому исследовать надо только сферу обращения.
Система взглядов экономистов XV—XVII вв. В России: Ордин-Нащекин (1605-1680), Петр I (1672-1725), И.Т.Посошков (1652-1726) и др. 2. Источник богатства меркантилисты видели в деньгах. Их теоретические попытки объяснять погоню за деньгами сыграли важную роль в возникновении классической политической экономии.

Файлы: 1 файл

ekonomicheskie_shkoly_m-105_Voytenko.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Название направления  и период его возникновения

Представители

Основные положения

 

Меркантилизм 

(от итал. merkante – торговец)

 

 

 

Система взглядов экономистов XV—XVII вв.

Томас Мен (1571-1641), А.Монкретьен (1575–1622), Уильям Стаффорд (1554—1612), Кольбер;

 

В России:

Ордин-Нащекин (1605-1680), Петр I (1672-1725), И.Т.Посошков (1652-1726) и др.

1. Богатство – это, прежде всего золото, на которое можно все купить. Его приносит торговля, главным образом – внешняя, значит, золото нужно ввозить, не допуская вывоза, а потому исследовать надо только сферу обращения.

2. Источник богатства меркантилисты видели в деньгах. Их теоретические попытки объяснять погоню за деньгами сыграли важную роль в возникновении классической политической экономии. Сам же меркантилизм не стал действительной наукой. Его можно назвать предысторией буржуазной политической экономии.

3. Действительная наука началась с тех исследований, которые перешли от анализа обращения (торговли) к анализу производства.

4. Необходимость поддержания активного торгового баланса государства (превышения экспорта над импортом);

5. Признание пользы привлечения в страну золота и других драгоценных металлов с целью повышения её благосостояния;

6. Деньги — стимул торговли, поскольку считается, что увеличение массы денег увеличивает объём товарной массы;

7. Приветствуется протекционизм, направленный на импортирование сырья и полуфабрикатов и экспортирование готовой продукции;

8. Ограничение на экспорт предметов роскоши, т. к. он ведет к утечке золота из государства.

 

 

Классическая политическая экономия

 

 

Экономическое течение конца XVIII – начала XIX в.

 

 

 

У.Петти  (1623-1687), Буабильгер

 

В России:

Н.С.Мордвинов (1754-1845), декабрист Тургенев (1789-1871), М.М.Сперанский(1772-1839) и др.

 

 

 

1. Источником богатства является производство, а не торговля, в которой лишь обмениваются созданные блага. Истинным богатством являются не деньги, а товары.

2. Сделала главным объектом изучения сферу производства, а не обращения.

3. Раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров как источника богатства общества.

4. Доказала, что экономика должна регулироваться рынком и иметь свои законы, которые объективны, т.е. не могут быть отменены ни королями, ни правительствами.

5. Выявила источники доходов всех слоев общества: предпринимателей, рабочих, земельных собственников, банкиров, торговцев.

6. Человек рассматривается только как "экономический человек", который стремится к собственной выгоде, к улучшению своего положения. Нравственность, культурные ценности во внимание не принимаются.

 

 

 

Физиократы

(от греч. Physis – природа, kratos – власть)

 

Она сформировалась во Франции в  середине XVIII в. и является французским вариантом  классической политической экономии.

 

Франсуа Кенэ (1694-1774),

Анн Робер  Жак Тюрго( 1727-1781)

 

 

 

1. Физиократы считали, что источником богатства является производство, хотя и существует только одна его отрасль – сельское хозяйство.

2. Они полностью игнорировали промышленный труд и промышленный продукт – в этом их ошибка.

3. Заслуга же в том, что они перенесли исследования источника богатства из сферы обращения в сферу производства, а носителями богатства стали считать не деньги, а товары.

4. Налогообложение:

а) Должно быть основано непосредственно  на самом источнике доходов; 
б) Должно быть, в известном постоянном соотношении с этими доходами; 
в) Не должно быть слишком обременено издержками взимания.

 

 

 

Марксизм

 

 

Появился, как логическое продолжение учения А.Смита и Д.Рикардо в середине XIX в..

 

Карл Маркс (1818-1883)

Фридрих Энгельс (1820-1895)

 

В России:

Г.А.Плеханов (1856-1918), В.И.Ленин (1870–1924),

М.А. Бакунин (1814-1876), Г.А.Лопатин (1845-1918) и др.

  Основные труды К.Маркса: «Экономическо-философские рукописи» (1844); «К критике гегелевской философии права» (1844); «Святое семейство» (1845), «Немецкая идеология» (1845-46), обе совместно с Ф. Энгельсом; «Нищета философии» (1847); «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» (1850); «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852); «Гражданская война во Франции» (1871); «Критика Готской программы» (1875).

 

1. Предметом своего исследования Карл Маркс считал капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена, а конечной целью – открытие экономических законов капитализма. Присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства.

2. Экономическое учение К.Маркса явилось причиной классической политэкономии.

3. Созданное им экономическое учение было основано на немецкой классической философии (Гегель, Фейербах), английской классической политической экономии (А.Смит, Д.Рикардо), французском утопическом социализме (Сен-Симон, Фурье) и в течение 70 лет являлось государственной идеологией в СССР.

4. Его учение об общественно-экономических формациях и причинах их смены позволило рассматривать историю человечества в виде логической системы, а не хаоса фактов.

5. Впервые в истории экономической науки капитализм был исследован им не фрагментально, а как единая система законов и категорий, что позволило ему:

  • раскрыть двойственный характер труда (конкретный и абстрактный);
  • вскрыть противоречия товара (между меновой и потребительской стоимостью);
  • развить учение о прибавочной стоимости;
  • раскрыть сущность наемного труда и капиталистической эксплуатации;
  • развить теорию средней прибыли, заработной платы, ренты и процента;
  • разработать теорию воспроизводства и кризисов.

 

Ленинизм (XX в.)

Учение В.И. Ленина, развившего в  новых исторических условиях теорию марксизма:

- материалистическая диалектика;

- теория классовой борьбы и  диктатуры пролетариата;

- учение о государстве и революции,  партии;

- теория империализма.

Маоизм (50 – 70-е  гг. XX в.)

Теоретическое учение Мао Цзэдуна, которое характеризуется:

- идеологическими и моральными  стимулами к труду;

- форсированием экономического  развития за счёт внутренних  ресурсов с использованием массового  физического труда;

- относительной экономической  изоляцией.

Австромарксизм (начало XX в.)

Течение в западно-европейской социал-демократии, представители которой считали, что теоретические взгляды не имеют прямой связи с политической практикой; отстаивали теорию культурно-национальной автономии, не учитывающей территориального расселения нации.

 

Неоклассическое направление

 

Возникло в 70-80-х гг. XIX в., когда произошел существенный скачок в движении экономической теории

 

У.С.Джевонс (1835 – 1882), Л.Вальрас (1834-1910),

В.Парето (1848-1923),

И.Фишер (1771-1853),

Карл Менгер (1840-1921),

Ойген Беем-Баверк (1851-1914),

Фридрих фон Визер (1851-1926),

Альфред Маршалл (1842-1924)

Адам Смит (1723-1790):

Лекции по юриспруденции (1766), Исследование о природе и причине богатства народов (1776),

Мысли о состоянии соревнования с Америкой (1778;

Давид Риккардо (1772-1823)

1. Денежная масса, находящаяся в обращении, играет определенную роль в стабилизации и развитии рыночной экономики.

2. Отвергнув марксистский, классовый подход в изучении экономики, неоклассики стремились исследовать «чистую экономику», отвлекаясь от характера общественных отношений, в рамках которых она организованна.

3. Отошли от изучения объективно действующих законов, сконцентрировав внимание на изучении внешних форм  проявления этих законов.

4. Используя принцип А.Смита «laissez faire» - «ласэ фэр» («предоставьте свободу действовать»), т.е. невмешательства государства в экономику, неоклассики ратовали за рыночный, а не государственный механизм установления равновесия между производством и потреблением, выступали за свободу частного предпринимательства.

5. Используя микроэкономический подход к описанию экономики, они перешли от трудовой оценки стоимости товара к субъективной теории предельной полезности, поставив в центр своих исследований субъективно-психологические мотивы поведения отдельных хозяйствующих субъектов.

6. Неоклассики заложили базу для более поздних теорий, которые ныне составляют «новый классический экономикс», лежащий в основе курса, преподаваемого во всех университетах мира под названием «мейнстрим» (mainstream – основное течение).

7. Маржиналистский подход неоклассиков имеет существенное негативное качество: он излишне математизирован, переполнен абстрактными рассуждениями, перегружен графиками, формулами, а главное – несоциален.

 

Кейнсианство

 

Первая половина ХХв.

 

Д.М.Кейнс (1883-1946)

Денежное обращение  и финансы в Индии (1913),

Экономические последствия  мира (1919), Трактат о денежной реформе (1923),

Трактат о деньгах (1931),

Общая теория занятости, процента и денег (1936),

Трактат о вероятности

1. Макроэкономическая теория, признающая и обосновывающая необходимость и значимость государственного регулирования рыночной экономики.

2. В отличие от своих предшественников кейнсианская теория разработала макроэкономический метод исследования экономики.

3. Обосновала необходимость и назвала конкретные рычаги государственного регулирования рыночной экономики, как во время кризиса, так и на длительную перспективу.

4. Циклической развитие экономики (спад, оживление, подъем) объясняла не объективными законами, а психологией людей: их стремление по мере роста дохода больше сберегать, чем потреблять, результатом чего становится уменьшение «эффективного спроса», которое приводит к замедлению темпов роста производства и занятости.

 

 




 

 

 

 

 

 

Монетаризм

 

Возник в 1950-е годы как ряд  эмпирических исследований в области денежного обращения.

 

 

 

М.Фридмен (1912-2006);

 

В России неудачные монетаристские преобразования в начале 90-х гг. ХХ в. предпринимались Е.Гайдаром (родился в 1956).

 

1.Регулирующая роль государства в экономике должна быть ограничена контролем над денежным обращением;

2.Рыночная экономика – саморегулирующая система. Диспропорции и другие отрицательные проявления связаны с избыточным присутствием государства в экономике;

3.Денежная масса влияет на величину расходов потребителей, фирм. Увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей – к росту цен и инфляции;

4.Инфляция должна быть подавлена любыми средствами, в том числе и с помощью сокращения социальных программ;

5.При выборе темпа роста денег необходимо руководствоваться правилами «механического» прироста денежной массы, которое отражало бы два фактора: уровень ожидаемой инфляции; темп прироста общественного продукта.

 

 

Институционализм

 

Зародился в начале ХХ века в США

 

 

Т.Веблен (1857-1929), У.Гамильтон (1805-1865)

( применил термин «Институционализм»  в 1916г.)

 

1. Акцентируется внимание на роли социальных институтов в экономическом развитии.

2.Традиционный институционализм рассматривает не частные случаи, а обобщения ( теории постиндустриального, постэкономического общества, теория конвергенции и экономика глобальных проблем). Неоинституционалисты идут об общих принципов к выявлению конкретных явлений общественной жизни: выясняют сущность взаимовыгодного обмена       (контрактная парадигма), институциональной среды (правила игры), предварительных и реализованных соглашений и т.д.

3.Традиционный институционализм пытается изучать экономические проблемы методом других наук: социологии, психологии, юриспруденции. «Новые» идут другим путем: изучают правовые и другие проблемы с применение современной макроэкономики и теории игр. Такое явление получило название «экономического империализма».

4.В фокусе внимания «старых» институцианалистов находились действия коллективов (профсоюзы, государство), не затрагивающих интересов индивидов. Напротив, «новые» институционалисты изучают поведение индивида, который по своей воле решает, чем и где ему следует заниматься.


 

 

Маржинализм

 

Маржиналистская революция проходила в 2 этапа. Первый этап охватывает 70-80 гг. XIX в., второй этап (1890-е гг.) получил название неоклассической школы

 

Карл Менгер (1840-1921) — основоположник австрийской школы маржинализма;

Эйген фон  Бём-Баверк (1851-1914);

Фридрих фон Визер

«О происхождении и  основных законах хозяйственной  ценности» (1884), «Теория общественного хозяйства» (1914) и «Естественная ценность» (1889);

Уильям Стенли Джевонс (1835-1882);

Френсис Эджуорт (1845-1926);

Леон Вальрас (1834-1910);

Вильфредо Парето (1848-1923);

Джон Бейтс  Кларк (1847-1910)

 

Основные положения  маржинализма следующие:

  • использование предельных величин как инструментов для анализа изменений экономических явлений;
  • основой изучения является поведение отдельных фирм и понятие потребности покупателя;
  • исследование рационального распределения ресурсов и нахождение оптимального использования этих средств;
  • предметом анализа являются вопросы устойчивого состояния экономики не только на макро-, но и на микроуровне;
  • широкое применение математических методов для принятия оптимальных решений статистических задач;
  • гедонизм, то есть жизнь ради счастья.

 

Австрийская школа

 

Карл Менгер

 «Исследования о  методе общественных наук и  политической экономии в особенности» (1883), «Ошибки историзма в немецкой  политической экономии» (1884), «Основания политической экономии» (1871);

 Эйген фон Бём-Баверк

«Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886), «Позитивная теория капитала» (1889) и «Капитал и прибыль» (1884—1889)

Основные положения австрийской  школы маржинализма:

  • в трудовой теории стоимости внимание этой школы сосредоточено на

потребительной стоимости, полезности;

  • представители школы ввели в экономическую науку понятие

субъективной полезности (ценности), определив последнюю как основу

ценообразования. Субъективная полезность - значимость данной вещи для данного человека;

  • заменили термины классической политэкономии «стоимость» и «товар»

на «ценность» и «экономическое благо»;

  • применяли принцип монизма - единым основанием цены признавалась

полезность.

 

Кембриджская школа

 

Основатель школы А.Маршалл (1902-1984)

«Экономика промышленности» (1879), «Принципы экономической науки» (1890-1891), «Элементы экономики промышленности» (1892), «Промышленность и торговля» (1919), «Деньги, кредит и торговля» (1922). «Принципы политической экономии»

      Для них характерны субъективно-психологический подход к объяснению экономических категорий, отказ от поисков объективно существующих экономических законов, стремление применить теорию эволюции к общественному развитию. Исходным пунктом теории Маршалла стал постулат: ни спрос, ни предложение не имеют приоритета с точки зрения определения цен, а являются равноправными элементами механизма рыночного ценообразования. В частности, Маршалл констатировал рост спроса при падении цен и уменьшении спроса при их увеличении. Устойчивая цена (цена равновесия) устанавливается в точке пересечения кривых спроса и предложения, когда спрос уравновешивается предложением. Цена же спроса определяется полезностью товара, которая представляет собой максимальную цену, что покупатель готов платить за товар. Движение спроса определяется убывающим характером роли спроса и др. причинами.

 

Американская  школа

 

Джон Бейтс Кларк  (1847 - 1938г.г.)

«Философия богатства» (1886); «Проблема монополии» (1904); «Распределение богатства» (1908).

      Главным отличаем этой теории от разработок австралийской и кембриджской школ стало анализ проблем производства и распределения, опиравшийся на концепцию предельной производительности труда и капитала.

    Кларк сформулировал три «универсальных», по его мнению, экономических закона: закон предельной производительности, закон специфической производительности и закон убывающей производительности.

   Для Кларка разделение всего дохода на общества на различные виды (заработная плата, процент и прибыль) непосредственно и целиком является “предметом экономической науки”. Названные виды дохода, считает Кларк, получаются соответственно “за выполнение работы”, “за предоставление капитала”, “за координирование заработной платы и процента”.

 

Лозаннская  школа

 

Леон Вальрас (1834 - 1910)

«Элементы чистой политической экономии» (1877); «Этюды социальной экономии» (1896); «Этюды прикладной политической экономии» (1898);

 Вильфредо Парето  (1848 - 1923)

«Курс политической экономии» (1898), «Учение политической экономии» (1906) и «Трактат по общей социологии» (1916)

   Именно представители лозаннской школы, наряду с английскими маржиналистами У. С. Джевонсом и Ф. И. Эджуортом, оказались инициаторами внедрения в экономическую науку математических методов, особенно методов дифференциального исчисления.

   Другой важной характеристикой  подхода лозаннцев к анализу  экономики было ее уподобление  механическим системам. В этом  они резко отличались от австрийцев  и были близки к экономистам-классикам; более того, можно сказать, что по механистичности своего анализа они пошли гораздо дальше последних. Для классиков уподобление экономики механическим объектам имело значения с точки зрения выдвижения идеи о том, что ей внутренне присущи универсальные и объективные законы. Что же касается представителей лозаннской школы, то для них такое уподобление было важно потому, что позволяло представлять экономику как равновесную систему.

    Это еще одна, быть  может, самая значительная характеристика  подхода лозаннцев. Они впервые осуществили анализ хозяйства с точки зрения общего равновесия; впоследствии моделирование на основе идеи общего равновесия стало одной из характерных черт магистрального направления современной экономической теории.

 

Английская  школа

 

Уильям Стенли Джевонс (1835-1882)

«Теория политической экономии» (1871) и 

«Принципы науки» (1874);

Френсис Эджуорт (1845-1926)

«Математическая психика» (1881)

    Субъективизм маржинальных  идей в трудах Джевонса очевиден  из следующего:

  • Во-первых, максимальное удовлетворение потребностей при минимуме усилий является, на его взгляд, сугубо экономической задачей, не связанной с политическими, моральными и другими факторами. При этом приоритетное значение придавалось им проблематике полезности, т.е. потребления и спроса.
  • Во-вторых, рассматривая полезность и ценность по функциональной зависимости, Джевонс считал, что цена товара функционально зависит от предельной полезности, а последняя, в свою очередь, зависит от товарных цен, обусловленных издержками производства. Это значит, что он не придавал самостоятельного значения издержкам и предельной полезности.
  • В-третьих, он разделял положение «классиков» о совершенной конкуренции, позволяющей продавцам и покупателям иметь доступ друг к другу и обладать полной взаимной информацией. Отсюда он пришел к заключению, что субъекты рынка обеспечивают получение человеком такой комбинации товаров, которая в наибольшей степени удовлетворяет его потребности. В этом свидетельство постижения им принципов предельного анализа («законов Госсена»).

Джевонс сформулировал закон убывающей предельной полезности и с его помощью пришел к уравнению обмена: в состоянии равновесия отношения приращений потребляемых товаров должны равняться соответствующим соотношениям интенсивности потребностей, удовлетворяемых в последнюю очередь. По сути это условие потребительского равновесия: пропорциональность предельных полезностей относительным ценам.

 

Эджуорт установил закон роста  производства фирмы: этот рост выгодно  продолжать до тех пор, пока предельная выручка не сравняется с предельными издержками. Также он ввел понятие кривых безразличия.



Информация о работе Экономические школы