Экономические институты и их роль в современной рыночной экономике. История развития экономических институтов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи данной работы:
- Проанализировать сущность экономических институтов
-Исследовать предприятия, учреждения и организации как экономические институты;
- Рассмотреть развитие рыночных институтов в России: функциональные приоритеты.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1 Развитие экономических институтов в России
1.1. Институциональные единицы предпринимательства и конкуренции 61.2. Структурные и инфраструктурные хозяйствующие субъекты 11
1.3. Понятие и сущность экономических институтов 14
1.4. Предприятие, учреждение и органи¬зация как экономические институты 21
Глава 2 Роль экономических институтов в современной рыночной экономике
2.1 Развитие рыночных институтов в России: функциональные приоритеты 27
Заключение 36
Литература 39

Файлы: 1 файл

Формирование основных экономических институтов.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

                     Российская  Международная 

                              Академия туризма

                              Казанский филиал

 

 

 

 

 

                              Курсовой  проект

                                по дисциплине

                 «институциональная экономика»

           Тема: «Экономические институты и их роль в современной рыночной экономике. История развития экономических институтов в России»

 

                                                   

 

 

                                                

                                                                   Выполнил 

                                                                   студент гр.ГМЗ-112

                                                                   Гордиенко М.И  

   

 

 

 

                                                                   проверил к.п.н.

                                                                   доцент                 

                                                                   Торкунова Ю.В.                    

 

Содержание

Введение 4

Глава 1 Развитие экономических институтов в России

1.1. Институциональные единицы предпринимательства и конкуренции 61.2. Структурные и инфраструктурные хозяйствующие субъекты 11

1.3. Понятие и сущность экономических  институтов 14

1.4.  Предприятие, учреждение и организация как экономические институты 21

Глава 2 Роль экономических институтов в современной рыночной экономике

2.1 Развитие рыночных институтов  в России: функциональные приоритеты 27

Заключение 36

Литература 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проведен анализ теоретических  основ для формирования системы  экономических институтов. Рассмотрены экономические институты: «семья», « предприятие», «регион», а также различные межуровневые взаимодействия в рамках государственного устройства.

Развитие экономических  институтов как субъектов рынка  и субъектов государственного регулирования, как необходимых составляющих по реализации программ социально-экономического развития определяется действующим законодательством (нормативно-правовыми актами), а деятельность экономических институтов в части исполнения законов и нормы обеспечивается регулирующими органами.

Эти контексты присутствуют в развитии любой страны, территории и имеют тот или иной акцент и особенности в силу специфики исторического развития, системы государственного регулирования, развития социальных институтов и гражданского общества, степени влияния процессов интеграции, интернационализации, глобализации и т.н. Каждое государство, межгосударственные экономические сообщества стремятся иметь законодательство и регулирующие органы.

Следовательно, вопрос  исследования экономических институтов и их роли в современной рыночной экономике по-прежнему актуален.

Целью данной  работы является  исследование вопроса экономических институтов. Предмет исследования: экономические институты.

Курсовая работа состоит  из 2-х глав:

- Глава 1 Развитие экономических  институтов в России;

-Глава 2 Роль экономических  институтов в современной рыночной  экономике.

  Основные задачи данной работы:

- Проанализировать сущность  экономических институтов

-Исследовать  предприятия, учреждения и организации как экономические институты;

- Рассмотреть развитие рыночных институтов в России: функциональные приоритеты.

В работе были использованы материалы специальной периодической  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Развитие экономических  институтов в России

1.1. Институциональные единицы предпринимательства и конкуренции

 

В воспроизводственном процессе хозяйствующие  субъекты распадаются на две группы обособленных, организационно оформленных, самостоятельных, частных единиц: “репрезентативные” отраслевые фирмы, аккумулирующие (локализующие) ресурсы и производящие потребительные блага, и домохозяйства, снабжающие ресурсами фирмы и потребляющие их продукт. Соответствующий замкнутый поток экономических благ обозначен внутренним кругом схемы хозяйственного кругооборота, представленной на рисунок 1. Замкнутый поток доходов домохозяйств и фирм в противоположном направлении на схеме обозначен внешним пунктирным кругом.

 

 

Рисунок 1- Схема хозяйственного кругооборота

Оба потока постоянно встречаются  и взаимообмениваются на рынках ресурсов и продукта. Рынок как институт обмена контрагентов в условиях разделения труда является сферой экономики, в  которой хозяйствующие субъекты осуществляют куплю – продажу благ (учитывая то, что современные торговые сделки иногда заключаются по телекоммуникационной сети, рынком нельзя назвать только место взаимодействия продавцов и покупателей, как это делается в экономической литературе). Рынок, помимо реализации обмена благ, обеспечивает свободу экономического выбора (количества, качества и цен благ), их эффективное распределение, координацию экономической деятельности в целом, т.е. рынок является регулятором экономики.

Известна институциональная двойственность экономики. Она состоит из рынков и фирм (всегда имеются “рыночное пространство” и “пространство фирм”), между которыми существуют подвижные равновесные пропорции (рисунок 2).

Рисунок 2 - Схема институциональная двойственность экономики.

Фирмы – это экономические  единицы, построенные на властных вертикальных отношениях субординации руководителя (принципала) и подчиненных, исполнителей (агентов), а рынки – единицы, построенные на равноправных горизонтальных отношениях координации продавцов и покупателей (контрагентов). Все эти отношения в институционализме рассматриваются как внутренние и внешние контракты. Рынки и фирмы представляют собой альтернативные способы организации деловой активности. Но поскольку власть как способность и возможность одних лиц (одного лица) осуществлять свою волю, оказывать воздействие на поведение других лиц является административной властью, то фирмы, располагая и экономическими, и административными ресурсами, имеют общую потенциальную тенденцию к расширению своей деятельности.

Чем ниже транзакционные издержки, тем более устойчива и консервативна институциональная структура экономики, слаба экспансия фирм и медленнее осуществляется распределение рынка между фирмами. Укрупнение же производственной иерархии агентов и контрагентов принципала увеличивает издержки контроля и также влияет на равновесие структур.

Необходимо отметить, что решение вопроса “Производить или покупать?” касается не только фирм, но и домохозяйств, а также государства, производящего общественные блага. Существующие в настоящее время развернутые социально-бытовая и государственная инфраструктуры экономики являются следствием вытеснения соответствующей деятельности в рынок из-за высоких издержек собственного контроля.

Одной из главных задач  микроэкономики является объяснение рыночного  поведения фирм и большого разнообразия и изменчивости их конкретных институциональных  форм. Это предполагает исследование целей фирм, методов и средств получения ими конкурентных преимуществ, эффективных организационно-правовых форм существования предпринимательства.

Деловое поведение фирм, прежде всего, определяется их целями, точнее целями владельцев (владельца), высших управляющих и других агентов фирм. Анализ показывает, что в качестве цели владельцы фирм почти всегда ставят максимизацию прибыли (разницы между совокупной выручкой и совокупными издержками), так как она является результатом социальной выгоды от деятельности фирм (они получают прибыль только в случае производства пользующихся спросом благ) и конкуренции, источником предпринимательского дохода, дивидендов и развития фирм.

Однако мотив прибыли  не действует в некоммерческих организациях, например, в области здравоохранения и образования. Считается, что такие “фирмы” работают в условиях иных ограничений и реализуют целевые функции, не связанные с получением прибыли. Анализ поведения хозяйствующих субъектов показывает, что даже те из них, которые находятся в коммерческом поле деятельности, часто проявляют ограниченную рациональность.

Если учесть, что задачи фирм могут быть не только краткосрочными, но и долгосрочными, стратегическими, то общий список возможных целей  значительно расширяется.

Фирмы, которые не преследуют цель максимизации прибыли, оказываются потенциальными кандидатами на вытеснение с рынка, не могут выжить в условиях “естественного отбора” конкуренции.

Важно заметить, что не абсолютная величина прибыли, а ее соотношение  с капиталом или издержками, т.е. прибыльность, должны выражать цель фирмы. Прибыльность является действительно унифицированным целевым сравнительным показателем деятельности любых хозяйствующих субъектов.

Установка на достижение максимальной прибыльности фирмы в условиях внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции предопределяет институциональные методы и средства создания конкурентного преимущества (см. рис. 3).

Весь комплекс целей, методов и  средств конкуренции имеет институциональную (юридически установленную) форму, которая  позволяет, с одной стороны, упорядочить разнообразие хозяйственной деятельности субъектов и, с другой стороны, сохранить ее целесообразность, т.е. нацеленность на достижение наивысшей прибыльности.

 

 

 

Идеальным случаем отраслевого  взаимодействия хозяйствующих субъектов  является так называемая совершенная (“атомистическая” или “действенная”) конкуренция, которая предполагает:

1) однородность производимых товаров;

2) большое число продавцов и  покупателей товаров; 

3) свободу входа в отрасль  и выхода из нее предпринимательского  капитала;

4) обладание участниками рынка  полной информацией о конъюнктуре;

5) продажу и покупку одним  участником рынка количества товаров, которые пренебрежительно малы по сравнению с совокупным объемом операций в отрасли;

6) отсутствие как среди продавцов,  так и покупателей сговора; 

7) максимизацию потребителями  полезности, а производителями прибыльности  реализации товара;

8) свободную переместимость  товаров. Совершенная конкуренция  считается либо чисто теоретической  абстрактной конструкцией, либо  связывается с классической рыночной  экономикой или какой-либо ее  отраслью, соответствующими указанным  условиям (например, рынок зерна, который наиболее близок к “совершенству”).

Отсутствие хотя бы одного из условий означает существование  несовершенной конкуренции, которая  более соответствует реальной экономике  и огромному количеству конкретных рыночных структур. Несовершенная конкуренция усиливает контрактную основу отрасли и экономики (когда договариваются между собой не только контрагенты, но и конкуренты), а рыночная структура приобретает властный характер, появляются субъекты, объекты (пространство) и средства власти. Реальная отрасль несовершенной конкуренции производителей может сводиться к отдельному предприятию, сильно специализировавшему свой товар, или к нескольким крупным фирмам, составляющим олигополию, либо просто совпадает с монополией.

Явление конкуренции  в условиях современного рынка становится, как правило, комплексным и включает в себя:

1) классическую конкуренцию  между большим количеством мелких  и средних предприятий; 

2) конкуренцию между  монополизированными фирмами и  аутсайдерами;

3) конкуренцию между  крупными фирмами, входящими в олигополию;

4) конкуренцию предприятий,  входящих в монополистическую  структуру, но стремящихся к  самостоятельности. 

1.2. Структурные и инфраструктурные хозяйствующие субъекты

 

Объекты микроэкономики являются не только институциональными единицами производства и конкуренции, но и элементами структуры народного хозяйства. Понятие “структура” здесь означает устойчивую, существенную связь составных частей системы, базовое ее строение. Структурные компоненты экономики имеют фундаментальное значение в хозяйственной жизни общества, поскольку характеризуют главные функциональные экономические связи.

Для выделения структурных единиц микроэкономики воспользуемся вышеприведенной  схемой кругооборота благ и доходов (см. рис.1), сделав в ней некоторые уточнения и добавления.

Во-первых, “капитализируем” часть  потока доходов домохозяйств в виде процентов на капитал и ренты  в активы (имущество) фирм и тогда  их цель – максимизация прибыльности в виде рентабельности капитала –  становится очевидной.

Во-вторых, учитывая, что потребление всегда является и производством, будем считать главной экономической функцией домохозяйств производство рабочей силы, т.е. возобновление работоспособного состояния человека. 1

В-третьих, целью домохозяйств является получение выгоды (прибыли) как разницы между доходами от реализации рабочей силы в производственном секторе экономики и расходами на ее производство. При этом прибыльность становится “сквозным”, универсальным, всеобщим критерием деятельности всех хозяйствующих субъектов экономики.

В-четвертых, критерий прибыльности обусловливает  функцию сбережений (инвестиций) хозяйствующих  субъектов, которая дополняет функцию  текущего потребления.

Домохозяйства, как и фирмы, обладают капитальными благами (предметами потребления длительного пользования), которые за счет капитализации сберегаемой заработной платы наращиваются количественно и качественно.

 В-пятых, поскольку капитальные  блага фирм дублируются акциями  и облигациями, реализуемыми на  рынке капиталов физическими  и юридическими лицами, то соответствующие потоки ценных бумаг прибавляются к товарам и услугам фирм и домохозяйств. Обратный поток доходов содержит выручку фирм и домохозяйств от продаж корпоративных ценных бумаг.

Информация о работе Экономические институты и их роль в современной рыночной экономике. История развития экономических институтов в России