Экономическая теория прав собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является выявление неоинституционального подхода к экономической теории прав собственности и ее спецификаций.
Задачи:
1. Выявить особенность неоинституционального подхода к экономической теории прав собственности.
2. Проанализировать различие экономической собственности как категории от юридической.

Содержание работы

Введение……………………………………...…………………………………………...3
Глава 1. Неоинституциональный подход к экономической теории прав собственности.………………………………………………………………………….…4
1.1. Понятие прав собственности …………… ………………………………...……….4
1.2. «Пучок прав» и их конфигурация…………………………………………………...5
Глава 2. Анализ теории прав собственности………………...……………….……….12
2.1. Классификация форм собственности……………………………….……………...12
2.2. Спецификация прав собственности………………………………………………..15
2.3. Организационно-правовые формы собственности…………………………..……18
Заключение……………………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………………...………..26

Файлы: 1 файл

Курсовая.Экономическая теория прав собственности.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание его акционеров, к исключительной компетенции которого относятся:

1) изменение устава и размера капитала;

2) избрание членов совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии (ревизора) и досрочное прекращение их полномочий;

3) образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий, если решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета);

4) утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов  прибылей и убытков общества и распределение его прибылей и убытков;

5) решение о реорганизации или  ликвидации общества.

В обществе с числом акционеров более пятидесяти создается совет директоров (наблюдательный совет).

Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью, решает все вопросы, не составляющие исключительную компетенцию других органов управления обществом и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров.

Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров, преобразовано в общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив, некоммерческую организацию.

4. Производственный кооператив

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан (в его деятельности могут участвовать также и юридические лица) для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, с/х и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении имущественных паевых взносов (акции для привлечения средств кооператив выпускать не вправе).

Производственный кооператив является коммерческой организацией с числом членов не менее пяти, которые несут по ее обязательствам субсидиарную ответственность. Имущество, находящееся в его собственности, делится на паи в соответствии с уставом, а определенная его часть составляет неделимые фонды. Доходы кооператива распределяются между его членами в соответствии с их трудовым участием.

Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Если последних более пятидесяти, может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль над деятельностью исполнительных органов - правления и (или) его председателя, осуществляющих текущее руководство.

Членами наблюдательного совета и правления, а также председателем кооператива могут быть только его участники. К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относятся:

1) изменение устава;

2) образование наблюдательного  совета и прекращение полномочий его членов, а также образование и прекращение полномочий исполнительных органов кооператива, если это право по уставу кооператива не передано его наблюдательному совету;

3) прием и исключение членов  кооператива;

4) утверждение годовых отчетов  и бухгалтерских балансов кооператива и распределение его прибыли и убытков;

5) решение о реорганизации и  ликвидации кооператива.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания или наблюдательного совета кооператива, не могут быть переданы ими на решение исполнительных органов кооператива. Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием. Производственный кооператив может быть добровольно реорганизован или ликвидирован по решению общего собрания, преобразован по единогласному решению его членов в хозяйственное товарищество или общество.

5. Государственные и муниципальные  унитарные предприятия.

По стандартам Евросоюза государственными являются предприятия, где государству принадлежит более 50% активов. В этом случае оно сохраняет общий контроль над политикой и принятием решений. Унитарным (государственным или муниципальным) предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками.

Имущество унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам его владельца. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником (уполномоченным им органом) и ему подотчетен.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Собственник имущества такого предприятия не отвечает по его обязательствам.

На базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие).

II. Некоммерческие организации.

1. Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения ими имущественных паевых взносов.

Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами, которые несут субсидиарную ответственность по его обязательствам .

Общественными и религиозными организациями являются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Такие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Участники общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на имущество, которое они получили в собственность от этих организаций, в том числе на членские взносы, не отвечают по обязательствам организаций, а организации не отвечают по обязательствам своих членов.

2. Фондом признается не имеющая  членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими  лицами на основе добровольных  взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные  или иные общественно полезные цели. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а тот не отвечает по их обязательствам.

Имущество, переданное фонду учредителями, является его собственностью и используется для целей, определенных в уставе. Фонд может заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для их достижения, и соответствующей этим целям. Для этого он вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Надзор за деятельностью фонда осуществляет попечительский совет.

3. Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, теория прав собственности безбрежно расширила содержание понятия договора. Традиционно проблема собственности всегда связывалась с проблемой власти или "силы". В исследованиях теоретиков прав собственности эта взаимозависимость практически не присутствует в явном виде. Отсюда тенденция представлять иерархию как договор, вертикальные социальные связи как горизонтальные, властные отношения как равноправное партнерство. Это, пожалуй, самое уязвимое место теории прав собственности.

Попытки теоретиков прав собственности предоставить чисто экономический критерий уровень трансакционных издержек для суждений об эффективности различных институциональных систем покоятся на шатком основании.

Трансакционная экономика прошла в своем развитии как бы полный круг. Исходным пунктом было противопоставление децентрализованного, ценового механизма и централизованного, иерархического механизма, рынка и фирмы.

Оценивая теорию прав собственности, следует иметь в виду, что многие экономисты Запада настроены к ней достаточно критически. Отчасти это связано с ее особым интеллектуальным стилем, который можно было бы назвать "прецедентным". Вместо построения математизированных моделей, берется отдельный конкретный случай из реальной деловой практики и скрупулезно прослеживается, что можно извлечь из него с помощью инструментария экономической теории.

Но, конечно, дело не только в этом. Понятийный аппарат теории прав собственности некоторые авторы считают не более чем удвоением терминов, лишенным серьезного аналитического значения. Открытие, что индивидуумы обмениваются не "пучками полезностей", а "пучками прав на пучки полезностей", они сравнивают с открытием мольеровского Журдена, узнавшего, что он, оказывается, всю жизнь говорил прозой.

Далеко не все принимают понятие трансакционных издержек. Дихотомия "издержки производства - издержки трансакции" слишком напоминает деление труда на производительный и непроизводительный, давно отвергнутое западной экономической теорией. Неизмеримость трансакционных издержек также служит причиной настороженного отношения к ним. По словам одного американского экономиста, "трансакционные издержки - полезное понятие, полезность которого уменьшается пропорционально точности его определения". Некоторые авторы уподобляют эту категорию отстойнику, куда попадает все, что пока еще не стало предметом самостоятельного анализа в экономической теории. Так, в свое время к трансакционным издержкам причислялись транспортные издержки и затраты на маркетинг. Но затем, став объектом активного изучения, они были выделены в особый разряд и исключены из состава издержек трансакции.

Теория прав собственности нередко впадает в порочный логический круг. Например: от чего зависит уровень трансакционных издержек? От существующего распределения прав собственности. Чем определяется господствующая система прав собственности? Уровнем и структурой трансакционных издержек. Трансакционные издержки детерминируют характер прав собственности и в то же время сами детерминируются им. Появление такого рода тупиков в теории прав собственности не случайно. В ней не проводится ясной границы между конкуренцией на рынке в обычном смысле и мета-конкуренцией институтов. Не замечаемые самими теоретиками прав собственности скачки с одного уровня рассмотрения на другой приводят к изъянам в логической структуре концепции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Бартенев С. А. Экономические теории и школы: Курс лекций. Издательство БЕК, 1996

 

2. Гулыга А. Немецкая классическая философия. М., 1986. С. 216

 

3. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности.

( методология, основные понятия, круг  проблем)

Ответственный редактор - д. э. н., профессор В. Н.; Кузнецов Москва, 1990

 

4. Неоинституциональная экономическая теория: Учебное пособие. Под ред.

В.В. Разумова. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2005.

 

5. Черкашов Е.М., Жутовская Т.А., Аникеева О.П., Карагулян Е.А. Экономическая теория. Учебно-методический комплекс. Часть 1,2. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. 2001.240 с.;

 

6. [www.economicus.ru] // «50 лекци по микроэкономике» последний доступ 5.01.2012 г.

 

7. [www. economuch.com] // Портал "ЭКОНОМИСТЪ" последний доступ 5.01.2012 г.

 

8. [ru.wikipedia.org] // Википедия; ст. «Собственность» последний доступ 5.01.2012 г.

 

9. Мизес Л. Бюрократия: Пер. с англ. М., 1993. С. 23.

 

10. Lawson F., Rudden B. The law of property. Oxford: Clarendon. 1982. Р. 6.

 

11. Eggertsson T. Economic behavior and institutions. London: Cambridge University Press, 1990. P. 33.

 

     12. Alchian A. Some economics of property rights // Economic forces at work.

Indianapolis : Ind . : Liberty press , 1977. P . 129 – 130.

 

 13. Allen D. What are transaction costs? // Research in law and economics. 1991. № 14. P. 1 – 18.

 

14. Barzel Y. Economic analysis of property rights. NY: Cambridge University Press, 1997. P. 3

 

15. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ

 


Информация о работе Экономическая теория прав собственности