Экономические блага и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 11:11, контрольная работа

Описание работы

Блага, которые по сравнению с потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воздух, вода, солнечный свет) называются неэкономическими или даровыми.
Основной круг потребностей людей удовлетворяется за счет не даровых, а экономических благ, т.е. тех благ, объем которых:
недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере;
может быть увеличен лишь путем дополнительных затрат;
приходится тем или иным способом распределять.

Файлы: 1 файл

к.р.микроэкономика 1 семестр.docx

— 25.26 Кб (Скачать файл)

3 ВАРИАНТ

Экономические блага и их классификация.

Экономические блага — это результаты экономической деятельности, которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями.

Экономические блага включают в себя две категории: товары и услуги.

Блага, которые по сравнению с потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воздух, вода, солнечный свет) называются  неэкономическими или даровыми.

Основной круг потребностей людей удовлетворяется за счет не даровых, а экономических благ, т.е. тех благ, объем которых:

  • недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере;
  • может быть увеличен лишь путем дополнительных затрат;
  • приходится тем или иным способом распределять.

С точки зрения потребления  благ их подразделяют на потребительские и производственные.  Потребительские блага предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги, которые необходимы людям. Производственные блага — это используемые в процессе производства ресурсы (станки, механизмы, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные навыки (квалификация).

С точки зрения вещественного  содержания, экономические блага  делятся на материальные и нематериальные. Материальные блага можно осязать. Это вещи, которые могут накапливаться и храниться длительное время.

Исходя из срока использования, различают материальные блага длительного, текущего и разового пользования.

Нематериальные  блага представлены услугами, а также такими условиями жизни, как здоровье, способности человека, деловые качества, профессиональное мастерство. В отличие от материальных благ, услуги — специфический продукт труда, который в основном не приобретает вещественной формы и стоимость которого заключается в полезном эффекте живого труда.

Существует множество  видов услуг, которые делятся  условно на:

  • Коммуникационные — услуги транспорта, связи.
  • Распределительные — торговля, сбыт, складское хозяйство.
  • Деловые — финансовые, страховые услуги, услуги аудита, лизинга, маркетинга.
  • Социальные — образование, здравоохранение, искусство, культура, социальное обеспечение.
  • Общественные — услуги органов государственной власти (обеспечение стабильности в обществе) и другие.

В зависимости от характера  потребления экономические блага  делятся на частные и общественные.

Частное благо предоставляется потребителю с учетом его индивидуального спроса. Такое благо делимо, оно принадлежит индивиду на правах частной собственности, может наследоваться и обмениваться. Частное благо предоставляется тому, кто за него заплатил.

Общественные блага неделимы и принадлежат обществу (национальная оборона, охрана окружающей среды, законотворчество, общественный транспорт и порядок, т.е. те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны).

Среди благ выделяют также взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага.

Взаимозаменяемые блага называются субститутами. Эти блага удовлетворяют одну и ту же потребность и замещают друг друга в процессе потребления (белый и черный хлеб, мясо и рыба и т.д.).

Взаимодополняемые блага или комплементы дополняют друг друга в процессе потребления (автомобиль, бензин).

При всем этом экономические  блага делятся на нормальные и низшие.

К нормальным благам относятся те блага, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния (доходов) потребителей.

Низшие блага обладают противоположной закономерностью. При росте доходов их потребление уменьшается, а при уменьшении дохода — увеличивается (картофель и хлеб).

 

 

 

 

 

Почему  в условиях рыночной экономики необходимо вмешательство государства?

 
Государство контролирует рыночную экономику, устанавливая правила хозяйственной деятельности и ограничивая возможный произвол.

Кроме того, рыночная экономика  имеет некоторые негативные стороны, и государство может на них  повлиять. Полностью искоренить негативные моменты невозможно, но государство  может вмешаться в распределение  недостатков и преимуществ рыночной экономики между различными социальными  слоями и хозяйственными субъектами и достичь в этой сфере некоторого компромисса.

Государство выполняет важную функцию – обеспечивает правовую базу и благоприятный социальный климат. Это проявляется в разработке законодательства, регулирующего экономическую  деятельность, и в государственных  услугах, позволяя рыночной экономике  функционировать более эффективно.

Конкуренция – основная регулирующая сила и координирующий механизм рыночной экономики. Но естественное развитие конкуренции неизбежно  приводит к тому, что экономическая  власть сосредотачивается у отдельных  хозяйственных субъектов. Возникает  монополия и связанные с ней  злоупотребления. Хозяйственные субъекты манипулируют ценами и объемами продаж для удовлетворения своих эгоистических  интересов в ущерб обществу. Конкуренция  подавляется. Тут государство также  выполняет важную функцию – защищает конкуренцию. Государство контролирует монополии с помощью антимонопольного законодательства, регулирует цены «естественных  монополий», устанавливает стандарты  на услуги.

Рыночная система приводит к социальному неравенству, вызванному дифференциацией доходов и наличием нетрудоспособного населения. Социальное неравенство может вызвать социальную напряженность в обществе. В целях  ее уменьшения государство вмешивается  в механизм рынка и осуществляет трансфертные платежи в виде субсидий нуждающимся и безработным. Оно  гарантирует право на труд и на доход, обеспечивает перераспределение  дохода. Очевидно, что в данном случае вмешательство государства необходимо.

Кроме перераспределения  ресурсов между различными слоями населения, государство также способствует более эффективному распределению  ресурсов по стране.

Рыночная экономика подвержена экономической нестабильности, вызывающей инфляцию и безработицу. Вмешиваясь в экономику, государство пытается предупредить хроническую безработицу, стагнацию экономики, снизить инфляцию, сгладить промышленный цикл, стимулировать  экономический рост. Макроэкономическая стабилизация рынка – главная  функция государства в рыночной экономике.

Один из недостатков рыночной экономики – то, что она не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного  пользования – дорог, общественного  транспорта, здравоохранения, образования  и т.д. Она не обеспечивает финансирование фундаментальных исследований, не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, не имеет экономического механизма  защиты окружающей среды. Она не ориентирована  на создание социально необходимых  товаров, хотя необходимость в таких  товарах существует. Иначе говоря, рынок учитывает только индивидуальные потребности, и не выделяет (или выделяет недостаточно) экономических ресурсов для производства социальных благ. Поэтому государство определяет виды и объемы производства социальных благ, высвобождая для этого экономические  ресурсы посредством налогов.

Государство также решает проблемы, связанные с побочными (внешними) эффектами, которые рынок  не учитывает. Решая проблемы внешних  эффектов, государство использует индивидуальные соглашения, прямое государственное  вмешательство, интернализацию внешних  эффектов, формирует рынок прав на побочные эффекты. В случае с проблемой  загрязнения окружающей среды, правительство  может установить нормы загрязнения (с которыми природа сама справится) и продавать право на загрязнение  хозяйственным субъектам. Это стимулирует  покупателей применять очистные сооружения, задумываться об охране окружающей среды, а также позволяет направлять доходы от продажи прав на природоохранные  мероприятия. Путем прямого вмешательства  государство может запретить  определенный вид производства, опасный  для окружающей среды, или потребовать  определенного поведения данного  вида производства. Интернализовывая внешние эффекты, государство побуждает  индивидов учитывать результаты своей хозяйственной деятельности. Государство может облагать дополнительными  налогами деятельность, приводящую к  отрицательному внешнему эффекту, и  субсидировать деятельность, приводящую к положительному внешнему эффекту. Поэтому вмешательство государства в рыночную экономику оправдано и необходимо.

 

Задача 

Функция спроса на данный товар Fd=10-Р, функция предложения Fs=-5+2Р, где Р – цена за единицу товара. Изобразить линию спроса и предложения. Определить равновесную цену и равновесный объем продаж. 

Решение

10 - P = - 5 + 2 P

-3 P = -15

P = 5

(равновесная цена)

Fd = 10 - 5 = 5

(равновесный объем продаж)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:

Равновесная цена=5

Равновесный объем продаж=5

Список  литературы

 

  1. Критский М.М. Экономическая теория: микроэкономический аспект: учебно-методическое пособие. – СПб: СПбГИЭА, 1998
  2. Симкина Л.Г. Экономическая теория: Учебник.- 2-е изд. - СПб: Питер, 2008.
  3. Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В., Микроэкономика. Учебное пособие. - СПб: Питер, 2007.
  4. Тарануха Ю.В. Микроэкономика (тесты, графические упражнения, задачи): Учебное пособие.- М.: Дело и Сервис, 2006.- 205 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономические блага и их классификация