Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:33, курсовая работа
В работе даны терминология и теоретический анализ инфляции, описана инфляция в России, указано как измеряется уровень инфляции
Введение
1.Терминология и теоретический анализ инфляции
1.1. Сущность инфляции как экономического явления
1.2. Виды инфляции
1.3. Причины инфляции
1.4. Влияние инфляции на перераспределение доходов
2. Инфляция в России
2.1. Причины инфляции в России
2.2. Антиинфляционные меры в долгосрочной перспективе
2.3. Регулирование цен на уровне государства
2.4. Регулирование кредитно-денежных отношений
3. Измерение уровня инфляции
3.1. Индексы цен как средство измерения инфляции
3.2. Анализ уровня развития экономики
Заключение
Библиографический список
Приложение
2.2. Антиинфляционные
меры в долгосрочной
Преодоление инфляции остается
одной из главных задач антикризисной ст
В первые пять лет (1996-2000гг.) угроза инфляции остается критически острой. От степени ее снижения зависят сроки и условия реализации намеченной стратегии. Увеличение спроса, отмена или ослабление действия «номинальных якорей» (в частности фиксированного валютного курса), усиление протекционизма, меры по финансовой поддержке предприятий неизбежно будут способствовать повышению инфляции. На это также накладываются инфляционные ожидания. Соединение этих факторов может привести к быстрому раскручиванию инфляции до 15-20% в месяц. Это означало бы полный провал всей антикризисной стратегии. Поэтому целями антиинфляционной политики должны стать:
предсказуемость динамики инфляции: нельзя допустить ее ускорения дольше 2-5% в среднем за месяц;
создание институциональных и финансовых предпосылок для сокращения инфляционного потенциала.24
В 1998-2000гг. расширение конечного спроса потребует особого усиления антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. В это время ключевой целью антиинфляционной политики становится снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности, т.е. до 35-40% в год.25 Для решения этих задач необходимо осуществить комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.
Следует регулярно устанавливать ориентиры («коридор») инфляции и денежной массы с разбивкой по кварталам, разработать систему действий, направленных против отраслей и предприятий, нарушающих установленные ориентиры. Необходимо определить также критический уровень инфляции, превышение которого автоматически предполагает приостановку действий, стимулирующих спрос и ужесточение антиинфляционной политики.
Целесообразно ввести прямые
ограничительные меры, направленные
против роста цен в отраслях-
Важно ограничить дефицит
бюджета уровнем 4-5%. Наращивание
государственных инвестиций должно
происходить параллельно с расш
Необходимо поддерживать процентные ставки на уровне, незначительно превышающем темп инфляции, при этом стимулировать их дифференциацию с целью замедления оборота денежной массы. Следует отладить механизмы проводки централизованных субсидий и кредитов и субсидий через уполномоченные банки для предотвращения перекачки средств в спекулятивные операции на денежных рынках.
Ужесточение мер против роста просроченной дебиторско-кредиторской задолженности (стимулирующего инфляционные процессы) помогает нормализовать кругооборот оборотного капитала в промышленности и развития вексельного обращения.
Важно ограничение доли доходов посредников в конечных ценах потребительских товаров.
С тем чтобы в последующем перейти к политике стабилизации реального валютного курса, в первое время целесообразно сохранить «валютный коридор».
Для борьбы с сезонными всплесками инфляции следует стимулировать фьючерсную торговлю сезонными товарами.
В заключительный период (2001-2005гг.) целью антиинфляционной политики должно стать сокращение инфляции до социально-безопасного уровня: 1-2% в месяц.27 Решение этой задачи требует радикального сокращения инфляционного потенциала экономики, изменение ценовых пропорций, структурных сдвигов в пользу отраслей инвестиционного и потребительского комплексов. Стабилизация динамики производства и инвестиций делает возможным усиление дефляционной монетарной политики, ориентированной на реальный сектор и повышение качества жизни населения. Именно благодаря снижению уровня инфляции в стране можно добиться реального повышения благосостояния населения. И в конечном итоге это позволит выполнить поручение, которое было сформулировано В. В. Путиным по принятию комплекса мероприятий для борьбы с бедностью.
2.3. Регулирование цен на уровне государства
Для контроля над ситуацией
неравномерного роста цен и принятия
мер, ликвидирующих ценовые
В экономиках западных стран ценовые диспропорции устраняются путем регулирования паритетов цен, в том числе и государством. При этом на продукцию отраслей, создавших диспаритеты, цены замораживаются, что приводит к их относительному снижению по сравнению с ценами на продукцию отраслей, потерпевших урон. Последним позволяется динамика цен в рамках допустимого темпа инфляции. Органы управления могут также выпускать каталог «рекомендуемых цен». Такой опыт был в Германии в 1948 г. Цены задавались в определенных границах.28
Активно используются индексы цен при назначении налоговых ставок, величины дотаций, при определении во внешней торговле таможенных пошлин.
Особо следует выделить проблему регулирования цен и тарифов на продукцию естественных монополий. Существует два подхода к ее решению. В первом – тарифы и цены назначаются, исходя из издержек компании на производство и разумные инвестиции. Этот подход широко применялся в США и других странах, и используется в настоящее время в России. Но в период инфляции требуются постоянные корректировки таких «обоснованных» цен. При частых корректировках снижается уровень обоснованности. Трудно подсчитать в этих условиях сами издержки и в сжатые сроки контролировать правильность расчетов.
Второй подход носит название «дефлятор Х». Он получил распространение с середины 80-х годов в Великобритании в электроэнергетике, водоснабжении, газоснабжении, телефонной связи, управлении аэропортов. С 1989 г. его стали применять в США для тарифов и услуг дальней связи. Применяется он также в Мексике и Аргентине.
Рассчитывается по фиксированной формуле верхний предел тарифа на 4-5 лет:
где
Важно установить какой вид индекса использовать в формуле. В Великобритании динамика тарифов компаний и отраслей естественных монополий фиксируется относительно индекса розничных цен (ИРЦ), в США – индекса цен (дефлятора) ВНП. Конечно, для потребителей близок и понятен ИРЦ, но его динамика может значительно отличаться от движения индексов цен затрат в отраслях естественных монополий. Поэтому для производителей предпочтительней дефлятор ВНП и индекс цен производителей, хотя и они в свою очередь могут отличаться от индекса цен затрат конкретной регулируемой отрасли. В некоторых странах, где имеются сложности при подсчете ИРЦ, и где хозяйство сильно зависимо от других развитых экономик, целесообразно фиксировать тариф относительно индекса чужой экономики. Так регулируется тариф на телефонную связь в Аргентине.
Величина - обычно определяется как фактор повышения производительности в данной отрасли, т.е., благодаря тариф либо превосходит темп инфляции, либо отстает. определяется на основе оценок перспективного спроса, объема капиталовложений, величины прибыли от нерегулируемой деятельности, вероятности снижения издержек, необходимости инвестирования.29
Данная система, обладая
изяществом в формировании цены, с
одной стороны позволяет
2.4. Регулирование кредитно-
Изменения уровней цен являются важными показателями для регулирования объема платежных средств. Это составляет одну из центральных задач государственной банковской системы. Как правило, общий рост цен означает чрезмерный (по сравнению с потребностями производства и торговли) выпуск платежных средств, необходимость сокращения эмиссии денег (или замещение их менее ликвидными платежными средствами типа государственных облигаций) и даже изъятия из обращения лишних денег, чтобы инфляция не ухудшала экономическую ситуацию. Наоборот, снижение уровня цен часто означает нехватку платежных средств, что также может оказывать отрицательное воздействие на производство. Постоянно осуществляемое наблюдение за индексами цен может давать своевременную информацию об этих ситуациях.
До ХХ века объем платежных средств в обращении был тесно связан с запасами драгоценных металлов (золота и серебра). На устойчивость кредитно-денежной системы сильно сказывались разного рода изменения объемов и ценности этих, реально не самых главных в экономической жизни, товаров. Идея целесообразности регулирования объема денег в обращении на основе цен не одного или двух, а широкого круга товаров, т.е. на основе индексов цен, была впервые высказана в основополагающей для изучения инфляционных процессов книге Ирвинга Фишера «Покупательная сила денег», вышедшей в 1911 году. Можно считать, что в неявном виде эта идея была реализована во всем мире в середине прошлого века.
В качестве сильнодействующего (через эффект мультипликатора) способа регулирования массы денег в обращении служит управление нормой резервирования кредитов коммерческих банков в Центробанке. Другим более гибким инструментом управления массой денег в обращении является назначение ставки рефинансирования для кредитов банками и предприятиями.30
Считается, что повышение ставки – необходимый и универсальный способ воздействия на замедление инфляционных процессов. Высокий процент по ссудам с входящей в него составляющей темпа инфляции сокращает спрос на деньги, усиливает тенденции накопления, сокращает платежеспособный спрос на товары, что ведет к замедлению инфляции. Например, в США в 1984 г. Федеральная Резервная система пять раз повышала процентную ставку и смогла достичь рекордно низкого показателя темпа инфляции 1985 г. – 2.6%.31 В то же время, если индекс цен невысок, то высокий процент по кредитам делает их непривлекательными, что замедляет экономический рост. С другой стороны, если в хозяйстве наблюдаются устойчивые высокие темпы роста цен, то ссуды и денежные сбережения субъектов рынка могут обесцениваться. Чтобы не допустить этого, в процентные ставки закладывают инфляционную составляющую, равную предполагаемому индексу цен. Получается, что поддержание высокого процента может стать инфляционным фактором. Поэтому антиинфляционное воздействие повышения нормы процента эффективно только на ранних стадиях инфляции. При сильном росте цен и процента это воздействие ослабляется.
С другой стороны, установление
процентных ставок ниже темпа инфляции
действует на экономику разрушительно.
Увеличивается
В качестве особой области
использования индексов цен при
регулировании денежного
3. Измерение уровня инфляции
3.1. Индексы цен как средство измерения инфляции
Для анализа и регулирования экономических процессов, наряду с наблюдениями за изменением цен на конкретные виды благ, необходимы обобщающие показатели динамики уровней цен на разные классы благ – индексы цен. До недавнего времени в нашей стране дискуссии о способах построения индексов цен, обсуждение их скудных публикаций были уделом узкого круга специалистов. При свободном ценообразовании, особенно в периоды бурной инфляции, возрастает интерес к индексам цен, обостряется потребность в них. Индексы цен могут сыграть огромную роль в стабилизации и эффективном развитии экономики.
Индексы цен были первыми агрегированными показателями, которые стали регулярно публиковаться с первой половины прошлого века в Англии, затем в США, Германии, России и других странах. Долгое время эти публикации имели чисто информационный характер.
С 20-х годов нашего века в России, а затем в других странах регулярно публикуется большое количество разных агрегированных экономических показателей, среди которых большое место занимают индексы цен. Эти индексы различаются по многим признакам. Среди них рассматриваемые классы товаров и услуг (дефляторы национального продукта, индексы цен промышленных, сельскохозяйственных товаров, а также других, в том числе более мелких секторов экономики), региональные аспекты (отдельно региона или страны в целом), рассматриваемые экономические операции (индексы цен производителей, оптовой, розничной, внешней торговли, потребляемых населением благ) и другие.
Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в РФ