Экономическая теория как наука: предмет и метод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Современная экономическая теория призвана соединить потенциал фундаментальных основ и методологическую вооруженность политической экономики с инструментарно-методическим аппаратом и прагматичной ориентированностью экономики.
Цель темы — выяснить предмет экономической теории, определить сущность экономических методов исследования и экономических законов, регулирующих ее генезис.

Содержание работы

Введение
Глава I. Рынок как экономическая система
1.1 Основные экономические системы и их черты
1.2 Сущность и основные черты рыночного хозяйства
1.3 Роль государства в развитии рыночной экономики
Глава II. Рыночная экономика России
2.1 Социально-экономические условия в России на момент начала формирования рыночных отношений
2.2 Направления становления рыночных отношений в России
2.3 Разгосударствление и приватизация собственности при рыночной экономике

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

gotovaya_kursovaya_po_ekonomike.doc

— 352.50 Кб (Скачать файл)

На формировании рыночных отношений сильно сказалось наследие социализма, заключающееся в высоком  удельном весе производства капитальных  товаров, излишне большой армии, внешних долгах. Все это существовало за счет низкого жизненного уровня населения, здоровья людей, социальной обеспеченности, недостаточного развития образования, науки, культуры и т.д.

Названные причины снижали  эффективность национального хозяйства, вызывая неэффективность отраслевой структуры. Но отраслевая перестройка экономики не могла быть осуществлена лишь принятием нового закона или постановлением Правительства России. Требуются огромные финансовые и материальные средства и продолжительное время. Это обусловило затяжной характер создания в России рыночных отношений.

Социалистическая система  хозяйства характеризовалась крайне низкой мотивацией трудовой деятельности. В начале 90-х такая ситуация продолжала сохраняться, особенно на предприятиях государственного сектора и крупных  заводах, это очень тормозило развитие производства.

В результате распада  СССР произошло нарушение многих хозяйственных связей между предприятиями, что привело к спаду производства, переросшему в кризис недопроизводства, к превращению нашей экономики  в дефицитную по многим видам продукции. Процесс был усилен тем обстоятельством, что многие предприятия и отрасли в бывшем СССР были монополистами: число видов промышленной продукции, которые выпускались лишь одним предприятием, было слишком велико для страны вступающей на путь рыночных преобразований. Постановления государственных органов о восстановлении старых хозяйственных связей оказались в большинстве своем бесполезны, ибо восстанавливать их было экономически нецелесообразно, да и практически невозможно.

Спад производства привел к существенному сокращению распределенного продукта, к падению жизненного уровня большой части населения. Вследствие инфляции, роста цен и увеличения денежной заработной платы на рынке потребительских товаров установилось равновесие между спросом и предложением. Но высокие равновесные цены камуфлируют реальный дефицит товаров и услуг.

В ходе экономической  реформы старая система управления национальным хозяйством оказалась  разрушенной, новой же в целостном  виде создано не было. Была затруднена отраслевая перестройка национального хозяйства.

Восстановление управления экономикой во многом было осложнено  стремлением отдельных национально-территориальных  образований к созданию таможенных преград на границах национальных образований  в пределах России.

После начала проведения рыночных преобразований в нашей экономике сложилась ситуация, называемая "шок предложения". Суть ее в следующем. Эффективность и мобильность рыночной экономики основываются, в частности, на том, что при свободном предпринимательстве, конкурентном взаимодействии спроса и предложения удовлетворение спроса адекватным предложениям ведет к повышению цен на дефицитные услуги и товары. В конкурентной экономике это приводит к расширению производства соответствующих товаров и услуг. Если же конкурентная среда отсутствует, то предприятиям-монополистам выгоднее поднимать цены на товары и услуги, а не расширять их производство.

Существовали и другие факторы, которые препятствовали расширению производства и предложения, в частности, отсутствие резервных мощностей, новых технологий, свободных денежных средств, хозяйственного механизма передачи нововведений между предприятиями и отраслями. С установлением советской власти в России была введена крайне жесткая система секретности, фактически исключающая механизм широкой реализации достижений прогресса науки и техники. Отсутствие такого механизма в условиях рыночных отношений сдерживает расширение производства, экспорт конкурентоспособной продукции и на этой основе расширение налогооблагаемой базы, пополнение оборотных средств фирм и предприятий.

Отсутствовала отработанная система внешнеэкономических связей. С одной стороны, предприятия, получив  значительную свободу экспорта и  импорта, не инвестировали полученную экспортную выручку в российскую экономику, а с другой – валютные источники государства в основном использовались в качестве "пожарного" средства для покрытия дефицита в продовольствии и медикаментах. Кроме того, внешнеэкономическое законодательство постоянно изменялось и не соответствовал реальному положению дел валютный курс.

Наконец, одним из условий, в которых началось и долгое время  происходило становление рыночных отношений, была инфляция. Причем инфляция спроса и инфляция предложения существовали одновременно. Необходима была антиинфляционная политика, но "Центральным банком в этой области был допущен ряд ошибок, среди которых наиболее существенная – безвозмездное кредитование предприятий в 1993 г. в целях пополнения недостачи их оборотных средств, возникшей в результате взаимных неплатежей".

Осуществленная под флагом спасения предприятий, сохранения их трудовых коллективов эта мера имела, как минимум, два отрицательных последствия. Во-первых, привела к новому витку инфляции, так как продукции не прибавилось, но в результате увеличения заработной платы на этих предприятиях увеличился спрос на рынке потребительских товаров и услуг, вызвавший рост цен. Во-вторых, эта мера подогрела иждивенческие настроения у руководителей и трудовых коллективов, в определенной мере задержала конверсию военных предприятий, которые получили львиную долю безвозмездных кредитов. В документах Центрального банка России это финансирование называлось кредитованием, но на самом деле это была финансовая помощь за счет бюджета.

С приходом рыночной экономики изменилось соотношение  государственной и негосударственной собственности  (См приложение 2. диаграмма 1 и диаграмма 2 )

Приходится согласиться  с мнением зарубежных экономистов, что данная мера обусловлена не экономическими, а в основном политическими обстоятельствами. С экономической точки зрения выгоднее было выплачивать пособия по безработице, чем затрачивать ресурсы и выпускать заведомо ненужную продукцию. Но увеличение безработицы ведет к обострению социальной напряженности, что в то время было абсолютно недопустимо.

Развитие экономики России 1990-2000 гг. можно подтвердить следующими макроэкономическими показателями:

Таблица 2. Некоторые  показатели социально-экономического развития РФ за 1990-2000 гг. (в % к предыдущему  году).

Показатели

1990 г.

1991г.

1992г.

1993г.

1994г.

1995г.

1996г.

1997 г.

1998г.

1999 г.

2000 г.

ВВП

97,0

95,0

85,5

91,3

87,3

96,0

96,6

100,9

95,4

105,4

108,3

Продукция промышленности (крупных и средних предприятий)

99,9

92,0

81,2

83,8

77,2

95,3

95,5

102,0

94,8

111,0

111,9

Продукция сельского  хозяйства

96,4

95,5

90,6

95,6

88,0

92,0

94,9

101,5

86,8

104,1

105,0

Инвестиции

100,1

84,5

60,3

88,3

75,7

89,9

81,9

95,0

88,0

105,3

117,7


 

Из таблицы видно, что после  спада производства в 1998 г. в результате финансового кризиса начали значительно расти темпы роста по всем приведенным показателям.

В 2000 г. реально располагаемые денежные доходы выросли по сравнению с 1999 г. на 9,1%, а реальная среднемесячная заработная плата выросла на 20,9%, назначенная месячная с учетом компенсационных выплат увеличилась на 28%.

  • 2.2  Направления становления рыночных отношений в России

 

В России исходные условия для перехода к рынку  складывались гораздо менее благоприятно, чем в странах ЦВЕ, по причине  огромных структурных диспропорций между базовыми и обрабатывающими отраслями, высокой милитаризации экономики, длительности существования административно-командной системы, отсутствия в обществе традиций рыночной экономики и частной собственности, сильного влияния уравнительно-коллективистской психологии, шока от распада единого хозяйственного комплекса СССР

Для рыночных реформ в России характерно использование в самом  их начале (1992–1993 гг.) радикального варианта преобразований. Это выразилось в  проведении в кратчайшие сроки приватизации преобладающей части государственной собственности без учета эффективности этой меры, а также в форсированном переходе к открытой экономике. Однако радикальные реформы затем уступили место эволюционному развитию рыночных отношений в 1994–1998 гг. В ходе рыночных реформ в России в целом имело место постоянное сочетание мер "шоковой терапии" с мерами постепенных преобразований.

"Шоковая" либерализация  цен в России привела к тому, что лишь в январе 1992 г. потребительские  цены выросли в 3,5 раза по сравнению с декабрем 1991 г., в то время как номинальная заработная плата за этот период выросла всего на 40%. Физический объем товарооборота в январе 1992 г. составил около одной трети от января 1991 г. В целом, за 1992 г. потребительские цены выросли более чем в 25 раз.

Чем меньше развиты  рыночные отношения к началу либерализации, тем менее эффективен "шоковый" вариант. В России в этом смысле процесс  либерализации цен проходил труднее, чем во многих странах Центральной  и Восточной Европы, хотя и прошел достаточно быстро. В январе 1992 г. стали свободными 80% цен на товары производственного назначения (кроме цен на энергоносители и транспорт) и 90% цен на потребительские товары (в стоимостном выражении). Цены на большинство товаров производственного назначения были повышены в 5 раз. В дальнейшем процесс повышения цен продолжался. К началу 1996 г. либерализация цен в России была практически завершена.

Формирование  институтов рыночной инфраструктуры в  переходной экономике имеет целый  ряд особенностей. Во-первых, многие из них образуются заново, на "пустом месте". Так, в годы плановой экономики не было товарных, фондовых и валютных бирж. Во-вторых, в связи с этим, образование их происходит в количествах, не адекватных потребностям рынка. Так, на 1 января 1996 г. в России действовало более 2,6 тыс. коммерческих банков, причем примерно за год к этому сроку их число выросло на четверть, а многие из действовавших ранее разорились. Более половины всех банков – мелкие, не способные конкурировать с западными банками. В-третьих, первоначально не все институты выполняют свойственные им функции. Это касается, в частности, товарных бирж, которые должны заниматься организацией товарных сделок по массовым сырьевым и продовольственным товарам. Первые российские биржи, возникшие сразу в огромном количестве (только в 1992 г. было зарегистрировано около 400 товарных бирж) занимались торговлей любыми товарами. В-четвертых, образование названных институтов проходит, подчас, без надлежащей правовой основы, что затрудняет их функционирование и порождает множество злоупотреблений. В-пятых, особо следует сказать о существенном распространении в этой сфере мошеннических организаций, финансовых пирамид и т.д.

Принципиальные  изменения произошли в банковской сфере. Вместо практически единой государственной банковской системы, свойственной плановой экономике, сложилась двухуровневая система, отвечающая потребностям экономики рыночной. Ее нижний уровень составляет широкая сеть коммерческих банков, выполняющих, как и большинство других институтов рыночной инфраструктуры, роль посредников между производителями и потребителями. Их деятельность контролируется Центральным Банком России путем установления учетной ставки процента и обязательной нормы резервов.

С точки зрения характера проводимых преобразований в России преобладали институциональные реформы (преобразование собственности, формирование рыночной инфрастуктуры и т.д.) при явной недооценке промышленной политики и других мер, направленных на возобновление экономического роста и перестройку отраслевой структуры народного хозяйства.

Для России характерна ярко выраженная неравномерность проведения рыночных реформ в различных сферах и отраслях экономики. Дальше всего  зашло формирование рыночных институтов в финансовом секторе, а в реальном секторе адаптация к рыночным условиям происходит крайне медленно.

В России не возникало  взаимодействия и разграничения  функций между рыночными структурами  и государством, которые постоянно  конфликтуют друг с другом, усугубляя  кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник.

Информация о работе Экономическая теория как наука: предмет и метод