Экономическая теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 13:40, контрольная работа

Описание работы

Экономическая теория в обществе выполняет несколько важных функций: познавательную, прогностическую, практическую, критическую, методологическую, воспитательную.
Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство.

Содержание работы

1. Назовите функции экономической теории и опишите их 3
2. Предпринимательство, как фактор производства 5
3. Традиционная экономическая система 8
4. Возникновение, сущность и виды денег 10
5. Совершенная конкуренция и ее характеристика 14
6. Эластичность спроса по цене 16
7. Банки и основные виды их деятельности 21
8. Товар и его свойство 29
9. Протекционизм 31
10. Налоги и их функции 34
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

экономическая теория Оксана Федотова.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

В связи с тем, что на разные товары затрачен не одинаковый труд, товары имеют и неодинаковую стоимость. Отсюда возникает необходимость количественно измерить общественный труд или стоимость товаров, т.е. появляется понятие меновой стоимости.

Меновая стоимость - это способность товара обмениваться на другие товары в определенной пропорции, т.е. обеспечивается количественное сравнение товаров.

При натуральном производстве продукт удовлетворял потребности производителя и его семьи, т.е. для них он имел значение как потребительная стоимость - способность продуктов удовлетворять какие либо потребности человека. При производстве товара для обмена, товаропроизводителя интересует прежде всего стоимость товара, и только во вторую очередь его потребительная стоимость, но если товар не обладает потребительной стоимостью, то он никому не нужен и его не возможно обменять.

Итак, продукт не предназначенный для обмена имеет лишь потребительную стоимость для производителя. Товар при обмене должен обладать и стоимостью для производителя, и потребительной стоимостью для покупателя. Это свойство товара выступает как единство противоположностей: единство, т.к. они присущи одному товару, а противоположность, т.к. один товар для одного человека не может быть одновременно и потребительной стоимостью и стоимостью.

Развитие обмена происходило путем смены следующих форм стоимости:

Простая или случайная форма стоимости соответствовала ранней ступени развития между общинами, когда обмен имел случайный характер:

х товара А = у товара Б. Стоимость товара А случайно в данном конкретном случае отражается в потребительной стоимости товара Б. Последний выступает равноценностью первого товара, ее эквивалентом. Это и есть зародышевая форма денег. Уже здесь видно, что общественное положение товара Б иное, чем товара А. Но эта форма не так проста, как кажется на первый взгляд, поскольку уже здесь имеются два полюса выражения стоимости товара. На первом полюсе - товар А, играющий активную роль (относительная стоимость товара); на втором полюсе - товар В играющий пассивную роль, который служит материалом для выражения стоимости первого товара и находится в эквивалентной форме стоимости. Т.о. относительная и эквивалентная форма - два полюса выражения стоимости товара. Эквивалентная форма стоимости имеет ряд особенностей :

потребительная стоимость товара эквивалента служит формой проявления своей противоположности -стоимости товара; (никакой товар не может относится к самому себе как к эквиваленту и следовательно сделать свою натуральную форму своей стоимостью. Он должен относится к другому товару как к эквиваленту;

конкретный труд, содержащийся в товаре эквиваленте служит формой проявления своей противоположности - абстрактного труда (в выражении стоимости платья затрачен не только труд портного, но и труд ткачей, рабочих по производству машин и тд.);

частный труд затраченный на производство товара эквивалента служит формой проявления своей противоположности - непосредственно общественного труда;

Полная или развернутая форма стоимости. Связана с развитием обмена, вызванного крупным разделением общественного труда. В связи с этим в обмен включается множество товаров. И товару который находится в относительной форме стоимости противостоит множество товаров эквивалентов. Недостаток этой формы стоимости: в связи с множеством товаров эквивалентов стоимость каждого товара не получает законченного выражения

Всеобщая форма стоимости Дальнейшее развитие товарного производства и обмен привело к выделению из товарного мира отдельных товаров, играющих на местных рынках роль главных предметов обмена (соль, сахар, меха и др.). Особенность этой формы состоит в том, что роль всеобщего эквивалента не закрепилась еще за одним товаром и в разное время и на различных рынках их выполняют различные товары.

Виды денег в современной системе денежного обращения

Наличные деньги

Разменная монета

Бумажные деньги:

Казначейские билеты -выпускались государством, не имели вещественной стоимости, но были обязательны для приема во всех платежах и расчетах. Сегодня в большинстве стран бумажные деньги в связи с их свойством к обесцениванию заменяются кредитными деньгами (Кредитные деньги — это деньги, возникшие на основе развития кредитных отношений. Разливают наличные и безналичные кредитные деньги.).

Ассигнации

Кредитные деньги:

Векселя

Банкноты

Чеки

Безналичные деньги — деньги, которые существуют только в виде записей на расчетных, текущих, сберегательных и других счетах физических и юридических лиц. Компьютеризация банковского сектора привела к возникновению электронных денег и кредитных карточек.

Кредитные пластиковые карты

Платежные пластиковые карты

Электронные деньги — это деньги на электронных банковских счетах

Виды денег в современной системе денежного обращения.

 

 

 

 

 

5. Совершенная конкуренция и ее характеристика

Совершенная конкуренция – это экономическая ситуация, в которой:

никакая отдельная единица, выступающая в качестве покупателя или продавца, не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара;

никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому.

Понятие совершенной конкуренции привязано к статичной модели равновесия, оперирующей заранее заданными ценами и объемами ресурсов. Понятие свободной, неограниченной конкуренции характеризовало ее как процесс. Понятие совершенной конкуренции акцентировало внимание на равновесном состоянии предприятия, отрасли как результате, предшествовавшем конкуренции. Такая трактовка означала эволюцию теоретической модели рынка.

Модель совершенного рынка основывается на том, что его основные субъекты действуют в соответствии с экономическими принципами.

Условием рационального хозяйствования предприятий является принцип экономичности, имеющий два аспекта:

используя имеющиеся средства, следует получить максимальный результат – пользу, доход;

желаемого результата необходимо достичь при минимальном использовании средств.

Совершенно конкурентные рынки – это рынки, где соблюдаются следующие основные условия:

наличие множества мелких фирм (предприятий), доля которых на рынке отрасли ничтожно мала – менее 1%;

продажи за любой период времени (атомизирован-ный рынок);

продукция является однородной. Это условие называется гомогенностью товаров;

продавцы действуют независимо друг от друга;

покупатели и продавцы хорошо информированы о состоянии всего рынка, прежде всего о ценах в любой части рынка. Это условие называется прозрачностью рынка.

Наряду с перечисленными совершенно конкурентные рынки предполагают и другие условия:

мгновенную реакцию спроса и предложения на рыночные сигналы, что должно обеспечить установление рыночного равновесия;

существование рынка наличного товара, на котором продавцы и покупатели встречаются в одно и то же время, в одном и том же месте;

отсутствие каких-либо издержек, связанных с совершением сделки между производителями и потребителями. Исключается существование биржевых контор, инвестиционных компаний, дилеров и других посредников;

исключается такое орудие конкуренции, как сбивание цен;

предполагается отсутствие предпочтений пространственного, личностного и временного характера.

Рынкам совершенной конкуренции присуща самая высокая степень независимости поведения продавцов и покупателей.

Совершенно конкурентная фирма – это фирма, которая «принимает цену» на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Такую фирму называют ценополучателем. Ее конкурентное поведение можно охарактеризовать как приспособительное. Фирма приспосабливает затраты, объемы производства к главному ориентиру, заданному извне, – рыночной цене. Модель рынка совершенной конкуренции носит нормативный характер. В реальной действительности совершенная конкуренция является довольно редким случаем. И лишь некоторые рынки приближаются к ней (рынок зерна, валют и др.).

 

 

 

 

6. Эластичность спроса по цене

Ценообразование является важным элементом стратегии и тактики ведения бизнеса. Компании, как правило, не свободны в определении цены товаров, а ориентируются на рыночные реалии. Иногда компании могут определять свою цену продажи. В любом случае, ценообразование связано с целями, которые компания стремится достичь. Например, максимизация прибыли, рост выручки, рост доли рынка, загрузка свободных производственных мощностей, наконец, выживание… Важным элементов ценообразования является понятие эластичности спроса по цене.

Эластичность спроса по цене позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен.

Прибыль от продажи товаров являемся результатом взаимодействия величины расходов, объема продаж и цены продаж. Ранее я уже посвятил статью анализу безубыточности, или анализу «затраты – объем – прибыль» (CVP-анализ Cost – Volume – Profit). Такой анализ позволяет выявить влияние изменения постоянных затрат, переменных затрат, цены реализации, количества и ассортимента продукции на будущую прибыль. Например объем продаваемых товаров влияет на размер затрат на единицу продукции. С увеличением объема постоянные расходы распределяются на большее количество единиц и, таким образом, расходы на единицу сокращаются (эффект масштаба). Более низкие затраты дают возможность компании снизить цену и еще больше увеличить объем реализации… или не снижать цену и повысить маржинальность продаж. В упомянутой заметке основной упор сделан на анализ внутренних по отношению к предприятию факторов.

В настоящей заметке рассматривается в первую очередь влияние внешних факторов на треугольник «объем продаж» – «цена» – «расходы» (рис. 1). Основное внимание будет уделено взаимосвязи между ценой и объемом продаж и воздействию этих факторов на прибыль.

Рис. 1. Треугольник: «объем продаж» – «цена» – «расходы»

Важным фактором ценообразования является степень зависимости объема продаж от изменения цены. Если снизить цену, насколько увеличиться спрос? Если увеличить цену, снизится ли спрос, и насколько? Теоретические предельные соотношения спроса и цены представлены на рис. 2. В (а) при одной и той же цене спрос неограничен. Говорят, что спрос абсолютно эластичен. В то же время спрос становится равным нулю даже при незначительном росте цены. Если спрос ведет себя таким образом, нет никакого резона снижать цены, поскольку это не приведет к росту спроса, а только сократит прибыль. В (б) одинаковое количество товаров будет продано при любой цене. Говорят, что спрос абсолютно не эластичен. Продавец имеет возможность (и мотивацию J) повышать цены для роста прибыли. Понятно, что на практике предельные случаи не встречаются. Более реалистичные зависимости спроса от цены изображены на рис. 3.

 

Рис. 2. Предельные соотношения цены и спроса

Рис. 3. Характерные зависимости спроса от цены

Графики, представленные на рис. 3, показывают, что с ростом цены спрос снижается. Угол наклона кривой спроса есть не что иное, как коэффициент эластичности по спросу:

Эластичность по спросу (Е) = –

И числитель, и знаменатель, выражены в процентах, а не в абсолютных значениях, чтобы избежать возможных искажений из-за различного масштаба. Поскольку спрос практически всегда падает при росте цены, знак «минус» в формуле позволяет получать положительные значения эластичности (что считается более удобным для восприятия J).

совершенно неэластичный спрос

Е = 0

объем спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости)

неэластичный спрос             

 

Е < 1

когда объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены)

единичная эластичность спроса

Е = 1

изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объема спроса

эластичный спрос

Е > 1

объем спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену)

совершенно эластичный спрос

Е ® ¥

объем спроса не ограничен при падении цены ниже определенного уровня

Информация о работе Экономическая теория