Экономические функции государства в рыночной экономике и механизм их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Государство должно гарантировать надежное соблюдение законов, дать гарантии своей стабильности и предсказуемости, сделать практику принятия решений прозрачной. В свою очередь, бизнес должен гарантировать прозрачность для власти финансовых потоков, дать социальные гарантии работникам. Только это сможет существенно улучшить положение в рыночной экономике. Целью анализа роли государства в рыночной экономике является выяснение причин, целей и границ вмешательства государства в рыночную экономику.

Содержание работы

Введение…………………………………………………...……….……………...3
Глава 1. Роль государства в рыночной экономике……………………………...8
1.1. Причины государственного вмешательства в экономики………...13
1.2. Задачи государственного регулирования………………………..…15
Глава 2. Функции государственного регулирования………………………….17
2.1. Стимулирование сбалансированного экономического роста…….18
2.2. Обеспечение занятости………………………………………..…….18
2.3. Регулирование цен…………………………………………………...19
2.4.Создание правовой основы…………………………………………..20
2.5. Распределение ресурсов……………………………………………..20
2.6. Регулирование рынка труда…………………………………………21
2.7 Обеспечение социальной защиты…………………………...……....21
2.8. Сохранение и улучшение окружающей среды…………...………..23
2.9. Региональная политика……………………………………………...23
2.10. Реализация национальных интересов…………………..….……...23
2.11. Основные направления экономической деятельности
государства……………………..……………………………………25
Глава 3.Методы государственного регулирования рыночной
экономики……………………………………………………………27
3.1. Требования к методам регулирования экономики……………......27
3.2. Воздействие на рыночный механизм……………...........…………28
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

курсовая финиш.docx

— 58.39 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение…………………………………………………...……….……………...3

Глава 1. Роль государства в рыночной экономике……………………………...8

           1.1. Причины государственного вмешательства в экономики………...13

           1.2. Задачи государственного регулирования………………………..…15

Глава 2. Функции  государственного регулирования………………………….17

           2.1. Стимулирование сбалансированного  экономического роста…….18

           2.2. Обеспечение занятости………………………………………..…….18

           2.3. Регулирование цен…………………………………………………...19

           2.4.Создание правовой основы…………………………………………..20

           2.5. Распределение ресурсов……………………………………………..20

           2.6. Регулирование рынка труда…………………………………………21

           2.7 Обеспечение социальной защиты…………………………...……....21

           2.8. Сохранение и улучшение окружающей  среды…………...………..23

           2.9. Региональная политика……………………………………………...23

        2.10. Реализация национальных интересов…………………..….……...23

           2.11. Основные направления экономической  деятельности 

государства……………………..……………………………………25

Глава 3.Методы государственного регулирования рыночной

экономики……………………………………………………………27 

  3.1. Требования к методам регулирования  экономики……………......27

3.2. Воздействие  на рыночный механизм……………...........…………28

Заключение………………………………………………………………………31

Список  литературы………………………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Изучение экономической  роли государства – неотъемлемая часть экономического образования. Вряд ли сегодня кто – либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем.

Отечественная экономическая  наука переживает сегодня новый  этап. От почти полного отрицания  государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х  гг., в конце 90-х гг. она опять  была вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики. Стали появляться новые исследования, которые носят уже более взвешенный характер. Они достаточно критически, но в то же время и более реалистично оценивают роль государства в условиях советской системы, учитывая как негативные, так и позитивные  её стороны, пытаются определить какую роль государство должно играть в условиях переходной экономики, а также найти те общие тенденции, которые будут характерны для развития государства в ХХI в.

В России происходит формирование рыночной экономики. В результате экономических реформ сложилась крайне нерациональная, деформированная в основах хозяйственная система, имеющая мало общего с нормальной рыночной экономикой. Наиболее очевидным проявлением деформированности, аномальности этой системы являются чрезмерное доминирование капитала над трудом, сращивание денег и власти.

В такой ситуации регулирующая роль государства также приобретает  искаженный характер, далёкий от того, каким должен быть в условиях цивилизованного рынка. Это усложняет изучение проблем государственного регулирования экономики России. Многие инструменты экономической политики российского государства находятся в состоянии становления. С развитием рыночных отношений и повышением уровня их зрелости, с более полным приведением в действие движущих сил рыночного механизма будет претерпевать изменения и государственное регулирование экономики. Экономические функции государства во все большей мере будут сосредотачиваться на усилении роли рынка, на смягчении его «провалов», на более полной реализации неуклонно возрастающей взаимосвязи экономических и социальных отношений.

Сегодня справедливо подчеркивается необходимость совершенствования  системы государственного регулирования рыночной экономики. Ныне действующая система сложилась в чрезвычайных обстоятельствах ломки отживших экономических и социальных отношений. Она оказалась неэффективной. Её слабость и порочность связаны с утверждением криминально - бюрократического режима, недемократического по существу и нуждающегося в реформировании в направлении, отвечающем стоящим перед обществом задачам и особенностям положения, сложившегося в России.

После почти 10 лет радикальных  рыночных преобразований стала признаваться необходимость усиления экономической роли государства. Но это усиление  должно идти не в направлении продолжения прежнего экономического курса и усиления деформации рыночных отношений, а в направлении кардинальной корректировки рыночных преобразований.

Ключевым звеном реформирования государства должна стать идея всемерного укрепления государства и его  институтов, повышения их роли и  влияния на общественно – политическую и экономическую жизнь. Экономическая политика и роль государства только тогда станут эффективными и авторитетными, когда их социальной опорой станет всё общество, а не интересы отдельной, пусть даже весьма инициативной части представителей частного бизнеса. Но, к сожалению, в России гражданское общество отсутствует, и государственным чиновникам, предоставлена возможность контролировать самих себя. Если не учитывать этого обстоятельства и предлагать усилить роль государства в условиях современной России, то в отсутствие структур гражданского общества это неизбежно означает лишь дальнейшее экономическое и политическое укрепление позиций политико-финансовых групп и государственной бюрократии со всеми возможными негативными последствиями.

Государство должно гарантировать  надежное соблюдение законов, дать гарантии своей стабильности и предсказуемости, сделать практику принятия решений прозрачной. В свою очередь, бизнес должен гарантировать прозрачность для власти финансовых потоков, дать социальные гарантии работникам. Только это сможет существенно улучшить положение в рыночной экономике.

Целью анализа роли государства  в рыночной экономике является выяснение  причин, целей и границ вмешательства  государства в рыночную экономику.

Проблема государственного вмешательства в экономику является  основной  для любого  государства,  независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная.  Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако, по вопросам: в каких пропорциях должно сочетаться  государственное и рыночное регулирование, и каковы границы и направления государственного вмешательства,  существует достаточно широкий спектр  теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов - от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического либерализма, когда утверждается,  что эффективной может быть  только  экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных,  например  китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов,  так называемое социально ориентированное рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, шведская модель смешанной экономики и т.д.

Разновидность хозяйства,  в котором  существовала  крайне  высокая  степень государственного монополизма,  была построенная в нашей стране - централизованно управляемая экономика.  В ее основе лежало планирование,  т.е. централизованное решение вопросов о том,  в каком количестве и  что производить,  какие при  этом  должны быть использованы ресурсы, в каком объеме затрачен труд и  капитал, какова должна быть оплата труда  и т.д.  Здесь о регулировании  говорить не приходится:  государству  просто некого регулировать. В таком  случае речь идет о замещении всего  многообразия  форм собственности  и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?", одной единственной формой собственности - государственной,  а ответ на основной экономический вопрос - строгой  централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Задача составления  сбалансированного плана практически  неразрешима уже в силу своей  колоссальной размерности и статичности. Но даже  в маловероятном случае появления сбалансированного плана - система, где все действия  экономических  субъектов  расписываются  на пять лет вперед,  оказывается малоподвижной, плохо приспосабливающейся к  изменениям. 

Остается рыночный путь развития.  Но  в  рыночном  хозяйстве  государству  приходится постоянно  корректировать свое влияние.  Перед  государством не стоят такие задачи,  как  непосредственное  производство  и распределение  ресурсов,  товаров  и услуг.  Но оно не имеет и  права свободно распоряжаться ресурсами,  капиталом и  произведенными товарами,  как это делается в распределительной  экономике. По моему мнению, государство  должно постоянно балансировать, то, увеличивая, то, уменьшая степень вмешательства.

Рыночная система - это, прежде всего  гибкость и динамизм в  принятии решений, как со стороны  потребителей, так и со стороны производителей.  Государственная политика просто не  имеет  права отставать  от изменений  в рыночной системе,  иначе она  превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в  бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Роль государства  в рыночной экономике.

 

Фиаско рынка – это  случаи, когда рынок оказывается  не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

  1. монополия;
  2. несовершенная информация;
  3. внешние эффекты;
  4. общественные блага.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя  антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее, доля государственных расходов в валовом национальном продукте во всех развитых странах в ХХ в. имеет обычно тенденцию к росту. К тому же обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия всё более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование, то станет очевидно, почему роль государства в течение ХХ в. неуклонно возросла.

 

С учетом сложившегося многовекового  опыта можно выделить достаточно пространный ряд функций в  управлении экономикой, которые могут  реализовываться в любом рыночном хозяйстве исключительно на уровне политики государства как целого. Основные из них:

  1. Регулирование рынка:

а) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию предпринимательства;

б) обеспечение прав частной  собственности предпринимателей;

в) обеспечение условий  конкуренции и антимонопольное  регулирование;

г) корректирование цен  с помощью антимонопольного регулирования.

2. Восполняет недостатки  рынка:

а) производство общественных благ;

б) нормативно регулирует отрицательные  экстерналии (внешние воздействия);

в) стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости  и инфляции, стимулирование экономического роста.

3 Перераспределение ресурсов:

а) перераспределение доходов  населения и фирм через налоговую  систему;

б) перераспределение финансовых ресурсов через финансовую и налоговую  системы;

в) корректирование распределения  ресурсов с целью изменения структуры  экономики и национального богатства.

Конкретизация функций государства  осуществляется каждой страной в  зависимости от национальных особенностей этапа ее развития и в соответствии с избранной политикой.

В странах с переходной экономикой, где максимальное вмешательство  в экономику функции (рисунок 1.1) системообразующие. В странах с  развитой экономикой участие государства  минимальное (рисунок 1.2).


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 - Максимальное вмешательство  государства в экономику.


 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 - Минимальное  участие государства в регулировании  экономики.

 

Таблица 1.3 - Методы воздействия  государства на экономику

№ п/п

Характеристики

Прямые (административные)

Косвенные (экономические)

1

Содержание

Прямое воздействие, которое  обязывает субъектов экономики  принимать решения согласно целям государства

Субъекты экономики самостоятельно принимают решения. Государство  только создает стимулы к принятию нужных для него экономических решений

2

Достоинства

Быстрый результат в сжатые сроки

Не нарушает рыночной ситуации

3

Недостатки

Создают помехи рыночной ситуации

Наличие временного разрыва  до получения результата

Информация о работе Экономические функции государства в рыночной экономике и механизм их реализации