Экономическая роль конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

В годы плановой экономики в нашей стране конкуренция не играла той роли, которая ей отводится при рыночных методах хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция – источником хаоса и кризисов перепроизводства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическая роль конкуренции…………………………..6
1.1.Содержание конкуренции………………………………………….6
1.2. Функции конкуренции……………………………………………..9
1.3. Виды конкуренции………………………………………………..11
3. Глава 2. Формы конкурентного рынка……………………………….13
2.1 Совершенная конкуренция……………………………………….14
2.2. Монополистическая конкуренция……………………………....16
2.3. Олигополия……………………………………………………….18
2.4. Чистая монополия………………………………………………..19
4. Глава 3. Методы конкуренции ……………………………………….21
5. Глава 4. Конкуренция в экономике России…………………………..24
6. Заключение……………………………………………………………..30
7. Список использованной литературы………………………………….33

Файлы: 1 файл

Конкуренция - курсовик.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

 В соответствии  с руководящим принципом оптимальной  интенсивной конкуренции благоприятные  условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с "умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.   

 В каждой рыночной  экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:  

- качество конкуренции;   

- само существование  конкуренции;  

- цены и качество  изделий должны быть в центре  внимания конкуренции;  

- предлагаемая услуга  должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;  

- защищенные правовыми  нормами товарные знаки и марки  помогают покупателю различать  товары по их происхождению  и своеобразию, а также судить  о некоторых их качествах;

-   ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.

1.3.Виды конкуренции

Конкуренцию можно разделить  по трем признакам:

  1. по методам осуществления,
  2. по отраслевой принадлежности,
  3. по степени свободы.

По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

По отраслевой принадлежности различают  внутри- и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

По степени свободы  подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую). 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________________

5 Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2006.

                           Глава 2. Формы конкурентного рынка.

 

В зависимости от количества продавцов (производителей), объема предлагаемых ими товаров и услуг, количества покупателей (спроса) на рынке, осуществляется разделение на рынок совершенной (чистой) конкуренции, рынок несовершенной (монополистической) конкуренции, рынок олигополии и монополистический рынок.нополия олигополия рынокРынок и конкуренция в значительной степени синонимы: одно без другого не существует. Более того, содержание конкуренции раскрывается в понятиях «конкурентного» и «неконкурентного» рынков.

По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка (рис. 1.)

 

Рис. 1. – Модели рынка

 

Взаимодействие между  продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов и  покупателей относительно цены, объемов  производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка.6

 

______________________________________________________________________________________________

6 Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2006.

                                  2.1 Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция  существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много  мелких продавцов и покупателей  идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.

Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения  в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка  называют «рынок свободной конкуренции».

Когда говорят о совершенной конкуренции, то при этом противопоставляют ее несовершенной конкуренции, которая в значительной мере создается участием на рынке монополий и олигополии. Как мы уже отмечали, свободной, или совершенной, конкуренции не существует, и никогда не существовало в мире, и, тем не менее, в интересах теоретического анализа, мы используем это понятие, причем чаще всего экономисты применяют термин "совершенная конкуренция".

Совершенной называют такую  конкуренцию, участники которой, во-первых, заняты производством и продажей однотипного, тождественного товара, который по своим качествам не отличается один от другого. Во-вторых, каждый производитель может продать любое количество товара и не вызвать этим никакого изменения цен на конкурентном Рынке, поскольку предполагается, что число производителей так велико и объем продукции каждого настолько мал, что это не повлияет на установившуюся равновесную цену. Конечно, это определение дает идеальное представление о Рынке совершенной конкуренции, однако это помогает Нам лучше понять рыночные процессы, если принять во внимание, что в народном хозяйстве существуют такие отрасли, которые более или менее приближаются к такому определению. Например, в сельском хозяйстве на Западе существуют сотни тысяч фермеров, ведущих самостоятельное производство на собственной или арендованной земле. Вклад каждого из них в общее производство зерна, картофеля, овощей и других культур сравнительно невелик, и поэтому они не могут сколько-нибудь существенно повлиять на рыночные цены, на продукты.

Совершенная конкуренция  на практике довольно редка, но это  модель рынка, которая имеет весомое  аналитическое значение. Так чистая конкуренция представляет собой  простейшую ситуацию, в которой следует  использовать понятия "доход" и "издержки". Совершенная конкуренция является ясным и значительным отправным пунктом для любой дискуссии об определении цены и объема производства. 7

Теперь сформулируем основные характеристики рынка совершенной  конкуренции:

– большое количество мелких продавцов и покупателей,

– продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,

– невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры,

– полная свобода «входа» на рынок и «ухода».

В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции  в строгом теоретическом значении, как это изложено выше, практически  не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться.

При наличии конкуренции на рынке  производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым

_______________________________________________________

7 Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: Инфра-М, 2006., с.237

 

эффективным способом достижения этого является использование научно-технических  усовершенствований и новинок в  производстве.

Внедрение научно-технических  достижений позволяет увеличить  производительность труда, что как  раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако фирме –  новатору больший доход.

Конкуренция создает  у производителей стимулы к постоянному  разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг, так и за счет дифференциации отдельного продукта.

Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом.

                   2.2 Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция  – это рыночная ситуация, когда  многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Монополистическая конкуренция  – самый распространенный тип  рынка, наиболее близкий к совершенной  конкуренции. Возможность для отдельной  фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.

Основные характеристики монополистической конкуренции:

  1. относительно большое число некрупных (мелких) фирм;
  2. эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
  3. сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.

Неценовая конкуренция  – главное оружие монополистической  конкуренции. Особое значение в ней  приобретает реклама.

Проникновение на рынок  монополистической конкуренции  довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя.

Монополистическая конкуренция свойственна  реально существующим рынкам. Она  помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство.

Поясняя коренную особенность монополистической  конкуренции, Э. Чемберлин писал: “Дифференциация  может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде  таких, как особые запатентованные свойства - фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки или тары (если таковые имеются), или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю. Дифференциация может существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товара. В розничной торговле эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает”.8

 

 

 

__________________________________________________________

8 Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. – М.: ИЛ, 1959. с. 103-104

                                         2.3 Олигополия

Существуют рынки, на которых, как правило, действует  относительно небольшое количество крупных фирм. Строго определить количество таких субъектов экономисты обычно не берутся, но можно встретить, например, такую количественную характеристику олигополистического рынка, где число конкурентов составляет от трех до пяти. Ее, видимо, можно принять в

виде некоторого ориентира. Примерами такой конкурентной ситуации в Украине могут быть рынки  бытовых холодильников, стиральных машин, сигарет, магнитофонов, локальные рынки ряда товаров и услуг в городах.

Олигополия – это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или схожие товары.

К основным характеристикам  олигополистической конкуренции можно  отнести:

а) немногочисленность конкурентов. Каждый из них обладает обычно довольно большой долей рынка какого-то товара или услуги;

б) предложение стандартизированных  или дифференцированных товаров. Ряд  промышленных товаров, таких, например, как сталь, алюминий, цемент, являются стандартизированными продуктами и обычно предлагаются в условиях олигополистической конкуренции. Дифференцированными товарами на олигополистических рынках могут быть, к примеру, автомобили, компьютеры, холодильники, пылесосы, телефонные аппараты. Предприятия – олигополисты – это обычно значительные по размерам структуры, ведущие крупномасштабное производство;

в) сложность входа в отрасль новых предприятий. Здесь уже перед потенциальными конкурентами, возможными кандидатами на вступление в отрасль встают очень серьезные проблемы. Это и формирование большого стартового денежного капитала, и технологические сложности, и доступность к важнейшим сырьевым ресурсам, и большие возможности «ветеранов» разными способами препятствовать появлению в отрасли «новичков» и другое. Пробиться новым фирмам здесь действительно сложно;

г) наличие стимулов к  слиянию, сговорам, направленным на снижение или устранение конкуренции. Слияние  конкурентов позволяет получить большую долю рынка, в большей  степени использовать эффект масштаба: как «на выходе» – при продаже своей продукции (это можно делать с меньшими удельными издержками), так и «на входе» – при решении проблем, ресурсного обеспечения (закупка крупных партий ресурсов по низшим ценам). Сговоры – по ценам, местам сбыта, объемам продаж – возможны здесь потому, что количество конкурентов ограничено и они все «на виду», что создает благоприятную почву для подобных стремлений.

В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая  конкуренция. Но ценовые методы соперничества  обычно оказываются менее эффективными. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, другие вынуждены будут адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они, одновременно, и сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.

                                        2.4 Чистая монополия

Информация о работе Экономическая роль конкуренции