Экономическая структура и инфраструктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….. 4

Глава I. Понятие «рынок», его сущность

Определение понятия «рынок». Эволюция взглядов на рынок…. 6
Сущность рынка: родовые черты, функции и роль в экономике…13

Глава II. Основные элементы и инфраструктура рынка
2.1 Сущность, происхождение и основные элементы инфраструктуры рынка……………………………………………………………………... 19
2.2 Многокритериальный характер системы и структуры рынка… 25
Заключение……………………………………………………………… 33
Список литературы……………………………………………………. 36

Файлы: 1 файл

sam_kursach.docx

— 566.94 Кб (Скачать файл)

   Министерство образования  и науки Российской Федерации 

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный  технологический университет»

                                       (КубГТУ)

 

        Факультет  экономики, управления и бизнеса

                   Кафедра экономической теории

 

                            КУРСОВАЯ РАБОТА

          по дисциплине «Экономическая теория»

 

на тему: «Экономическая структура и инфраструктура рынка»

Выполнил студент группы  12-ЭБ-ГУ3

Брюханский Дмитрий Владимирович

Допущен к защите

 

Научный руководитель

Хетагурова Заира  Владимировна

 

Нормоконтролер работы

________________________

 

Защищена________                     Оценка__________________

Члены комиссии______________________________________

___________________________________________________

 

 

 

 

 

 

                                            2013

 

 Министерство образования  и науки Российской Федерации 

 ФГБОУ ВПО «Кубанский  государственный технологический  университет»

(КубГТУ)

 

 

 

Факультет экономики, управления и бизнеса

 

 

Кафедра экономической теории

 

 

Задание на выполнение курсовой работы

 

по специальности 081100

 

студенту Брюханскому  Дмитрию Владимировичу

 

 

 

       Тема курсовой работы:

       «Экономическая  структура и инфраструктура рынка»

 

 

 

Руководитель курсовой работы доцент                  З. В. Хетагурова

 

 

 

Срок представления

завершенной курсовой работы руководителю  «__» ________20___г.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сождержание

          Введение………………………………………………………………….. 4

 

Глава I. Понятие «рынок», его сущность

 

    1. Определение понятия «рынок». Эволюция взглядов на рынок…. 6  
    2. Сущность рынка: родовые черты, функции и роль в экономике…13

 

 Глава II. Основные элементы  и инфраструктура рынка

2.1 Сущность, происхождение  и основные элементы инфраструктуры  рынка……………………………………………………………………... 19

          2.2 Многокритериальный характер  системы и структуры рынка… 25

          Заключение……………………………………………………………… 33

          Список литературы……………………………………………………. 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В процессе исторического  развития рыночного (товарного) хозяйства  изменялось понимание рынка, его  сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала. Изучению данных вопросов посвящена  данная курсовая работа.

Рынок – одна из самых  распространенных категорий в экономической  теории, одно из основных понятий хозяйственной  практики и экономической теории. Зачастую понятие «рынок» применяется  как всем известное и не требующее  каких-либо пояснений. Так, понятие  рынка в распространенных на Западе теориях экономики хотя и является ключевым, но имеет весьма поверхностное  определение и не привлекает особого  внимания. В рамках этой парадигмы  рынок берется как некая данность (как человек, воздух, земля и т.д.), требующая ответа на вопрос: не что  это такое, а как он устроен, как  функционирует. В действительности, имеются самые различные толкования рынка у нас и за рубежом, что  и послужило основанием для утверждений, будто до сих пор никому неизвестно, что такое рынок. Нельзя не заметить, что учение К.Маркса дает ответ на вопросы, почему и как возник рынок, на основе каких закономерностей  он развивался, каковы его исторические границы, что такое рынок как  экономическая категория.

Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории  выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской  деятельности, активно воздействовал  на формирование производственных и  личных потребностей населения. Конкуренция  между продавцами вела к тому, что  нежизнеспособный предприниматель  выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных  богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.

В условиях рыночных отношений  центр экономической деятельности перемещается к основному звену  всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая  обществу продукция, оказываются различные  услуги. На предприятии сосредоточены  наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии.

Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь, тот, кто наиболее грамотно и компетентно  определит требования рынка, создаст  и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким  доходом высококвалифицированных  работников.

Рынок — одна из самых  распространенных категорий в экономической  теории, одно из основных понятий хозяйственной  практики и экономической теории. Зачастую понятие "рынок" применяется  как всем известное и не требующее  каких-либо пояснений. Так, понятие  рынка в распространенных на Западе теориях экономике хотя и является ключевым, но имеет весьма поверхностное  определение и не привлекает особого  внимания. В рамках этой парадигмы  рынок берется как некая данность (как человек, воздух, земля и т.д.), требующая ответа на вопрос: не что  это такое, а как он устроен, как  функционирует. В действительности, имеются самые различные толкования рынка у нас и за рубежом, что  и послужило основанием для утверждений, будто до сих пор никому неизвестно, что такое рынок. Нельзя не заметить, что учение К.Маркса дает ответ на вопросы, почему и как возник рынок, на основе каких закономерностей  он развивался, каковы его исторические границы, что такое рынок как  экономическая категория.

 

1 Понятие «рынок», его сущность

 

1.1Определение понятия «рынок». Эволюция взглядов на рынок

 

Рынок обязательный компонент  товарного хозяйства. По словам Н. Бухарина, рынок – это обратная сторона товарного производства, основы рыночного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства.

Объективная необходимость  рынка обусловлена теми же причинами, которые вызывают необходимость  существования товарного производства. Важнейшими историческими условиями  возникновения рынка являются следующие:

Общественное разделение труда и специализация. В любом  многочисленном сообществе людей никто  из участников хозяйства не может  жить за счет полного самообеспечения  всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные  группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иных товаров и услуг. Это положение объясняется принципами сравнительного преимущества, т.е. производством  продукции при относительно меньших  издержках упущенных возможностей

Так, два производителя  могу произвести обувь и одежду. Первый за неделю производит две пары обуви и четыре блузки. Второй –  три пары обуви и девять блузок. Альтернативная стоимость пары обуви  у первого производителя равна  двум блузкам, а у второго –  трем блузкам. Относительная меньшая  альтернативная стоимость (издержки упущенных  возможностей) производства обуви –  у первого производителя. Следовательно, ему нужно специализироваться на производстве обуви, а второму –  на производстве блузок.

Экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных  решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически  возникает на базе частной собственности  и затем распространяется на коллективную собственность (кооперативы, акционерные  общества, государственные предприятия  и т.д.). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок  существовать не может. Д.Хайман писал, что рынки могут существовать только для продуктов, права собственности  на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться.

Эти два условия выражают глубинное противоречие рыночной экономики, которое выражается в объективной  необходимости, с одной стороны, всеобщей взаимосвязи производителей из-за общественного разделения труда, а с другой – всеобщего обособления (ограничения) производителей. Именно последнее определяет наличие системы  товарных, рыночных отношений.

Разрешение проблемы трансакционных издержек – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные  с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную  деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению  свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д. Если эти расходы выше предполагаемого  дохода, то рынок таких товаров  не будет создан.

Понятие трансакционных издержек было введено в экономическую  теорию Р. Коузом в статье «Природа фирмы» (1937). Он доказал, что удельный вес трансакционных издержек особенно велик в обществе, где права  собственности определены (специфицированы) слабо. Это характерно для стран  с переходной экономикой. Снижение этих издержек возможно на пути совершенствования  юридических норм, укрепления этического фундамента, честности, ответственности, создания инфраструктуры рынка.

Самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный  обмен ресурсов. Чем меньше скован производитель, тем больше развит рынок. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.

Понятие «рынок» многогранно, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. По мере развития общественного  производства и обращения это  понятие неоднократно менялось.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Это самое упрощенное, узкое понимание рынка. Объясняется  оно тем, что рынок появился ещё  в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. Первоначально рынок имел примитивные  формы. Так, по наблюдениям этнографов, на острове Калимантан и в районах  нынешней Малайзии рыночные отношения  осуществлялись следующим образом: продавцы, положив свои продукты для  обмена, уходили, чтобы дать возможность  покупателям свободно осмотреть  товары; если покупатель решался приобрести предложенные ему товары, он оставлял свои продукты и уходил; затем возвращались продавцы и в случае согласия забирали оставленные покупателем предметы, взамен оставив свои. С развитием  ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками  закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка  сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.

По мере углубления общественного  разделения труда и развития товарного  производства понятие «рынок» приобретает  все более сложное толкование, которое находит отражение в  мировой экономической литературе. Так, французский экономист-математик  О. Курно считает, что под термином «рынок» следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. В таком определении рынка сохраняется его пространственная характеристика, но она не является исчерпывающей, добавляются новые черты.

С дальнейшим развитием товарного  обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность  разрыва купли-продажи во времени  и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо  формируется новая структура  общественного производства – сфера  обращения, которая характеризуется  обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью  выполнения определенных специфических  для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка  как формы товарного и товарно-денежного  обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в нашей  экономической литературе. Так, в  учебнике «Политическая экономия»  указывается, что рынок – это  обмен, организованный по законам товарного  производства и денежного обращения. В толковых словарях Даля и Ожегова  приводятся значения рынка как места  розничной торговли и как сферы  товарного обмена. Здесь очень  важно подчеркнуть, что рынок  – это сфера не только товарного  обмена, но и обращения, куда включается и обращение денег, в том числе  современный рынок ценных бумаг.

Если рассматривать рынок  со стороны субъектов рыночных отношений, то появляются новые определения  рынка как совокупность покупателей (Ф. Котлер) или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения  и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (А. Маршалл).

Но это всего лишь одна сторона рынка. Эти определения  рынка неполны, так как не охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей, потребителей и посредников), не включают отношения  производства, распределения, потребления  в сфере обращения.

С появлением товара рабочая  сила рынок приобретает всеобщий характер, он все более проникает  в само производство: покупка не только средств производства, но и  рабочей силы становится условием производства.

Воспроизводственный аспект характеристики рынка весьма важен. Понятие «рынок» расширяется  до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного  продукта, как формы реализации, движения основных составных частей этого продукта. В результате появляются определения рынка как совокупности «экономических отношений, с помощью  которых осуществляется обращение  общественного продукта в товарно-денежной форме» или как сферы реализации части совокупного общественного  продукта, в процессе которой проявляются  присущие данному способу производства экономические отношения по поводу производства и потребления материальных благ» (А.В. Орлов, Ф.А. Крутиков).

Информация о работе Экономическая структура и инфраструктура рынка