Экономические последствия монополии. Антимонопольная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 08:08, контрольная работа

Описание работы

Целью моей контрольной работы является рассмотрение основных причин возникновения монополий, особенностей современной монополизации экономики, эволюции действующего в России антимонопольного законодательства и перспективы его усовершенствования, последствий антимонопольного регулирования для экономического роста.

Содержание работы

Введение
3 стр.
1.Общая характеристика монополий
3 стр.
2.Экономические последствия монополий
5 стр.
3.Антимонопольная политика
7 стр.
Заключение
12 стр.
Список использованных источников
13 стр.

Файлы: 1 файл

МОЯ к.р 1 курс. по экон.теории. МОНОПОЛИИ.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

- применение штрафных санкций;

- регулирование цен и тарифов естественных монополий

- уголовная ответственность (в крайних случаях).  4, с.572

     В 2000-2001 гг. появляется большое число подзаконных право­вых актов (постановления Правительства РФ, приказы МАП РФ), нацеленных на дальнейшее укрепление регулирования отдельных видов деятельности в рамках финансовых рынков. Данные документы разрабатывались и реализовывались исключительно МАПом, хотя, согласно закону «О конкуренции...» (ст. 21), и другие ведомства имеют непосредственное отношение к проведению антимонопольной политики (ЦБР, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование на рынке ценных бумаг и на рынке страховых услуг, и др.). Участие в реализа­ции антимонопольных мер этих заинтересованных ведомств остается под вопросом, их стратегические интересы никак не формулируются. Поэтому по форме они пассивно соглашаются с теми мероприятиями, которые предлагает МАП, а на деле их политика в ряде случаев всту­пает в противоречие с антимонопольным регулированием. Во многом именно отсутствием полномасштабной координации усилий различ­ных ведомств и МАП объясняется недостаточный уровень развития конкуренции на финансовых рынках.   5, с.127

     С 2004 г. начинается новый этап развития антимонопольного ре­гулирования. В рамках административной реформы государственных органов управления создается Федеральная антимонопольная служ­ба (ФАС), задачей которой является не только и не столько антимо­нопольное регулирование, сколько развитие полноценной политики поддержки конкуренции. ФАС проводит политику, направленную на участие антимонопольных органов в формировании государственной промышленной политики в России, в то время как экономическая по­литика пока еще в недостаточной степени ориентируется на согласо­вание с конкурентной политикой.

Можно выделить три основных наблюдающихся в мире тенденции развития антимонопольной политики: 1) приобретение политикой сетевого (децентрализованного) характера; 2) ужесточение норм в отношении картелей; 3) введение ограничений для государств (правительства) в части предоставления льгот.

     Что касается первой тенденции - приобретения антимонопольной политикой сетевого (децентрализованного) характера - то в 2001 году произошло уникальное для международных экономических отношений событие - возникла международная общественная организация «Международная конкурентная сеть» (International Competition Network - ICN). Она была создана государственными органами основных развитых и развивающихся стран, отвечающими за защиту конкуренции, для более эффективного сотрудничества по улучшению антимонопольного регулирования. В настоящее время в ICN входят 90 органов власти из 80 стран.

Задачи этой организации - обеспечение антимонопольных органов регулярными контактами в неформальной форме, усиление кооперации и конвергенция проводимой политики. Это единственный международный орган, занимающийся вопросами правоприменения антимонопольного законодательства. Членство в ней является добровольным и открыто для любого ведомства, отвечающего за конкуренцию. Организация использует проектно-ориентированный подход, действующий через институт рабочих групп. ICN тесно взаимодействует с ОЭСР, ЮНКТАД, ВТО, общественными организациями.

     Руководство деятельностью ICN осуществляется путем ежегодной ротации. В 2007 г. возглавить ICN должен руководитель российского антимонопольного органа, а ежегодная конференция пройдет в Москве.

Функционирование такой сетевой организации, действующей на основе горизонтальных связей, в принципе, позволяет в перспективе преодолеть отсутствие наднационального регулирования.

Что касается второй тенденции - ужесточения норм в отношении картелей - то оно в мировой экономике началось с принятия в 2004 году Советом ОЭСР Рекомендаций по эффективным действиям против «злостных» картелей. Данный документ предписывал ужесточение санкций по отношению к картелям (точнее, т.н. «злостным картелям», предусматривающим фиксацию цен или раздел рынков), усиление кооперации между ведомствами стран-членов организации, определение существующих в законодательстве препятствий. После этого в течение последних лет картели были основной повесткой дня всех международных форумов, касающихся вопросов конкуренции.

Что касается третьей тенденции - введения ограничений для государств (правительства) в части предоставления льгот  - то это направление, в принципе нехарактерно для антимонопольных органов, и было распространено в первую очередь в Европейском Союзе. Она действительно является обоснованной, когда в государствах с федеральной структурой начинается «торг за инвестиции» между отдельными юрисдикциями, превращающийся в политику «разори соседа». Речь идет о субсидиях и льготах. Такое законодательство есть в Испании и Мексике - странах с федеральным устройством. И естественно приводится пример ЕС, где Европейская Комиссия осуществляет мониторинг за предоставлением государственных и региональных субсидий стран-членов. В соответствии с рекомендациями ЮНКТАД этот опыт целесообразно транслировать в политику других государств.

Следует отметить, что действующий российский закон «О конкуренции» предусматривает запрет предоставления органами власти льгот, ухудшающих условия конкуренции. При этом речь идет о любых льготах. Проект нового закона, подготовленный ФАС России предполагает европейский подход. Одной из наиболее значимых новаций законопроекта является определение понятия государственной помощи как особой разновидности антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления, введение запрета на её предоставление, а также определение отдельных исключений из такого запрета и процедуры предоставления государственной помощи в исключительных случаях.

В заключение, хотелось бы отметить, что мировой опыт доказывает, что антимонопольная (конкурентная) политика оказывает большое влияние на социально-экономическое развитие: производительность, цены, прибыль, склонность к инновациям, экономический рост, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на мировых рынках.  1                 

Заключение

Таким образом, экономическая роль монополий такова.
Положительная сторона в том, что продукция монополистических компаний отличается, как правило, высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.
Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.
Учитывая это, государство старается противостоять монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство, т.е. пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией.

    В данной контрольной работе мы обсудили  проблему  существования  монополий  и  выяснили,  что  не   всегда монополия - абсолютное зло. Монополия может  быть  теоретически   оправдана, если достигаемый с  ее  помощью  рост  эффективности  перекрывает  издержки, связанные с уменьшением конкуренции.

     Таким образом, цели, поставленные во введении,  были  достигнуты,  и  в данной работе были затронуты все основные вопросы, касающиеся  антимонопольной политики и экономических последствий монополий.

 


Список использованных источников

1.Алешин Д.А. «Современные мировые тенденции развития                                               государственного регулирования конкуренции», Интернет, сайт «www.hse.ru», 12.02.07г.

2. Базелер У., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В.: «Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика, германский опыт и российский путь» – СП б: Издательство «Питер», 2000г.

3.«Государственная антимонопольная политика: практический опыт Законодательства» (рекомендации парламентских слушаний, проведенных Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству). Российский экономический журнал, № 3, 2003г.

4. Нуреев Р.М. «Курс микроэкономики», учебник для ВУЗов, М., «НОРМА», 2001.

5. Розанова Н. «Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы», журнал « Вопросы Экономики», № 5, 2005.

6. Сидорович А.В. «Курс экономической теории», М.,2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Экономические последствия монополии. Антимонопольная политика