Экономическая система и ее структура. Типы экономических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 18:15, контрольная работа

Описание работы

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным

образом упорядоченных элементов экономики, образующих экономическую

структуру общества.

Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно

возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы

существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться

теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть

скоординированной и эффективной экономической политики.

Корректное и научно обоснованное обнаружение закономерностей

функционирования экономической системы всегда имело судьбоносное значение.

Содержание работы

1.Экономическая система и ее структура. Типы экономических систем.

1.1.Понятие и сущность экономических систем.

1.2.Типы и модели экономических систем.

1.3.Развитие экономических систем в современных условиях.

Список литературы

Файлы: 1 файл

экономика!.docx

— 64.04 Кб (Скачать файл)

Содержание: 
 
1.Экономическая система и ее структура. Типы экономических систем.          
 
1.1.Понятие и сущность экономических систем.                              
 
1.2.Типы и модели экономических систем.                                      
 
1.3.Развитие экономических систем в современных условиях.        
 
Список литературы                                                             
 
                                
 
Введение.                                 
 
       Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным 
 
образом упорядоченных элементов экономики, образующих экономическую 
 
структуру общества. 
 
Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно 
 
возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы 
 
существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться 
 
теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть 
 
скоординированной и эффективной экономической политики. 
 
Корректное и научно обоснованное  обнаружение закономерностей 
 
функционирования экономической системы всегда имело судьбоносное значение. В сложных условиях нашего государства проблема раскрытия сущности 
 
экономического развития приобретает дополнительную актуальность, так как уже 
 
длительное время не удаётся выйти на путь устойчивого экономического роста. 
 
Наоборот, потенциал кризисных явлений возрастает.  К тому же смена 
 
политического курса нашей страны также заставляет критически оценить 
 
предшествующую  модель экономического развития. 
 
Главной проблемой современного периода формирование научных экономических 
 
систем в отечественной экономической науке можно считать проблему совмещения универсальных, выработанных мировой экономической мыслью, с необходимостью отражения сложной картины современной экономической действительности в Российской Федерации. 
 
Моей целью было ознакомиться с литературой на тему: “Экономическая система. Её структура, типы и модели”. 
 
Перед мной стала задача сделать выводы относительно экономического развития 
 
нашей страны, и некоторых других государств. А также ознакомиться со 
 
структурой экономической системы. 
 
 1.Экономическая система и ее структура. Типы экономических систем.     
 
 1.1.Понятие и сущность экономических систем.                
 
     Употребление понятия системы имеет долгую историю, уходящую в античную эпоху. В переводе с греческого  “система” означает некое целое, состоящее из частей, связанных между собой и образующих целостность. 
 
Для характеристики любой системы  обычно выделяют ее элементы, сущность, 
 
структуру. Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой  экономической системе формах собственности, на экономические ресурсы и результаты хозяйственной  деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный  механизм. 
 
         Установление связей между составляющими систему элементами  означает 
 
определение ее структуры. Для системы характерно наличие функций, которые не 
 
в состоянии выполнить ни один из элементов в отдельности, а только объект в 
 
целом. 
 
       Важным свойством экономической системы является наличие структуры.        
 
Все системы обслуживают друг друга, объединены единой структуры общественной  организации и управления, связаны между собой посредством продуктообмена,  находятся в постоянном взаимодействии. 
 
       По определению Герасимова экономическая система - совокупность средств, 
 
условий, процессов и результатов материального производства, а так же 
 
разнообразных отношений между людьми по поводу производства, обмена, 
 
распределения, потребления жизненных благ. 
 
         В современных  курсах  по  экономической  теории лучше  всего  изучена рыночная экономика, которая характеризуется как система, основанная  на  частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. Командная экономика описывается как  система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на  средства производства, коллективное принятие  экономических решений,  централизованное руководство экономикой посредством  государственного  планирования. Под смешанной экономикой подразумевается тип общества,  синтезирующий элементы первых двух систем. Он характерен для большинства  современных государств.  Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных  форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы,  можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества. 
 
      Основными  элементами экономической системы являются социально-экономические  отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной  деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности;  хозяйственный  механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на  макроэкономическом уровне;  конкретные  экономические связи между  хозяйственными субъектами. 
 
Во второй половине прошлого столетия, когда широко развернулась научно- 
 
техническая революция и стала особенно быстро развиваться производственная и 
 
социальная инфраструктура, государство стало намного активнее воздействовать 
 
на развитие национальной экономики. В связи с этим изменился хозяйственный 
 
механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические 
 
связи между хозяйствующими субъектами . 
 
1.2.Типы и модели экономических систем.                  
 
Существует несколько типов экономических систем. В литературе наиболее часто 
 
встречаются: рыночная, смешанная, административно-командная и традиционная. 
 
Их мы и рассмотрим ниже. 
 
     Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм). 
 
Отличительными чертами этой экономической системы являлись: частная 
 
собственность на инвестиционные ресурсы,  рыночный механизм регулирования 
 
макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции, наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и товара . Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, не только капиталиста – предпринимателя, но наемного работника. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской  деятельности тех, кто имел капитал. Был достигнут новый уровень развития ''человеческого фактора'', главной производительной силы общества. Наемный  работник и капиталист – предприниматель выступали как юридически равноправные агенты рыночных отношений. Понятие '' свободный наемный работник'' предполагает право свободного выбора покупателя рабочей силы, место её продажи, т.е. свободу передвижения в пределах рынка труда. Подобно всякому  товаровладельцу, реализовавшему свой товар и получившему за него деньги, наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы выбора стала личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого  решения и за соблюдения условий трудового соглашения. 
 
Каков механизм решения фундаментальных задач экономического развития в 
 
рассматриваемой экономической системе? Они решаются опосредованно, через 
 
рынок и цены. Колебания цен, их более высокий или низкий уровень служат 
 
индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, 
 
уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему 
 
распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются 
 
спросом на рынке . Предприниматели стремятся получать все больший доход (прибыль), предельно  экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и  организационные (т.н. предпринимательские) способности в избранной ими сфере  деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности. 
 
     Современная рыночная экономика (современный капитализм). 
 
По сравнению со всеми предшествующими рыночная система оказалась наиболее 
 
гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к внутренним и 
 
внешним условиям. 
 
Во второй половине прошлого столетия, когда широко развернулась научно- 
 
техническая революция и стала особенно быстро развиваться производственная и 
 
социальная инфраструктура, государство стало намного активней воздействовать 
 
на развитие национальной экономики, В связи с этим изменился хозяйственный 
 
механизм, организационный формы хозяйственной деятельности, экономические 
 
связи между хозяйствующими субъектами. 
 
В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает 
 
хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее 
 
развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В 
 
то же время на макро уровне развитие плановых методов связанно с 
 
государственным регулированием экономики. 
 
Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям 
 
рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое 
 
решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на 
 
основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а так же анализы 
 
приоритетных направлений НТП, прогнозы развития общественных потребностей на  макро уровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск 
 
устаревших товаров и переходить к качественно новым моделям и видам 
 
продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствии с общественно необходимыми затратами. 
 
Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) так же 
 
оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и 
 
услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным 
 
потребностям. 
 
Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе 
 
стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то 
 
же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит 
 
за счет бюджетных ассигнаций, государственных общенациональных и 
 
межгосударственных программ, проведения НИОКР, в приоритетных направлениях НТР. Например, в настоящее время реализуется общеевропейские программы '' Эврика'', ''Эсприт'' и др. 
 
Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта 
 
решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется 
 
выделением все больших ресурсов, как крупными компаниями, так и государством 
 
для вложение в развитие ''человеческого фактора'': финансирование системы 
 
образования, в т.ч. переподготовке работников различной квалификации, 
 
совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды. 
 
На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ ''борьбы  с 
 
бедностью''в настоящее время направляется не менее 30-40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной  экономикой. В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность фирмы. 
 
     Административно-командная система. 
 
Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде 
 
азиатских государств. 
 
Характерными  чертами АКС является общественная (а в реальности - государст 
 
венная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного  механизма. 
 
Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во- 
 
первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – 
 
высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность 
 
хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует 
 
производство и распределение продукции, в результате чего исключаются 
 
свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, 
 
государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, 
 
преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает 
 
материальную заинтересованность в результатах труда. 
 
Полное огосударствление хозяйства вызывает  невиданную   по своим 
 
масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок  техники и технологии. Для порождаемой  монопо- лией  дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства. 
 
В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические 
 
особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками 
 
задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и 
 
ответственной, что бы передать ее решение самим непосредственным 
 
производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам. 
 
Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых 
 
ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и 
 
потребителей, в соответствии с заранее выбранными как ''общественные'' целями 
 
и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть 
 
ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками 
 
направлялась на развитие военно-промышленного комплекса. 
 
Распределение созданной продукции между участниками производства жестко 
 
регламентировалось центральными органами по средствам повсеместно применяемой  тарифной системы, а так же централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда. 
 
Отличительной особенностью распределения продукции в АКС являлось 
 
привилегированное положение партийно-государственной элиты. 
 
     Смешанная экономика. 
 
В случае сложных сочетаний различных элементов системы, а также соединения 
 
различных типов экономики - можно говорить о смешанных экономических системах (смешанной экономике). Их отличительная особенность - гетерогенность 
 
(разнородность) входящих в них элементов. 
 
В современных условиям смешанная экономика предстает в следующих укрупненных  формах: 
 
- смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых 
 
"смешение" вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых 
 
экономических форм; 
 
- смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика). 
 
Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и 
 
получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в 
 
социально-экономической жизни. 
 
Сам термин "смешанная экономика" не имеет однозначного толкования, трактовки 
 
смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они 
 
лишь отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа 
 
развитой экономики и их единство. Смешанная экономика представляет собой 
 
одновременное сочетание параметров, а именно: сочетание частного и 
 
государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, 
 
капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и 
 
неэкономических начал. 
 
Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью. 
 
Однако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп 
 
параметров в условиях различных стран. 
 
Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных 
 
структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их 
 
сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно- 
 
государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения 
 
государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д. 
 
Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей 
 
адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы 
 
опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции 
 
социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения 
 
рынка государственным регулированием, частно-хозяйственной инициативы — 
 
социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает "чистым" системам в степени однородности составляющих ее элементов. 
 
     Традиционная система.  
 
В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая 
 
система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, 
 
широко  распространении  ручного труда, многоукладности экономики. 
 
Многоукладность экономики означает существование при данной экономической 
 
системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально- 
 
общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и 
 
натуральных формах  распределения созданного продукта. Огромное значение имеет  мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на 
 
производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено 
 
многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике. 
 
В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства 
 
огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный 
 
капитал. 
 
В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-экономический прогресс. 
 
Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность-активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения. 
 
 1.3.Развитие экономических систем в современных условиях.         
 
В то время как Россия и другие государства бывшего социалистического блока 
 
стремятся к созданию рыночной экономики, в самих рыночных странах ведутся 
 
оживленные дебаты о том, какие формы рынка следует признать более 
 
эффективными. Не пойти ли США по стопам Японии, представив правительству 
 
более заметную роль в управлении экономикой? А может быть Японии самой 
 
перенять некоторые черты американской экономики с ее свободой 
 
предпринимательства и более сильным влиянием рынков? Подобные дебаты 
 
происходили и в России, где выдвигаются предложения принять японскую, 
 
шведскую или американскую модели как пример для подражания. 
 
Однако в подобной дискуссии следует учитывать, по крайней мере три важных 
 
аспекта. Во-первых, характер экономической системы будет определяться не 
 
только теми законами и правилами, которые изберет для себя Россия, но и 
 
правилами, но и особенностями русской истории, культуры, ресурсов и политики. 
 
Во-вторых, для России, стоящей лишь на пороге рынка, пока не имеет большого 
 
значения, кокой модели следовать: шведской или американской, ибо в любом 
 
случае надо начинать с одних и тех же правовых и экономических реформ: 
 
стабилизации, либерализации и т.д. . 
 
В-третьих, в наши дни страны рыночной экономики развиваются довольно быстрыми темпами. Трудно, например, следовать шведской модели, когда само шведское правительство объявляет, что эта модель себя исчерпала. Если Россия или какая-нибудь другая стран попытаются подражать чужому примеру – это будет 
 
напоминать стрельбу по быстро бегущей мишени. 
 
Примером развития смешанной экономики может служить «Шведская экономическая модель». В 60-х годах образ успешно и безмятежной Швеции особенно контрастировал с ростом социальных и политических конфликтов других стран. Все стали отмечать успешное сочетание быстрого экономического роста с 
 
обширной политикой реформ на фоне социальной бесконфликтности общества. 
 
Тогда-то и возникло понятие шведская модель «государство благосостояния». 
 
Шведы демонстрировали превосходство своей социально-политической системы, 
 
которая десятилетиями служила примером оптимальной смешанной экономики – 
 
процветающей системы, в которой государство заботится об уровне жизни каждого 
 
жителя. Рыночные отношения считались с сильным государственным 
 
регулированием, частная собственность в сфере производства преобладала, а 
 
потребление обобществлялось. 
 
В течение длительного времени основными усилиями модели было - полная 
 
занятость и выравнивание доходов. Их доминирование объясняется уникальной 
 
силой шведского рабочего движения. 
 
Более полувека (за исключением 1976-1982 годов) – рекордный срок – у власти 
 
находится Социал-демократическая рабочая партия, которая ориентировалась на 
 
построение системы социального благосостояния. 
 
Идея создания так называемого «дома для народа» – государственной системы, 
 
которая давала экономические гарантии всем гражданам, получила единодушную 
 
поддержку. Сами основы «шведской модели» были сформулированы в начале 50-х 
 
годов в профсоюзном движении. 
 
Шведы исходят из того, что централизованная рыночная система производства 
 
эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность фирмы, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения общего уровня жизни и при этом без воздействия на основы производства. Социал-демократам удалось вывести экономику из депрессии, используя методы «нового курса» Рузвельта и сохраняя при этом приверженность кейсланским  методам. 
 
Но это привело к огромной роли государства в распределении, потреблении 
 
национального дохода через налоги и госрасходы, достигшие рекордных уровней. 
 
«Всеобщая уравниловка» как основной социалистический принцип распределения 
 
доходов не вызывал никаких проблем вплоть до нефтяного кризиса 1973-1974 
 
годов. Затем последовал общий застой экономики и усиление конкуренции на 
 
внешних рынках. В результате некоторые отрасли шведской промышленности 
 
оказались в глубоком структурном кризисе. 
 
Неустойчивость экономического развития Швеции усилилось. В начале 80-х 
 
последовал новый удар – второй нефтяной кризис. 
 
Во второй половине 80-х резко возросла по сравнению с западноевропейскими 
 
странами стоимость рабочей силы и уровень потребительских цен. Шведская 
 
промышленность опять начала сдавать свои позиции на мировом рынке. 
 
Поняв, что девальвация кроны не является эффективным способом решения 
 
внутренних проблем, неоконсервативное правительство решило активно 
 
сосредоточиться на сокращении социальной программы и жестких антиинфляционных мер. В результате удалось повысить эффективность производства. Стоимость рабочей силы снизилась. Население же Швеции, привыкшее к благоприятному социальному климату, никак не могло смириться с жестокими милитаристскими методами оздоровления экономики. Когда в 1994 г. экономика к тому же оказалась в глубоком кризисе, избиратели возвращают к власти социал-демократов. Но как бы ни хотелось вернуть старые времена, новым властям необходимо было выбирать: либо реставрировать шведскую модель, либо 
 
продолжать политику либеральных реформ и вступить в Европейский Союз. 
 
Реальность заставила идти по второму пути. И после вступления в Европейский 
 
Союз экономика будет развиваться по западноевропейским законам. 
 
                               
 
 Заключение.                                
 
Под экономической системой понимают сложную, упорядоченную совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, 
 
осуществляющуюся в формах определенных производственных и социальных 
 
отношений и социальных институтов, целью которой является удовлетворение 
 
потребностей общества в материальных благах и услугах. 
 
В зависимости от форм собственности, лежащих в основе экономической системы, 
 
можно выделить следующие типы экономических систем: капиталистические 
 
рыночные; коммунистические административно-командные; смешанные. 
 
     “Идеальной” экономической системой является рыночная. Однако такая система в чистом виде никогда не существовала. Тем не менее, можно говорить о том, что в течение нескольких десятилетий второй половины 20в. экономика многих стран была приближена такой системы. 
 
Для становления Российского государства необходима централизованная власть, 
 
способная контролировать и корректировать деятельность любых институтов. 
 
Особенно вредны рыночные механизмы в сферах, касающихся именно человеческих, социальных факторов жизнедеятельности общества в целом. 
 
На мой взгляд, ни одна система в чистом виде не способна ответить всем 
 
потребностям общества. И лишь правильное сочетание в особых пропорциях 
 
нескольких экономических механизмов может максимально приблизить к выполнению основных экономических задач. 
 
В России в последние годы начали осуществляться экономические реформы, 
 
связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, 
 
разгосударствлением и приватизацией собственности, т.е. с возникновением 
 
системы современной рыночной экономики. 
 
Однако в настоящее время в России существует  эклектическая экономическая 
 
система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной 
 
экономики эпохи свободной конкуренции и современной рыночной системы. 
 
Назвать существующие в России имущественные отношения и организационные 
 
формы экономической системой (пусть и эклектической) можно только условно. 
 
Отсутствует важная особенность системы — ее относительная стабильность. Ведь 
 
в хозяйственной жизни России все находится в движении, имеет переходный 
 
характер. 
 
Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки 
 
зрения переходная (от административно-командной к современной рыночной) 
 
экономика может быть названа системой. 
 
Окончательный выбор конкретной модели переходной системы и тем более модели 
 
современной рыночной экономики в России будет в конечном счете определяться 
 
соотношением политических сил в стране, характером проводимых преобразований, 
 
масштабами и эффективностью поддержки реформ международным сообществом, а также историческими традициями.

 

 

 

 

____________________________________________________________________

 

1. ПОНЯТИЕ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

Употребление понятия системы имеет долгую историю, уходящую в античную эпоху. В переводе с греческого "система" означает некое целое, состоящее из частей, связанных между собой и образующих целостность.

В каждой из отраслей и сфер экономики в процессе деятельности людей, в процессе производства, создаются материальные и духовные блага. Поэтому совокупность всех видов экономической деятельности людей в процессе их взаимодействия, направленных на производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, а также на регулирование такой деятельности в соответствии с целью общества называется экономической системой.

На сегодня ни в российской, ни в белорусской, ни в зарубежной литературе не существует единого определения понятия экономической системы.

Как правило, авторы указывают на наличие определенной совокупности механизмов и институтов, обеспечивающих функционирование производства, распределение доходов и потребление в определенных территориальных рамках. Иногда в определение включают более широкий круг факторов, определяющих экономическое поведение участников (законы и правила, традиции и убеждения, позиции и оценки).

Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая система – сложное многомерное образование, обладающее целостностью и единством всех ее составных частей (элементов).

В принципе, термин "экономическая система" применяется на разных уровнях анализа. В этом смысле экономической системой можно считать и самые простые образования (например, отдельные домашние хозяйства или хозяйствующие субъекты), однако наиболее часто этот термин применяется в рамках макроэкономического подхода, когда рассматриваются закономерности функционирования национального хозяйства в целом.

Причиной существования экономической системы является так называемый универсальный закон, относительной ограниченности ресурсов. В основе действия закона ограниченности лежат 2 обстоятельства: а) постоянный рост человеческих потребностей; б) ограниченность материальных благ и услуг, необходимых для их удовлетворения.

Экономическая система функционирует с помощью таких экономических институтов как собственность, денежная система, рабочие организации, правительственные органы, корпорации, налоги, деньги, доход и т.д.

Для характеристики любой системы обычно выделяют ее элементы.

Основными элементами экономической системы являются:

-- социально-экономические  отношения, базирующиеся на сложившихся  в каждой экономической системе  формах собственности на экономические  ресурсы и результаты хозяйственной  деятельности;

--организационные  формы хозяйственной деятельности;

--хозяйственный  механизм.

2. СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

Важным свойством экономической системы является наличие структуры.

Экономическая система общества состоит из малых экономических систем – домохозяйств и предприятий.

Домохозяйство – это малая система, которая представляет владельцев ресурсов и потребителей в рамках семьи. Основная функция домохозяйства – потребление конечных продуктов и услуг, производимых предприятиями.

Предприятие – малая система, в рамках которой создаются экономические блага и услуги с помощью совокупности необходимых ресурсов. Группы взаимосвязанных предприятий объединены в отрасли.

Отрасль – это более крупная система, объединяющая все предприятия, выпускающие определённые продукты. Отрасли объединяются в более крупные системы – межотраслевые.

Кроме того, экономическая система общества может включать и другие элементы: ~ социально-экономические системы (экономико-политические, экономико-демографические, природно-экономические системы);

~ технико-экономическая  система (отраслевые, межотраслевые, региональные  системы).

Все системы обслуживают друг друга, объединены единой структурой общественной организации и управления, связаны между собой посредством продуктообмена, находятся в постоянном взаимодействии.

Структура экономической системы выступает как внутренняя организация общественного производства. Поэтому она на разном уровне всегда проявляется через людей, их производственную деятельность.

.

3. ТИПЫ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

Человечество прошло длительный исторический путь развития, в ходе которого на разных этапах сложилось несколько типов экономических систем:

-- традиционная

-- командно-административная

-- смешанная

-- рыночная.

Критериями их разделения выступают, прежде всего, форма собственности и тип координационного механизма (план или рынок).

3.1. ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

Традиционная экономическая система - самая древняя система.

Например, если племя на протяжении нескольких поколений выращивало, скажем, ячмень, то оно и дальше будет склонно делать то же самое. Вопросы типа:

Выгодно ли это?

Что иное стоит выращивать?

Какой способ организации производства более рационален? - здесь просто не приходят никому в голову.

Конечно, традиции со временем тоже меняются, но очень медленно и лишь в силу существенных изменений внешних условий жизни племени или народности. При стабильности этих условий традиции хозяйственной жизни могут сохраняться очень долго. За примером далеко ходить не надо: элементы традиционной экономической системы до сих пор присутствуют в организации жизни народов Севера России.

Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, то есть охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.

Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились. И это не случайно.

Построив свое сельское хозяйство на коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет XX в. добиться продовольственного изобилия. Более того, к началу 80-х годов положение с продовольствием стало настолько плохим, что КПСС была вынуждена принять специальную “Продовольственную программу”, которая, впрочем, тоже не была выполнена, хотя деньги на развитие аграрного сектора были потрачены огромные.

Напротив, сельскому хозяйству европейских стран, США и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал, решить задачу создания продовольственного изобилия удалось. И настолько успешно, что фермеры этих стран смогли немалую долю своей продукции вывозить в другие регионы мира.

Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства жизненных благ, чем советы старейшин - органы, принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе.

Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.

3.2. КОМАНДНО –  АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА.

Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Её характерными чертами является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм командно-административной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает:

1. непосредственное управление  всеми предприятиями из единого  центра – высших эшелонов государственной  власти, что сводит на нет самостоятельность  хозяйственных субъектов;

2. государство полностью  контролирует производство и  распределение продукции, в результате  чего исключаются свободные рыночные  взаимосвязи между отдельными  хозяйствами;

3. государственный аппарат  руководит хозяйственной деятельностью  с помощью, преимущественно, административно - распорядительных методов, что  подрывает материальную заинтересованность  в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с командно-административной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными целями и критериями, на основе централизованного планирования.

Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредствам повсеместно применяемой тарифной системы и посредством централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

Информация о работе Экономическая система и ее структура. Типы экономических систем