Экономическая природа рынка ценных бумаг и его особенности в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение экономической природы рынка ценных бумаг и его роли в системе рыночных отношений, а также анализ состояния рынка государственных ценных бумаг России на современном этапе.
Исходя из указанной цели работы, основными задачами являются:
Определение и раскрытие структуры рынка ценных бумаг;
Изучение механизма функционирования рынка ценных бумаг;
Выявление тенденций развития современного рынка ценных бумаг в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3 1 Природа рынка ценных бумаг и особенности функционирования рынка ценных бумаг……………………………………………………………………...5
Понятие, цели, задачи и функции рынка ценных бумаг…………………...5
Структура современного рынка ценных бумаг……………………………..7
Основные свойства ценных бумаг. Виды ценных бумаг…………………..9
Рынок ценных бумаг России в современных условиях…………………...14
2.1 Причины возникновения кризиса на рынке ценных бумаг и негативное влияние кризиса на фондовом рынке на развитие реального сектора……….14
2.2 Институциональные трансформации как необходимый элемент повышения конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг……17
2.3 Комплекс антикризисных мер по усилению регулирования рынка ценных бумаг, принятых Банком России………………………………………………..20
3 Регулирование рынка ценных бумаг в Европейском Союзе – возможность использования подходов………………………………………………………...23
3.1 Налогообложение на рынке ценных бумаг Европейского Союза. Нормы, упорядочивающие раскрытие информации на рынке ценных бумаг Европейского Союза…………………………………………………………….23
3.2 Модель единой инфраструктуры рынка ценных бумаг…………………...27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Курсовая!!.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

- Директива Совета ЕС № 90/435/ЕЕС от 23 июля 1990 г. "О налогообложении материнских и дочерних компаний, зарегистрированных в различных государствах-членах ЕС". Проблема заключается в том, что государство, в котором расположена материнская компания, имеет право облагать корпоративным налогом прибыль, полученную от дочерней компании из другого государства-члена ЕС, в то время как прибыль дочерней компании также облагается корпоративным налогом на территории государства регистрации.

В Директиве предусмотрен следующий подход к решению этой проблемы: "В случае, когда материнская компания получает от дочерней компании распределенную прибыль, государство, в котором находится материнская компания, должно: либо воздержаться от налогообложения такой прибыли, либо облагать такую прибыль налогом, предоставляя материнской компании право вычитать из суммы, подлежащей налогообложению, часть корпоративного налога, которая была уплачена дочерней компанией с этой прибыли".

Компании, подпадающие  под действие Директивы, должны быть созданы преимущественно в форме  хозяйственных обществ (акционерное  общество или общество с ограниченной ответственностью), иметь статус резидента для целей налогообложения, быть субъектом налогообложения корпоративным налогом. Статус "материнская" имеет компания, обладающая долей не менее 15% в капитале дочерней компании (с 1 января 2009 г. — 10%) и в отношении которой установлен минимальный срок ее участия в капитале.

- Директива Совета ЕС № 90/434/ЕЕС от 23 июля 1990 г. "О налогообложении компаний различных государств-членов ЕС, осуществляющих трансграничные операции по поглощению, разделению, передаче активов и обмену акциями".

Проблема заключается  в том, что при осуществлении  таких операций внутри одного государства-члена  ЕС налогооблагаемая база по уплате налога на прирост капитала не формируется, а при осуществлении указанных операций между различными государствами-членами ЕС такое налогообложение возникает.

Общее правило Директивы  заключается в том, что трансграничные операции по поглощению, разделению, передаче активов и обмену акциями не должны служить основанием для налогообложения  прироста капитала.

- Директива ЕС № 2003/49/ЕС от 3 июня 2003 г. "Об устранении двойного налогообложения выплат процентов и роялти по сделкам между компаниями различных государств-членов ЕС".

 Речь идет об  исключении двойного налогообложения  при получении указанных доходов  налоговыми резидентами одного государства-члена ЕС на территории другого государства-члена ЕС. В соответствии с Директивой нормы национального законодательства этих стран должны быть преобразованы таким образом, чтобы выплаты подвергались налогообложению только 1 раз.

- Директива ЕС № 2003/48/ЕС от 3 июня 2003 г. "О налогообложении доходов от сбережений в форме выплат процентов в одном государстве-члене ЕС в пользу физического лица-резидента другого государства-члена ЕС". Проблема, решаемая в рамках Директивы, состоит в установлении системы контроля за получением такого рода доходов налоговыми резидентами одного государства-члена ЕС на территории другого государства-члена ЕС в целях своевременного и эффективного налогообложения таких доходов. [11]

Несмотря на то, что режимы и ставки налогообложения в государствах-членах ЕС значительно различаются, анализ национальных особенностей налогообложения на рынке ценных бумаг ЕС позволяет сделать следующие важные выводы:

1) уровни налоговых  ставок в государствах-членах  ЕС в целом превышают аналогичные значения в Российской Федерации (от 15 до 60%);

2) в законодательстве  большинства государств-членов ЕС  установлены налоговые преференции  (более низкие ставки налога) для  инвесторов-нерезидентов, что направлено, очевидно, на повышение привлекательности национальных финансовых рынков для иностранных инвестиций.

В России наблюдается  обратная тенденция, т. е. все ставки налогообложения для инвесторов-нерезидентов значительно превышают ставки налога для национального инвестора: налог  на пророст капитала (доход от операций с ценными бумагами) для резидентов-физических лиц составляет 13%, для нерезидентов-физических лиц — 30%, для юридических лиц — 24%, ставка налога на доходы в виде дивидендов для резидентов — 9%, для нерезидентов — 15%;

3) в государствах-членах ЕС установлены льготы по налогообложению доходов в виде дивидендов и доходов по операциям с ценными бумагами в случае долгосрочного инвестирования (свыше 3 лет), что направлено на активизацию частных инвестиций на рынке ценных бумаг государств-членов ЕС. [12]

В продолжение рассмотрения темы об опыте регулирования ЕС рынка  ценных бумаг интересно обратиться к нормам, упорядочивающим раскрытие  информации. Общие требования к предоставлению информации акционерными обществами в рамках ЕС установлены Первой Директивой Совета ЕС от 9 марта 1968 года №68/151/ЕЕС «О гласности». Объем требуемой к раскрытию информации в целом совпадает с аналогичными требованиями российского законодательства. В то же время, согласно статье 2 Директивы, данная информация должна быть не только опубликована в национальных органах печати, но и зафиксирована в «картотеке дел центрального регистра, коммерческого регистра или регистра компаний». Копии публикуемых сведений о компании должны быть предоставлены публике по письменному заявлению.

Также Директивой (статья 4) устанавливается требование об обязательности опубликования проспекта таких ценных бумаг и рассмотрения проспекта в уполномоченных органах государств – членов ЕС перед публикацией (статья 12). Но на основании статьи 13 Директивы государства-члены ЕС могут освобождать эмитента от необходимости публиковать проспект в случаях, если данная информация уже стала доступна инвесторам, а также, если проспект был опубликован в течение последнего года (статья 6).

Таким образом, в отличие от российского законодательства, в законодательстве ЕС определены исключения в отношении требований об обязательности составления проспекта ценных бумаг, а также различаются требования к объему и порядку публикации проспекта при допуске ценных бумаг к котировкам на фондовой бирже и в отсутствие такового. Кроме того, система санкций за нераскрытие информации носит в большей степени «экономический» нежели административный характер.[11]

 

3.2 Модель единой  инфраструктуры рынка ценных  бумаг

 

Происходящие в Европе процессы интеграции национальных рынков ценных бумаг, устранение законодательных препятствий для свободного перемещения капитала между рынками разных стран, увеличение объемов трансграничных операций с ценными бумагами диктуют свои требования к учетно-расчетной инфраструктуре рынка. В связи с заинтересованностью инвесторов в наличии удобной инфраструктуры для обслуживания расчетов по сделкам с ценными бумагами зарубежных эмитентов депозитарно-расчетные центры, работающие на национальных рынках, стремятся к консолидации своих технологических платформ, синхронизации расчетных циклов, выравниванию тарифной политики. Фактически речь идет о создании единой системы учета прав на ценные бумаги на всем пространстве Евросоюза - общеевропейского центрального депозитария или, точнее говоря, системы Центрального депозитария. При этом преследуются следующие цели: повысить скорость и эффективность расчетов по трансграничным операциям с ценными бумагами, снизить издержки инвесторов, обеспечить качественное информационное обслуживание клиентов при реализации корпоративных действий и др.

Наблюдения за тенденциями  развития международной учетной  системы позволяют говорить о  том, что процесс перехода от фрагментарной  к интегрированной инфраструктуре в последнее время заметно усилился как на национальном, так и на международном уровне.

В ходе данного процесса происходят слияния и поглощения как между инфраструктурными  институтами, предоставляющими одни и  те же услуги (согласно международной  классификации - горизонтальная консолидация), так и между институтами, предоставляющими различные, но связанные между собой виды услуг (вертикальная консолидация).

Примером горизонтальной консолидации в области расчетов на общеевропейском уровне является слияние международного расчетно-клирингового центра Euroclear с национальными центральными депозитариями CIK (Бельгия), NEGICEF (Нидерланды) и CREST (Великобритания).

Ярким примером консолидации на горизонтальном уровне в области  клиринга является создание Clearnet, являющегося центральным контрагентом по всем сделкам, проводимым на биржах Франции, Бельгии и Дании.  

Наиболее высокий уровень вертикальной консолидации на национальном уровне достигнут в Испании, где фондовая биржа, клиринговый центр и система  расчетов принадлежат одной холдинговой компании. В качестве примера вертикальной консолидации на общеевропейском уровне можно привести контроль со стороны объединенной биржи Франции, Бельгии и Дании (Euronext) над центральным контрагентом на соответствующих рынках (Clearnet).

Следует отметить, что указанные процессы консолидации и интеграции на финансовых рынках обусловлены исключительно экономическими интересами и выгодами для участников и исключают директивный характер их проведения.

Анализ тенденций развития инфраструктуры стран Евросоюза показывает, что процессы консолидации институтов учетной системы будут в ближайшее время набирать силу в связи с заинтересованностью в них европейского бизнес-сообщества, политических кругов и инвесторов. В результате могут появиться новые модели построения учетной системы европейского рынка ценных бумаг.  

В связи с быстрым  ростом рынка еврооблигаций в 1970 г. 66 крупнейшими международными финансовыми  институтами в качестве альтернативы Euroclear была сформирована компания Clearstream International, перед которой ставилась цель минимизировать риски совершения расчетов в ходе международной торговли ценными бумагами, прежде всего на рынке еврооблигаций.

Clearstream International включает в себя три подразделения: Clearstream Banking Frankfurt, Clearstream Banking Luxembourg и Clearstream Services (CS). Clearstream Banking Frankfurt является Центральным депозитарием на рынке ценных бумаг Германии. Clearstream Banking Luxembourg предоставляет кастодиальные и расчетно-клиринговые услуги на международных рынках. Clearstream Services занимается развитием информационных технологий, технической поддержкой Clearstream Banking Luxembourg, Clearstream Banking Frankfurt и участников рынка.

Clearstream Banking предоставляет  своим клиентам полный комплекс  депозитарных и расчетных услуг, существующих в мировой практике, включая кредитование ценными бумагами и управление залогами.

Между международными расчетно-клиринговыми центрами Clearstream Banking и Euroclear налажен  постоянный обмен данными по информационным каналам, что позволяет клиентам Euroclear проводить операции с клиентами Clearstream Banking через взаимные счета этих центров. Большинство крупных участников международного рынка ценных бумаг имеют счета в обоих центрах, что позволят им в полной мере проводить расчеты практически со всеми видами ценных бумаг, обращающихся на международном рынке ценных бумаг и локальных рынках различных стран мира.

Европейская инфраструктура рынка ценных бумаг является глубоко  эшелонированной. Прямые счета в Euroclear и Clearstream Banking имеют только крупнейшие кастодианы. Менее крупные участники рынка пользуются услугами вышеуказанных кастодианов и в свою очередь предоставляют услуги своим клиентам. Это обеспечивает равномерное и эффективное распределение функций и нагрузки внутри учетно-расчетной системы, специализацию участников системы и поддержание конкуренции на всех ее уровнях.

Несмотря на общие  цели и единую сферу деятельности, каждый из указанных центров реализует  собственную программу объединения  европейских учетных институтов в единую систему. Модель единой инфраструктуры рынка ценных бумаг представлена в приложении Б.

Таким образом, при успешной реализации данными центрами проектов по созданию общеевропейской депозитарно-клиринговой  инфраструктуры в Европе будут существовать три центральных депозитария, конкурирующие друг с другом.[13]

Заключение

 

В условиях рыночной трансформации  российской экономики и интеграции ее в мировую экономическую систему  исследование складывающейся системы  финансовых отношений приобретает особую актуальность и остроту.

Ценные бумаги - необходимый  атрибут всякого рыночного хозяйства. Эффективно работающий рынок ценных бумаг выполняет важную макроэкономическую функцию, способствуя перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях и одновременно отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не имеют четко определенных перспектив развития.

Таким образом, рынок  ценных бумаг является одним из немногих возможных финансовых каналов, по которым сбережения перетекают в инвестиции. В то же время рынок ценных бумаг предоставляет инвесторам возможность хранить и преумножать их сбережения.

Российский рынок ценных бумаг на данный момент имеет большое количество проблем, требующих немедленного решения. Среди них основными можно выделить следующие:

- преодоление негативно влияющих внешних факторов, сдер-живающих развитие рынка ценных бумаг в России;

- целевая переориентация рынка ценных бумаг;

- выбор модели рынка;

- наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг;

- необходимость введения долгосрочного, перспективного управле-ния;

- беззащитность инвесторов;

- повышение роли государства на рынке ценных бумаг;

Информация о работе Экономическая природа рынка ценных бумаг и его особенности в современной России