Экономическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:04, доклад

Описание работы

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.
Система макроэкономических показателей позволяет определить степень экономической безопасности государства. Кроме того, с помощью макроэкономических показателей можно провести оценку макроэкономических результатов и осуществить анализ предпосылок их получения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 27.89 Кб (Скачать файл)

Такая структура  личного располагаемого дохода обусловлена  тем, что гражданин в условиях рыночного хозяйства выполняет  две основных функции – потребителя  и инвестора (он вкладывает свои сбережения в развитие имущественных компонентов домохозяйств и фирм, а в этом последнем случае – с целью получения доходов).

 

1.3 Механизм обеспечения  экономической безопасности страны

 

Для обеспечения экономической  безопасности России, для решения  поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации.

Механизм обеспечения экономической  безопасности страны в условиях глобализации – это система организационно-экономических  и правовых мер по предотвращению экономических угроз [21, с.34]. Он включает в себя следующие элементы:

  • объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;
  • выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам;
  • деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.

Механизм  обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации реализуется  посредством государственной стратегии, которая должна быть идеологией развития и учитывать стратегические приоритеты, национальные интересы. Поэтому главная  цель экономической стратегии состоит  в формировании структуры экономики  и образовании промышленно-финансовых и банковских структур, способных  создавать условия для внедрения  капитала в новое русло развития экономики.

Одно  из направлений соблюдения стратегических интересов безопасности состоит  в создании системы гибкого регулирования  рыночной экономики. В систему гибкого  государственного регулирования целесообразно  включить следующие основные подсистемы:

  • макроэкономическое регулирование, устанавливающее общие правила и параметры хозяйствования для всех типов организаций;
  • индикативное планирование, на основе которого осуществляется ориентация инвестиционных процессов на выбранные приоритеты структурной политики, а также другие типы «тонкой настройки» механизма хозяйствования экономическими методами для всех типов организаций;
  • более жесткое планирование деятельности государственных пред приятии, госзаказов (прежде всего оборонных), а также разработка и осуществление методов управления государственным имуществом.

Другой  важный аспект стратегии экономической  безопасности – устойчивость национальной валюты. Можно констатировать, что  в рамках монетаристского подхода  в России на сегодняшний день удалось  обеспечить относительную стабильность валюты. Проблема устойчивости национальной валюты приобретает важнейшее значение во всей системе рыночных индикаторов.

Государственная стратегия в области обеспечения  экономической безопасности разрабатывается  и реализуется в рамках проводимой экономической политики, основными приоритетами которой являются достижение устойчивости экономического положения личности, социально-экономической стабильности общества, государства, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, законности и законопослушания всех, включая органы государственной власти.

В этих целях  должна быть создана отлаженная и  надежная система государственного воздействия на экономику, позволяющая  осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших экономических  преобразований, а также способная  взять на себя функции управления и поддержания экономики страны на безопасном уровне. При этом необходимо четко определить границы и критерии или условия государственного вмешательства  в экономику, в частности, границы  государственного сектора, а также  обеспечить развитие эффективных методов  государственного регулирования.

Государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по обеспечению экономического роста, что и будет гарантией  экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все сферы  экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной  и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической  сфере, продолжение институциональных  преобразований.

При этом социальная политика должна содействовать  консолидации общества на условиях устойчивого  экономического положения граждан, повышения их уровня жизни. Определенный позитивный сдвиг, наблюдавшийся в  росте среднемесячных денежных доходов  населения в течение последнего времени, имел место на фоне значительных задержек денежных выплат, усиления дифференциации в доходах различных социально-демографических  групп. Однако процесс расслоения общества на богатых и бедных продолжается, что оказывается дестабилизирующим  фактором, создающим потенциальную  угрозу возникновения социальных конфликтов.

Основным  направлением инвестиционной политики должно стать формирование благоприятной  среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечению частных  отечественных и иностранных  инвестиций для реконструкции российской экономики. При проведении эффективной  инвестиционной политики должны соблюдаться  следующие основные принципы:

  • последовательная децентрализация инвестиционного процесса;
  • повышение роли неинфляционных источников накопления (внутренних источников накопления предприятий и сбережений населения);
  • значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;
  • использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства;
  • стимулирование привлечения иностранных инвестиций.

Следует заметить, что важнейшим элементом  механизма обеспечения экономической  безопасности общества является деятельность государства по выявлению и оперативному предупреждению внутренних и внешних  угроз безопасности экономики, особенно при современном социально-политическом положении России. Основные направления  этой деятельности следующие:

  • выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации;
  • организация работы по реализации комплекса мер с целью преодоления или недопущения возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы Совет Безопасности Российской Федерации должен рассматривать концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;
  • экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты обязательно должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации.

Реализация  мер по устранению угроз экономической  безопасности в условиях глобализации требует организации эффективной  системы контроля за исполнением  этих мер со стороны Совета Безопасности Российской Федерации.

Для обеспечения экономически безопасной интеграции России в мировую экономику  государству, развивая специальные  институты, необходимо завершить:

  • формирование оптимальной структуры экспорта, предполагающей значительное повышение в нем удельного веса и объемов товаров с высокой степенью переработки, высококачественных классных услуг;
  • исходя из имеющихся конкурентных преимуществ, выявление и целенаправленное освоение наиболее перспективных для российского экспорта товарных ниш страны на мировом рынке, концентрацию основных усилий и средств для достижения рыночного успеха, а также всемерное развитие производственной кооперации, инжиниринга и лизинга;
  • достижение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими организациями и союзами;
  • обеспечение доступа российских предприятий в качестве экспортеров и импортеров на мировые рынки машин, оборудования и технологий, информации и капитала, к транспортным коммуникациям, в том числе на рынках с высокой степенью монополизации или защищенных протекционистскими мерами;
  • долгосрочное регулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях как со странами и международными организациями-кредиторами, так и с государствами-должниками.

Многообразная роль системы государственного и  хозяйственного управления в обеспечении  экономической безопасности страны в условиях глобализации обусловлена  выполнением присущих его механизму  функций, в том числе следующих [28, с.46].

Во-первых, обеспечивать инструментарий для обоснования и принятия стратегических и текущих решений, охватывающих как макро-, так и микроэкономическое регулирующее воздействие и параметры функционирования государства;

Во-вторых, обеспечивать с помощью экономических  и административных рычагов практическую реализацию стратегии и текущих  программ экономического развития, анализ и оценку достигаемых результатов, корректировку осуществляемых мер  и действий в зависимости от складывающихся условий;

В-третьих, обеспечивать необходимую правовую и политическую защиту экономического суверенитета страны на основе выработки и последовательного проведения в жизнь законодательных и нормативных актов, предусматривающих охранительные, поощрительные и запретительные режимы в системе взаимоотношений с другими странами;

В-четвертых, формировать устойчивую и надежную систему распределения прав, функций и ответственности, взаимодействия органов и должностных лиц, позволяющую быстро и компетентно реагировать на все возникающие явления и проблемные ситуации в функционировании экономики.

Таким образом, повышение экономической безопасности России в большой степени зависит  от эффективности инструментов защиты национальных интересов на внутренних и внешних рынках. Однако, создавая такие инструменты, необходимо учитывать  технологическую отсталость активной части основных производственных фондов, более высокую материалоемкость производимой российской продукции, пока еще слабую нормативную правовую базу и экономическую нестабильность.

Одним их эффективных механизмов является проведение разумной протекционистской  политики, защищающей национальные интересы отечественных товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках, которая предусматривает: борьбу с  монополистами; налоговые льготы; льготное кредитование экспорта продукции обрабатывающей промышленности; задействование режима благоприятствования для предпринимателей в различных отраслях производства; особую значимость фактора ресурсосбережения.

 

 


Информация о работе Экономическая безопасность