Экономическая глобализация: последствия для России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсовой работы можно считать необходимость понять что не так происходит в нашей стране, поскольку Российскими экономистами уделяется мало внимания процессу глобализации.
В соответствии с поставленной целью, курсовая работа имеет ряд задач:

разобрать обобщение и систематизацию результатов исследования проблемы, содержащихся в современной экономике;
рассмотреть проблемы современной экономической глобализации;
раскрыть сущность Российской экономики.
понять глубокое осознание сущности, истоков и перспектив глобализационных процессов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы экономической глобализации……………….5
2. Анализ влияния экономической глобализации на развития России..14
3. Направления развития экономической глобализации России………23
4.Заключение……………………………………………………………...29
5.Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Галяпа Т.В. 1ЭДЭ.docx

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Возможности участия России в  глобализационных процессах не в последнюю очередь связаны с целенаправленной экономической политикой государства, которая учитывала бы очевидные риски глобализации для страны и была бы направлена на их нейтрализацию,  способствовала бы раскрытию потенциальных выгод глобализации для российской экономики и управляла бы процессом адаптации национального хозяйства к требованиям изменяющейся внешней среды. Предпосылками проведения такой политики являются учет в любых разрабатываемых концепциях экономического развития России нового расклада сил в мировой экономике, необходимость и желательность изменения позиционирования страны в международном разделении труда. По мнению некоторых отечественных специалистов, стратегия дальнейшего включения страны в мировую экономику должна состоять в ориентации на формирование двухполюсной международной специализации, базирующейся на использовании не только и не столько природно-ресурсного, сколько научно-технологического потенциала.

В рамках данной стратегии  задачи внешнеэкономической политики государства могут быть следующими:

- не допускать резкого  снижения ценовой конкурентоспособности  отечественного экспорта и импортозамещающего  производства;

- стимулировать экспорт,  и в первую очередь продукции,  созданной на базе современных  высоких технологий;

- обеспечивать защиту  «встающих на ноги модернизируемых  отраслей и производств, потенциально  конкурентоспособных на внутреннем  и внешнем рынках.

Роль государства в  обстоятельствах глобализации. На карте мира сейчас более 200 стран и территорий. Их число в последние 40 лет существенно выросло сначала в связи с процессом деколонизации, а затем с распадом СССР, а также Югославии и Чехословакии в начале 90-х гг. Наиболее важной отличительной характеристикой государства является его территориальная основа. Суверенитет государства над своей территорией зафиксирован в международном праве. Государство узаконило свою власть над тем, что происходит на его территории. Как эта власть используется, зависит от особенностей политической системы в каждом конкретном государстве. Существуют два взаимосвязанных аспекта деятельности государства, которые вытекают из его территориальной прерогативы: его функция как территории, на которой осуществляется хозяйственная деятельность, и как регулятора экономической активности внутри и за пределами его границ. С помощью организации общественных работ, создания системы государственного социального страхования, активного использования бюджетной политики правительства этих стран пытались противостоять спаду и связанными с ним безработице и нищете, т.е. государство с этого времени взяло на себя решение таких задач, которые раньше не входили в его функции, и расширило существующие. К середине века спектр задач, решаемых государственными институтами, включал не только более широкое предоставление инфраструктуры и коммунальных услуг, но и намного более развернутую поддержку образования и здравоохранения. Так доля государственных расходов, включая расходы государственных фондов социального страхования, в ВВП выросла в развитых странах более чем в 4 раза с начала прошлого века и превысила к концу столетия в среднем 40%, а в отдельных странах намного больше. Главным фактором такого увеличения стал рост государственных социальных расходов, что непосредственно вытекало из задачи создания государства всеобщего благосостояния. В частности, существенно выросли расходы на образование, медицинское обслуживание, социальную помощь наименее защищенным слоям населения, что сократило масштабы бедности и повысило качество человеческого капитала. Во всех развитых странах увеличился индекс человеческого развития (ИЧР).

Американские исследователи международной экономической интеграции из Института Брукингса отмечают, что трансграничная экономическая интеграция и национальный политический суверенитет все больше вступают в конфликт, что ведет к противопоставлению экономических и политических структур в мировом хозяйстве. Эффективные рыночные просторы все меньше совпадают с национальной юрисдикцией. В этом есть какой-то парадокс, потому что движение от государственной власти к рыночной и растущая мощь ТНК были следствием преднамеренной государственной политики. Другие ученые считают, что поскольку государство не отступило, то основной смысл его существования полностью изменился. Государства отныне формируют политику на базе конкурентных стратегий, которые стремятся воодушевить рынки и делегировать ответственность за ключевые решения частным действующим лицам. Но глобализация не означает стирания всех национальных рамок. Национальные хозяйства превращаются в составные части единой мирохозяйственной системы. Между ними устанавливаются разнообразные отношения на основе норм международного права, значение которых резко возрастает в сравнении с национальными законами и нормами, формируется экономическая среда, которая функционирует на базе общих правил, принципов, стандартов, ценностей. Тем не менее, действуют и тенденции сохранения национального своеобразия, роста различий в уровне и образе жизни. Поэтому в целом национальное государство в условиях глобализации призвано сыграть очень важную роль в отстаивании национальных интересов, противодействии негативным проявлениям глобализации, во «встраивании» национальной экономики не только с наименьшими потерями, но и с выгодой в систему мирохозяйственных связей. Для России это имеет колоссальное значение. 

  1. Анализ влияния экономической глобализации на развития России.

В поиске ответа на требования глобализации. Анализ мировой экономики, проделанный в лекциях, можно было бы заключить констатацией необходимости для мирового сообщества и отдельных его членов нахождения ответов па вызовы глобализации. К сожалению, большинство государств, включая и Россию, еще не готово сделать выводы из новых реалий. Отсутствует стратегия развития мировой экономики в условиях глобализации. У международных организаций, лидеров ведущих стран, ученых-аналитиков нет перспективного видения того, как использовать преимущества глобализации, одновременно избегая ее опасных последствий.

Многие государства стремятся  придать национальной экономике  открытый характер и более органично включить ее в глобальную систему сотрудничества. Это открывает доступ к знаниям и опыту других обществ, к международным рынкам капиталов и современных технологий, позволяет получать больший эффект от внешнеторгового обмена. Будут ли найдены адекватные ответы на негативные стороны глобализации? Пока необходимость этого в полой мере не осознана.

Угрозы, сопутствующие глобализации, не ограничиваются утратой государствами  части своего суверенитета в проведении экономической и социальной политики. Ущерб от этого, как и от неравномерного распределения выгод, связанных  с глобализацией, достаточно ощутим, особенно развивающимися странами. Такого рода проблемы стали предметом обсуждения международной общественностью, однако реакция на них неоднозначна. К  не менее грозному вызову глобализации справедливо относят также беспрецедентное  ужесточение конкуренции, в условиях которой устоять и выжить становится намного труднее, чем раньше. Разумеется, схватки мощных ТНК за сохранение позиций на мировом рынке можно рассматривать как позитивный процесс повышения качества товаров и услуг, снижения цен и рационализации структуры производства в глобальном масштабе. Негативная сторона проблемы состоит между тем в цене, которую приходится платить производителям и населению за приобретающую все больший накал международную конкуренцию. Снижение издержек и улучшение качества, не говоря уже о рекламе и освоении новых рынков, требуют немалых затрат и жертв. Глобализация делает все более очевидными и опасными последствия огромного разрыва в уровне жизни между бедными и богатыми странами. Глобализация с ее информационной и транспортной революциями, либерализацией торговли и расчетов значительно усилила миграционные процессы. Этому способствовала и острая нехватка в благоденствующих государствах претендентов на непрестижные и низкооплачиваемые рабочие места.

В большинстве развитых стран  увеличатся иммигрантские диаспоры. Внутри некоторых государств будут  продолжать существовать национальные автономии. Задача адаптации и интегрирования мигрантов, развития здоровых межнациональных  отношений, консолидации общества потребует  выработки соответствующей политики и гибких, продуманных законов. К  сожалению, стихийное развитие международной  миграции остается одним из вызовов  глобализации,  на который не найдено стратегического ответа ни в США, ни в ЕС, ни в России.

Такие глобальные проблемы, как энергетическая, продовольственная, экологическая, представляют еще один серьезный вызов, с которым нелегко  справиться мировому сообществу. Угрожающие последствия обострения и нерешенности этих проблем проявляются в последние  годы все более явственно. Положение  дел с обеспечением энергией выдвинулось  на первый план. Отставание производства и предложения от спроса на наиболее выгодные виды топлива — нефть  и газ — взвинчивает мировые  цены на них, подогревает повсеместно  инфляцию, замедляет экономический  рост.

В условиях глобализации не только приобретает значение усиление конкурентных позиций в отдельных  видах производств, но и становится важным фактором международных, в том  числе экономических, отношений  способность национальной экономики к устойчивому и динамичному развитию, неуклонному повышению благосостояния и культуры населения. Развертывается конкуренция национальных систем и моделей организации общественной жизни, в которой призовые места, международное уважение, влияние и моральный авторитет завоевывают государства, достигающие лучших результатов по главным показателям социального и экономического прогресса. Глобализация заставляет лидеров стран и их политическую элиту считаться не только с тем, как складывается соотношение экономической и военной мощи, научно-технических потенциалов государств, но и с их моральным весом и политическим влиянием в международных делах. А здесь многое определяют мудрость политического руководства, действенность демократических институтов, сплоченность общества и его вера в справедливость и эффективность социального устройства. Антидемократические, коррумпированные режимы все более расшатываются под воздействием глобализации и оттесняются на периферию мирового сообщества. Нет ничего удивительного в том, что возможности и опасности экономической глобализации становятся объектом стратегического планирования во многих государствах. Некоторые из них делают ставку на внешний фактор ускорения роста и модернизации производства и достигают в этом успеха. Россия все еще находится на перепутье в своем отношении к возможностям глобализации. Для нее проблема по большей части сводится к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), а также к наполнению реальным содержанием Соглашения о сотрудничестве и партнерстве с ЕС. Но неотвратимый и обещающий большие преимущества процесс глобализации требует всестороннего анализа и стратегических выводов. России должно принадлежать достойное место в мировой экономике, обеспечивающее ей максимально благоприятные внешние условия развития. Главным фактором ее экономического благополучия станет, очевидно, не экспортная экспансия, а уникальные возможности расширения внутреннего рынка. Развитие внутреннего разделения труда и рынка в такой крупной стране, как наша, не может приноситься в жертву благоприятной, но неустойчивой конъюнктуре на сырье и топливо на мировом рынке.

ВТО – бесспорно важный инструмент экономической глобализации, поскольку во многом определяет нормы  и механизмы регулирования торгово-экономических  отношений. Главная функция этой организации состоит в либерализации  мировой торговли, т.е. освобождении экономических обменов между  странами от различных ограничений  и барьеров. ВТО добивается максимального  устранения государственного регулирования  внешнеэкономических отношений, ограничивающего  свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. ВТО устанавливает в соответствии со своей идеологией общие правила ведения международной торговли, а также контролирует их соблюдение и разрешает возникающие споры. Членство в ВТО, к которому стремится Россия, дает ей возможность участвовать в обсуждении и разработке нововведений в практику международных обменов, влиять на проводимую этой организацией политику. Нельзя считать нормальным, что позиция России по актуальным вопросам мировой торговли не представлена на этом влиятельном форуме. Вместе с тем России нельзя не считаться с ограниченными возможностями своего влияния. ВТО – отнюдь не благотворительная организация,

она дает своим членам определенные права и преимущества, по и обязывает их пожертвовать частью национальных интересов. Баланс складывается, как правило, с большим плюсом для стран, обладающих сильными конкурентными позициями на мировых рынках. Им достаются щедрые призы ценой наименьших издержек и потерь. Демократическая процедура принятия решений в ВТО консенсусом либо двумя третями голосов стран-членов не обеспечивает ни подлинного равноправия, ни справедливого согласования интересов стран. Большинство, состоящее из малых и бедных стран, не в состоянии изменить суть проводимой ВТО политики, устраивающей в первую очередь индустриальные державы. Это вызывает критику со стороны недовольных стран, рождает предложения по реформированию данной организации. Глобализация по модели ВТО отнюдь не самый лучший путь участия России, Китая и многих других стран в мировой экономике. Но другого выбора пока нет. Эта и родственные ей международные экономические организации рано или поздно вынуждены будут откликнуться на стремление все большего числа стран к демократизации международных экономических отношений.

 Вступление в ВТО  позволит России влиять на  принимаемые решения, использовать  существующие в этой организации  и обязательные для всех ее  членов механизмы разрешения  международных торговых споров, рассчитывать на более благоприятные  условия продвижения некоторых  своих товаров на международные  рынки. В то же время нам  придется взять на себя обязательства  по соблюдению установленных  ВТО правил и процедур международной  торговли товарами и услугами, которые лишают государство ряда  важных регулирующих функций.  В частности, не применять меры  экономической политики, влияющие  на условия конкуренции как на внешнем, так и внутреннем рынках. С момента начала переговоров о присоединении к ВТО в 1993 г. России приходится противостоять попыткам продиктовать ей условия, наносящие явный ущерб национальной экономике. Это легче было бы делать, располагая общей стратегией включения России в мировую экономику, которая, к сожалению, еще не разработана. Ведь, чтобы не попасть впросак, российским переговорщикам важно четко представлять внешнеэкономические интересы страны, видеть перспективы ее внутреннего развития. Им нужно располагать прогнозами возможной экспортной специализации и рационального замещения импорта собственным производством. Но даже не имея детальных целей па долгосрочную перспективу, они не вправе пойти на уступки по целому ряду ключевых для будущего страны вопросов.  В соответствии с действующим в рамках ВТО Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам члены организации берут на себя обязательство отказаться от государственного стимулирования отечественного производства и экспорта. Россия не может пойти на это в жизненно важных для нее областях, в первую очередь технически передовых. Иначе ей грозит участь остаться топливно-сырьевым придатком индустриально развитого мира, быть зависимой от превратностей мирового рынка и импорта необходимого оборудования и продовольствия. Однако именно на этом настаивают наши партнеры по переговорам.

Ряд соглашений ВТО не требует  обязательного присоединения к  ним ее членов, оставляя за ними право  добровольного выбора. Это относится, например, к соглашениям по торговле гражданской авиа - техникой и по информационным технологиям. Тем не менее ряд государств-членов обусловливает свое согласие на принятие России в ВТО подписанием ею таких соглашений, лишающих соответствующие отрасли защиты и поддержки со стороны государства. Те же последствия будет иметь навязываемое нам серьезное снижение или даже отмена импортных тарифов на продукцию электроники, автомобиле и авиастроения. В итоге эти отрасли могут утратить всякую перспективу возрождения и выхода на внешние рынки. Особенно губительным это грозит оказаться для отечественного гражданского авиастроения. Например, беспошлинный ввоз подержанных авиалайнеров, продаваемых или передаваемых в лизинг по бросовым ценам, способен лишить рынка отечественные заводы.

Еще одним формально необязательным, но настоятельно предъявляемым России некоторыми партнерами требованием  является отмена экспортных таможенных пошлин на нефть, природный газ, некоторые  металлы и сырьевые товары. Одновременно Россия должна последовательно приближать внутренние цены на эти виды своей  продукции к мировым. Подобные условия  принятия в ВТО заранее лишают нашу страну, располагающую богатейшими  природными ресурсами, ее конкурентных преимуществ. Специалисты предупреждают, что в случае выравнивания внутренних и мировых цен только на энергоносители объем выпускаемой в России химической и металлургической продукции может  сократиться вдвое, а машиностроительной – до четверти из-за роста издержек производства и падения спроса вследствие роста внутренних цен. Переговоры о вступлении России в ВТО показывают, насколько серьезны, сложны и значимы для нас процессы, протекающие в мировой экономике.

От понимания сути экономической  глобализации и умения учитывать  ее особенности в практической политике в немалой степени зависят  будущее России и ее место в современном мире.

Финансовая Глобализация: Эндшпиль.

 

Россия в обстоятельствах глобальной конкуренции. Уже отмечалось, что к преимуществам и одновременно издержкам глобализации относится резкое обострение международной конкуренции. Это не дает окрепнуть национальной промышленности в развивающихся странах, открывает двери для завоевания их внутреннего рынка ТЫК. Но и ведущие индустриальные державы в стремлении устоять в обостряющейся конкуренции вынуждены напрягать силы и снижать издержки нередко за счет ухудшения социального климата внутри предприятий и в стране в целом, сокращения занятости, слияния или поглощения однопрофильных компаний. Открывая и либерализируя свою экономику, Россия вынуждена считаться с суровыми условиями выживания в глобализирующейся экономике.

Информация о работе Экономическая глобализация: последствия для России