Экономические модели общества, современная экономическая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. история экономических систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Доиндустриальное общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Индустриальное общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.3 Постиндустриальное общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2. Экономические системы и их сущность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.1. Типы и модели экономических систем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.2 Рыночная экономика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.2.1 Характеристика рыночной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.2.2 Оценка роли рыночной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
2.3 Смешанная экономика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.3.1 Модели смешанной экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.3.2. Характеристика смешанной системы хозяйства . . . . . . . . . . 23
2.4 Административно-командная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.4.1 Механизм принятия экономических планов . . . . . . . . . . . . 26
2.4.2 Факторные доходы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.4.3 Бюджетное ограничение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3. Проблема координации в различных экономических системах . . . . . . . 31
4. Выводы по курсовой работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Экономические модели общества, современная экономическая система России.docx

— 88.37 Кб (Скачать файл)

Термин "социальный" означает:

1)  "Что рыночное хозяйство в силу своей экономической эффективности, т.е. благодаря тому, что оно создает экономические предпосылки "благосостояния для всех", и представляет экономические свободы, ограничиваемые рамками неприкосновенности прав третьих лиц, носит социальный характер.

2) Что рыночное хозяйство должно ограничиваться там, где оно привело бы к социально нежелательным результатам или же результаты свободного экономического процесса должны корректироваться, если они, согласно ценностным представлениям общества, не являются достаточно социальными"

Поэтому социально-ориентированная рыночная экономика нацелена на выполнение как  экономических, так и неэкономических  целей, используя широкий диапазон инструментов экономической и социальной политики.

В общем, виде эти цели можно сформулировать следующим образом:

  • обеспечение экономического роста и экономической стабильности
  • социальная обеспеченность и социальная справедливость
  • содействие конкуренции
  • обеспечение политической стабильности.

В смешанной  экономике существенные изменения  претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного  приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру  производимых товаров и услуг, обеспечивая  их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Задача  использования ресурсов решается в  рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы «Эврика», «Эсприт» и др.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся  форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в  настоящее время направляется не менее 30—40% всех государственных бюджетных  ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой.

 

2.4. Административно-командная система

Нерыночная  система хозяйства, созданная в  нашей стране и по нашей модели в ряде зарубежных стран, имеет много разных названий: «экономика дефицита», «административно-командная экономика», «нетоварный социализм» и т. д.

Представляется, что наиболее полно системе нерыночного  хозяйства отвечает название «командно-административная система». Экономической основой анализируемой системы является директивное (централизованное) планирование. Все и вся определяющий центр материализует свою политическую волю в виде экономических планов. В экономике господствует государственная собственность. Абсолютно централизованный экономический план имеет разбивку директив по регионам, отраслям, отдельным производителям, включая и сельское хозяйство. Непременным элементом системы является административная коллективизация сельского хозяйства, имеющая следствием экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы, жестко контролируемые централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть. Облеченное в форму обязательной директивы плановое задание доводится до каждого субъекта планирования.

 

2.4.1. Механизм принятия  экономических планов

Отдельно  нужно сказать о механизме  принятия экономических планов в  командно-административной системе. План принимается на высшем форуме правящей политической партии и в высшем законодательном органе страны, что освящает сращивание политических, исполнительных и законодательных структур общества и является одним из главных признаков тоталитаризма. После этого контроль за исполнением плана, принявшего форму закона, может осуществляться на основе административно-уголовной и партийной ответственности.

Директивное задание плана сопровождается выделением бесплатных для производственной единицы ресурсов и фондов заработной платы, определяемых административным центром страны. Общий центр определяет не только объем выделяемых ресурсов и фондов заработной платы, но и номенклатуру товаров. Элементарный анализ показывает, что сделать это даже приблизительно, хотя бы по небольшой группе производителей, невозможно. А если страна располагает большим производственным потенциалом, то сама мысль о директивном планировании заставляет задуматься об абсурдности таких планов.

Руководящий центр является безраздельным, т. е. абсолютно монопольным собственником  любой продукции, изготовленной  на предприятиях. Подобная экономическая  практика в отсутствии конкуренции приводит только к одному результату — производители могут работать, не взирая на качество продукции.

Производители и оптовые потребители промышленной продукции связаны экономически и административно друг с другом. Потребители лишены права выбора, они получают, но не покупают (хотя и  платят деньги), лишь то, что им выделено производителем по воле центра (см. рис. 2). Принцип соответствия спроса и  предложения заменен волей центра, материализующей принятые политические и идеологические решения.

 

2.4.2 Факторные доходы

В рыночной экономике факторные доходы (заработная плата, процент, прибыль, земельная  рента) выполняют роль стимулом, способствующих наиболее эффективному распределению  ресурсов.

В командной  системе заработная плата не является рычагом эффективного распределения  труда в силу жесткого декретирования ее государством вне зависимости  от качества и количества производимой продукции. Результат — отсутствие стимула к производительному труду (механизм установления заработной платы будет рассмотрен далее в связи с мотивизацией труда и принуждением).

Процентная  ставка не может служить в командной  экономике средством эффективного распределения инвестиций. В условиях льготного кредитования, хронического списывания долгов нерентабельным предприятиям ни о какой эффективности говорить не приходится. Инвестиции осуществляются исходя из идеологических и политических приоритетов правящего центра.

Ресурсы достаются производителям либо бесплатно (земля), либо по низкой цене, а, следовательно, неизбежно расточительное их использование.

В условиях государственной монополии на трудовые ресурсы, инвестиции и землю заработная плата, процент и рента не могут являться равновесными ценами, поскольку вообще не существует рынков труда, капитала и земли.

В директивной  экономике в принципе невозможно существование такой категории, как альтернативные издержки, а, следовательно, нет и разграничения на экономическую и бухгалтерскую прибыль. И директор промышленного предприятия, и директор магазина, и руководитель банка — все они лишены альтернативы использования свободных денежных средств, ибо все эти предприятия находятся в собственности государства.

В практике неконкурентной системы экономики  отсутствует состояние предельной фирмы   а также нет предприятия, получающего квазиренту или фирмы-банкрота. В результате убыточные предприятия — на дотации, прибыльные — переводят средства в бюджет и не существует объективного механизма определения эффективно работающих предприятий. Отсутствие стимулирующей роли прибыли и угрозы банкротства из-за убытков лишает предприятия необходимости эффективной работы. Основная цель — выполнение плановой директивы.

В условиях командной системы так называемый хозрасчет носит формальный характер. Производители вносят все свои финансовые средства в обязательном порядке  в бюджет, а потом средства ему  выделяются из бюджета. Суммы, вносимые в бюджет, и выплаты из него не взаимосвязаны и тем самым  демонстрируется определяющая роль власти в экономике. Субъективная воля центра определяет и уравнительные  выплаты без видимой связи  с бюджетными платежами, и привилегированные дары и льготы, также назначаемые центром. Экономические потребности предприятия формируются и удовлетворяются центром. Перечисление денег предприятиями происходит через банковскую систему, является исключительной монополией государства, и эта система неустанно следит за финансовым обеспечением власти центра. Если к этому добавить принадлежность председателя правления Госбанка к высшей партийно-административной управленческой элите, то картина социалистической экономики выглядит вполне зримо. Кредитные рычаги, возможность получения кредитов под невысокий процент, перспектива получить в дальнейшем списание задолженности приводят как к паразитизму производителей, так и к финансовому укреплению центральной власти.

 

2.4.3 Бюджетное ограничение

Предприятия в любой хозяйственной системе  стремятся смягчить жесткое бюджетное  ограничение. Отчасти это удается сделать и в условиях рыночной экономики; монопольная власть на рынке позволяет фирме в той или иной степени диктовать цены; обращение к кредиту позволяет смягчить условия пункта  4 и т.д., но заметим, что и в этих обстоятельствах бюджетное ограничение рыночной фирмы остается почти жестким: кредит всегда предоставляется на жестких условиях и только в том случае, если есть гарантии его возврата, да и в области ценообразования монополии всегда ограничены платежеспособным спросом покупателей.

Важно отметить, что предприятия, стремясь выполнить  плановую директиву, сталкиваются с бюджетным ограничением.  Смысл понятия бюджетного ограничения состоит в том, что сумма денежных доходов предприятия и его денежных фондов потенциально должна быть равна сумме расходов предприятия за определенный период. Существует несколько факторов, придающих бюджетному ограничению в рыночном хозяйстве жесткий характер:

  1. Экзогенные цены. Это означает, что предприятие является не «ценоискателем», а «ценополучателем», т. е. цена задана рынком и отдельная фирма не в состоянии повлиять на закупочные цены или на цены, по которым реализуется продукция.
  2. Жесткая система налогообложения. Это означает не просто высокие налоги, а то, что предприятие не может повлиять на нормативы налогообложения, не получает льгот при уплате налогов, изымаемых в обязательном порядке.
  3. Отсутствие безвозмездной государственной помощи. Это значит, что государство не дотирует текущее производство и не покрывает безвозмездно расходы на капиталовложения.
  4. Отсутствие возможности получения кредита. Все закупки ресурсов оплачиваются наличными. Межфирменный кредит не допускается.
  5. Невозможность внешних финансовых вложений. Здесь имеется в виду, что собственники могут изымать прибыль, но при этом они не имеют права вкладывать ее вновь в развитие предприятия.

В командной  экономике предприятие действует  в условиях мягкого бюджетного ограничения. Достаточно обратиться к указанным пяти пунктам и увидеть, что, во-первых, социалистическое предприятие может переложить часть своих ресурсов на потребителей — ведь в такой системе господствуют фирмы-монополии, или, как говорят, поставщик диктует цены. Во-вторых, предприятия систематически получают налоговые льготы и отсрочки в уплате налогов. В-третьих, широко практикуется безвозмездная государственная помощь (дотация, субсидии, списание долгов и т. п.)  В-четвертых, кредиты выдаются и тогда, когда нет никаких гарантий их возврата. В-пятых, внешние финансовые вложения нередко осуществляются не для развития производства, a для покрытия возникающих финансовых трудностей, и все это — за счет государственной казны. Использовать заемные средства при помощи рынка ценных бумаг невозможно вследствие отсутствия такового при социализме.

 

  1. Проблема координации в различных экономических системах

Анализ  проблемы размещения благ выводит нас  на проблему взаимодействия экономических субъектов. После того, как каждый экономический субъект оценил свои выгоды и затраты и сделал выбор, общество сталкивается с необходимостью координации экономической деятельности отдельных субъектов, которая включает в себя необходимость:

Информация о работе Экономические модели общества, современная экономическая система России