Экономические школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 20:31, доклад

Описание работы

Меркантилизм (итал. il mercante, торговец, купец, от лат. mercanti, торговать) — система доктрин, выдвигавшихся авторами трактатов XVI—XVIII вв., обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном в форме протекционизма - установления высоких импортных пошлин, субсидий национальным производителям и т.д. Термин был предложен Адамом Смитом[1], критиковавшим труды меркантилистов. Смит утверждал, что меркантилисты, которые в большинстве являлись экономистами-практиками, отстаивали интересы торгово-монополистических институтов Ост-Индской компании и др. Однако впоследствии такая трактовка была оспорена

Файлы: 1 файл

1 Меркантилизм.docx

— 25.77 Кб (Скачать файл)

№1 Меркантилизм (итал. il mercante, торговец, купец, от лат. mercanti, торговать) — система доктрин, выдвигавшихся авторами трактатов XVI—XVIII вв., обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном в форме протекционизма - установления высоких импортных пошлин, субсидий национальным производителям и т.д. Термин был предложен Адамом Смитом[1], критиковавшим труды меркантилистов. Смит утверждал, что меркантилисты, которые в большинстве являлись экономистами-практиками, отстаивали интересы торгово-монополистических институтов Ост-Индской компании и др. Однако впоследствии такая трактовка была оспорена. По мнению английского историка Ч. Уилсона, в конце XVII века в Англии в выработке меркантилистских законов участвовал более широкий круг людей, чем купцы и промышленники. Как результат меркантилистской политики этот автор указывает, помимо удовлетворения интересов английских купцов и промышленников, также на увеличения занятости, на снятие предпосылок спекуляции на продовольствии, на увеличение поступлений в госбюджет и на упрочение национальной безопасности.

Ранний меркантилизм (XV - XVI вв.)

Основные  положения:

  • всестороннее ограничение импорта товаров
  • вывоз золота и серебра из страны карался смертной казнью
  • установление высоких цен на импортируемые товары
  • главной являлась теория денежного баланса, которая обосновала политику, направленную на увеличение денежного баланса
  • в целях удержания денег в стране запрещался вывоз за границу денег, и сумму, вырученную за товар, тратить на покупку местных товаров.

Поздний меркантилизм (2ая пол. XVI - XVII вв.)

Основные  положения:

  • снятие жёстких ограничений по импорту товара и вывозу денег
  • доминирует идея торгового баланса
  • появляется протекционизм экономической политики государства
  • характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путём вывоза готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли в связи с чем разрешается вывоз денег за границу
  • появляется принцип покупки дешевле в одной стране и продажи дороже в другой
  • как указывает Иммануил Валлерстайн, основной идеей меркантилистов той эпохи была также защита страны и её населения от деградации, связанной с режимом свободной торговли

 

Физиокра́ты (фр. physiocrates, от др.-греч. φύσις — природа и κράτος — сила, власть, господство) — французская школа экономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 г. Франсуа Кёне и получившая название «физиократия» (фр. physiocratie, то есть «господство природы»), данное ей первым издателем сочинений Кёне, Дюпон де Немур ввиду того, что единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу. Впрочем, это название могло бы характеризовать учение физиократов и в другом отношении, так как они были сторонниками «естественного порядка» (ordre naturel) в хозяйственной жизни общества — идеи, родственной понятиям естественного права или естественного закона в рационалистическом смысле философии XVIII в.

Термин "физиократы" вошел в употребление лишь в XIX в., при жизни Кёнэ и его учеников они себя называли "экономистами", а свое учение - "политической экономией".

 

Положения

Физиократы решали вопрос о том, как должны складываться экономические  отношения между людьми при свободном  действии естественного порядка  и каковы будут принципы этих отношений. Подобно школе А. Смита и при  том раньше её физиократы высказывали  убеждение, что предоставление полной свободы действию естественных законов  одно только способно осуществить общее  благо. В связи с этим находятся  и требование уничтожения старых узаконений и учреждений, задерживающих  беспрепятственное проявление естественного  порядка, и требование невмешательства  государственной власти в экономические  отношения — желания, одинаково  характеризующие и физиократов, и «классическую» школу. Наконец, в  обоих случаях мы имеем дело с  реакцией против меркантилизма, который (в своем французском варианте) односторонне покровительствовал только торговле и обрабатывающей промышленности; но физиократы впали в другую односторонность, которой избежала теория, созданная  А. Смитом.

 

Физиократы противопоставили торговле и обрабатывающей промышленности сельское хозяйство как единственное занятие, дающее излишек валового дохода над издержками производства, а потому и единственно производительное. Поэтому в их теории земля (почва, силы природы) является единственным фактором производства, тогда как А. Смит рядом  с этим фактором поставил два других, труд и капитал — понятия, играющие такую же важную роль во всем дальнейшем развитии политической экономии, как  чистой науки. В этом последнем отношении  физиократов скорее можно считать  предшественниками, чем основателями политической экономии.

 

Термин «физиократия» употребляется в двояком смысле, а именно чаще всего в более узком значении известной экономической доктрины, реже — в более широком смысле целой теории общества, с социальными и политическими выводами. Первый взгляд на физиократов господствует у иностранцев, второй свойственен французам. Нет сомнения, что главное значение физиократы имеют в истории политической экономии, но из-за этого не следует забывать их политические взгляды, делающие их наиболее видными представителями просвещённого абсолютизма во Франции.

Происхождение теории

Английские, а за ними немецкие и  русские историки политической экономии считают обыкновенно родоначальником  этой науки Адама Смита, но французские  и ряд других историков видит  её начало в учении физиократов, которые  создали первую систематическую  теорию политической экономии. В своей  специальной работе о Тюрго как  экономисте немецкий учёный Шеель считает физиократов истинными родоначальниками политической экономии, называя «смитианизм» лишь «английским видом физиократизма». Такого же мнения придерживается историк С.Каплан в своем труде о политике и политической экономии Франции эпохи Людовика XV: он фактически ставит знак равенства между физиократами и либеральными экономистами - последователями А.Смита. Сам Адам Смит был вхож в кружок физиократов Франсуа Кёнэ и собирался посвятить последнему свою главную работу "Богатство народов", но изменил свое намерение после смерти французского политэконома, произошедшей незадолго до публикации[3]. Это прямо указывает на заимствование Смитом основных положений своего учения у Франсуа Кёнэ и физиократов.

Появлению физиократии предшествовал так называемый меркантилизм, который был скорее системой экономической политики, чем политико-экономической теорией: меркантилисты не дали цельной научной доктрины - она в цельном виде сложилась в виде доктрины протекционизма лишь в XIX в. В этом смысле физиократы заслуживают предпочтения в том, чтобы считаться действительными основателями политической экономии, тем более, что они оказали большое влияние и на учение А. Смита. Они первые провозгласили тот принцип, что в хозяйственной жизни общества господствует известный естественный порядок и что наука может и должна его открыть и сформулировать. Стоит только, думали они, узнать, какие законы управляют явлениями экономической жизни — и этого будет совершенно достаточно для создания полной теории производства и распределения богатств. Отсюда их дедуктивный метод, весьма сходный с методом А. Смита и других представителей «классической школы» политической экономии.

Физиократы также впервые ввели  термины "политическая экономия" и "laisser-faire", которые впоследствии стали органической частью учения последователей Адама Смита.

 

Монетари́зм — макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Несмотря на то, что основоположником монетаризма является М. Фридман, название новой экономической теории было дано К. Бруннером

 

Становление монетаризма

 

В 1950 году М. Фридман возглавил проект в рамках Национального бюро экономических  исследований по изучению денежного  фактора в деловом цикле. В  результате интенсивных эмпирических исследований в 1956 году выходит его  знаменитая статья «Количественная  теория денег: новая версия». В 1963 году им в соавторстве с А. Шварц  была выпущена фундаментальная работа «Монетарная история Соединенных  штатов, 1867-1960», которая оказала огромное влияние на дискуссию 1960-х гг. об экономической политике.

 

В 1963 году выходит знаменитая работа Фридмана, написанная им в соавторстве  с Д. Мейселменом «Относительная стабильность скорости денежного обращения и инвестиционный мультипликатор в Соединенных Штатах за 1897-1958 гг.»,которая вызвала бурные дебаты монетаристов с кейнсианцами. Авторы статьи критиковали стабильность мультипликатора расходов в кейнсианских моделях. По их мнению, номинальные денежные доходы зависели исключительно от колебания предложения денег. Сразу же после выхода статьи, их точка зрения была подвергнута жесткой критике со стороны многих экономистов. При этом главной претензией была слабость математического аппарата применяемого в данной работе. Так, А. Блиндер и Р. Солоу позже признали, что такой подход «слишком примитивен для представления любой экономической теории».

 

В 1968 году выходит статья Фридмана «Роль монетарной политики», оказавшая  значительное влияние на последующее  развитие экономической науки. В 1995 году Дж. Тобин назвал эту работу как «наиболее значительную из когда-либо опубликованных в экономическом журнале». Эта статья положила начало новому направлению экономических исследований — теории рациональных ожиданий. Под её влиянием кейнсианцем пришлось пересмотреть свои взгляды на обоснование активной политики.

 

Взгляды сторонников протекционизма и аргументы в его защиту

Протекционизм рассматривается как  политика, стимулирующая экономический  рост в целом, а также промышленный рост и рост благосостояния страны, проводящей такую политику. Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается: 1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению  ко всем субъектам, без каких-либо исключений; 2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины  переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырье; 3) при  сплошном обложении импортными пошлинами  всех товаров и изделий, либо уже  производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл  развивать (как правило, в размере  не менее 25-30%, но и не на уровне, который  является запретительным для любого конкурирующего импорта); 4) при отказе от таможенного обложения импорта  товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов  на севере Европы)[9].

 

Сторонники протекционизма утверждают, что страны Европы и Северной Америки  смогли провести свою индустриализацию в XVIII-XIX вв. в основном благодаря  протекционистской политике [10]. Они  указывают, что все периоды бурного  промышленного роста этих стран  совпадали с периодами протекционизма, включая новый рывок в экономическом  развитии, произошедший в странах Запада в середине XX в. (создание "государства всеобщего благоденствия") [11]. Кроме того, они утверждают, подобно меркантилистам XVII-XVIII вв., что протекционизм способствует более высокой рождаемости и более быстрому естественному росту населения. [12]

Критика протекционизма

Критики протекционизма обычно указывают  на то, что таможенные пошлины повышают стоимость импортных товаров  внутри страны, от чего могут пострадать потребители. Кроме того, важным аргументом против протекционизма является угроза монополизации: защита от внешней конкуренции  может помочь монополистам установить полный контроль над внутренним рынком. Примером может служить быстрая  монополизация промышленности в  Германии и России в конце XIX - начале XX вв., произошедшая в условиях проведения ими протекционистской политики.

 

Некоторые экономисты пытаются выработать нейтральный взгляд на протекционизм/фритредерство, рассматривая их влияние на рост национального  благосостояния через анализ выигрышей  и потерь. По их мнению, выгода от применения экспортных и импортных пошлин может  быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, возникающим  от искажения мотивов поведения  как производителей, так и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда выгода от улучшения условий  торговли после введения внешнеторговых налогов превышает потери от нее. Главная предпосылка улучшения  условий торговли от введения пошлины  – наличие у страны рыночной власти, т.е. способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта [13]

 

 

№3 Экономическая мысль средневековья.

Экон. мысль средневековья опирается на труды Аристотеля, на так называемые “догмы Аристотеля”. Влияние Аристотеля видно в экономических взглядах Ф.Аквинского (1225-1274 гг.). Ф.А., развивая мысль о естественности натурального хозяйства, в связи с этим производит деление богатства на естественную (продукты натурального хозяйства) и искусственную (золото и серебро). При чем Ф.А. считал, что золото и серебро не делают человека счастливым и приобретение такого богатства не может быть целью, так как последняя должна состоять в “нравственном усовершенствовании”. Это вытекает из идеологии христианства, где экономические интересы должны быть подчинены подлинному делу жизни - спасению души.

Ф.А. осуждал ростовщичество (“постыдное ремесло”). Давая деньги в рост, кредиторы, стремясь представить сделку честной ,требуют проценты как плату за время, предоставляемое им заемщику.

Ф.А. считал, что торговля занятие  законное, поскольку различие в природных  богатствах разных стран свидетельствует  о том, что она предусмотрена  Богом. Торговая прибыль само по себе не вносит ничего порочного в экономическую  жизнь, поскольку может быть использована для честной цели, и к тому же прибыль может являться платой за труд, если произошла продажа вещи, “измененной к лучшему”.

Он отвергает идею о равнозначности всех видов труда, физический труд считает  рабским занятием. Частную собственность  считает необходимой, когда добро  принадлежит отдельным людям - люди больше работают и меньше спорят.

Ф.А. считал, что общество - иерархическое  и сословное, где подняться выше своего сословия грешно. Принадлежность к сословию и определяет уровень  богатства, к которому должен стремиться человек.

Эти положения легли в основу рассуждений Ф.А. о справедливой цене, в которой он различал два  вида справедливости в обмене: 1) один вид справедливости гарантирует  цену “сообразно вещи”, т.е. сообразно  затратам труда и расходам (эквивалентность  трактуется в терминах издержек); 2) второй вид справедливости обеспечивает благ тому, кто больше значит для  общественной жизни, т.е. ценообразование  ставилось в зависимость от социального  статуса участников обмена.

Информация о работе Экономические школы