Экономические программы декабристов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 08:16, контрольная работа

Описание работы

Характерной чертой жизни России 1830–1840-х годов является усиливающийся под энергичным напором капиталистических отношений распад крепостного строя. Начало XIX в. характеризуется активным процессом становления возрождающейся российской экономики. Процесс этот идет в очень сложных условиях, ведь прежняя машина советской государственной экономики полностью разрушена. Растет торговля, внутренняя и внешняя, растут промышленные предприятия, в дворянские усадьбы проникают методы буржуазного предпринимательства. Вместе с тем из года в год увеличиваются недовольство и возмущение широких народных масс. Правительству Николая I приходится иметь дело и с вновь поднимающейся волной освободительного движения в среде интеллигенции.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономические программы декабристов. (Н.И. Тургенев, П.И. Пестель). 5
2. Экономические взгляды А.И. Герцена и Н.П. Огарева. 9
3. Сопоставление решения «крестьянского вопроса», предлагавшиеся декабристами и А.И Герценом. 12
Заключение 15
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

14.05.13-ИЭУ-МарченкоМГ.docx

— 48.78 Кб (Скачать файл)

Герцен  выступил как основоположник теории "русского крестьянского социализма". Её разделял и Огарёв. Они исходили из представления о том, что после  падения крепостного права Россия пойдёт по социалистическому пути. Их идеалом стал социализм, а борьба с крепостничеством приобрела социалистическую окраску. Зародыш социализма Герцен видел в крестьянской общине. Потеряв  веру в победу революции в Западной Европе после поражения революции  1848 г., он возлагал свои надежды на Россию. В 1851 г. в статье "Русский народ и социализм" Герцен утверждал, что именно русский народ таит в себе основы социализма. По его мнению, Россия с её крестьянской общиной ближе к социализму, чем страны Западной Европы.

Под социализмом  Герцен имел в виду: 1) право крестьян на землю, 2) общинное землевладение, 3) мирское самоуправление. Он намечал  создание такого общества посредством  использования готовых частичек зародышей социализма, которые, по его  мнению, содержала крестьянская община.

В действительности во взглядах Герцена не было ничего социалистического. Он создал и развивал одну из утопических теорий.

Антикрепостническая направленность, революционный демократизм  отличали теорию "русского крестьянского  социализма" от учения социалистов-утопистов  Запада. "Крестьянский социализм" был тем идеалом, который поднимал на борьбу многих революционеров-разночинцев. И это не удивительно, ибо, как  писал В.И. Ленин, идея "права на землю" и "уравнительного раздела  земли" есть не что иное, как "формулировка стремлений к равенству со стороны  крестьян, борющихся за полное свержение помещичьей власти, за полное уничтожение помещичьего землевладения".

Они первыми в истории русской  экономической мысли разработали  теорию, которая впоследствии получила название крестьянского социализма. Для Герцена и Огарёва была характерна одинаково резкая критика  и российского феодализма, и западноевропейского  капитализма как общественно-экономических  систем.

Идеальным общественно-экономическим  строем, по мнению Герцена и Огарёва, должен был стать социализм. Мирское  общинное управление представлялось им прототипом будущего государственного устройства. Систему крепостного  самоуправления следует распространить на всё государство, повсеместно  ввести выборность суда и администрации. Община должна была предотвращать расслоение крестьянства и ещё больше развивать  имеющиеся у русских землевладельцев  врожденные коммунистические инстинкты.

Герцен и Огарёв предлагали революционный  путь устранения помещичьего землевладения, переход большей части дворянской земельной собственности в собственность  государства без выкупа с последующим  уравнительным разделом земли между  сельчанами. Таким образом, они сконструировали  модель некапиталистического развития России на основе отрицания факта  развития в стране капиталистических  отношений. Социально-экономическое  преобразование России, утверждали они, пойдёт, минуя капиталистическую  стадию. Крестьянство должно стать  самостоятельной революционной  силой, а община – зародышем будущего социального устройства, хотя и не готовой формой социализма.

Революционные антикапиталистические  идеи Герцена и Огарева оказали  сильное влияние на последующее  развитие не только отечественной экономической  теории, но и хозяйственной практики.

 

3. Сопоставление решения «крестьянского вопроса», предлагавшиеся декабристами и А.И Герценом.

В начале XIX в. «крестьянский вопрос», несомненно, являлся одной из самых важных проблем российского общества. Разработать его решение пытались и государственные деятели, и представители оппозиции (к которой относились как декабристы, так и А.И. Герцен).

Сходство решения крестьянского вопроса состояло в том, что декабристы и А.И Герцен критиковали феодально - крепостническую систему хозяйства и требовали отмены крепостного права, а отличительной особенностью в их подходах были разные пути достижения данной цели.

В аграрном проекте Павла Ивановича Пестеля (1793–1826) предусматривались уничтожение крепостного права, ликвидация монополии помещиков на землю со значительным сокращением их землевладения. Пестель предлагал конфисковать часть земли у помещиков с частичным выкупом, установить максимальные размеры земельного владения, разрешить частную собственность крестьян на землю, создать общественный земельный фонд, из которого наделять нуждающихся для ведения своего хозяйства.

По замыслу Пестеля, создание общественного  фонда должно было предупредить обезземеливание  крестьян. С его помощью он предполагал бороться с нищетой народных масс. Эти идеи носили утопический характер. Проект автора «Русской правды» не был свободен от дворянской ограниченности. Вместе с тем это наиболее радикальный проект преобразования аграрных отношений среди других аграрных проектов.

Аграрный проект Тургенева был  весьма умеренным. Он ориентировал на личное освобождение крестьян. По первоначальному  варианту предусматривалось освободить их без земли. В дальнейшем автор включил требование о наделении крестьян небольшими участками (одна десятина на душу или три десятины на тягло). Такое освобождение привязало бы крестьян к помещичьим хозяйствам, сохранило бы их экономическую зависимость. Близким к этому был аграрный проект, выдвинутый в «Конституции» Никитой Михайловичем Муравьёвым. Он предусматривал освобождение крестьян с небольшими наделами (2–3 десятины), сохранение помещичьей собственности на землю.

Аграрный проект Н. И. Тургенева в большей мере, чем проект П. Л. Пестеля, учитывали интересы помещиков. Рассматривались также вопросы развития промышленного производства, торговли. Считалось, что главным препятствием на пути к этому является крепостное право, уничтожение которого расчистит путь для подъема промышленности и торговли.[7]

Герцен  первым выступил с обоснованием особого, некапиталистического пути развития России, который он связал с крестьянской общиной. Он не идеализировал общину, а видел ее значение в гарантированном  равенстве при наделении землей и предотвращении образования сельского  пролетариата. Развивающаяся община должна была подорвать нарождающийся  капитализм. Но главное значение общины не в этом, а в том, что она  является средством на пути к социализму. Сама по себе община не может привести к социалистическим преобразованиям, но она является их залогом, экономической  основой.

Так как  община препятствует образованию сельского  пролетариата, то это приведет, в  конечном счете, к тому, что помещичье  хозяйство будет лишено рабочей  силы, и постепенно исчезнет само по себе. Впоследствии, под влиянием роста  крестьянского движения и идей Чернышевского, Герцен связал ликвидацию помещичьего  хозяйства с крестьянской народной революцией. Но дальше защиты групповой, коллективной собственности на землю  Герцен не пошел. Завершающим этапом в развитии идей Герцена являются его письма 'К старому товарищу Бакунину' (1869-1870). В них Герцен сводит социальные вопросы к одному решающему  вопросу - экономическому. Под экономическим вопросом он подразумевал проблему смены одной формы экономического устройства другой или проблему экономического переворота. Экономические отношения, по мнению Герцена, носят своеобразный характер. Они имеют свои, строго научные законы развития, и насильственные решения в этой сфере имеют строгие границы. Герцен считал, что для переворота нужны определенные предпосылки, прежде всего, в идеологической области. 'Социальному перевороту ничего не нужно, кроме знания и силы, понимания и средств'. Людей, по мнению Герцена, нельзя освободить больше, чем предполагает их внутренняя свобода. Само сознание людей Герцен связывал с их сословием. Буржуазию можно убедить в возможности уступок. Не надо начинать с решительных действий. Герцен считал, что революция может произойти только тогда, когда капитализм создаст для нее необходимые предпосылки (здесь он отходит от своих прежних взглядов на общину как средство движения к социализму). Социалистическим преобразованиям в экономической сфере должен предшествовать политический переворот.

Значение  идей Герцена сложно переоценить. Он сделал исключительно много для  обличения самодержавия, несправедливости существующего строя, для пропаганды социалистических идей, оказав огромное влияние на общественность России в  современный ему период и после  него.[8]

Декабристы (Н.И. Тургенев и П.И. Пестель) и А.И Герцен боролись за освобождение крестьян от крепостнического гнета. Декабристы, в отличие от Герцена, предлагали менее радикальный путь преобразования России, с сохранением дворянства как класса и капиталистического постепенного развития отечественной экономики. А А.И. Герцен выступал с революционными идеями, которые включают полную перестройку социально-экономического устройства страны, в которой нет места дворянскому сословию.

 

Заключение

Первая половина XIX в. была важным периодом истории отечественной экономической мысли. К этому времени относится зарождение собственной экономической науки, тогда же появились первые учёные-экономисты, были написаны первые значительные экономические работы.

Вместе  с тем, в начале XIX в. Россия явно отставала в экономическом развитии от передовых государств Запада: производительность труда во всех сферах была низкой, торгово-промышленный класс развивался медленно, сословная организация общества делала невозможным воплощение в жизнь принципа свободной конкуренции. Одной из наиболее острых проблем российского общества в этот период являлось крепостное право, затормаживающее развитие экономики страны.

В данной работе рассмотрены экономические  взгляды таких представителей русской экономической мысли как Н.И. Тургенев, П.И. Пестель, А.И. Герцен и Н.П. Огарёв, а также предложенные ими пути выхода из кризисной для России ситуации.

Хотя  программы декабристского (Н.И. Тургенев, П.И. Пестель) и революционно-демократического (А.И. Герцен, Н.П. Огарёв) движений существенно отличались, их общей чертой была резкая критика социально-экономического устройства России, а также твердое убеждение в том, что благополучие страны невозможно до тех пор, пока не решен «крестьянский вопрос» и пока существует крепостное право. Пути выхода из сложившегося положения, напротив, предлагались разительно непохожие.

Декабристы  выступали с относительно умеренными реформами (хотя и они считались  в то время революционными): сохранялось  право на частную собственность, продолжал существовать сословный  класс дворянства, в стране должны были развиваться капиталистические  отношения.

Революционно-демократическое  движение выдвигало программы, предполагающие радикальное переустройство общества не только в экономическом, но и в социальном плане: предполагалось устранение помещичьего сословия, земля должна была перейти в собственность крестьянства, капиталистическое развитие отвергалось в пользу становления социализма – общества без эксплуатации.

Хотя  идеи, как декабристов, так и Герцена, не были воплощены в жизнь, тем  не менее, они представляют значительный интерес с точки зрения истории  развития русской экономической  мысли, так как отражают специфические  особенности, присущие только русскому обществу.

Список литературы

 

  1. И.И Агапова. История экономической мысли. Курс лекций.- М.: Издательство ЭКМОС, 1998 – 423 с.
  2. История экономических учений./Под ред. В.С. Адвадзе, А.С. Квасова.- М.: ЮНИТИ, 2004 – 391 с.
  3. История экономических учений. Учебное пособие/Под ред. В.Автономова и др.- М.: ИНФРА , 2000.- 455 с.
  4. Н.Е. Титова. История экономических учений. Курс лекций. – М.: Владос, 1997 – 379 с.
  5. Я.С. Ядгаров. История экономических учений. Учебник для вузов. - М.: ИНФРА , 1997 - 447 с.
  6. .http://www.alkj.ru/index.php-quest-Itemid-eq-1-and-id-eq-2712-and-option-eq-com_content-and-task-eq-view
  7. .http://studyspace.ru/istoriya-ekonomicheskih-ucheniy-/problemyi-politicheskoy-ekonomii-v-russkoy-ekonomicheskoy-myisli-xviii-xi-5.html
  8. .http://library.by/portalus/modules/economics/referat_show_archives.php?subaction=showfull&id=1100637404&archive=1120044529&start_from=&ucat=2&

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 28422




Информация о работе Экономические программы декабристов